Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 13.2.2014. Сдан: 2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение 3 стр.
1. Народный праздник как форма театрализованного
действия 5 стр.
1.1. Языческие обряды - корни народного праздника 5 стр.
1.2. Место народных традиций и фольклора в
театрализованном празднично-обрядовом
действии 8 стр.
1.3. Особенности режиссуры народного праздника
и драматургии и режиссура праздничного
обрядового театрализованного действа 13 стр.
2. Практика освоения особенностей режиссуры
народного праздника 26 стр.
2.1. Идейно-тематический анализ сценария
народно-обрядового праздника «Троица» 26 стр.
Заключение 28 стр.
Список литературы 30 стр.


Введение

Праздники имеют столь же продолжительную историю, как и сама культура. Изучение праздника в прошлом в основном сводилось к изучению зрелищных искусств. Сегодня в связи с усложнением в современном обществе новых взаимоотношений труда и досуга, с повышением значимости проблем коммуникации в современном мире, эти аспекты требуют своего углубленного исследования.
Актуальность исследования объясняется тем, что в силу объективных и субъективных причин большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейших пластов народной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-этническое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Именно поэтому так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора. Они позволяют избавить празднично-обрядовое действие от пассивной зрелищности, превратить театрализованные формы художественно-массовой работы в социально-культурную самодеятельность людей, органично связанную с их трудом, бытом, всей жизнедеятельностью.
Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.
Задачи исследования:
· Рассмотреть языческие обряды, как корни народного праздника
· Изучить место народных традиций и фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии
· Изучить и проанализировать особенности режиссуры народного праздника и драматургия праздничного обрядового театрализованного действа
· Определить идейно-тематический анализ сценария народно-обрядового праздника «У нас ныне Семик - Троица» С.К. Борисов
· Разработать замысел сценария конкурсно-развлекательной программы «Солнышко красно гори, гори ясно»
Предмет исследования: народный праздник и особенности его драматургии в современной режиссуре.
При написании данной курсовой работы использовались многочисленные литературные источники. Так, например, была взята работа С.К. Борисова «Основы драматургии театрализованного действа», в которой автор обращается к рассмотрению драматургии празднично-обрядового театрализованного действа. Он анализирует понятие обряд и церемониал, С.К. Борисов говорит об их мистических, символических и игровых особенностях. А.Ф. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века» рассказывает нам о традициях и обычаях, дает точные определения ярким площадным представлениям того времени. А.А. Конович в своей работе «Театрализованные праздники и обряды в СССР» изучил и проанализировал особенности режиссуры народного праздника, сложности написании сценария для театрализованного народного праздника, он поднимает проблемы с которыми сталкивается режиссер театрализованного представления при работе с режиссурой народного праздника. Это основные литературные источники, на которые я опиралась при выполнении данной работы.

1. Народный праздник как форма театрализованного действия

1.1 Языческие обряды - корни народного праздника

Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печем блины, провожая Масленицу - Морену и рассказываем древние сказки про Бабу - Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения.
На первом этапе представления древних славян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов, что отразилось и в символике древнеславянского искусства. Славяне поклонялись матери-земле, символом которой были узоры, изображающие большой квадрат, поделённый на четыре малых квадрата с точками в центре - знак вспаханного поля. Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленными божествами - русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники - русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утки и гуси. Почитались леса и рощи как жилища богов. Хозяином языческого леса был Медведь - самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Некоторые племена своим предком считали Волка и почитали его как божество. Из травоядных животных наиболее почиталась Олениха (Лосиха) - древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Среди домашних животных славяне более других почитали Коня. В облике золотого Коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. В начале I тыс. н.э. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму, то есть звериные черты в образах божеств постепенно уступают место человеческим. Главными среди них становятся боги - Сварог, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Велес (Волос), Ярило, Макошь (Мокошь).
На втором этапе развития древнеславянского язычества складывается и держится дольше других культ Рода и Рожаниц - творца вселенной и богинь плодородия. Это был культ предков, семьи и домашнего очага. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого на земле рождаются дети. Род - повелитель земли и всего живого, он - языческий бог-творец. Спутницами Рода были Рожаницы - безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Образ их восходит ещё к древним Оленихам. Рожаницы почитались как защитницы молодых матерей и маленьких детей. В это же время складывается и трёхчастное представление о мире: нижнем - подземном (символ - ящер, змей), среднем - земном (люди и звери) и верхнем - небесном, звёздном. Изображение данной структуры мира можно было увидеть на идолах, сохранившихся лишь в единичных экземплярах, а также на русских прялках, изготовлявшихся ещё сто лет назад.
Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах-капищах, которые представляли собой первоначально округлые деревянные или земляные сооружения, возведённые на насыпях или холмах, а позднее они приобрели четырёхугольную форму. В центре капища находилось деревянное или каменное изваяние божества-идола, вокруг которого горели жертвенные костры. Стены капища ставили из вертикальных брёвен, украшенных резьбой и ярко раскрашенных. Самым известным памятником язычества стал Збручский идол (IX-X вв.) - четырёхгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. В верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Ниже идут ещё три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном царстве.
Непрерывная борьба и поочерёдная победа светлых и тёмных сил природы художественно была закреплена в представлениях славян о круговороте времён года. Их исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название - «коляда». Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника весны соломенные чучела этих божеств или сжигали, или топили в воде. Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной Масленицы, «русальной недели», сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлении от грозы и града. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображались 12 различных рисунков, составляющих замкнутый круг - символ 12 месяцев.
На третьем, завершающем этапе развития язычества возвышается культ Перуна, дружинного бога-громовержца. В 980 г. киевский ........

Список литературы

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 160
2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969.
3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1994. Т. 3.
4. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. - М., 1995. - С. 5
5. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969
6. Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989. С. 8.
7. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973.
8. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. - Орел ОГИИК, 2005
9. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа. - Челябинск, 2000
10. Вересаев В.В. К художественному оформлению быта (об обрядах: старых в новых) // Красная новь. 1926. №1. С. 159-160
11. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М., 1975
12. Глан Б.Н. Массовые праздники и зрелища. - М., 1961
13. Жигульский К. Праздник и культура. - М., 1985.
14. Зенцовский И.И. Методика календарных песен. - М., 1975.
15. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1995. С. 133
16. Калугина В.И. Фольклор народов России, том 1. - М., 2003
17. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М., 1990, С. 208
18. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX в - Л., 1984
19. Панкеев И.А. Русские праздники. - М., 1998
20. Пропп В. Я, Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1963. С. 12.
21. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1992.
22. Тульцева Л.А. современные праздники и обряды народов СССР. - М.: Наука, 1985. 1.
23. Шароев И.Г. Театр народных масс. М., 1978. С. 120-12
24. Щуров В.М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре // Музыкальная фольклористика.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.