На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Приказные люди в государственном аппарате России.Формирование приказной группы и ее место в социальной структуре русского общества

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: История. Добавлен: 12.2.2014. Сдан: 2007. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

1) Приказные люди в государственном аппарате России:
1.1 Государственный аппарат России в период расцвета
сословно-представительной монархии (10 - 50годы)…………………………………….5
1.2 Государственный аппарат России в период складывания
абсолютной монархии (60 - 90годы)……………………………………............................9

2) Формирование приказной группы и ее место в социальной
структуре русского общества:
2.1 Формирование приказной группы служилых людей……………………………......…...14
2.2 Политика правительства и законодательство в области
формирования приказных людей…………………………
2.3 Комплектование штатов центральных и местных учреждений………………………....18
2.4 Сословная структура, права и привилегии приказных людей…………..........................21

3) Государственная служба приказных людей:
3.1 Понятие «государственной службы» и выделение из нее
«приказной работы»………………………………………………………………………...24
3.2 Внутренняя структура государственных учреждений…………………….......................27
3.3 Служилые и должностные категории приказных людей………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………………...35
Приложения……………………………………………………………………………………..37
Список используемых источников…………………………………………………………....39




Введение

Среди многих проблем, стоящих в настоящее время перед исследовате­лями истории СССР периода позднего феодализма, видное место занимает вопрос об особенностях российского абсолютизма, а как часть его - о сущности бюрократии как особой категории населения, обслуживав­шего деятельность разветвленного аппарата государственных учреждений абсолютной монархии в России. Зародившись как продукт своеобразного разделения труда в среде господствующего класса, группа лиц, связанных с управлением, с развитием самой системы этого управления прошла сложный путь от княжеских слуг через служилую, а затем дворянскую бюрократию до деклассированной по существу массы чиновничества.
Вершина ее развития совпадала со складыванием централизован­ной государственной машины, «с ее вездесущими органами: постоянной армией, полицией, бюрократией, духовенством и судейским сословием - органами, построенными по принципу систематического и иерархического разделения труда», основание которого К. Маркс связывает со временем абсолютной монархии как формы правления
Каждая из этих стадий имела свои особенности, сказывавшиеся в дальнейшем развитии русской бюрократии. Особое место среди них занимал XVII век, так как именно в это время вместо немногочислен­ной и зачастую случайной по составу группы лиц к работе в государ­ственных учреждениях России приходит особая социальная прослойка, носившая объединенное наименование приказных людей. Формирование ее было, несомненно, связано с особенностями социально-экономического развития страны в «новый период» ее истории, который был отмечен зарождением буржуазных связей, обострением классовой борьбы и расширением задач, стоящих перед феодальной государственной машиной. В это время в силу его роста уже четко выступала двойственность аппарата власти эксплуататорского государства по осуществлению «об­щих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами».
История приказной группы России XVII в. как особой категории служилого населения, определение ее социально-классовой сущности, структ­уры и места в управлении и является темой данной работы. Она представляется особенно важной в связи с тем, что не была еще пред­метом специального рассмотрения.
Остановимся кратко на тех основных направлениях, вокруг которых было сосредоточено до сих пор изучение интересующей нас темы.
Прежде чем перейти к основному изложению следует уточнить объект исследования. В центре нашего внимания будет находиться специальная, сформировавшаяся в XVII в. в сословную прослойку группа служилых людей, основной обязанностью которой являлась работа в государствен­ных учреждениях в центре и на местах. При этом берутся штаты не всех систем существовавших в России XVII века учреждений, а только тех из них, которые прочно вошли в состав государственного аппарата. При этом следует учитывать, что на протяжении XVII в. происходило становление государственных учреждений как таковых, отделение их от институтов сословных служб-повинностей и земского самоуправления. Определя­ющими признаками государственных учреждений для этого времени можно считать непосредственное подчинение центральной власти, наличие постоянного штата и бюджета. Исходя из этих признаков, рассматри­вается в дальнейшем состав всей системы приказов (в том числе дворцо­вых и патриарших) и ряда городских учреждений Москвы, приближав­шихся по своим функциям и положению к приказам. для местных учреждений этот круг ограничивается учреждениями воеводского управ­ления (приказными, или съезжими, избами) и местными дворцовыми приказами.
