На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучение творческих способностей дошкольников (на примере детей с нарушением слуха)

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 16.2.2014. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Творческие способности - Совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства. [22]
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей всегда вызывала большой интерес.
Актуальность темы исследования. Особый интерес представляет исследование развития творческих способностей у детей с нарушенным слухом, так как поте­ря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии творческих способностей.
Исследования Р.М. Боскис, А.П. Гозовой, А.И. Дьячкова, Т.А. Григорьевой, С.А. Зыкова, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Е.Г. Речицкой и других показали, что потеря слуха, задержка и своеобразие формирования речи создают трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов. Дети с нарушенным слухом испытывают большие трудности в мысленном оперировании образами, в их преобразовании.
Важнейшими условиями формирования творческих способностей является:
Во-первых, прошлый опыт, который выражается в уже имеющихся знаниях, представлениях о предметном мире, природных и жизненных явлениях;
Во-вторых, умение мысленно оперировать представлениями, преобразовывать их. Уровень развития творческих способностей зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления и речи.
По­теря слуха, задержка и своеобразие формирования речи создают затруднения в приобретении жизненного опыта. Представления детей с нарушениями слуха оказыва­ются менее полными и точными, чем у слышащих сверстников.
Полноценное восприятие мира ребенком с нарушениями слуха имеет свои особенности. Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к ребенку не сразу; стихий­ное его формирование не всегда оказывается полноцен­ным даже у нормально развивающегося, слышащего ре­бенка. Там, где речь идет о глухих детях, задача формирова­ния восприятия, т. е. сенсорного воспитания, и тесно свя­занная с ней задача формирования представлений приоб­ретают еще большее значение.
Цель исследования:


Задачи исследования:


Объект исследования: творческие способности дошкольников с нарушением слуха.

Предмет исследования: особенности творческих способностей детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Методы исследования:
1. Тест креативности Е. Торренса
2. Беседа
3. Наблюдение


Глава I. 1.1.Понятие творчества и творческие способности
Определим то содержание, которое мы будем вкладывать в понятие «творческие способности». Зачастую в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

1.2. Творчество детей дошкольного возраста
Изучение проблем творчества становится одним из центральных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом. Все большее количество работ посвящается вопросам интеллектуального, художественного и нравственного творчества детей.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирование детского творчества играет важнейшую роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения.
Творчество в своей развитой форме у взрослого человека имеет существенные качественные и количественные отличия от творчества ребенка, которое, хотя и выступает еще в неразвитой форме, уже содержит в себе важные свойства, дающие полное право говорить о подлинном творчестве. Это не условно понимаемое творчество, а настоящее. Дело в том, что дети в своем творчестве выходят за пределы известных нам знаний и умений, создают новый продукт - рисунок, постройку, сказку и т.д.
Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и художественной деятельности: психические процессы дошкольников - память, мышление, восприятие, воображение, чувства - находятся на стадии своего становления, изменения, развития. Именно поэтому все их психические процессы чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. Все это обуславливает как существенные недостатки психических процессов ребенка, так и важные достоинства, преимущества по сравнению со взрослым.
Данные особенности детей наиболее ярко проявляются в их речевом творчестве. В исследованиях по речевому творчеству дошкольника выявлены особенности этого процесса (Л. Р. Аносова, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, О. С. Ушакова). В языковом творчестве отражаются наиболее характерные черты творческой деятельности дошкольников, но они проявляют творчество не только в речи, а и в процессе основных деятельностей - в игре, изобразительном творчестве, конструирование и т.д. (создание новых игр и замыслов, рисунков, построек из кубиков).
Конечно, с точки зрения взрослых в процессе и продуктах детского творчества нет ничего нового. Однако они самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, «добывая» новые для себя знания, формируя новые умения.
Творческий процесс - это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, творчество - это особая форма процесса развития, оно диалектично и противоречиво.
В этом плане важное значение имеет высказывание А. В. Запорожца о движущих силах психического развития ребенка. Анализируя эту проблему, он призывал глубоко осмыслить и конкретизировать применительно к вопросам педагогики и психологии известное положение Гегеля о том, что источником всякого подлинного развития является процесс возникновения и разрешения внутренних противоречий. Процесс детского развития, обусловленный воспитанием и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Такая постановка проблемы детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу изучения тех педагогических условий, которые благоприятствуют превращению деятельности ребенка, первоначально складывающейся под влиянием взрослого, в подлинную детскую самодеятельность, являющуюся ярким проявлением творчества детей. (А. В. Запорожец).
Творчество детей носит глубоко личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности, накопленного опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка и не терпит так называемого «вала».
В самом широком значении этого слова творчество есть основной способ существования и развития личности. Полноценная личность - это всегда личность творческая, развивающаяся, характеризующаяся появлением все новых психологических новообразований и перестройки уже сложившихся структур. К сожалению, в ряде случаев наше слишком регламентированное воспитание и обучение детей в детских садах не способствует формированию детского творчества, а иногда просто гасит те «божьи искорки», которые возникают вопреки этому регламентированному обучению и воспитанию (это относится не ко всему процессу воспитательно-образовательной работы в детских садах).
Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества детей - он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих рисунков, построек и т.д. Яркие положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием новых духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка.
Анализ процесса развития творчества у детей позволил выделить следующее противоречие: развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт - способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, достаточно жестко фиксированы, стандартизированы, что фактически исключает творчество дошкольников - от них требуется лишь точное и полное усвоение определенных знаний, умений, способов действий. Но такого точного усвоения знаний и умений, как правило, не происходит.
Дело в том, что ребенок в процессе усвоения преломляет новое знание, новое умение через свое понимание мира, «пропускает» его через свой личный опыт, который неповторим и уникален. Новое знание творчески трансформируется каждым дошкольником и приобретает свой колорит и свои особенности. В этом процессе наблюдаются существенные индивидуальные различия детей. Некоторые при усвоении новых знаний проявляют настоящее творчество: задают педагогу массу вопросов, у них происходит актуализация разнообразных прежних знаний, позволяющих осмыслить новые сведения с самых неожиданных сторон. При этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке прежнего опыта, порождению неожиданных и интересных догадок, предположений, которые не были запрограммированы процессом обучения.
Мы выделяем два генетических источника творчества дошкольников. Первый - практическая деятельность, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого экспериментирования, которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Эта деятельность стимулируется насыщаемой потребностью в новых впечатлениях, новых знаниях.
Вторым генетическим источником детского творчества является игра, в процессе которой развивается воображение и фантазия детей, создаются благоприятные условия для свободного проявления их интересов и потребностей.
Особое значение придается развитию у дошкольников обобщенных умений осуществлять разнообразные преобразования предметов и явлений. Именно в процессе практических преобразований предметов они выявляют скрытые свойства и связи последних. Ряд авторов (Л. И. Божович, С. Л. Новоселова и др.) отмечают неукротимое желание детей пощупать любой новый предмет, что-то с ним сделать, изменить, преобразовать его и даже сломать ради того, чтобы узнать, что же там внутри. Эта деятельность экспериментирования, в которой особенно ярко проявляется творчество. В процессе ее ребенок проявляет удивительную выдумку и изобретательность.
Весь опыт ребенка, приобретенный в процессе его жизни, общения и деятельности, представляет собой сложную структуру, в которой можно выделить весьма устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе развития психические образования (развивающийся компонент).
Соотношение консервативного и развивающегося компонентов может быть различным. При преобладании развивающегося компонента вся структура детского опыта приобретает эвристический характер. Таким образом, структуру опыта ребенка, включающую в себя в качестве преоблада........


