На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик основные особенности воображения, развитие которых наиболее актуально у детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 13.2.2014. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения воображения в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….6
1. 1. Воображение как познавательный психический процесс. Виды и свойства воображения…………………………………………………………….6
1. 2. Особенности развития воображения дошкольного возраста……………10
1. 3. Пути развития воображения у детей дошкольного возраста……………16
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей воображение у детей дошкольного возраста…………………………………..21
2. 1. Организации, методы и ход исследования психологических особенностей воображения у детей дошкольного возраста………………….21
2. 2. Анализ результатов особенностей воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...25
2. 3. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей, направленных на развитие воображения детей дошкольного возраста………………………28
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37


Введение
В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождении путей его оптимизации. Традиционно в качестве одного из важнейших процессов, включающихся в любой творческий акт, рассматривалось воображение.
Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса. Значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка отмечали практически все психологи, изучавшие психическое развитие в онтогенезе. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития, других психических процессов. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: "Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организовавшейся душой дитя, какого не может развитое воображение человека над его развитой душой." (К.Д. Ушинский)
Значительный удельный вес воображения в развивающейся психике ребенка требует особого внимания к его изучению со стороны генетических психологов. Однако до сих пор в советской науке развитие воображения ребенка рассматривалось, в основном, в контексте развития разных видов детской деятельности, что приводило к выявлению преимущественно специфических особенностей воображения, связанных с каждым конкретным видом деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, речевой. А без такого исследования трудно наметить основную линию возможной активизации и формирования воображения, соотнести общие линии его развития с особенными проявлениями воображения в различных видах детской деятельности.
Природа воображения и закономерности его развития рассматривались в различных психологических концепциях в зависимости от их общей теоретической направленности. Воображение понималось как установление новых ассоциативных связей (А. Бэн, Т. Рибо), выражение личностных конфликтов (З. Фрейд, К. Юнг), использование репрезентативных образов.
Одним из подходов к анализу закономерностей развития воображения является подход, основанный на теории Л.С. Выготского. Согласно этой теории развитие любой высшей психической функции, к числу которых безусловно относится и воображение, носит опосредствованный характер. Суть такого развития состоит в овладении субъектом общественно-выработанными и зафиксированными в человеческой культуре средствами, которые перестраивают, структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции.
Л.С. Выготский, а вслед за ним и другие советские психологи (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) подчеркивали, что воображение является не только познавательным процессом, оно тесно связано с эмоциональным опытом ребенка. В целом развитие воображения ребенка обусловлено развитием его деятельности и, прежде всего, игровой.
Данный подход к развитию воображения и лег в основу нашего исследования.
Цель исследования: исследовать основные особенности воображения, развитие которых наиболее актуально у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: воображение у детей старшего дошкольного возраста как познавательный психический процесс.
Предмет исследования: особенности проявления свойств в воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая гипотеза: Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы развитие воображения ряд свойств:
Скорость придумывания образов. Необычность, оригинальность изображаемых объектов. Разнообразие образов. Проработанность и детализация образов. Впечатлительность, эмоциональность образов.
Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать состояние проблемы исследования в психологической и педагогической литературе; провести психологический анализ понятий «воображение», «виды воображения».
- Выявить особенности проявления свойств воображения у детей дошкольного возраста.
- Разработать рекомендации направленные на организацию игр и упражнений, на познавательный психологический процесс.
Методологической основой исследования явились теоретические положения по развитию особенностей проявления свойств воображения у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, конкретизация, обобщение, наблюдение. Методы обработки данных (количественные и качественные). Методы знаково-символического представления результатов: таблицы, диаграммы, графики. Методы психологического развития и коррекции: упражнения, игры, задания и др.
База исследования: ДОУ «Детский сад № 133 г. Чебоксары.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключение, список используемой литературе.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения воображения в дошкольном возрасте.
1. 1. Воображение как познавательный психический процесс. Виды и свойства воображения.
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности (В. Г. Крысько).
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга: актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но не оторванные от него. Предположительно его физиологические механизмы расположено не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо - лимбическая система.
Физиологические основы воображения составляют остаточные формы процессов:
Возбуждения и торможения;
Ирраидации и концентрация;
Положительной и отрицательной индукции;
Анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов.
В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, нереальные образы воображения, которые возникают как сознательно, так и бессознательно.
Выделяется несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.
В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.
Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д.Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.
Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф.Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллекту........

Список использованной литературы
1. Беркинблит М.Р., Петровский А.Д. Фантазия и реальность - М - 2012. - 328 с.
2. Богословский В.В. Основы общей психологии. - М., 2012. - 219 с.
3. Боровик О.Д. Развиваем воображение// Дошкольное образование. - 2012, №1. - 244 с.
4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. Научное творчество. - М., 2009. - 438 с.
5. Брунер Д.Ж. Психология познания. - М., 2011. - 388 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - психологический очерк: Кн. для учителя. - 3-е издание - М. 2011. - 554 с.
7. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. - 2012, №1. - 277 с.
8. Дьяченко О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. докт. психол. наук.- М., 2011. - 233 с.
9. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии - 2013, № 1. - 328 с.
10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения// Вопросы психологии.- 2013, № 2. - 328 с.
11. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников.//Вопросы психологии.- М.: Школа-Пресс, 2012, №1. - 298 с.
12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. - М., 2010. -Т. 1. - 329 с.
13. Ильенков Э.В. О воображении. - 2012. - № 3. - 128 с.
14. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. - М.: Книголюб, 2012. - 356 с.
15. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. - М.: Книголюб, 2011. - 539 с.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2013. - 438 с.
17. Коршунова Л.С. Воображение и его роль. - М., 2009. - 434 с.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М. 2011. - 532 с.
19. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание.- М.: Просвещение, 2009, №12. - 311 с.
20. Крутецкий В.А. Психология. - М., 2012. - 438 с.
21. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 2011. - 321 с.
22. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2012. - 272 с.
23. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. - М., 2012. - 288 с.
24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 2011. - 439 с.
25. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. - М., 2013. - 455 с.
26. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А. Люблинской. М. «Просвещение», 2011. - 376 с.
27. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве. Вопросы психологии 2011 -№1. - 114 с.
28. Самсонов Н. В. Развитие воображения у детей. - М., 2011. - 277 с.
29. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. - Тула., 2013. - 338 с.
30. Стрелянова Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изодеятельности. - М., 2012. - 118 с.
31. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. 2011. - 434 с.
32. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника. Практикум. - М., 2013. - 439 с.
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2010. - 439 с.
34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 2013. - 532 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.