За рамками исследования остаются небюрократические органы верхов­ного управления - Боярская дума и земские соборы, а также ряд учреж­дений невоеводского подчинения в городах (губные, земские, таможенные и кружечные избы) и институт площадных подьячих в центре и на местах. Сведения о них, необходимые для полноты картины, будут сообщаться параллельно с раскрытием основной темы.
Состав лиц, занятых в государственных учреждениях был неоднороден по своему характеру. Непосредственные руководители, т.е. судьи и вое­воды, не включались в штаты учреждений и исполняли возложенные на них должности как временные сословные поручения. В ином положе­ний были дьяки и подьячие, для которых работа в приказных учрежде­ниях превращалась в постоянную профессию. Существование и развитие этой группы и являлось показателем роста бюрократических тенденций. Именно она и будет предметом дальнейшего рассмотрения. другие обслуживающие группы центральных и местных учреждений - приставы, сторожа, реже толмачи и переводчики и др., не принимавшие непосред­ственного участия в процессе управления, нами не рассматриваются.
Несколько слов о терминологии. Сам термин «приказные люди» в документах XVII века не был в достаточной мере четко определен и имел иногда различное употребление. Происходя от слова «приказ», в смысле царского распоряжения, он распространялся также на другие служилые группы - стрелецких и казачьих сотников и пятидесятников, а также на лиц, управлявших небольшими городами, которые по своему рангу не имели воевод, наконец - на управляющих избами в дворцовых волостях (в последнем случае трансформируется в «приказчик»). Однако употребление названия «приказные люди» применительно к служащим в учреждениях приказного типа (приказах и приказных избах) получило значительно более широкое и устойчивое распространение в официаль­ной документации и полностью соответствует их месту в приказном управлении XVII в. Поэтому со сделанными оговорками мы будем в даль­нейшем пользоваться им именно в этом смысле.
Слово «дьяк» как название представителя верхнего слоя приказных людей восходит к администрации великокняжеских и княжеских учрежде­ний и употребляется уже в документах XIV в. 63 являясь производным от «дьяка» в смысле «дьякона» (ХI век). Отождествление грамотного человека с духовным лицом было характерно для ранних этапов в разви­тии гражданского управления применительно ко многим народам. Разделение дьяков на думных (т. е. участвовавших в заседаниях Боярской думы) и приказных (по терминологии XVII в. просто дьяков), относится ко второй половине XVI века. Выделения особых «государевых дьяков», которое имело место в XVI в., в XVII в. мы не находим, за исключением наименования «государевыми» дьяков приказа Тайных дел.
Примерно к XIV в. относится также появление термина «подьячий» как обозначение помощника дьяка. Характерно, что в том же смысле бытовал и другой термин - «дьячек», так же очень близкий к церковной терминологии. Следует сказать, что для XVII века наблюдалась некоторая разница в употреблении слов «подьячий» и «дьячек», хотя и подмена одного другим, особенно в первой половине века, имела место. Чаще слово подьячий употреблялось в смысле служащего в приказных государ­ственных учреждениях, дьячок - в таможенной, губной или земской из­бах. И дьячками и подьячими назывались также лица, занятые изготовле­нием частных актов (площадным письмом).
По-видимому, более молодым и не получившим широкого распростра­нения было название «писчик», применяемое к техническим переписчи­кам и в XVIII веке трансформировавшееся в термин «писец» (для XVII в. «писец» означал руководителя писцовой комиссии, который имел обычно высокий служилый чин).
Термины, применявшиеся для обозначения более дробных делений указанных основных групп приказных людей, были связаны с зарожде­нием должностей, о чем смотри в главе 4.
Хронологические рамки исследования - конец первой четверти XVII в., когда полностью были восстановлены условия для нормального функ­ционирования государственной машины, и конец ХVII-начало XVIII в. как время коренной перестройки управленческого аппарата и пересмотра состава обслуживающей его группы населения.


