На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовик Развитие восприятия мимики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованных игр.

Информация:

Тип работы: курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.2.2014. Сдан: 2010. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития
восприятия мимики детьми старшего дошкольного
возраста с ЗПР посредством театрализованных игр
1.1 Изучение мимики в трудах отечественных и
зарубежных психологов
1.2. Виды сроков, применяемых в отношениях с участием потребителя…….6
1.4 Театрализованные игры как средство развития
восприятия мимики детьми дошкольного возраста
Выводы по теоретической части исследования
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы развития
восприятия мимики детьми старшего дошкольного
возраста с ЗПР
2.1. Выявление исходного уровня развития восприятия
мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
2.2. Организация поэтапной работы по развитию
восприятия мимики детьми старшего дошкольного
возраста с ЗПР посредством театрализованных игр
2.3. Выявление эффективности проведенной работы по
развитию восприятия мимики детьми старшего
дошкольного возраста с ЗПР
Выводы по эмпирической части исследования
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение состояния здоровья детей, что проявляется в нарушении их психофизического развития, наличии соматопсихических расстройств. Закономерно увеличивается детская популяция с задержкой психического развития (ЗПР). В связи с этим усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей. Традиционно сложившаяся система работы с детьми с ЗПР обоснованно направлена на коррекцию и развитие познавательной сферы. Однако очевидно, что коррекция познавательной сферы без системы целенаправленного формирования коммуникативных навыков, коррекции эмоциональной сферы не приводит к желаемому результату.
Многие авторы (Елена Игоревна Янкина, Мария Семеновна Певзнер, Татьяна Анатольевна Власова, Татьяна Павловна Гаврилова) отмечают такие характерные для этой группы детей черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Все эти особенности осложняют проведение эффективной коррекционной работы с такими детьми.
Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть общения. Порой с помощью нее можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%.
Не только дети, но и многие взрослые люди испытывают трудности в использовании невербальных и паралингвистических средств общения. Между тем, мимика для детей чрезвычайно важна. Во-первых, с их помощью передается смысл высказывания, понимание которого наряду со значениями слов обеспечивает глубокое общение людей. Во-вторых, владение такими средствами позволяет человеку, полнее передавать людям ту информацию, которой он располагает. В-третьих, такие средства помогают человеку снимать напряженность в общении с людьми и делают его коммуникативно более компетентной. Наконец, в-четвертых, многие психологи обосновано считают, что через невербальные средства общения от человека к человеку передается намного больше информации, чем через вербальные средства и недостаточно хорошая владение невербальной коммуникацией значительно объединяет общение людей друг с другом.
Общая эмоциональная обедненность большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) определяет значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого. У таких детей наблюдается недостаточное внимание к улыбке взрослого. Улыбка, а так же другие мимические средства, используемые взрослыми при контакте с ребенком, остаются для него совершенно непонятными. Несвоевременность и затрудненность налаживания эмоционального контакта ребенка с взрослыми отрицательно сказывается и на становлении более сложных видов общения.
Так, возникает противоречие между необходимостью специального обучения детей восприятию мимики и недостаточным использованием в практической деятельности воспитателей специальных детских садов театрализованных игр, направленных на коррекцию восприятия мимики.
Проблема исследования: каково влияние театрализованных игр на развитие восприятия мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Объектом исследования является мимика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предметом исследования: театрализованная игра как средство развития восприятия мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что театрализованные игры окажут положительное влияние на развитие восприятия мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР при условии поэтапной работы:
- на подготовительном этапе дети научатся адекватно выражать и понимать основные эмоции (радость, грусть, удивление, страх, гнев)
- на основном этапе дети научаться адекватно воспринимать основные эмоции
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически доказать влияние театрализованных игр на развитие восприятия мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать и апробировать диагностические методики, направленные на выявление исходного уровня развития восприятия мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3. Выявить исходный уровень развития восприятия мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной группы;
4. Разработать и апробировать содержание театрализованных игр, направленных на развитие восприятия мимики детьми экспериментальной группы;
5. Определить эффективность проведенной работы на формирующем этапе. Сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение.
Эмпирические: эксперимент, диагностические методы (методика «Восприятие и понимание детьми эмоциональных состояний» (А.М.Щетинина), эмоциональная идентификация диагностическая методика для детей дошкольного возраста (Е.И. Изотова; форма Аи B))
База исследования: МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 378».
Количество испытуемых: 10.


