На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Применение гарантии как способа обеспечения исполнения обязательств организаций. Правовое регулирование гарантии. Гарантия как разновидность поручительства. Правило о следовании гарантии как акцессорного обязательства судьбе основного обязательства.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Правоведение. Добавлен: 06.02.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3

Гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств

По ранее действовавшему гражданскому законодательству сфера применения гарантии как способа обеспечения исполнения обязательств была ограничена: указанным способом могли обеспечиваться обязательства только между организациями.

Сущность гарантии заключалась в принятии одной организацией (гарантом) обязательства погасить задолженность другой организации (подчиненной гаранту) в случае неисполнения последней своего обязательства. На практике гарантия применялась в сфере банковских отношений в обеспечение возврата нижестоящими организациями выданных им банковских кредитов и оформлялась гарантийным письмом установленной формы.

Правовое регулирование гарантии, наряду со ст.186 ГК, содержавшей отсылку к четырем статьям, которые касались поручительства, осуществлялось также актами Госбанка СССР.

Российский законодатель при последней кодификации гражданского законодательства отказался от использования гарантии как "суррогата" поручительства, обеспечив в ГК только регулирование отношений, связанных с банковской гарантией.

Такой же подход использован и в части первой Модельного гражданского кодекса, принятого Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ, ст.363-374 которого посвящены только банковской гарантии.

Иную позицию занял белорусский законодатель, включив в ГК как нормы, посвященные гарантии как таковой, так и нормы, посвященные банковской гарантии, с указанием, что особенности последней и отдельных ее видов определяются законодательством.

Таким образом, Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. (далее ГК) допускает гарантию фактически как разновидность поручительства и как самостоятельный способ обеспечения исполнения обязательств - банковскую гарантию, подпадающую под регулирование специального банковского законодательства.

С учетом изложенного, в настоящей статье исследуется правовая природа гарантии в ее первой форме - как разновидности поручительства.

По мнению Я.И. Функа, в ГК 1998 г. фактически сохраняется правовая конструкция, на основании которой строились взаимоотношения исключительно между "близкими" ("родственными") друг другу юридическими лицами, разработанная в условиях плановой социалистической экономики под отношения между вышестоящими и нижестоящими организациями. В настоящее время, - утверждает указанный автор, - она может применяться в отношениях основного общества с дочерними и зависимыми, унитарного предприятия и дочернего унитарного предприятия, унитарного предприятия и его собственника, между "близкими" друг другу физическими лицами (например, родственниками) [5, с.455 - 456]

Понятие гарантии приведено в ст.348 ГК, в соответствии с которой в силу гарантии гарант обязуется перед кредитором другого лица (должника) отвечать полностью или частично за исполнение обязательства этого лица (п.1). Гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора (п.2). Гарантией может обеспечиваться лишь действительное требование (п.3).

С учетом изложенного гарантия, как и поручительство, другие способы обеспечения исполнения обязательств, является дополнительным (акцессорным) обязательством по отношению к основному, исполнение которого ими обеспечивается.

Отсюда правило о следовании гарантии как акцессорного обязательства судьбе основного обязательства: прекращение последнего влечет прекращение гарантии.

Действующий Гражданский Кодекс Республики Беларусь не содержит каких-либо ограничений относительно сферы применения гарантии. Гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств может использоваться как в отношениях предпринимательства, так и в общегражданском обороте в отношениях между субъектами, не выступающими в качестве предпринимателей. То есть, сферы использования гарантии и поручительства в основном совпадают, за исключением случаев, когда закон называет конкретный способ обеспечения (например, в отношениях государственного заказа при поставках для государственных нужд в соответствии со ст.502 ГК со стороны государственного заказчика допускается только поручительство, но не гарантия).

В зависимости от предмета гарантии, то есть обеспечиваемого ею обязательства основного должника, различаются следующие виды гарантии:

гарантия оплаты - обеспечивает платеж по любым договорам (например, по договору кредита);

гарантия возврата аванса - обеспечивает права покупателя (заказчика). Последний получает гарантию того, что в случае неисполнения обязательства продавцом (исполнителем) он получает обратно внесенный аванс. Проблемы с возвратом аванса обычно возрастают в случае частичного исполнения обязанной стороной обязательства - в частности, поставки партии товара, выполнения этажа работы, оказания услуги;

гарантия исполнения - обеспечивает надлежащее исполнение должником договорного обязательства в зависимости от предмета исполнения;

гарантия коносамента - обеспечивает исполнение обязательств перевозчиком груза (возмещение убытков) в случае передачи им товара без коносамента, обозначающего передачу прав на указанный товар. По своей сути близка к гарантии исполнения.