1.Приказные люди в государственном аппарате
России
Понять особенности позднего русского самодержавия невозможно без рассмотрения его корней, без исследования длительного периода его вызревания и становления присущих ему институтов. Временем такого становления был XVII в. - «новый период русской истории», а особенно его последняя четверть, когда новые социально-экономические явления выступали с предельной отчетливостью. При этом противоречивость ведущих процессов, в экономике выразившаяся в зарождении буржуазных связей, а в области социальной - в усилении консолидации верхушки служилого сословия в класс дворянства, нашла в это время свое отраже­ние в изменении формы государственного правления, в постепенном перерастании сословно-представительной монархии в абсолютную. Одной из важных сторон этого перерастания были изменения, происходившие на протяжении века в системе и составе управленческого аппарата. Среди историков стало традицией искать ведущие линии названных изменений в эволюции таких институтов верховного правления как Боярская дума и земские соборы, рассматривать уменьшение их роли в качестве основного показателя укрепления самодержавия. Вместе с тем нельзя забывать, что не менее важна в этом плане и вторая сторона изменения аппарата управления, а именно бюрократизация исполнитель­ных органов в центре и на местах, складывание и разрастание их штатов, которые постепенно как щупальцами охватывали всю огромную террито­рию государства и все более проникали во все области жизни его населе­ния. По существу без наличия достаточно развитого звена непосредствен­ного исполнения не могло быть и речи об осуществлении самодержавного правления.

1.1Государственный аппарат России в период расцвета
сословно-представительной монархии

Первая половина XVII века - время расцвета приказной системы и посте­пенного внедрения ее во все отрасли управления. Она сложилась в области центральных дворцовых и государственных учреждений еще в XVI в. и в первые десятилетии XVII в. все более проникала в среду местного управления. Характерно, что процесс этот шел одновременно с расцветом деятельности земских соборов и усилением Боярской думы.
В 10-е и 20-е годы XVI? в. происходит восстановление всех звеньев системы государственного управления, разрушенного бурными событиями начала века. Уже в первые годы правления династии Романовых начали функционировать примерно 20 прежних центральных учреждений. Но­вому правительству предстояло решить острые социально-экономические и политические задачи. В первую очередь необходимо было попол­нить опустошенную государственную казну и наладить поступление государственных налогов в условиях общей хозяйственной разрухи. Это повело к крайнему усилению фискальной деятельности приказов. Получили окончательное оформление четвертные приказы, и был создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений, ведавших сбором налогов, в том числе в 1619 г. - Новая четверть, в 1621/22 г. - приказ Большом казны. Не менее важным был вопрос об отношении к социальным группам, выдвинувшимся в ходе борьбы с польской интервенцией. Кроме массовой раздачи земель дворянству, осуществлявшейся поместным приказом, были проведены мероприятия по определению социального статуса и экономического положения, участвовавших в вой­сках народного ополчения казаков и иностранцев, выразившееся в созда­нии Казачьего и Панского приказов.
Новым для приказной системы явилось также формирование учреждение и патриаршего управления, совпавшее с возраставшим значением в управлении государством патриарха Филарета и образованием его двора. После возвращения патриарха из плена на базе патриаршего двора организуются три приказа (дворцовый, Казенный и Разрядный), управлявшие всем патриаршим хозяйством. Жизненность патриарших приказов, как учреждений, была подтверждена тем, что после смерти Филарета и ликвидации его двора приказы не только сохранялись до конца века, но и получили дальнейшее развитие. Именно с этого времени устанавливается тройное деление приказной системы государ­ственных учреждений (приказы государственные, дворцовые, патриар­шие), сменившие двухчастную систему XVI века.
Другой особенностью приказов первой половины XVII века являлось широкое распространение временных приказов, создаваемых заведомо в качестве временных. От подобных приказов XV1 в. их отличала законченность оформления в качестве учреждений - законодательный акт о созда­нии, определяющий не только функции и главу приказа, но и весь его штат и бюджет. Эти приказы являлись учреждениями иного типа, чем постоянно действующие приказы. Их отличали ярко выраженный функциональный и экстерриториальный характер, быстрота и оперативность деятельности. Только на протяжении 1627-1629 гг. действовало одновре­менно семь подобных учреждений: Приказ «У Сибирских дел», Возглав­ленный Ф. И. Шереметевым и дьяком П. Евдокимовым и шесть сыскных приказов различной компетенции.
Сведения табл. I о количестве приказов несколько разнятся с Приводимыми в статье С. К. Богоявленского в связи с тем, что последним был принят принцип учета количества приказов не за конкретные годы, а по десяти­летиям в целом (20-е, 30-е годы и т. д.). Подобный подсчет создает преувеличенное представление о количестве одновременно действовавших Приказов, так как распространяет действие временных учреждений на целое десятилетие.
