На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Организация страхового дела в Российской Федерации.Страховая деятельность: понятие, тенденции развития, государственное регулирование

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 22.2.2014. Сдан: 2012. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
с.

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Страховая деятельность: понятие, тенденции развития, государственное регулирование…………………………………………...... 6
1.1. Страхование: понятие, значение…………………………………... 6
1.2. Состояние страхового дела в России……………………………… 14
1.3. Цели государственного регулирования страховой деятельности.. 23
1.4. Основные виды страхования……………………………………..... 25
1.4.1. Классификации страховой деятельности…………………… 25
1.4.2. Основные виды добровольного страхования……………….. 27
1.4.3. Перечень видов обязательного страхования………………... 29
Глава 2. Организация страхового надзора в России……………..……..... 37
2.1. Модели организации страхового надзора………………………… 37
2.2. Организация надзора за страховой деятельностью в РФ………… 50
2.2.1. Содержание страхового надзора в Российской Федерации.. 50
2.2.2. Федеральная служба страхового надзора…………………… 63
2.3. Основные проблемы и практика осуществления страховой деятельности в РФ……………………………………………………..... 69
2.3.1. Практика осуществления страховой деятельности в РФ…... 69
2.3.2. Основные проблемы осуществления страховой деятельности в РФ…………………………………………………... 73
Заключение…………………………………………………………………….. 78
Список использованных источников и литературы…………………...... 82
Введение

Актуальность темы. Внимание со стороны российского гражданского общества, а вместе с ним и государства, в последнее время все более и более концентрируется на проблеме планомерного и прогнозируемого развития экономики. Постепенно особый вес начинает приобретать концепция экономической безопасности как государства в целом, так и отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Ведущая роль в этом процессе отведена страхованию как неотъемлемой части экономики и правового пространства любого цивилизованного государства. Только в рамках такого государства, где полностью осознается значимость данной правовой отрасли, возможно ее эффективное воздействие на протекающие в стране экономические процессы; при этом происходит саморазвитие страховой отрасли как основной экономической категории, увеличение веса в экономической структуре страны.
Все возрастающая роль института страхования в России заставляет обращаться к проблеме регулирования деятельности страховых организаций на территории государства. Через государственное вмешательство происходит управление становлением и развитием правовой отрасли, защита интересов непосредственных потребителей страховых услуг от недобросовестных действий страховых организаций, а также защита самого страхового сообщества от носящих разрушительный характер провокационных нападок со стороны конкурентов. При решении поставленных проблем государство в лице своих органов руководствуется соображениями безопасности, но, насколько они отвечают требованиям сложившейся ситуации, насколько эти решения являются своевременными, компетентными и нужными обществу, может определить только само государство. Возможность произвольного принятия решений в области правового регулирования деятельности отрасли может быть сведена к минимуму при определении механизмов ограничения безотчетной деятельности государственных органов, а также при формировании механизмов саморегуляции и при непосредственном выражении своего мнения прямыми участниками страховых отношений.
Степень разработанности темы. Вопросам правового регулирования страховой деятельности и практике осуществления надзора за страховой деятельностью посвящены работы И. Антоновой, М. Вейер, Ге Леви, М.В. Жаровой, А.А. Зернова, А.Н. Зубец, Н.С. Ковалевской, И.Б. Котлобовского, Л.И. Лазарева, Н. Покровской, В.К. Райхер, В.А. Сухова, Ю. Тронина, , К.Е. Турбиной, А.А. Тягунова, Л.Ф. Фоминой, Р. Юлдашева, В. Янова.
В связи с приведенными выше фактами объектом исследования может быть назван национальный рынок страхования.
Предмет исследования - правовое регулирование организации и осуществления страховой деятельности в России.
Целью дипломного проекта является изучение функционирования института страхования.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
- определение понятия страхования
- выявление состояния страхового дела в РФ;
- определение роли и значения правовой отрасли;
- установление целей государственного регулирования и основных приоритетов государственной политики в сфере регулирования развитием отрасли;
- выявление видов страхования;
- изучение возможных моделей организации страхового надзора за деятельностью страховых организаций;
- определение содержания страхового надзора в РФ;
- фиксация правового статуса органа страхового надзора в РФ, а также изучение результатов его деятельности;
- знакомство с передовым опытом организации страхового надзора в иностранных государствах;
- изучение практики осуществления страховой деятельности и основных проблем в РФ.
В исследовании использовались методы: системный, исторический, сравнительный, контент-анализ.
Применение диалектического метода познания способствует интеграции имеющихся знаний о понятии, содержании и составе страховых правоотношений с вновь полученными знаниями о данной отрасли права.
В дипломной работе в равной мере использовались частно-научные и специальные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, исторический, технико-юридический, лингвистический, метод сравнительного правоведения. Применение названных методов позволило автору исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и всесторонности.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно является, по сути, комплексной попыткой рассмотреть структуру страхового дела в Российской Федерации с позиции выявления основных его элементов и связей между ними, проблем, стоящих перед субъектами страховой деятельности. Большое внимание в работе отведено организации и осуществлению надзора за страховой деятельностью, так как это, по мнению автора, является одним из важнейших факторов построения системы страхования в РФ на данном этапе развития отрасли.
Структура выпускной квалификационной работы определена содержанием темы и включает: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1. Страховая деятельность: понятие, тенденции развития, государственное регулирование

