На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Экологические права граждан. Понятие основных экологических прав

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 9.2.2014. Сдан: 2010. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Понятие основных экологических прав 4
2. Гарантии и защита экологических прав человека 15
2.1. Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах 15
2.2. Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ 20
2.3. Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в РФ 23
2.4. Защита экологических прав и Европейский суд по правам человека 25
3. Проблемы гарантированности и их решение в сфере реализации экологических прав человека 27
Заключение 32
Список источников и литературы 35


Введение

Признание и защита прав и свобод личности как высшей ценности и первоосновы конституционного строя является основным ориентиром в развитии государственности и правовой системы России.
Относительно экологических прав, затрагивающих интересы каждого человека, в доктрине отрасли экологического права не получили глубокого комплексного исследования и доктринального определения. Тем не менее, признание и законодательное закрепление, в том числе на уровне конституционной регламентации, экологических прав человека и гражданина стало одной из современных реальностей.
Не вызывает сомнения, что выбранная тема представляет интерес для науки экологического права, тем не менее приходится констатировать, что она изучена недостаточно, несмотря на теоретическую и практическую значимость. На этом основании актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
Объектом исследования является система экологических прав человека, а также общественные отношения, складывающиеся в процессе их реализации и
защиты.
Предметом исследования являются регламентация экологических прав человека, проблемы и пути совершенствования конституционно-правового механизма их реализации и защиты.
Цель курсовой работы состоит во всестороннем изучении экологических прав человека.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - исследование теоретических основ экологических прав человека: понятия, сущности; - теоретический и практический анализ гарантий и защиты экологических прав человека; - исследование проблем гарантированности и выработка предложений и рекомендаций по их решению в сфере реализации экологических прав человека.

1. Понятие основных экологических прав

Экология играет важнейшую роль в обеспечении права на жизнь. Из-за несоответствия показателей среды обитания человека необходимым биологическим критериям выживания фактически теряется смысл в существовании иных прав человека - личных, политических, экономических, поскольку носителем последних может быть только живой индивид. Из основных прав человека вытекают экологические права. Несмотря на то, что международные документы о правах человека не выделяют экологические права, многие ученые называют права и обязанности человека и гражданина в сфере экологии экологическими правами (например, Б.В. Ерофеев, Э.Ю. Исмаилова, Ю.В. Трунцевский, Н.Е. Савич и другие). Экологические права человека, по мнению Э.Ю. Исмаиловой, Ю.В. Трунцевского, Н.Е. Савича, - это признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его потребностей в процессе взаимодействия с природной средой. О.Л. Дубовик определяет экологические права как совокупность закрепленных в международных актах, конституции государства, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, т.е. человека и гражданина, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере. Права человека и гражданина в сфере экологии можно определить как систему закрепленных в нормативных правовых актах возможностей человека в области взаимодействия с окружающей средой, которые обеспечиваются государством.
Проанализировав нормативные правовые акты, можно сделать вывод о том, что законодательное закрепление прав человека в сфере экологии имеет свою специфику. Особенность прав человека в сфере экологии состоит в том, что они не кодифицированы, поскольку находят правовое воплощение в различных актах. Условно конституционные права в сфере экологии подразделяются на основные и дополнительные возможности человека в области его взаимодействия с окружающей средой.
Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).
К категории основных экологических прав человека в Российской Федерации относятся следующие: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
В настоящее время право на благоприятную окружающую среду рассматривается исследователями в числе социальных прав. Однако на этот счет существует две точки зрения, по которым право на благоприятную окружающую среду относят к социальным и к личным правам. Так, профессор Ф.М. Рудинский отмечает, что право на здоровую окружающую среду находится в группе социальных прав человека.
С. Шатаева данное право отнесла к личным, аргументируя это тем, что человек пользуется и пребывает в окружающей среде с момента своего рождения независимо от наличия социальной или иной среды. Как бесспорно его естественное приобретение права на жизнь, так и не встает вопрос о том, какого качества окружающая среда предоставляется человеку изначально, исключая все те вредные воздействия, которые успело произвести человечество еще до его рождения.
Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.
Термин «окружающая среда» следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него.
В результате право человека на благоприятную окружающую среду включает в себя права на благоприятные условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, на высокое качество и безопасность продуктов питания, изделий народного хозяйства, а также на природную среду.
В статье 42 Конституции право на благоприятную окружающую среду закрепляется за каждым, так как в реализации этого права заинтересовано как все общество и государство, так и все международное сообщество в целом. Реализацию этого права законодатель не связывает с какими-то конкретными обстоятельствами (возрастной ценз, национальность и т.д.), а только с
нахождением на территории Российской Федерации.
Важное место среди экологических прав человека и гражданина занимает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» право на информацию является одним из фундаментальных прав человека.
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть представлено в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение и т.д.).
В узком смысле данное право может рассматриваться, как субъективное право конкретных лиц располагать сведениями о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы).
По мнению Р.К. Остина, «информация о загрязнении - это ключ к пробуждению сознания перед лицом опасности в условиях экологического кризиса. Она абсолютно необходима для эффективного мониторинга, регулирования, уменьшения и предотвращения загрязнения».
Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов. Право на пользование достоверной информацией об окружающей среде означает возможность для граждан получать при помощи средств массовой информации (телевидение, радио, газеты) достоверные и неискаженные сведения о состоянии окружающей среды на локальном, региональном и глобальном уровне.
В случае неудовлетворительного качества такой информации или отсутствия сведений (например, о количестве вредных выбросов по определенному объекту) граждане вправе прибегнуть к активным действиям по защите своего субъективного права.
Возможность получения информации о состоянии окружающей среды, кроме статьи 42 Конституции, закрепляется другими конституционными нормами и специальным экологическим законодательством: природоресурсным и природоохранным.
Так, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды обеспечивается рядом следующих конституционных норм: - ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ); - поиск, получение, передача, производство и распространение информации любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ); - установление ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).
Право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено: ст. 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 47 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и др.
Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.
В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государс........