Из таблицы I видно, что число приказов, возникших к концу 20-х годов, не изменилось в последующее время. Перемены наблюдаются не в системе учреждений, а в приказных штатах, общий рост которых происходил неравномерно. Это, в известной степени, было вызвано влиянием двух одновременно действовавших, но разнонаправленных сил: с одной стороны, усложнение стоящих перед правительством задач, а с другой - стремлением сократить расходы на содержание приказного аппарата, которые все большей тяжестью ложились на государственный бюджет.
События Крестьянской войны и иностранной интервенции пагубно отразились на составе старых приказных людей, часть которых погибла или рассеялась по стране. Новые приказы собрали в свои стены остатки старых приказных кадров, а также новых людей, пришедших в Москву в составе народных ополчений и сидевших во временных приказах воен­ных лагерей. При формировании приказных штатов правительство на первых порах закрывало глаза на их прежнюю Службу. Дьяческая верхушка, в значительной своей части прошедшая через «Тушинские» приказы, заполнила новые учреждения. Наиболее яркой фигурой в этом отношении был вошедший в Боярскую думу И.Т.Грамотин, пожалованный в думные дьяки впервые Лжедмитрием I, прошедший через службу В. И. Шуйскому, боярскому правительству и Сигизмунду, а в грамоте об избрании на престол Михаила Федоровича названный изменником.
Из подобных «Доромановских» дьяков еще 5 деятелей в разные годы были введены в «думный чин» (С.3.Сыдавной-Васильев, Н.Н.Новокщенов, В.Г.Телепнев, Ф. Ф. Лихачев, Т. И. Луговской). Деятелей того же плана встречаем и в среде нового дьячества. В еще большей мере это можно отнести к подьяческому составу. Такую терпимость можно объяс­нить острой нехваткой нужных кадров и осторожностью правительства Михаила Федоровича.
Общее число приказных людей 20-х годов было сравнительно невелико (см. табл. 2).
В 1626 г. в приказах и московских учреждениях было занято 2 думных дьяка, 46 приказных дьяков и 575 подьячих, всего 623 человека. При этом думное дьячество возглавляло важнейшие приказы: И. Т. Грамотин - Посольский, Ф. Ф. Лихачев - Разрядный. Общее Количество дьяков в 20-х годах равнялось 76 человекам (см. табл. 3). Дьяки стояли во главе четей и некоторых дворцовых приказов - всего пяти приказов и одного дворцового учреждения. Как правило, в одном Приказе вместе с судьей сидел один дьяк или реже два. Исключением является поместный приказ, в котором одновременно работало три дьяка (И.Кокошин, В.Махов и Б.Степанов). Уже в это время наметилось и «совместительство» дьяков, служивших одновременно в двух приказах.
Невелики в этот период подьяческие штаты учреждений. Преобладали небольшие приказы, в которых работало от одного до пяти подьячих для конца 20-х годов таких учреждений. В 9-ти приказах находилось от б до 10 человек. Таким образом, в 23 учреждениях штат не превышал 10 человек, причем в число этих приказов входили такие важные учреждения как Земский и Посольский приказы. Только в трех приказах (Большого прихода, Новгородской четверти и Разбойном) имелось от 22 до 27 человек. Особняком стояли четыре крупнейших приказа, наиболее многочисленные по своему подьяческому составу: Поместный приказ (73 человека), приказ Большого дворца (73 человека), приказ Казанского дворца (46 человек) и Разрядный (45 человек).
Следует сказать несколько слов о размерах временных учреждений (полковых и посольских шатров, сыскных и других комиссий), приказные кадры которых формировались за счет приказных людей главным образом центральных и реже местных учреждений. Благодаря гибкости этих учреждений, постоянно возникавших и исчезавших, не представляется возможным учесть общее число занятых в них одновременно приказных людей (дьяков и подьячих), которые проходят по учетным документам в составе посылавших их постоянных учреждений.
На протяжении следующего десятилетия происходит значительный рост всей приказной группы. В 1633/34 г. она насчитывала 738 человек (см. табл. 2). При этом количество дьяков остается почти прежним. При небольшом возрастании всей дьяческой группы до 90 человек (см. табл. 3) число дьяков, находящихся в приказах, увеличилось до 53, но только четыре из них стоят во главе приказов. В это время в руках дьяков сосредоточивается главным образом руководство четями (Влади­мирской - П.Ф.Филатов, Галицкой - Л.Т. Голосов, Новгородской - Д.Образцов, Устюжской - П.М.Чириков).
