На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Русская пейзажная живопись XIX столетия. Философские пейзажи 2-й половины XIX века.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.2.2014. Сдан: 2013. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Русская пейзажная живопись XIX столетия.
1.1.Пейзажная живопись глазами современников………………..…8
1.2.Романтическое направление русской пейзажной живописи XIX века………………………………………………………………………….20
ГЛАВА II. Философские пейзажи 2-й половины XIX века.
2.1. Реализм в творчестве русских художников………………………31
2.2.Философские пейзажи в творчестве И.Левитана………………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..46
Литература………………………………………………………………..48


ВВЕДЕНИЕ

В высоком расцвете русской живописи XIX века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи XIX века имеют мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.
Замечательные достижения русской пейзажной живописи XIX века, естественно, вызывают интерес к изучению ее истории, в том числе ее истоков и этапов развития.
Целью данной работы является изучение философского направления, как одного из основных этапов развития русской пейзажной живописи XIX века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1) проследить, каким образом менялось отношение к русской пейзажной живописи XIX века передовых общественных и культурных деятелей, а также познакомиться с изображением природы в русской литературе XIX века;
2) изучить историю сложения и развития романтического направления пейзажной живописи, а также познакомиться с творчеством пейзажистов данного направления;
3) рассмотреть истоки возникновения, основные этапы развития философского (реалистического) пейзажа XIX века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода, дать краткий анализ творчества выдающихся представителей реалистического пейзажа;
4) оценить роль развития пейзажной живописи XIX века.
Исходя из поставленных задач, хронологические рамки работы охватывают вторую половину XIX века, так как именно на это время приходится становление и развитие романтического и реалистического направлений русской пейзажной живописи.
Литературу, использованную при подготовке работы, условно можно разделить на несколько групп:
К первой из них относятся большие научно-популярные работы, рассматривающие именно проблемы русской пейзажной живописи на определенных этапах. Хорошо и подробно освещены история и проблематика русского пейзажа XIX века в работах А. Федорова - Давыдова(1). На страницах своего труда он отводит большое внимание истории сложения и развития пейзажной русской живописи 19 века, что является очень ценным и полезным материалом при изучении темы данной работы. Также в трудах содержатся пространные главы, посвященные творчеству отдельных художников. В этих главах содержится краткая характеристика творчества живописцев но, по моему мнению, слишком много внимания автор уделяет непринципиальным вопросам, касающимся биографических фактов. В целом, историко-теоритические исследования А.Федорова-Давыдова отличаются последовательностью, обстоятельностью изложения, написаны простым, доступным языком.
К этой же группе можно отнести пространный труд К.Г. Богемской, посвященный истории мировой пейзажной живописи (2). Наиболее интересными и информативными с точки зрения изучения темы данной курсовой работы являются главы, освещающие историю развития и расцвета российской пейзажной живописи в XIX веке. В книге автор дает общую характеристику, зарождения и развития романтизма и реализма в русском пейзаже, кратко освещает творчество выдающихся представителей данного жанра. Необходимо отметить, что К.Г. Богемская в своем труде приводит высказывания общественных и культурных деятелей, самих художников о своем творчестве, что позволяет использовать их в работе и дать самостоятельную оценку, невзирая на мнение автора.
К следующей категории необходимо отнести библиографическую редкость-работу известного исследователя А.Н.Бенуа, вышедшую на рубеже XIX-XX веков (3). В ней автор попытался осмыслить, что же представляла собой и в целом, и в деталях история русского искусства в XIX в. В рамках данной работы рассматривается и пейзажная живопись как неотъемлемая составляющая русской художественной культуры XIX века. Так целью работы А.Н. Бенуа было рассмотрение художественно жизни XIX столетия в целом, он не так много внимания уделяет вопросам, рассматриваемым мною в данной работе. Однако, обойтись без данной книги было бы немыслимо, так как она является классикой русской культуры, рассчитанной не только на знатоков, но и на обывателей. В главах, посвященных живописи, он приводит ряд концептуальных положений, касающихся истории пейзажа, которые впоследствии были приняты и более детально разработаны следующими поколениями исследователей.