В юридической литературе, помимо перечисленных выше, выделяют в качестве самостоятельной таможенную гарантию (см. Функ Я.И. Указанная работа. С.462 - 463). Действительно, уплата таможенных платежей в соответствии со ст.122 Таможенного кодекса может обеспечиваться гарантией третьего лица - банка или иного кредитного учреждения, имеющего лицензию Национального банка на проведение операций в иностранной валюте и включенного в реестр Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Вместе с тем, по своей сути такая гарантия представляет собой не что иное, как гарантию оплаты, что не дает оснований для выделения ее в самостоятельную классификационную позицию.

По ГК 1998 г. правовое регулирование гарантии обеспечивается фактически тремя статьями прямого действия и несколькими статьями отсылочного характера.

Что имеется в виду?

В ст.310 ГК, определяющей основные способы обеспечения исполнения обязательств, в ряду (перечне) других самостоятельных способов названы гарантия, банковская гарантия.

В этой же статье содержатся два правила, имеющие отношение и к гарантии. Суть первого из них выражена формулой: недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности этого обязательства (основного обязательства) (п.2); суть второго - недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законодательством (п.3).

Непосредственно содержанию гарантийного обязательства посвящены две статьи, в которых содержатся понятие гарантии (ст.348 ГК), а также нормы о субсидиарной ответственности гаранта (ст.349 ГК). Кроме того, законодатель, как уже было отмечено выше, распространил правила ст.342 ГК, п.2 и 3 ст.343 ГК, ст.344 - 347 ГК, регулирующих отношения поручительства, на гарантии, если иное не установлено законодательством.

Таким образом, законодатель признал оправданным распространить на гарантии фактически все нормы о поручительстве, за исключением собственно ст.341 ГК (что вполне оправдано, поскольку в ней приведено легальное определение договора поручительства) и п.1 ст.343 ГК, который устанавливает в качестве диспозитивного правила солидарную ответственность должника и поручителя. Все остальные нормы по смыслу п.4 ст.348 ГК распространяются на гарантии в полном объеме, если иное не установлено законодательством.

Следовательно, к гарантии применимы правила ст.342 ГК о форме договора поручительства, ст.343 ГК об ответственности поручителя, ст.344 ГК о праве поручителя на возражения против требования кредитора, ст.345 ГК о праве поручителя, исполнившего обязательство, ст.346 ГК об извещении поручителя об исполнении обязательства должником, ст.347 ГК о прекращении поручительства.

Очевидно, что в каждом конкретном случае применение к гарантии указанных выше норм о поручительстве требует осторожного, взвешенного подхода, обусловленного, прежде всего, субсидиарной ответственностью гаранта. Представляется, во всяком случае, что при таких обстоятельствах невозможно использование в полном объеме правил ст.343 ГК, касающихся ответственности поручителя. Спорной является также предусмотренная законодателем отсылка к ст.345 ГК, предусматривающей права поручителя, исполнившего обязательство. Речь идет, в частности, о неприменимости к гарантии правила о переходе к поручителю, исполнившему обязательство, прав кредитора по этому обязательству, поскольку в силу императивной нормы ст.349 ГК по исполнении обязательства гарант не приобретает права регрессного требования к должнику о возврате уплаченной суммы.

Аналогичное замечание следует сделать и относительно распространения на гарантию правил ст.346 ГК об извещении должником поручителя об исполнении обязательства, поскольку предусмотренное указанной статьей возможное последствие в виде предъявления регрессного требования к должнику для гаранта не имеет смысла.

Кроме того, сущность субсидиарной ответственности гаранта, обязывающей кредитора до предъявления требований к гаранту предъявить вначале требование к основному должнику, исключает фактически и саму возможность на практике "двойного" исполнения основного обязательства, когда из-за неизвещения гаранта должником, исполнившим обязательство, гарант также исполнил бы обязательство, поскольку исполнение обязательства гарантом допустимо только при предоставлении доказательств того, что обязательство основным должником не исполнено.

В этом одно из основных отличий гарантии от поручительства.

В таком случае было бы уместным, если бы законодатель прямо указал, что п.4 ст.348 ГК содержал указание, что нормы ст.342, п.2 и 3 ст.343, п.1 и 2 ст.344, ст.346 и ст.347 ГК распространяются на гарантии, если иное не установлено самим Гражданским кодексом, иными актами законодательства и не противоречит существу этого акцессорного обязательства.

В качестве гаранта может выступать любое юридическое или физическое лицо, обладающее для этого необходимой право - и дееспособностью. Если, например, речь идет о юридических лицах, то, как и при поручительстве, принятие на себя гарантийных обязательств должно охватываться специальной правоспособностью юридического лица, то есть не противоречить целям его уставной деятельности и учредительным документам в рамках определения компетенции органов юридического лица, полномочных на совершение подобного рода сделок.

Особо определены в законодательстве условия выдачи гарантии Правительством Республики Беларусь.

