Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик основы формирования представления о выразительных возможностях цвета у младших школьников средствами изобразительного искусства

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 16.2.2014. Сдан: 2013. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представления о выразительных возможностях цвета у младших школьников средствами изобразительного искусства…………………………………………..8
1.1. Формирование понятия о цвете у младших школьников средствами изобразительного искусства………………………………………………………...8
1.2. Условия формирования понятия о цвете у школьников начальных классов………………………………………………………………………………15
Выводы по первой главе…………………………………………………….21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия о цвете школьников начальных классов на уроках изобразительного искусства……………………………………………………………………………24
2.1. Диагностика сформированности понятия о цвете у младших школьников…………………………………………………………………………24
2.2. Апробация эффективности средств формирования понятий о цвете у младших школьников на уроках изобразительного искусства………….............29
Выводы по второй главе…………………………………………………….34
Заключение …………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………….39
Приложение.....................................................................................................42


Введение
На современном этапе реформирования системы школьного и высшего профессионального образования ведётся поиск новых форм и методов обучения. Важно решать эти проблемы в методике обучения изобразительному искусству и, особенно, в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения и миропонимания детей.
Известно, что изобразительное искусство является доминантным видом искусства для младших школьников, приносящим наиболее развивающий и воспитательный эффект. Оно является важным звеном в системе общего и эстетического воспитания, одним из видов и средств развития творческих способностей. П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.С. Мухина, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр и т.д. исследовали различные психологические и педагогические аспекты рассматриваемой проблемы. Они подчеркивали значимость изобразительного искусства для развития творческой деятельности учащихся.
К настоящему времени накоплен достаточно обширный и нередко противоречивый материал, позволяющий строить различные концепции деятельности младших школьников посредством изобразительной деятельности. Значительный вклад в исследование развития творческой личности школьников внесли Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Г.В. Лабунская, П.П. Пидкасистый, И.Я. Ларнер, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина. Они научно обосновали отдельные методические аспекты руководства изобразительной деятельностью младшего школьника.
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются уже в младшем школьном возрасте. От того, как воспитывается ребенок в данном возрасте, во многом предопределяется успех в его дальнейшего полноценного развития.
Готовность ребенка к обучению является одним из важнейших итогов психического развития в период младшего школьного возраста и залогом успешного обучения.
Так как, на уроках изобразительного искусства чаще всего обучаются дети, не знакомые с изобразительными материалами и, следовательно, не владеющие техническими приемами работы с ними, проводить обучение этих детей на основе существующих методик (во фронтальных и индивидуальных формах) затруднительно. В связи с этим возникает необходимость в поиске нового подхода в работе. Важная роль в данном процессе отводится изобразительной деятельности.
Актуальность исследования заключается в том, что социально-экономические изменения, произошедшие в обществе, привели к смене ценностной ориентации в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, способствующее реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Задача школы создать такие условия обучения и воспитания каждого ребёнка, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным и эмоциональным развитием личности. Формирование понятия о цвете является одним из средств повышения уровня развития (умственного, нравственного, эстетического) ребенка в изобразительной деятельности.
Тема исследования: Формирование понятия о цвете у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: представление о цвете учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования понятия о цвете у школьников начальных классов на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования: формирование понятия о цвете у школьников начальных классов на уроках изобразительного искусства.
Детям доступно понимание красоты природы и тех средств выразительности, которые при этом используются (цвет, форма, композиция и т.п.). Это связано с тем, что восприятие детей развито намного сильнее, чем их ручная умелость.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что применение новых методов формирования понятия о цвете на уроках изобразительного искусства способствует формированию понятия о цвете у детей младшего школьного возраста.
Для реализации вышеизложенной цели в работе с детьми необходимо решить следующие задачи.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление условий формирования представления о цвете у младших школьников средствами изобразительного искусства.
3. Разработка системы уроков по изобразительному искусству, направленных на формирование представления о цвете у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- теоретическое моделирование;
- апробация и внедрение результатов исследования;
-эксперимент, количественный и качественный анализ результатов деятельности учащихся.
Этапы исследования:
1.Изучение психолого-педагогических условий формирования понятия о цвете учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства.
2. Изучение средств формирования понятия о цвете у младших школьников средствами изобразительного искусства.
3. Проведение диагностики сформированности понятия о цвете у младших школьников.
4. Апробация эффективности средств формирования понятий о цвете у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Апробация и внедрение результатов исследования. Данное исследование было использовано в качестве методического материала на выступлении педагогического совета. Также рассматриваемое исследование было применено в работе автора, при проведении открытого урока.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции известных ученых по важнейшим проблемам культурно-исторического развития (Л.С. Выготский), личностно-развивающего обучения, (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин), психолого-педагогическая концепция игры (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А Короткова, А.П. Усова, С.А. Шмакоа, Д.Б. Эльконин), исследования психологов и педагогов об особенностях развития детской изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Е.А. Флерина), основополагающие идеи, раскрывающие сущность творческих способностей и креативности личности (Д.Б. Богоявлинская, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, И.Я. Лернер, Я.А. Понаморев, А.И. Савенков), теория об интеграции в художественной педагогике (Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова), психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме языка изобразительного искусства (А.Д. Алехин, В.И. Костин, Н.Л. Стариченко, В.А. Юматов, Б.П. Юсов), теория критического мышления (В.Н. Брюшинкин, В.А. Шамис, А.В. Бутенко, Е.А. Ходос, Р. Бустром, О. Варшавер).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты данной курсовой представляют собой разработку методического комплекса уроков изобразительного искусства, направленных на повышение уровня развития (умственного, нравственного, эстетического) детей.