Наиболее обширную группу представляют научно-популярные издания по всеобщей истории искусства (4), отдельные главы которых посвящены специфике данного жанра. Содержанием этих глав является анализ общих проблем пейзажа, история развития данного жанра, краткая характеристика творчества отдельных его представителей, подчеркивается идейный, демократический характер живописи второй половины XIX столетия. В общих разделах раскрывается тесная связь русской живописи с литературой. Данные труды несут много полезной информации и активно использовались мною при подготовке работы. Учитывая то, что данные труды имеют общетеоретический характер, в них в краткой форме, поверхностно и не детально рассматриваются явления, имеющие непосредственное отношение к тематике моей работы. Также очень трудно проследить по ним эволюцию такого жанра, как пейзаж.
Попытку составить общую биографию жанра взял на себя В.Н. Стасевич (5). В его работе мы можем найти краткий обзор эволюции пейзажной живописи от древнейших времен до наших дней, также обширно представлен опыт теоретического размышления над возможностями изобразительного воплощения облика природы, над значением пейзажа-картины в нашей жизни. Однако, данная информация не является принципиально необходимой в изучении пейзажной живописи XIX века. Необходимо также сделать ряд критических замечаний к данной работе. Не все произведения, предложенные вниманию читателя в иллюстрациях, упомянуты в тексте и, наоборот, не все пейзажи, о которых идет речь на страницах книги, воспроизведены. Лишь отдельные пейзажи, которые, вероятно, больше всего пришлись по вкусу автору, подвергнуты подробному разбору. Однако, это соответствует цели работы, которой являлось выявление особенностей стилей, направлений и школ.
Нельзя не упомянуть еще об одной важной категории использованной в работе литературы. Сюда мы относим работы, рассматривающие локальные явления в русской пейзажной живописи.
Так, Ф.С. Мальцева (6) в своем труде подробно освещает и характеризует творчество мастеров русского реалистического пейзажа, общие тенденции развития данного жанра. Эта работа позволяет более детально и глубоко изучить именно реалистическое направление пейзажной живописи XIX века.
Работа А. Вагнера (7) близка по содержанию к предыдущей. Она содержат повествование в литературной форме о художниках-пейзажистах. Также в работе проводятся литературные параллели, содержится большое количество прозаических и стихотворных отрывков, высказываний о картинах. Данные труды позволяют глубже изучить и понять пейзажную живопись художников-пейзажистов, представителей реалистического направления.
В труде А. Ягодовской (8) также затронут сравнительно небольшой круг явлений в истории живописного жанра. Материал, относящийся к истории развития и художественной специфике пейзажа остался в книге разобщенным, не очень хорошо прослеживаются общие тенденции. Также работа содержит характеристику отдельных работ живописцев XIX века, сравнение приемов, использовавшихся пейзажистами и результатов, достигнутых ими. Однако, не всегда автору удается объективно оценить творчество художников, очень силен субъективизм.
При подготовке работы мною были использованы труды Н.К. Островского (9) и Б.В.Астафьева (10), которые также я выделяю в отдельную группу. В данной литературе известные творческие деятели увлекательно рассказывают о произведения русской живописи в целом и о пейзажах в частности. Данные труды носят повествовательный, даже несколько поэтический характер. В них выражены мысли и думы, субъективные впечатления от картин. Также авторы пытаются глубоко и талантливо проанализировать творчество русских художников. Безусловно, исходя из данных трудов, невозможно проследить эволюцию живописного жанра в XIX веке, однако, нельзя недооценивать их роль, так как данные авторы были выразителями мыслей многих людей о пейзажной живописи.
Также необходимо сделать оговорку, что при изучении данной темы понадобились работы русских критиков, в частности В.Г. Белинского, А..И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, в которых содержатся некоторые положения, касающиеся пейзажной живописи. Данные работы в неполном объеме содержатся в работах Стасова, Островского, безусловно, с комментариями самих авторов. Но в своей работе я попытался самостоятельно проанализировать высказывания критиков исходя из изученного материала и общей концепции работы.
Таким образом, проанализировав всю, использованную мною при подготовке данной работы литературу, можно сделать вывод о том, что глубокое и детальное изучение данной темы, а именно развития философского направления русской пейзажной живописи в XIX веке представляется актуальным, так как пейзажная живопись, активно развиваясь в XIX веке, перешла из категории вспомогательных жанров и заняла одну из главенствующих ролей в русской живописи, обогатив, тем самым, всю мировую художественную культуру и проследить данный уникальный процесс невозможно, используя материал только из одной-двух книг.