Рост приказной группы в этот период происходит за счет подьяческой части, которая за небольшой отрезок времени увеличивается до 683 чело­век, т. е. более чем на 100 человек. Намечается некоторое изменение в штатах отдельных приказов, что было связано как с общим ростом количества подьячих, так и с перераспределением их между учреждениями.
30-40-е гг. XVII века были важным периодом для развития русской государственности с точки зрения дальнейшей эволюции формы правления. По существу именно в это время решался вопрос - пойдет ли Рос­сия по пути развития и совершенствования сословно-представительной или перерастания в абсолютную монархию. Отдельные представители столичного и местного дворянства в челобитных и на заседаниях земских соборов этого времени, одновременно с требованием оформления дворян­ских прав и привилегий, выступали за усиление сословно-представи­тельного характера всего аппарата управления и противопоставляли его приказному. Так, в челобитной стряпчего И.А.Бутурлина предлагалось превратить земские соборы из временного органа в постоянно действующее учреждение, притом учреждение небюрократического типа. А.К.Кабанов был склонен рассматривать выдвигаемые в челобитной положения как свидетельство политической зрелости автора, позволяющей видеть «в общеземском начале логичный противовес олигархическим стремлениям высшего боярства». Однако представляется более вероят­ным, что высказанные Бутурлиным претензии были направлены не столько к высшему боярству вообще, сколько к выдвинувшимся при новом правительстве деятелям, сразу получившим высокие служебные
назначения («и по воеводством и приказом отпускают из обышных середних людей»), а также к приказным людям, которые, по его словам, «нашу братью, служилых людей, верстают и нарочитых малыми оклады». Ряд дворянских челобитных предлагал реорганизацию судебных
учреждений в духе созданных в середине XVI в. сословно-выборных, а также образование нового судного приказа во главе с боярами и судить в нем, «а не в судных приказех». Эти предложения совпадали с резкой критикой в адрес верхушки приказной группы. В непринятой прави­тельством челобитной 1648 г., дошедшей до нас в шведском переводе, читаем по этому поводу: «Они (т. е. приказные люди) и многие с ними также получают свое полное жалование и содержание, и великого князя казну и доходы уменьшают». Однако правительство, удовлетворив основные социально-экономические требования дворянства и городов изданием Уложения 1649 г., не пошло по предлагаемому дворянством пути реорганизации центрального государственного аппарата, не только сохранило, но и развило дальше приказное направление в управлении страной. В дальнейшем оно не встретило сопротивления дворянства, интересы которого в области управления сводились, по существу, к возможности наиболее полного соблюдения дворянских интересов в вопросах, в значительной мере решенных Уложением. Более того, позиция дворянства впоследствии претерпела существенные изменения в связи с тем, что, как выяснилось в ходе классовых выступлений за­крепощенного крестьянства и обострения внутриклассовых противоречий в среде самого дворянства, только в достаточной степени развитая приказная система была в состоянии обеспечить проведение в жизнь основной «дворянской» линии уложенного законодательства.
В 30-40-е годы в системе приказов следует лишь отметить создание в 1637 г. Нового территориального приказа - Сибирского, выделенного из состава приказа Казанского дворца для управления вновь присое­диненными землями. Причем территориальный характер обоих приказов нельзя считать пережитком децентрализации управления. Вернее рассматривать их как этап в приспособлении общегосударственной системы учреждений к Новым районам с особым укладом жизни и иным уровнем развития. Необходимость учета специфики районов Поволжья и Сибири при проведении в них общегосударственных мероприятий требовала учреждений, приказной состав которых был бы компетентен в местных условиях.
Война 1632-1634 годов с Польшей и начало строительства оборони­тельных линий на юге страны вызвали к жизни целый ряд временных приказов, периодическое возобновление которых позднее стало тради­ционным. В их числе приказы: Ратных дел, Литовских полоняничных дел, Сбора ратных людей, Сбора немецких кормов, Городового дела и др.
К 40-м годам окончательно сложилась структура дворцовых учреждений - приказов, палат, дворов и дворцов, стоявших во главе дворцового производства (Оружейной, Серебряной, Золотой палат, Ствольного приказа и др.), число которых достигало 9.