Так, в силу предписаний ст.4 Закона от 7 июля 1998 г. "О Совете Министров Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998, N 29-30, ст.466) Совет Министров предоставляет в установленном законодательством порядке гарантии Совета Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров от 20 февраля 1998 г. N 296 утверждено Положение о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по займам (кредитам), выдаваемым банками республики государственным предприятиям (с изменениями и дополнениями) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, N 6, ст.138), в соответствии с которым гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются Советом Министров Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками республики заемщикам в целях увеличения экспорта продукции, реализации инвестиционных проектов импортозамещения, развития передовых технологий, жилищного строительства. Такую гарантию Правительства Республики Беларусь оформляет Министерство финансов (п.6). Решение об отзыве гарантии Правительства, равно как и о неисполнении обязательств по гарантии принимает Совет Министров (п.10).

Правительство может также выступать в качестве гаранта при привлечении средств иностранных субъектов. Вопросы, связанные с предоставлением таких гарантий, решаются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 1998 г. N 15 "О привлечении кредитных средств зарубежных небанковских финансовых организаций под гарантии Правительства Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) (постановление не опубликовано).

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок выдачи гарантий на суммы, превышающие размер, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. N 118 "О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом" (НРПА, 2003, N 37, 1/4472). Так, выдача гарантий на сумму, превышающую 10 тыс. базовых величин (по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, за исключением выдачи гарантий Правительства по иностранным кредитам), осуществляется по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Выдача гарантий Правительства Республики Беларусь по иностранным кредитам осуществляется по согласованию с Президентом Республики Беларусь (независимо от суммы кредита).

Гл.7 Инвестиционного кодекса (далее ИК) регулируются вопросы, касающиеся порядка и условий предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь под привлекаемые кредиты для реализации инвестиционных проектов.

В соответствии со ст.33 ИК гарантии Правительства Республики Беларусь могут предоставляться банкам Республики Беларусь по обязательствам инвесторов (заемщиков) за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Согласно ст.34 ИК условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии после согласования его с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Беларусь вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, либо местным исполнительным и распорядительным органом. Гарантия Правительства Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на основании решения Правительства Республики Беларусь.

После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под кредиты банков Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь оформляет гарантию Правительства Республики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии. В случае нецелевого использования инвестором (заемщиком) банковских кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право приостановить исполнение обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь. Решение о прекращении исполнения обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь в соответствии с ГК.

В силу предписаний ст.36 ИК контроль за целевым и своевременным использованием кредитов, а также своевременным погашением задолженности по кредитам банков Республики Беларусь осуществляется банком-кредитором, Министерством финансов Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), местным исполнительным и распорядительным органом, которым был внесен на рассмотрение Правительства Республики Беларусь вопрос о предоставлении гарантии в соответствии с законодательством.

В качестве гаранта могут выступать также сама Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы. Возможность участия указанных субъектов в таковом качестве основана на положениях ст.124 ГК, согласно которым Республика Беларусь и административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - юридическими и физическими лицами.

Так, в соответствии с п.1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. N 4 "О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, N 12, ст.310) 1.1 государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в открытом акционерном обществе "Сберегательный банк "Беларусбанк", открытом акционерном обществе "Белагропромбанк", открытом акционерном обществе "Белпромстройбанк", открытом акционерном обществе "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", открытом акционерном обществе "Белвнешэкономбанк", "Приорбанк" Открытом акционерном обществе, уполномоченных обслуживать государственные программы, и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета или вклада (депозита) по первому требованию вкладчиков.

Имеет свои особенности исполнение гарантийных обязательств, принятых на себя местными исполнительными и распорядительными органами. В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению вопросов, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов как гарантов Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принял постановление N 10 от 23 декабря 2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов, выступающих гарантами или поручителями" (НРПА, 2004, N 5, 6/384).

В п.3 указанного постановления Пленум указал, что объем прав и обязанностей областных, Минского городского Советов депутатов, комитетов, управлений, отделов, объединений, подчиненных облисполкому, а также коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, предприятий и учреждений, имущество которых находится в областной коммунальной собственности (коммунальной собственности г. Минска), по управлению и распоряжению областной коммунальной собственностью (коммунальной собственностью г. Минска) определяется Положениями о порядке управления и распоряжения областной коммунальной собственностью (коммунальной собственностью города Минска), утвержденными соответственно решениями областных, Минского городского Советов депутатов.

Пленум отметил, что обязательства распорядителей средств по осуществлению расходов сверх установленных им бюджетных ассигнований за счет бюджетных средств не оплачиваются. В силу изложенного областные (Минский городской) исполнительные комитеты, районные (городские) исполнительные комитеты могут предоставлять гарантии в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах и целевых бюджетных фондах.

В случае заключения областными (Минским городским) исполнительными комитетами, районными (городскими) исполнительными комитетами договоров гарантии сверх установленных бюджетных ассигнований и отсутствия в местном бюджете денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, исполнительные и распор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.