ГЛАВА I. Русская пейзажная живопись XIX столетия.
1.1.Пейзажная живопись глазами современников

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.
Крупнейшие русские исследователи русской живописи в целом, и пейзажной в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской живописи в XIX веке. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи XIX века имеют мировое значение и непреходящую ценность. Как отмечает А. Федоров-Давыдов в своей работе, «образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру» (11).
В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи:
- объективная, то есть изображение, вид определенных местностей и городов;
- субъективная, то есть выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний.
Исходя из этого, можно сказать, что пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.
Безусловно, развитие пейзажной живописи немыслимо в отрыве от роста научного самосознания, поэтического чувства, развития науки и искусства. На всем протяжении XIX века выдающиеся деятели в области науки и искусства, высказывали свое мнение о достижениях русской пейзажной живописи, вступали в полемику по тем или иным вопросам, связанным с данной областью художественного выражения.
Вот что писал К.А. Тимирязев, один из величайших русских ученых-естествоиспытателей, ценивший и любивший пейзажную живопись вообще и русскую в частности: «Очевидно, между логикою исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя органическая связь» (12). Другой великий ученый Д.И. Менделеев очень высоко ставил успехи русской национальной живописи и заявлял: «....быть может, придет время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания и философии ландшафта в живописи» (13).
В трудах, посвященных истории развития живописи, при рассмотрении творчества русских художников-пейзажистов, проводятся многочисленные музыкальные и поэтические параллели.
Однако впервые вопрос о русской природе как предмете изображения был поднят В. Г. Белинским в сороковых годах. В статьях, посвященных творчеству Пушкина (14), Белинский подчеркивал, что Пушкин был первым поэтом, увидевшим красоты природы не в роскошных пейзажах Италии, а в скромных ландшафтах родной страны.
Поэзией Пушкина раскрывались для восприятия новые грани природы, так как то, «что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; и то, что для них была проза - для него поэзия». В связи с поэзией Пушкина Белинский поднимал ряд принципиальных вопросов, относящихся непосредственно к области реалистической эстетики: о верности изображения родной природы; о способности поэта и художника «делать поэтическими самые прозаические предметы»; о сущности поэтического подражания в произведении, изображающем природу, и, наконец, национальном своеобразии поэзии Пушкина, которое раскрылось в стихах, посвященных русской природе. Говоря о Пушкине как о поэте национальном, Белинский приводит здесь же блестяще выраженную мысль Гоголя: «Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа, их может совершенно понимать тот, чья душа носит в себе чисто русские элементы, кому Россия - родина». Гоголь считал Пушкина поэтом, обладавшим в высокой степени развитым чувством национального самосознания. Именно оно, по мнению Гоголя, и помогало поэту глубоко чувствовать и раскрывать в своих стихах особую красоту, присущую русской природе. «Чем предмет обыкновеннее, - пишет Гоголь, - тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него обыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина» (15).
Можно смело сказать, что начало, положенное Пушкиным в изображении русской природы, стало очень скоро достоянием всей русской художественной литературы, как поэзии, так и прозы. Уже в сороковых - шестидесятых годах XIX века русская природа была показана нашими писателями во всем ее своеобразии, со всей глубиной реалистичности изображения.
Старый корявый дуб, вновь зазеленевший и обросший густой и сочной листвой, открыл Андрею Болконскому тайны неумирающей жажды жизни и вечного возрождения с той особой силой, которая недоступна философскому трактату. Звездная синева ночного неба вернула Алеше Карамазову пошатнувшуюся было в его душе надежду, а величественные картины степных просторов глубоко залегли в душу героя чеховской “Степи”, потрясли ее.
А вот что пишет Лев Толстой в своем дневнике: «Я люблю природу, когда со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль; но когда я нахожусь в ней, я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух, и этот же воздух, клубясь, уходит в бесконечную даль, когда эти самые сочные листья травы, которые я раздавил, сидя на них, делают зелень бесконечных лугов, когда те самые листья, которые, шевелясь от ветра, двигают тень по моему лицу, составляют линию далекого леса, когда тот самый воздух, которым вы дышите, делает глубокой голубизну бесконечного неба; когда вы не один ликуете и радуетесь природой; когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, сцепившись ползут коровки, везде кругом заливаются птицы» (16).
Безусловно, такое поэтическое описание природы великим русским писателем отражает его взгляд на вещи, на картины родной природы, воплощенные в полотнах великих пейзажистов XIX столетия.
Деятельность русских пейзажистов привлекала большое внимание и не оставляла равнодушными никого, их картины постоянно обсуждались в русском обществе. Вот как писал в рецензии на выставку художника Айвазовского поэт А.А. Майков: «Движение неверной стихии есть стихия г. Айвазовского; он художник - Нептун; его воды и бушуют, и распадаются в брызги, и взбегают на отлогий песчаный берег, и сливаются с него обратно, и стоят ровно, призрачно, подернутые полосою света и как бы плавающим по ним маслом...Видя беспокойную волну, он не шептал ей: “поверь мне, что тебя мучит, у меня сердце еще теплое, оно сохранит тайну и будет сочувствовать ей”-но он ей говорит: “Я поймаю тебя, неуловимая, я поставлю тебя на картине так, как ты встаешь и разливаешься передо мною»» (17).
В 1853 году в первом номере журнала “Современник” появилась рецензия И. С. Тургенева на вновь вышедшую книгу С.Т. Аксакова “Записки ружейного охотника”, отрывки из которой приведены в работе Стасевича. Эта пространная критическая статья представляет больший интерес, так как высказанные в ней Тургеневым мысли, касающиеся изображения природы в книге С. Т. Аксакова, могут быть отнесены и к творчеству других писателей, разрабатывавших в своих: произведениях эту тему. «Он, т. е. Аксаков. - Ф. М. смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно, ясно, просто и с полным участием, - пишет Тургенев. - Он ... наблюдает умно, добросовестно и тонко ... Он не подмечает ничего необыкновенного, ничего такого, до чего добираются “немногие........


