На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Коррекция ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 9.2.2014. Сдан: 2011. Страниц: 101. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя
1.1 Понятие ценностных ориентаций…………………………………………..6
1.2 Специфика подросткового возраста и специфика ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………...12
1.3 Причины и факторы приобщения к употреблению алкоголя…………….20
1.4 Ценностная сфера подростков, употребляющих алкоголь………………………………………………………………………25
1.5 Понятие коррекции аддиктивного поведения……………………………..31
Глава 2. Программа коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя
2.1 Анализ проблемы ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя…………………………………………………………40
2.2 Программа коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя…………………………………………………………...45
2.3 Анализ эффективности программы…………………………………………..52
Заключение………………………………………………………………………...59
Список использованной литературы……………………………………………..63
Приложения ………………………………………………………………….……68

Введение

Ценностные ориентации личности - одна из важнейших проблем, исследуемых в настоящее время. Ее значимость заключается в том, что система ценностных ориентаций выполняет функции регуляторов поведения, жизнедеятельности личности и определяет основу «философии жизни». Проблема ценностно-смысловой сферы становится особенно актуальной, когда речь идет о подростковом возрасте, связанным с изменением места ребенка в обществе, отношений с миром взрослых. Как элемент структуры личности подростков жизненные ценностные могут характеризовать их внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Так же понятно, что в подростковом возрасте установки и ценностные ориентации личности уже могут регулировать реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях.
Но, под влиянием наркотических веществ, в частности алкоголя, у подростков наблюдается деформация ценностных ориентаций. Отношение к жизни у аддиктивных подростков «по принципу удовольствия» становится определяющим, при этом алкоголь является одним из эффективных способов изменения эмоционального состояния, решения проблем общения и взаимоотношения со сверстниками и т.д. На смену алкоголя как атрибута подростковых досуговых мероприятий приходят наркотические вещества. Как показывают результаты опросов среди подростков, злоупотребляющих спиртным, такое поведение воспринимается ими как «форма протеста». Для таких молодых людей характерны враждебность и отчуждение по отношению к взрослым и неприятие их взглядов и ценностей.
Алкоголики, будучи носителями отрицательных взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно молодежи. Та же употребление алкоголя в подростковом возрасте влияет на ограничение от общественной нравственности личностных ценностей и ориентаций. Чего не наблюдается у подростков, не употребляющих алкоголь.
Возникла необходимость актуализации изучения процесса коррекции у подростков, склонных к употреблению алкоголя, их ценностных ориентаций и нравственных установок.
Актуальность проблемы так же обусловлена тем, что реальное и существенное обновление духовной жизни общества возможно лишь в том случае, когда в образовательном процессе уже с раннего пребывания детей в школе будут учитываться их ценностные ориентации, корректироваться с учетом существующей аддикции.
Цель: изучить условия эффективности коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя.
Объект исследования: процесс коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя.
Предмет исследования: условия эффективности процесса коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя.
Гипотеза: процесс коррекции ценностных ориентаций будет эффективным, если:
1. Разрабатываются коррекционные программы для изменения ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя, при опоре на индивидуально-личностные характеристики подростков.
2. Развивается способность подростков к адекватному межличностному взаимодействию.
3. Подростки включаются в коррекционную деятельность, как ее субъекты.
Цель и гипотеза исследования позволили нам выделить ряд задач:
1. Изучить понятия ценностных ориентаций и уточнение специфики формирования ценностных ориентаций подростков.
2. Выявить причины употребления алкоголя подростками.
3. Уточнить понятие «коррекция».
4. Изучить ценностные ориентации подростков, склонных к употреблению алкоголя.
5. Разработать программу коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя
6. Провести анализ ее эффективности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционной программы, направленной на соответствие ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя ценностям, принятым в обществе.
Данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
В работе нами были использованы такие методы исследования как анализ, сравнение, обобщение, исторический метод исследования, тестирование, метод экспертных оценок, проектирование.
Глава 1. Проблема коррекции ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя
1.1 Понятие ценностных ориентаций