Список источников и литературы

1. Нормативная литература
1.1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом [N 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Бюллетень международных договоров. - N 3. - 2001.
1.2 Протокол N 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией (подписан в г. Страсбурге 11.05.1994) // Бюллетень международных договоров. - N 12. - 1998.
1.3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - N 4. - ст. 445.
1.4 Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010) // Российская газета. - 30.12.2009.
1.5 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 27.07.2010) // Российская газета. - 02.08.2010.
1.6 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 22.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 26.07.2010. - N 30. - ст. 3998.
1.7 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 22.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 26.07.2010. - N 30. - ст. 3998.
1.8 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) О Конституционном Суде Российской Федерации (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994) // Российская газета. - 04.06.2009.
1.9 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997) // Российская газета. - 18.06.2008.
1.10 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 18.07.2009) О государственной тайне // Российская газета. - 21.07.2009.
1.11 Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 24.07.2009) О животном мире (принят ГД ФС РФ 22.03.1995) // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2009. - N 30. - ст. 3735.
1.12 Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) Об экологической экспертизе (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) // Российская газета. - 15.05.2009.
1.13 Федеральный закон от 24.11.1995 N 179-ФЗ (ред. от 18.07.2006) О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (принят ГД ФС РФ 12.07.1995) // Российская газета. - 20.07.2006.
1.14 Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 27.12.2009) О континентальном шельфе Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 25.10.1995) // Российская газета. - 29.12.2009.
1.15 Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ(ред. от 23.07.2008) О радиационной безопасности населения (принят ГД ФС РФ 05.12.1995) // Собрание законодательства РФ. - 28.07.2008. - N 30 (ч. 2). - ст. 3616.
1.16 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) Об отходах производства и потребления (принят ГД ФС РФ 22.05.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // Российская газета. - 31.12.2008.
1.17 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 27.12.2009) Об охране атмосферного воздуха (принят ГД ФС РФ 02.04.1999) // Собрание законодательства РФ. -28.12.2009. - N 52 (1 ч.). - ст. 6450.
1.18 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) Об охране окружающей среды (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // Собрание законодательства РФ. -28.12.2009. - N 52 (1 ч.). - ст. 6450.
1.19 Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) О коммерческой тайне (принят ГД ФС РФ 09.07.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) // Собрание законодательства РФ. - 09.08.2004. - N 32. - ст. 3283.
1.20 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 29.06.2010) О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) // Российская газета. - 02.07.2010.
1.21 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - N 31 (1 ч.). - ст. 3448.
1.22 Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан // Российская газета. - 13.02.2009.
1.23 Указ Президента РФ от 31.12.1993 N 2334 (ред. от 01.09.2000) О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 10.09.2000. - N 11, ст. 74.
1.24 Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Собрание законодательства РФ. - 08.04.1996. - N 15. - ст. 1572.
1.25 Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 N 7-П По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова // Вестник Конституционного Суда РФ. - N 2. - 1996.
1.26 Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 N 18-П По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Вестник Конституционного Суда РФ. - N 6. - 1997.

2. Учебная литература
2.1 Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. -М.: Проспект, 2001. -С. 51.
2.2 Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право: Учебник. 2-е изд. -М.: АО «Центр ЮрИнфоРТ», 2003. -С. 23.
2.3 Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989. - С. 50.
2.4 Права человека: Учебник для вузов. Отв. редактор - член-корр. РАН Е.А. Лукашева. -М.: Норма, 1999. -С. 515.
2.5 Программа курса «История, теория и практика прав человека» // Государство и право. - 1992. - N 10. - С. 48.
2.6 Соболь И.А. Право. Экология. Урбанизация: Монография. - СПб., 2009. - С. 3.
2.7 Хаманева Н.Ю. Контроль омбудсмена за соблюдением прав и свобод граждан // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. - С. 141.
2.8 Шатаева С. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду и механизм его реализации в РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. - С. 13.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.