Литература

1. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 - начала 20 века. М., 1956

2. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992

3. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 1993

4. Памятники мирового искусства. Русское искусство 19 - начала 20 века. М.,
1972
Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. М., 1981

5. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984

6. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М, 1982

7. Вагнер А.К. С веком наравне. М., 1976

8. Ягодовская А. О пейзаже. М., 1963

9. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971

10.Астафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. Л., 1966

11. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 - начала 19 века. М., 1953., с.3

12. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984. с.16

13. Там же, с.24

14.Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984, с.22

15.Там же, с.24

16.Ягодовская А. О пейзаже. М., 1963, с.22

17. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992, с. 214

18. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984, с.37

19. Там же, с.39

20. Там же, с.41

21. Там же, с.47

22. Там же, с.49

23. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 - начала 19 века. М., 1953.,
с.56

24. Ягодовская А. О пейзаже. М., 1963, с.38

25. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984, с.40

26. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971, с.30

27. Там же, с.32

28. Там же, с.47

29. Там же, с.52

30. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984, с.56

31. Там же, с.60

32. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971, с.72


33. Там же, с.78

34. Там же

35 .Астафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. Л., 1966, с. 52

36. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992, с.225

37 .Там же, с.242

38. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 - начала 20 века. М., 1956, с.230

39. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992, с.265

40. Ягодовская А. О пейзаже. М., 1963, с.53

41. Там же, с.71

42. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи. М, 1971, с.110


43. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984, с.98

44. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 - начала 20 века. М., 1956, с.318

45. Там же, с.319

46. Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 1993, с.48

47. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 - начала 20 века. М., 1956, с.354

48. Там же, с.370


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.