На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом «Методы и приемы чтения художественной литературы дошкольникам: подходы к пониманию и формы реализации».

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 16.2.2014. Сдан: 2013. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
I. Теоретические основы чтения художественной литературы дошкольникам………………………………………………………………8
1.1 Историко-критический обзор методов чтения художественной литературы дошкольникам……………………………………………………8
1.2 Психолого-педагогические основы чтения художественной литературы дошкольникам…………………………………………...................................14
1.3. Дидактические основы чтения художественной литературы дошкольниками………………………………………………………………18
1.4 Виды чтения художественной литературы дошкольникам……….........25
II. Пути и условия использования различных методов и приемов чтения художественной литературы дошкольникам: подходы к пониманию и формы реализации………………………………………………………...29
2.1. Содержание, условия и этапы работы по использованию методов и приемов чтения художественной литературы дошкольникам……………29
2.2. Использование произведений художественной литературы для формирования навыков слушания у детей дошкольного возраста………..35
2.3 2.3 Анализ и оценка результатов работы по формированию навыков слушания художественной литературы у дошкольников.………………...41
Заключение……………………………………………………………………….48
Список используемой литературы……………………………………………...50
Приложения……………………………………………………………………...53


Введение
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи - юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель [6, с.116].
Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Согласно федеральному государственному стандарту успешность маленьких россиян - это результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлениям:
- социально-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- единство физического развития и воспитания культуры здоровья;
- художественно-эстетическое развитие.

В названии области Программы «Чтение художественной литературы» достаточно точно отражена основная концептуальная позиция - не ознакомлять детей с художественной литературой, а ежедневно читать, потому что «чтение - вот лучшее учение» (А. С. Пушкин). Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребёнок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.
Главная миссия области - воспитание в ребёнке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в том числе мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. В этом мы видим актуальность нашего исследования.
Чтение - условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются:
1) формирование круга детского чтения;
2) организация процесса чтения.
Объект исследования: процесс чтения художественной литературы на занятиях в ДОУ.
В качестве предмета исследования выступают различные методы и приемы чтения художественной литературы дошкольникам.
Целью исследования явился отбор наиболее эффективных методов и приемов чтения художественной литературы дошкольникам на занятиях в ДОУ.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) определить основные направления исследования и выявить наиболее эффективные виды чтения художественной литературы дошкольникам на занятиях в ДОУ;
3) сформулировать ведущие условия, обеспечивающие эффективность использования различных методов и приемов чтения художественной литературы в образовательном процессе ДОУ.
Проблема исследования:
В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук. Исследовав причины данной проблемы, т.е. потери интереса современных детей к чтению мы выявили три основных противоречия:
• плохое обучение ребёнка чтению;
• не поддержание интереса ребёнка к чтению;
• необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».
Гипотеза исследования:
Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, может эффективно влиять на понимание и формы реализации чтения, если: а) воспитатель понимает необходимость использования различных форм и методов работы; б) будет использовать при реализации образовательной области различные формы и подходы в работе; в) работа будет проводиться систематически.


Методологическая основа:
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Е. А. Флериной. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками - в работах Л.М. Гурович, А.В. Запорожца, Л.Я. Панкратовой, Т.А. Репиной.
В процессе исследования применялись следующие методы научного исследования:
1) теоретический анализ работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме;
2) изучение опыта воспитателей, использующих в своей практике различные программы и методики развития интереса к чтению книг.
3) метод анализа и синтеза.
Теоретическая новизна и практическая значимость работы:
Данная работа может быть полезна педагогам дошкольного образования, родителям дошкольников, а также студентам специальности «Дошкольное образование».
Исследование проводилось на базе МДОУ «Космос» г. Волгодонск с детьми старшего дошкольного возраста.