Структура курсовой работы определена логикой и последовательностью поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1.Теоретические основы формирования представления о выразительных возможностях цвета у младших школьников средствами изобразительного искусства.
1.1.Формирование понятия о цвете у младших школьников средствами изобразительного искусства.
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположение в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощь красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим.
Итак, цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия, индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза (степень экспрессии полиморфных зрительных пигментов) и психики.
Говоря простым языком цвет - это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует что споры "какой цвет на самом деле" бессмысленны, поскольку для каждого наблюдателя истинный цвет - тот, который видит он сам.
Понятие "цвет" имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). Поэтому следует заметить, что в тех случаях, когда мы хотим дать цветовую характеристику источников света, некоторых имён цвета просто "не существует" - так, нет серого, коричневого, бурого света.
Различный спектральный состав света может давать одинаковый отклик на зрительных рецепторах (эффект метамерии цвета).
Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Существует наука цветоведение - анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Способность цветораспознавания имеет динамику в зависимости от возраста человека. Сочетания цветов воспринимаются гармоничными (гармонирующими) либо нет.
В начальной школе на уроках изобразительного искусства учащиеся изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.
В процессе формирования у учащихся понятия о цвете возникает необходимость овладения такими навыками операциональной деятельности мышления, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, конкретизация и систематизация. Это дает возможность расширить спектр владения цветовыми эталонами, системами, усовершенствует навыки дифференциации цветов в процессе восприятия цвета как в окружающей среде, так и в сложных структурных образованиях (живописных композициях), формирует базу для реализации цвета, как средства эмоционально-образного выражения. Психическое развитие младших школьников дает основания для овладения данным протяжении обучения в младших классах.
Недооценка овладения младшими школьниками основами аналитико-синтетической деятельности в процессе анализа произведений искусства, объектов окружающей среды допускается частью учителей и методистов, порождает серьезные трудности в организации занятий по формированию восприятия цвета при анализе картин, приводит к неусведомлению детьми цвета как выразительного средства. Активно используя возрастную синзетивность ребенка к цветным впечатлениям, учитель должен в раннем возрасте развивать способность к созданию выразительных цветовых решений, то есть реализовать цвет, как язык эмоционально-образного выражения собственных впечатлений.
Исследования (В.С.Мухиной, А.А.Мелик-Пашаева) показали, что потенциалом способностей к восприятию и использованию цвета обладает много детей, которые не смогли обнаружить их сразу "в готовом виде". С помощью специальных заданий, игровых упражнений их можно успешно развивать.
Рассматривая процесс изобразительной деятельности младших школьников, И.П.Глинська, согласно экспериментальных данных, учитывая наличие неоднородной структуры способностей, делит детей в соответствии с их склонностями к изобразительной деятельности на три группы. По этим разделениям дети с выраженной графической одаренностью составляют первую группу, дети с доминирующим живописным началом, то есть лучше чувствующие цветовые отношения, составляют вторую группу. Дети третьей группы имеют в равной степени выраженные как графические, так и живописные способности. Учитывая вышесказанное, предлагаемые задачи должны иметь индивидуальный подход к различной структуре способностей, то есть учить детей с выраженной графической стороной ощущению воспринимать и активно реализовать цвет как средство выражения.
Поэтапность формирования знаний о цвете и умений ими пользоваться у младших школьников в изобразительной деятельности предполагает рассмотрение обучаемости как сложного многоуровневого образования, формируется на разных уровнях ее проявления.
На каждом из уровней происходит взаимодействие компонентов деятельности от познавательного (или когнитивного) до деятельностного и от аффективного к творческому.
Исходя из вышеизложенного материала, важнейшей задачей является активизация сенсорного развития детей, поскольку с восприятия предметов и явлений начинается процесс познания мира, а также формируются элементы эстетических знаний в сознании младших школьников целенаправленного характера, оно - непроизвольное.
Обучение младших школьников восприятию цвета непосредственно переходит в формирование культуры наблюдения, развитие которого требует соответствующих условий. Этот фактор влияет на формирование характера восприятия: описательного (репродуктивного, констатирующего без нахождения причинно-следственного механизма) и объяснительно-аналитического. Это способствует формированию связи системы "восприятие - воображение - мышление - создание (деятельность)", что является важным аспектом для формирования "мысленно-чувственной активности"
Исходя из этого, была доказана зависимость и взаимосвязь сенсорного развития младших школьников с их творческой деятельностью.
Таким образом, можно сделать выводы что, совершенство восприятия -полнота и точность созданных образов - зависит от того, насколько полной системой эталонов, необходимой для обследования данного содержания, обладает субъект и в какой степени у него сформированы операции применительно к использованных эталонов (цвета спектра, их варианты по светлоте, насыщенности) со свойствами предметов.
Критериями оценки сформированности понятия о цвете у младших школьников были определены три уровня:
Высокий - отвечают на вопросы, давая общую характеристику колорита произведения, и объясняют логическую связь между цветом - средством выражения и содержанием; объясняют сочетание цветов в композиции, при анализе используя понятия и терминологию цветоведения; умеют пользоваться образным языком при объяснении.
Средний - отвечают на вопросы правильно, но не всегда могут объяснить, почему они так думают; дают общую характе........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.