В 21 веке огромное значение приобретает признание и разработка системы общечеловеческих ценностей, направленных на выживание и дальнейший прогресс мировой цивилизации. Но в процессе разработки этой системы появляется проблема неоднозначности трактовки понятия «ценностные ориентации».
В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.
в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [9].
В социологии проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп разрабатывались в работах ряда авторов: В. Я. Ядова, Н. И. Лапина, С. Г. Климова и др.
В. Я. Ядов объединяет все регулятивные образования как диспозиции, т.е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозитивных образований. В разработанной им схеме на различных уровнях стоят различные установки. И высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Таким образом, ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы Ядова, тем самым полностью зависит от ценностей социальной общности, с которой идентифицирует себя человек [55].
В начале 60-х годов разработка проблемы ценностей интенсивно осуществлялась В.П. Тугариновым, О.Г. Дробницким и др. В этот период возникает вопрос о месте самой теории ценностей в философии. В 70-80 годы появляются работы, посвященные обстоятельному анализу различных направлений аксиологии, проблемам теории ценностей [19].
Однако в большинстве научных публикаций проблема ценностей имела слабое отражение. В философии остается открытым вопрос и о месте теории ценностей в целом.
Разрабатывая проблему социальной активности личности, Т.Н. Мальковская рассматривает ценностные ориентации как один из критериев социальной активности. В.Н. Мясищев определяет ценностные ориентации как целостную систему сознательных отношений личности к обществу [36].
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы были рассмотрены различные классификации типы ценностных ориентаций: общая и ситуативная; ценности жизни и ценности культуры; группы ценностей: ценности творчества, ценности переживаний, ценности отношений.
Таким образом, теоретические концепции 20 века раскрывает психологическую природу ценностей через введение практически тождественных понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением целей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые как важнейший функциональный компонент структуры личности, становятся, тем самым, предметом анализа общей психологии.
Рассмотрим же наиболее употребляемые определения понятия ценностных ориентаций в современной психологии и педагогике.
Ценностные ориентации в психологии - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, хотя четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. В настоящее время более принятым является определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностные ориентации - как разновидность социальных установок.
Ценностные ориентации личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, социальных групп, общечеловеческих ценностей и др. Усвоение определенной ценности подразумевает осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность по законам данной ценности (добра, справедливости, порядка и др.), выступающих как эталон должного.
Диагностика ценностных ориентаций осуществляется популярной как в России, так и во всем мире, методикой изучения ценностных ориентаций путем прямого ранжирования М. Рокича.
Рокич определяет ценности как «... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками [16]:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич выделяет два класса ценностей:
а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [29].
Так же ценностные ориентации рассматриваются как важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных человеческих ценностей. Ценностные ориентации нередко трактуются как ценности, которые «вкладываются » в личность в процессе ее социализации. И именно ценностные ориентации рассматриваются как основная цель и сущность воспитания.
С точки зрения социально-педагогической деятельности наиболее важны ценности - идеалы, связанные с понятием гуманизма, то есть комплекс идей, признающий ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать» [54].
В систему ценностей, выделенных В. Франклом, входят такие наиболее популярные ценности как:
- природа с ее всеми проявлениями жизни;
- человек, его духовное и физическое здоровье;
- духовность;
- любовь и мир;
- познание;
- свободный труд [54].
Перечисленные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей. Важно, что эти ценности вписываются в содержание актуальных на современном этапе развития образования педагогических проблем: формирование социальных навыков обучающихся, профилактика их девиантного поведения, осознание важности и необходимости здорового образа жизни.
Формирования ценностных ориентаций имеет три важных аспекта [17]:
- формирования многосторонней ценностной ориентации;
- формирование ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества;
- формирования у подростков социально-ценностных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видов деятельности.
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности, является её структурным компонентом, а следовательно, связано с поведенческими реакциями на определённые ситуации. Своеобразное сочетание ценностных ориентаций составляет уникальный внутренний мир человека, является основой его неповторимой индивидуальности.
Путем принятия определенных ценностей определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения, характер принятых решений, направленность выбора.
Ценностные ориентации имеют особое значение, так как они играют роль внутренних стимулов и являются критериями, по которым личность сверяет свои поведение и деятельность.
Ценностные ориентации оказывают влияние на формирование потребностей индивида. По мнению В.Ф. Анурина, потребности возникают как продукт противоречия между субъектом с его целостной системой восприятия мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрения и т.п.) и объективными условиями его существования. Внешние условия могут, в зависимости от ценностных ориентаций, вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. Личность соотносит возникающую потребность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопоставления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе потребностей личности [4].
Существует программа тренинга социальных навыков подростков «Я и мои ценности», с помощью которых происходит создание новых ценностей, решений разнообразных проблемных ситуаций, овладение необходимыми знаниями и умениями, помогающие избежать ошибок в жизни.
Таким образом, в принятых личностью ценностях одновременно отражаются содержательные характеристики его позиции и поведения, а так же его личностные характеристики, связанные с определенным представлением о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме.