I. Теоретические основы чтения художественной литературы дошкольникам.
1.1. Историко-критический обзор методов чтения художественной литературы дошкольникам.
Веком быстрого и самобытного развития России был XVIII век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда просветительных реформ, в первую очередь в области народного образования. Организация и содержание народного образования и просвещения первой трети XVIII века отражали прогрессивные явления культурной жизни России. Для удовлетворения потребностей учащихся нужны были новые учебные пособия и книги. Такие книги стали создаваться уже в самом начале XVIII века. В 1701 году была издана богато иллюстрированная детская книга «Трёхязычный словарь» Фёдора Поликарпова, а в 1704 году его же книга - «Лексикон трёхязычный» [7, с.21]. По поручению Петра I Фёдор Поликарпов написал такую же русскую историю для детей. Очевидно, стремление Фёдора Поликарпова, влиять на воспитание у детей интереса к чтению, формировать круг их чтения. В данный период времени детское чтение обогащалось новыми книгами, разнообразными по форме и содержанию. Важнейшие значение для детского чтения того периода имели отход от церковнославянского языка, издание книг гражданским шрифтом на языке, близкому, живому, разговорному и более доступному детям.
Вопросы детской литературы и детского чтения были в центре внимания самого крупного поэта начала XVIII века Феофана Прокоповича. Образованнейший человек своего времени, он написал оригинальную детскую книгу «Первое учение отроком», которая выдержала двадцать изданий. В большом предисловии к этой книге Феофан Прокопович изложил свои педагогические взгляды. Феофан Прокопович считал, что воспитанием ребёнка надо заниматься с раннего возраста, образование должно соединяться с воспитанием. Дети, отмечает Феофан Прокопович, должны любить книги. Поэтому важен отбор книг, и они должны быть доступны детям. Читать плохие книги или же не понимать прочитанное, считает Феофан Прокопович, - «многажды худшее и злейше» [7, с.21].
Просветители того времени, отстаивая необходимость образования для каждого сословия, в том числе и для простого народа, крестьян, уделяли большое внимание вопросам чтения, стремились разработать основы сознательного чтения. Так, видный экономист и публицист И. Т. Посошков, излагал свои педагогические принципы в трактате «Завещание отеческое» писал «о прочитании книг и почитании их» [7, с.21].
Н. И. Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1783 г.) Стержнем педагогических взглядов Н. И. Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. С 1785 по 1789 год Н. И. Новиков издаёт журнал «Детское чтение для сердца и разума». Этот журнал - первая реализованная попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование подрастающего поколения с помощью специально создаваемой литературы для детского чтения.
Разработанные Н. И. Новиковым основы руководства детским чтением были взяты на вооружение прогрессивными педагогами и библиотекарями России в XIX веке [7, с.26].
В XIX веке чтение рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. Детская литература, составной частью которой являлась детская периодика, - единственное средство массовой коммуникации в то время - старалась учитывать стремление детей к активному познанию мира, особенности протекания у них высших психических процессов, используя наиболее эффективные по своему эмоциональному воздействию выразительные художественные средства. На страницах русских педагогических журналов, таких, как «Учитель» (1861-1870), «Детский сад» (1866-1876), «Педагогический листок» (1869-1915), «Воспитание и обучение» (1877-1917), «Вестник воспитания» (1890-1917), широко обсуждались проблемы детского чтения, его роли в нравственном воспитании личности юного человека [22, с.78].
В трудах писателей, критиков, педагогов XIX века находится множество идей, суждений по вопросам детского чтения, которые сыграли большую роль в формировании специалистов по библиотечной работе с подрастающим поколением. Непреходящее значение имеют идеи революционных демократов. Они заложили основы педагогики детского чтения как относительно самостоятельной области педагогического значения.
Создание демократической теории детского чтения как относительно самостоятельной области чтения связано с деятельностью В. Г. Белинского. Он считал литературу действенным средством образования и воспитания подрастающих поколений. В статье-рецензии «О детских книгах» (1840г.) критик писал: «Воспитание - великое дело: им решается участь человека…книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон [7, с.38]. В. Г. Белинский отмечал, непреходящую роль книги, чтения в формировании нравственных качеств, патриотических чувств, эстетических представлений в подготовке юных граждан к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу.
В 1878 г. редакцией «Детского чтения» были сформулированы пять основных задач в деле воспитания, которые она старалась реализовывать в художественных произведениях, печатавшихся на страницах журнала. Эти задачи нравственного воспитания детей, звучат и сегодня очень актуально:
• возбуждать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
• научить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
• способствовать облагораживанию юной души и воспитанию нравственного, возвышенного идеала;
• поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
• дать силы детям для борьбы со злом, т. е. нравственную поддержку в жизни [22, с.77].
Таким образом, детское чтение в России в XVIII - XIX века не стремительно, но всё же развивалось. В этот период времени, на страницах таких педагогических журналов, как «Учитель», «Детский сад», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Вестник воспитания», одним из важнейших средств пробуждения чувств ребенка и обогащения его жизненного опыта считалось чтение высокохудожественных произведений. Поэтому, детские журналы, редактируемые известными педагогами XVIII - XIX веков и содержащие специально подобранные произведения для детского чтения, являлись важным средством нравственного воспитания подрастающего поколения [22, с.82].
Сегодня всем специалистам, работающим в области детского чтения, особенно необходимо знание реальной картины детского чтения, картины, которая опиралась бы не только на эмоции и личностный опыт, но имела бы под собой реальные основания.
Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной. Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе [25, с.25 - 26].

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками - в работах А.В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Эстетика и психология рассматривают восприятие детьми художественных произведений искусства, как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально - волевые мотивы» [11, c.42]. Литературное произведение одновременно обращено и к чувству, и к мысли читателя, помогает ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего» [20, с.142].
Восприятие детьми художественной литературы рассматривается, как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживания героями, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Таким образом, подведя итог по данной части работы, можно сказать следующее: чтение - это действенный духовный труд, но это не значит, что российский ребёнок исключён сегодня из этого духовного труда. Но проблемы, действительно, существуют. Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.


1.2. Психолого-педагогические основы чтения художественной литературы дошкольникам.
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы.
Обобщенно эти задачи можно сформировать следующим образом:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечивать усвоение содержания произведений и эмоциональный отклик на него;
2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;
3. Воспитывать литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
Задача ДОУ заключается в подготовке к досрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.) В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм.
О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литера........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.