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития восприятия мимики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством театрализованных игр
1.2. Изучение мимики в трудах отечественных и зарубежных психологов

Телесные проявления человека, его внутреннего состояния были сведены в определённую систему Ч. Дарвином в 19 веке. Он заложил основу исследований о роли мимического комплекса в эмоции. На основе его наблюдений, можно сделать вывод о том, что выразительное поведение является либо последствием эмоции, либо их регулятором. Рассматривая регулирующую функцию выразительного поведения, Ч. Дарвин утверждал, что свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает её. С другой стороны, подавление внешних проявлений смягчает нашу эмоцию.
Ф.Г. Олпорт впервые рассмотрел соматическую систему и обратную связь от деятельности поперечнополосатой мускулатуры как критический фактор детерминации того, какая эмоция будет переживаться. Томкинс подчёркивал, что эмоции - это мимические ответы.
К. Изард предположил, что мимический комплекс - один из интегративных комплексов эмоций.
В ходе эволюции мимические сигналы развивались в систему, позволяющую передавать информацию о состояниях индивида. В результате за определёнными ощущениями закрепились характерные моторные «выражения». Моторный компонент, таким образом, обязателен при любой эмоциональной реакции. Определить особенность внешнего проявлении эмоциональных реакций можно по мимике, пантомимике, жестам. В процессе развития общения между людьми данные эмоционально-двигательные проявления дифференцируются и приобретают свойство своеобразного «языка» для передачи оттенков чувств, желаний, оценок. Исследователи рассматривают данные эмоционально-двигательные проявления в рамках понятия «выразительные движения».
С.Л. Рубинштейн считает, что «это широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм. Захватывается система мышц лица, всего тела. Они проявляются в мимике, пантомимике, «вокальной мимике».
Другие авторы, Г. Гибш, И.М. Форвег выразительные движения обозначали термином «жест»: «Под жестами следует понимать определённое более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики, преимущественно поверхности тела».
Все эти два определения имеют отношение к одному явлению - выразительным движениям человека, так как в них подчёркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями. Выразительные движения - внешние проявления человека, которые выражают его психическое состояние, проявляющиеся в мимике, жестах, пантомимике и т.д. (В.А. Лабунская)
Еще в сороковые годы нашего столетия выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн дал ответы на многие вопросы психологии выразительного поведения:
- природное и социальное, естественное и историческое в выразительном поведении, как и повсюду у человека, образуют одно неразложимое единство. Это не просто внешнее пустое сопровождение эмоций, а внешняя форма существования и проявления.
- выразительные движения во внешнем раскрывают внутреннее, создают образ действующего лица.
- выразительные движения выражают не только уже сформированное переживание, но и сами могут его формировать.
- общественная фиксация форм и значений выразительного поведения создает возможность конвенциальных выразительных движений.
- выразительные движения в известной степени замещают речь, они - средство сообщения и воздействия.
Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.
Различают:
· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;
· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
Мимика, также как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении.
Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные, выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, конвенциальных или спонтанных выражениях лица.
Обычно мимику анализируют:
· по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;
· на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия-асимметрия, динамика, амплитуда);
· в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения, принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);
· в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;
· в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.
Можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания.
Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам. Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности. Люди обычно выражают эмоции:
· конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);
· спонтанно (непроизвольно).
Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице пробуют маскировать и имитировать. Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачасту........

Список литературы

1. Васильева Е.Н. К проблеме возрастной сензитивности в проявлении эмпатии у детей дошкольного возраста
2. Вечканова И, Баряева Л., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры занятия
3. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста под редакцией А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожеца.
4. Деревянкина Н. А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР
5. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству
6. Изард К. Эмоции человека. - М., 1980.-С. 83-88.
7. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка Теория и практика
8. Касицина М. А. Комплексное изучение детей с ЗПР в условиях детского сада // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №6. - с.30-53
9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика С.67-70
10. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких
11. Немов Р.С. Психология
12. Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР // Дефектология. - 2000. - №4. - с. 36-42
13. Ульянова У. В., Васильева Е. Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико - коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология. - 2001. - №5. - с. 35-43
14. Ушатиков А.И, Ковалев О.Г., Борисов В.Н. Аудиовизуальная психодиагностика С. 72-78
15. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие.
16. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста С.5-35
17. Шмаков С., Безбородова Н. «От игры к самовоспитанию» С.45-57
18. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. - 304с.
19. Эмоциональное развитие дошкольника // под ред. Кошелевой А Д. - М., 1985. С. 16-23.
20. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя - М.: Просвещение, 1985 - 175 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.