Библиографический список
1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству - Новосибирск: 1993. - 64 с.
2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 3-203.
3. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: 2000.
4. Веккер, Л.М. Психические процессы. - Л.: 1974. Т. 1. - 460 с
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дет­ском возрасте. Психологический очерк. - М.: 2001. - 96 с.
6. Годфруа Ж. Психология, изд. В 2 т., том 1. - М: Мир, 1992. - 442 с.
7. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. - Смоленск: 1974. - С. 54.
8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
10. Кириллова, К.Д. Развитие воображения в детстве / Учебно-метод. пособие. - Орел: 1992. - С. 23
11. Киселева, А.В. О некоторых особенностях творческого воображения младших школьников с нарушением слуха // VIII республиканская межвузов. науч-метод. конференция молодых ученых: сб. материалов, Брест, 19 мая 2006 г.; под общ. ред. Б.М. Лепешко. - Брест: Изд-во БрГУ, 2006. - С. 219-221.
12. Киселева, А.В. Творческое воображение глухих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Спецыяльная адукацыя. 2011. № 1 (78). - С. 29-34.
13. Киселева, А.В. О некоторых особенностях воссоздающего воображения детей с нарушением слуха / А.В. Киселева // Молодежь в науке - 2007 : прил. к журн. «Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi»: материалы междунар. науч. конф. молодых ученых, Минск, 23-26 окт. 2007 г.: в 4 ч. - М.: 2008. - Ч. 2.: Серия гуманитарных наук. - С. 308-312.
14. Краткий тест творческого мышления: Пособие школьных психологов. - М: ИНТОР, 1995.-48с.
15. Леонтьев, А.А. Научите человека фантазии... // Вопросы психологии. 1998. №5. - С.82-85
16. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
17. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
18. Нудельман, М.М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об эле­ментарных формах творческого воображения у глухих школьников // Пси­хология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. - М.: 1971. - С. 45.
19. Нудельман, М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников. // Психология глухих детей. - М.: 1971. - С. 15-17.
20. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. - М.: Институт практической психологии. 1997. - 136 с.
21. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: «Перемена», 1995 - 48с.
22. Психологический словарь онлайн < article_517.htm>
23. Рибо, Т. Творческое воображение. - Спб.: 1901. - С. 132-140.
24. Рубинштейн, С.Л. Воображение. Основы общей психологии. - М.: 1993. - 390с.
25. Скоробогатов, В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии: Учеб. пособие / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Скоробогатова. 2-е изд., испр. и доп. - Спб., 2002. - 465 С.
26. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
27. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. СПб.: ГУ, 1997. -34с.
28. Урунтаева Г. А. , Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособия для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.