В составе приказной группы к середине 40-х годов происходит значи­тельное изменение, так как указанная выше отрицательная реакция сословных представителей на деятельность и привилегии приказных людей привела к необходимости правового оформления этого рода службы. На 40-е годы падает ряд законодательных актов общего характера, главным образом касающихся количества и источников комплектования подьячих, благодаря чему впервые происходит смена господствующих в этой области норм обычного права общими законодательными нор­мами. С середины 40-х годов, в связи с попытками правительства Б.И.Морозова упорядочить государственный бюджет и сократить расходы на жалование служилым людям вообще, проводятся мероприятия по сокращению расхода на содержание подьячих, в результате чего подьяческий оклад в целом был уменьшен почти на одну четверть (с 6695 руб. в 1628 г. до 5293 руб. в 1646 г.). Это сокращение должно было отразиться на материальной обеспеченности всей группы, но на пер­вых порах не повлияло на ее численный рост. В 1646/47 г. общее число приказных людей Москвы по сравнению с 1633/34 г. выросло примерно на 100 человек (см. табл. 2). При этом обе части дьячества в приказах остаются почти неизменными: 4 - думных, 50 - приказных, при некото­ром общем уменьшении последних до 72 человек (см. табл. 4). Однако в составе и той и другой происходит полная замена. В последние годы жизни Филарета, под его влиянием удаляются в опалу старые думные дьяки Смутного времени - И. Т. Грамотин и Ф. Ф. Лихачев, которые были возвращены в прежнее звание только после смерти патриарха и последовательно получили звание печатников. Еще более заметна смена состава в среде приказных дьяков, многие из которых постарели и умерли или были отставлены. Об этом свидетельствует также времен­ное разрастание группы дьяков «не у дел», число которых в 1641/42 г. достигло 17 человек. Взамен выбывших только в 1642 и 1643 годах было нежалованно в дьяки 19 подьячих. Таким образом, в эти годы в состав дьяков вливаются люди, прошедшие школу приказной работы при новом правительстве, что существенно изменяло общий облик дьяческого чина.
Перемены произошли и в составе судей приказов. Сильно сокращается число представителей знати, стоявшей во главе учреждений (до 29 чело­век). Вместе с тем это вовсе не означало возрастания влияния дьяков, распределение которых внутри приказов остается старым: думные дьяки стоят во главе Поместного, Посольского и Разрядного приказов. Новым было то, что в Разрядном приказе находилось одновременно два думных дьяка - И.Гавренев и М. Волошенинов. Как отметил С.К.Богоявленский, это было первым случаем, когда думный дьяк (в данном случае М. Волошенинов) был назначен не главой приказа, а его товарищем ‚это явление впоследствии становится обычным, тем самым, свидетельствуя об уменьшении былого значения думного дьяче­ства в управлении. Приказные дьяки, как и прежде, возглавляют четверт­ные приказы. Уменьшение количества боярства в приказах было вызвано тем, что после смерти Филарета новые приближенные царя в еще большей мере сконцентрировали в своих руках руководство рядом приказов. Так, Б.И.Морозов являлся одновременно судьей пяти приказов (Боль­шой казны, Стрелецкого, Иноземского, Новой четверти, Аптекарского).
По-прежнему рост приказной группы происходит за счет увеличения подьячих: в 1646 г. их было 782 человека. В середине XVII в. происходит заметное уменьшение количества подьячих (см. табл. 2). В 1656/57 г. число подьячих снизилось до 665, т. е. почти до уровня 30-х годов, в резуль­тате большой смертности московского населения во время чумы 1654 г., о которой впоследствии патриарх Никон писал: «Не положил ли господь Москву и окрестные городы пусты?». О массовой гибели во время чумы приказных людей Москвы сообщал и судья приказа Большого прихода М.П.Пронский: «Все приказы заперты, дьяки и подьячие умерли, и все бегут из Москвы, опасаясь заразы». Убыль людей в приказах действи­тельно была огромной. В 1656г. из стрелецкого приказа доносили в Разряд: «А у стрелецких житниц ныне подьячих нет. А которые были преж сего, и те в мировое поветрие померли».
Однако общее сокращение числа приказных людей в 50-х годах до 733 человек (см. табл.2) было временным и коснулось в основном только подьяческой группы. Количество думных дьяков снизил........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Демидова, Н.Ф. Служилая бюрократия в России в ?V?? веке и ее роль в формировании абсолютизма. - М.: Наука, 1987.- 223 с.
2. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. История России: учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006. - 784 с.
3. Зуев, М.Н. История России с древнейших времен до начала ??? века. М.: Дрофа, 2006.- 928 с.
4. Российский архив. История отечества в свидетельствах и документах XVII-?? вв.: В 5 вып. М., 1991-1994.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.