1.2 Специфика подросткового возраста и специфика ценностных ориентаций подростков

Единой теории, объясняющей все специфические черты данного возраста еще нет. Все множество существующих взглядов на этот вопрос можно разделить, в соответствии с акцентами, которые они делают, на 2 группы: биологизаторская и социальная. Биологизаторские теории были особенно популярны в начале нашего столетия. В их основе лежат представления о биологической обусловленности специфики развития в подростковом возрасте. Сторонники социальных теорий считают, что наибольшую роль в развитии подростка играет социальная среда, которая его окружает. Именно от нее зависит длительность, характер и выделение подросткового возраста в особый этап развития.
Психологи говорят о том, что для понимания закономерностей психического развития подростка следует учитывать пространство человеческой культуры, и акцентируют внимание на роли социализации в развитии подростка.
Чаще всего начало подросткового возраста связывают с наступлением пубертата. В соответствии с возникновением этих процессов начало подросткового возраста у девочек колеблется от 11 до 14,5 лет, а у мальчиков от 13 до 16 лет [35].
Особенности социализации в подростковом возрасте
Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых, а их навязывание, как правило, отвергается. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроения ведет к неадекватной реакции подростка.
Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации [3].
Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного «Я». Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого подростка, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Подростковое беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желанием выглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушек половые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности, а значит и на общий уровень самооценки. Также можно отметить влияние физиологического взросления на формирование «чувства взрослости».
В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении «чувства взрослости».
Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подросток живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений подростка на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков подростка. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество [10].
Когнитивное (познавательное) развитие в подростковом возрасте
Именно в этом возрасте вырабатывается формальное мышление, то есть подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, может действовать в логике рассуждения. У подростка меняется доминирующий механизм запоминания, им становится смысловое запоминание. Воображение в подростковом возрасте может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Развитие речи в подростковом возрасте характеризуется расширением богатства словаря и усвоением множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток, в зависимости от стиля общения и личности собеседника, способен варьировать свою речь. Таким образом, каждый собеседник как носитель языка предлагает свой состав употребляемых слов, значений и смыслов [34].
Специфика конфликтов в подростковом возрасте
Исследования этнографов первой половины 20-го века позволили сделать вывод о том, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса и конфликтов, а также характер самого перехода от детства к взрослости.
Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны, прежде всего, с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с «эталоном взрослости» также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Появление у подростка «чувства взрослости», возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов.
Таким образом, можно сказать, что основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков и встреча притязаний подростка на положение взрослого с неготовностью взрослых воспринимать его как равного.
Межгрупповые конфликты в подростковом возрасте также имеют свои специфические черты. Одной из проблем динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта и нежелание, а часто и неумение взрослого воспринимать подростка как партнера для решения конфликта. В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной [3].
С точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, наиболее интересным является подростковый возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается подросток, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми подросток идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности [24].
Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем - как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно - новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Отметим, что внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п. [11].
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания - не лучшими, в принципе, ребенку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается - младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.
Чувство взрослости - особая форма самосознания. Оно не жестко связано с процессом полового созревания; можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергается не только контроль над успеваемостью, временем вып........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.