На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История возникновения и развития трудового воспитания.Сущность трудового воспитания школьников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 19.2.2014. Сдан: 2013. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Раздел 1 История возникновения и развития трудового воспитания 5
1.1 Зарождение идеи трудового воспитания в истории педагогики 5
1.2 Первопроходец педагогической науки в России - А.С. Макаренко 8
1.3 Последователи системы А.С. Макаренко 11
Раздел 2 Сущность трудового воспитания школьников 19
2.1 Организация трудового воспитания школьников 19
2.2 Этапы трудового воспитания 23
2.3 Организационно-педагогические условия эффективного трудового воспитания школьников 26
Раздел 3 Роль трудового воспитания в развитии личности на уроке технологии 28
Раздел 4 Разработка урока по технологии для 5 класса 32
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложение А 40
Приложение Б 41
Приложение В 42
Приложение Г 43


ВВЕДЕНИЕ
Труд - основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека. Имея навыки и способности долго и продуктивно трудиться, человек может применить их в любом направлении своей деятельности. Именно поэтому трудовое воспитание является важнейшим элементом школьного педагогического процесса. Воспитание только тогда может считаться полноценным, когда учебно-воспитательная работа сочетается с практической трудовой деятельностью. В условиях современной экономической ситуации и быстрого роста научно-технического прогресса человек должен обладать способностями к быстрому обучению новому, что требует значительного труда. Современный человек должен быть высококвалифицированным специалистом в своей профессиональной области, постоянно совершенствоваться в знаниях, умениях и интеллектуальном развитии, чтобы добиться успеха. Для осуществления этого нужно много и упорно трудиться.
Трудовое воспитание на протяжении многих лет исследовалось педагогической наукой. На основе этих исследований были выделены основные функции трудового воспитания. Одной из функций является благотворное воздействие трудовой деятельности на физическое развитие человека, особенно если труд связан с движениями на свежем воздухе. Труд развивает умственные способности человека. Огромное значение труд имеет в воспитании нравственности. Трудовая деятельность повышает самооценку человека, он чувствует себя нужным и полезным членом общества, учится осознавать и понимать свой общественный долг, стремится внести свой вклад в общее дело, чувствует гордость за результат своего труда. Все это в дальнейшем станет основой для материального благополучия человека и в задачи педагогов входит убедить в этом воспитанников, вызывая у них мотивацию к труду. [13] Существенной функцией трудовой деятельности является развитие коллективных и товарищеских отношений, умение работать сообща, распределять обязанности, согласовывать свои действия с действиями других людей. Кроме этого, труд помогает определить приоритетные направления выбора профессии, склонности и способности, предпочтения к тем или иным видам деятельности. Воспитателям следует организовывать трудовую деятельность в самых разных направлениях, чтобы дать возможность ученикам попробовать свои силы и наиболее точно и правильно сделать выбор будущей профессии.
Сущность трудового воспитания состоит в организации трудовой деятельности воспитанников с целью выработки у них трудолюбия, стремления к постоянному улучшению качества труда, творческого подхода и энтузиазма, активного участия. Положительное отношение к труду воспитывается наряду с методами разъяснения и убеждения методами упражнения. Постоянные упражнения приводят к хорошим результатам труда, что приносит радость человеку и желание трудиться снова, формируя трудолюбие. [14]
Актуальность темы данной курсовой работы можно сформулировать следующим образом: приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение трудового воспитания как одного из важнейших аспектов развития личности на уроках технологии.
Цель курсовой работы обусловливает решение следующих задач:
1). Охарактеризовать труд и всестороннее развитие личности;
2). Проанализировать психологические аспекты трудового воспитания школьников;
3). Раскрыть на примере проведения урока технологии в 5 классе реализацию трудового воспитания в средней школе.
При написании курсовой работы была использована различная литература: как учебные пособия различных авторов, так и монографические издания и журналы.


