На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Понятие и система гарантий местного самоуправления. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 01.05.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАУКЛЬТЕТ
ЗАОЧНОЕ ОТЕДЕЛЕНИЕ


Р Е Ф Е Р А Т
ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ
НА ТЕМУ:
“ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ”
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
.........................................................................................................
3
§ 1
Понятие и система гарантий местного самоуправления ..........
5
§ 2
Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления ..........................
7
§ 3
Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления ..........................
10
§ 4
Судебные и иные правовые формы защиты местного самоуправления ............................................................................
12
Заключение
.........................................................................................................
16
Литература
.........................................................................................................
18
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях 3 (п.2), 12, 130-133 и др. Конституции, а в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в статье 2 прямо указывается: “Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации”.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного самоуправления.
Статьи 32 (п.2) и 130 Конституции РФ определяют местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие (референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах всего населения. Российское законодательство признаёт основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закрепил: “Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления” (ст.12).
Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и др.
Право населения на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. Это прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
И наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Статья 2 данного Закона гласит: “Местное самоуправление в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”.
Хотя законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы “государством в государстве”. В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. Однако Федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Значит местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и власть государственная это две формы власти народа.
Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:
1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;
2) местное самоуправление особая форма демократического механизма управления обществом и государством;
3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;
4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;
5) местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность.
§ 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления

Важнейшим и необходимым условием полного и эффективно-го осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляе-мая муниципальным правом, охватывает всю совокупность усло-вий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защи-ту.
Она включает: общие гарантии, к которым относятся эконо-мические, политические, духовные, и специальные (собственно юридические) гарантии.
1. Общие гарантии. Деятельность органов местного самоуправ-ления, реализация их прав осуществляется в определенных соци-ально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обще-стве и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассмат-ривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
создают реальные возможности для наиболее полной реализа-ции норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат прин-ципы:
свободы экономической деятельности, предпринимательст-ва и труда;
разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.
Политические гарантии местного самоуправления -- это по-литико-правовой режим нашего государства:
система государст-венной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации;
народо-властие, осуществляемое на основе политического и идеологичес-кого многообразия непосредственно народом, а также через ор-ганы государственной власти и органы местного самоуправления;
самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и сво-бод человека и гражданина и др.
Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и об-щества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государ-ством исторических, культурных, национальных, а также мест-ных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.
При этом необходимо учитывать, что наше общество и госу-дарство переживают сегодня сложный процесс реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому те осно-вы и принципы политической, экономической и духовной орга-низации общества, которые выступают одновременно предпосыл-ками и основами развития местного самоуправления, также нуж-даются в поддержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формирования демократического, правового государства, в кото-ром в полной мере будут созданы и обеспечены необходимые условия для развития местного самоуправления. В этом направле-нии пока сделаны лишь первые, но очень важные, определяющие вектор нашего общественного развития, шаги.
2. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправ-ления представляют собой правовые средства обеспечения дея-тельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, ко-торые также содержат правовые средства обеспечения деятель-ности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.).
Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:
организационную и материально-финансовую самостоятель-ность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
защиту прав местного самоуправления и создание благопри-ятных возможностей для их наиболее полной реализации.
§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоя-тельность местного самоуправления, относятся закрепляемые законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправления, принципы определения компе-тенции органов местного самоуправления.
Статья 3 Конституции Российской Федерации устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуп-равления. Следовательно, государство признает местное самоуп-равление в качестве самостоятельного уровня осуществления на-родом принадлежащей ему власти. Отсюда вытекает, что власть местного самоуправления должна быть организационно обособ-лена от государственной власти и действовать в известных пре-делах автономно.
Гарантиями организационного обособления и самостоятель-ности местного самоуправления в системе управления обществом и государством являются:
1. Закрепляемое статьей 12 Конституции Российской Федера-ции положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями еди-ной иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности ниже-стоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих орга-нов нижестоящими органами (что было характерно для советской Организации власти на местах).
Развивая конституционные положения об организационной самостоятельности местного самоуправления Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” устанавливает, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и госу-дарственными должностными лицами не допускается (ст. 14).
2. Самостоятельность определения населением структуры ор-ганов местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской федерации (ст. 131). Следовательно, население впра-ве непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его органи-зационную структуру и процедуры деятельности.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Феде-рации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявле-ния, через выборные и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учиты-вающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выно-сится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; на-именование выборных и других органов местного самоуправле-ния; срок полномочий депутатов представительных органов мест-ного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.
Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность ор-ганов местного самоуправления, не вправе предусматривать обя-зательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления. В постановлении Конституци-онного Суда Российской Федерации “По делу о проверке консти-туционности ряда положений Устава -- Основного Закона Читин-ской области” от 1 февраля 1996 г. отмечается, что статья Устава Читинской области, предписывающая органам местного самоуп-равления образовывать свои исполнительные органы, не соответ-ствует Конституции Российской Федерации. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” не содержит понятия “исполнительные органы местного самоуправления”, требуя в обязательном поряд-ке лишь наличия выборных органов муниципальных образова-ний. Образование других органов местного самоуправления Закон оставляет на усмотрение самих муниципальных образо-ваний.
3. Организационная самостоятельность местного самоуправле-ния, его обособление в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, образо-вание органов местного самоуправления, кадровая политика на-ходятся в ведении муниципальных образований.
Федеральный закон “Об общих принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации” запрещает обра-зование органов местного самоуправления, назначение должност-ных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17).
Правовая регламентация муниципальной службы, включаю-щая требования к должностям, статус муниципального служаще-го, устав и порядок прохождения муниципальной службы, управ-ление службой, определяется уставом муниципального образова-ния в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом,
4. Контроль государственных органов за деятельностью орга-нов местного самоуправления имеет известные пределы, обуслов-ленные организационной самостоятельностью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должност-ных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недей-ствительными по решению суда. Досрочное прекращение полно-мочий соответствующего органа местного самоуправления, вы-борного должностного лица возможно по решению законодатель-ного (представительного) органа государственной власти субъек-та Российской Федерации, с соблюдением особой процедуры, установленной статьей 49 федерального закона “Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской фе-дерации”.
Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномо-чий определяется соответственно федеральными законами и за-конами субъектов Российской Федерации.
5. Для самостоятельного решения местных вопросов и возла-гаемых на них задач органы местного самоуправления наделяют-ся собственной компетенцией.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федера-ции, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федераль-ному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации”, ограничивать гарантиро-ванные им права местного самоуправления. Закон закрепляет предметы ведения местного самоуправления, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.