1 История возникновения и развития трудового воспитания
1.1 Зарождение идеи трудового воспитания в истории педагогики
Исследования вопросов трудового воспитания подрастающего поколения появились в Древней Греции. В трудах таких древнегреческих философов как Демокрит (460 г. - нач. IV в. до н. э.), Сократ (469 - 399 гг. до н. э.), Платон (427 - 347 гг. до н. э.), Солон (между 640 и 635 - ок. 559 гг. до н.э.) содержалось немало высказываний по этому вопросу. Солон в своих законах указывал, что «…отец обязан позаботится о специальной выучке своих сыновей в той или иной области Труда…». У Платона в программу всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, трудовой подготовке посредством работы с «малыми инструментами для воспроизведения настоящих». Демокрит в своих трудах писал: «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд … труд - важное условие воспитания, необходимо приучение к труду, а не принуждение…».
Идеи трудового воспитания изменялись с каждой эпохой. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.
Идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться в эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.). Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических основ феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом. Именно с этой эпохи в педагогику входит понятие «трудовое воспитание».
Педагогическая мысль эпохи Просвещения поднялась на новую ступень. Идеи Просвещения оказались ориентиром, который брался в расчет их сторонниками и противниками при реорганизации школы в XVII - ХVIII вв.
Среди трудов английских философов эпохи Просвещения необходимо выделить труды Джона Беллерса (1654 - 1725 гг.). В своей работе «Предложения об учреждении трудового эго колледжа» он разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши - выходцы из всех социальных слоев - воспитывались бы в духе трудолюбия. Он считал необходимым организацию трудовых колледжей для всех социальных и возрастных групп учащихся, которые бы совмещали промышленное предприятие и школу.
Иоганн Бернхард Базедов (1724 - 1790 гг.), являясь основателем педагогического течения филантропинизма, так формулировал основную цель воспитания: «…Подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни... Важное звание, богатый доход, ученость, ловкость движений и приятные манеры - все это такие преимущества, о приобретении которых детьми следует заботиться только при том условии, если не будет нанесен вред главной цели». Идеал полезного и счастливого человека увязан с идеей гармонии между умственным образование и физическим и нравственным воспитанием. На главном месте находится нравственное становление личности.
В это же время в Германии появляется новое педагогическое течение - Национальное воспитание. Крупнейшим его представителем и теоретиком стал Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814 гг.). В курсе лекций, прочитанных им в Берлинском университете, и, получивших затем название «Речи к немецкой нации», он изложил программу национального воспитания. Она включала в себя требование всеобщего обучения и предполагала нравственное, умственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание, причем трудовому воспитанию отводилась значительная роль.
В целом, это было наиболее демократичное педагогическое течение Германии, поскольку его деятели выдвигали требования всеобщего обязательного образования; включения родного языка в качестве учебного предмета на всех ступенях обучения; введения труда в школу как средства не только обучения, формирования умений и навыков, но и воспитания, и даже организации всей жизнедеятельности воспитанников.
Выдающийся французский философ эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) изложил свои педагогические воззрения в книге «Эмиль, или о воспитании». Он критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Являясь поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, он особое значение придавал трудовому воспитанию. Его идеи носили новаторский характер. Он был глубоко убежден, что любой человек может обеспечить себе свободу и независимость, прежде всего собственным трудом. Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь.
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746 - 1827 гг.). В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда. Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци, является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а также формирует нравственность. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился «согревать сердце и развивать ум детей». Он указывал, что «труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.
Песталоцци предполагал создать особую «азбуку умений», которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности. Песталоцци стремился подготовить детей трудящихся к предстоящей им работе «в индустрии», на промышленных предприятиях.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что трудовое воспитание имело своей задачей не подготовить учеников к осознанному выбору будущей профессии, а изначально определяло ее. Так, если ребенка отдавали в школу, при которой были ремесленные цеха, то ученик получал навыки в ремесленном деле и не имел никакой возможности получить навык и опыт работы на земле. Это была «однобокая» система трудового воспитания, призванная научить и дать вполне определенные знания, умения и навыки. В то же время это была смелая новаторская идея, которая получила наибольшее развитие в эпоху Просвещения.

1.2 Первопроходец педагогической науки в России - А.С. Макаренко
Есть в истории науки имена, которые как веки отмечают переход научного знания в качественно новое состояние. Великие труженики науки аккумулируют достижения своих предшественников и могучим порывом творческой мысли приближаются к истинному видению предмета, вскрывая существенные связи явлений в их развитии. Тем самым одновременно творят они и новый метод научного знания, сокращая и облегчая путь своим последователям. К числу подлинных первопроходцев науки принадлежит и Антон Семенович Макаренко. Его научное творчество неотделимо от революционного процесса созидания социалистической педагогики, а его педагогический опыт мы по праву называем плотью от плоти опыта лучших борцов на новую, единую трудовую политехническую школу.
Полтавская трудовая колония им. Горького была открыта в 1920 году. Для нее отведено было старое имение колонии малолетних преступников, состоявшее из пяти требовавших ремонта каменных флигелей, расположенных на 12 десятинах сыпучего песку. В январе 1921 года в распоряжение колонии было передано разрушенное имение Трепке. В течение пяти лет колония производила капитальный ремонт имения и закончила его только благодаря помощи ЦКПД (Центральная комиссия помощи детям).
Уже в самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Антон Семенович убедился, что труд сам по себе не является средством воспитательного воздействия на детей. Он видел, что большинство воспитанников не питают отвращения к труду, что многие из них умеют весело и живо работать.
Первым шагом к педагогически целесообразной организации коллективного труда в Горько........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педаго­гике. - М.: Педобщество России, 1999.
2. Гордин Л.Ю. А.С.Макаренко 1888-1923. -М: Учебно-педагогическое.1963. - 213с
3. Дуканова Е.И. Курсовые работы по общей и профессиональной педагоги­ке (Учебно-методическое пособие). - Брянск: Изд-во БГУ, 2003.
4. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - Спб.: Нева, 2007г.
5. Кондратьев П.П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. Министерство образования РС(Я), ИПКРО -Якутск: Саха полиграфиздат, 1996. - 96с.
6. Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. - 1988. - № 3. - с.21-25.
7. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Методика трудового обучения с практикумом / Под ред. Д.А.Тхоржевского-М.: Педагогика, 1987.
9. Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. - М.: Вега, 2008 г.
10. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988
11. Свистунова Е.В. Как грамотно оформить, правильно презентовать и ус­пешно защитить письменную работу: Практические рекомендации для сту­дентов вузов / Е.В.Свистунова. - М.: СтереоМИР, 2006.
12. Шевченко Н.Н. Организация научно-исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в системе профессиональной подготовки: Учебное пособие. - Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2002.
13. < articles/415898/>
14. < vopros57>



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.