1.1. Страхование: понятие, значение

Для того, чтобы перейти к непосредственному описанию процесса государственного регулирования страховой деятельности, необходимо определить, что же представляет из себя страхование, его смысл, т.е. дать дефиницию и краткую характеристику рассматриваемому явлению.
Для целей данного научного исследования наиболее интересным представляется сопоставление двух позиций в определении понятия страхования: доктринального, т.е. принятого в научной литературе, и официального, т.е. закрепленного посредством специальных процедур в нормативно-правовых актах.
При существующем многообразии принятых в науке страхования определений наиболее распространенным является следующее. Под страхованием понимается «система экономических отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)». В данном случае мы сталкиваемся с практически идентичным определением термина, установленным в Федеральном законе «Об организации страхового дела», где законодатель юридически закрепил данное понятие, с той лишь разницей, что дал более широкую трактовку возникающих правоотношений. По сути дела, такое расширенное толкование является оправданным, т.к. в процессе взаимодействия страхователя и страховщика, т.е. при установлении между ними определенных юридических связей, проявляют себя отношения и иного характера, которые не сводятся только к экономическим.
Определения конкретных видов страхования закреплены в главе 48 Гражданского кодекса РФ: страхование имущества, страхование ответственности за причинение вреда, страхование ответственности по договору, страхование предпринимательского риска, личное страхование, сострахование, перестраховочная деятельности страховых организаций, а также взаимное страхование. Согласно закону, страхование заключается в двух основных формах: добровольное и обязательное страхование.
По своей сути страхование представляет собой аккумуляцию целевых денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов и населения от неожиданно наступающих, случайных по своей природе несчастий, сопряженных с ущербом. Источниками формирования денежных фондов являются платежи физических и юридических лиц, взимаемые на обязательной или добровольной основе.
Страховые фонды могут существовать в следующих формах:
- государственные (фонды обязательного страхования). Они существуют в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц. Эти средства расходуются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определенных условий для материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, достижении пенсионного возраста и других предусмотренных законом случаях;
- фонды самострахования. Создаются на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе. Исключение составляет такая организационно-правовая форма, как акционерное общество. Им предписывается формировать резервный фонд, минимальная величина которого составляет 15% от величины уставного капитала (смысл создания тот же, что и страховых фондов). Этот вид страховых фондов используется для компенсации неожиданных убытков (например, в результате ущерба). Этот метод оправдывает себя в случае покрытия потребности в деньгах, размеры и время появления которой заранее известны либо не очень велики (иначе резервы оказываются недостаточными);
- фонды страховых компаний. Образуются на основе передачи им функций страхования со стороны клиентов, которые предпочитают не заниматься самострахованием, а участвовать в коллективных страховых фондах, управляемых профессионалами.
При разумном сочетании всех трех форм страхования появляется возможность установления стимулирующего развития как страховой отрасли, так и всевозможных государственных фондов и фондов самострахования и создания конкурентных условий в целом. Там, где отношения по защите интересов общества требуют более жесткой регламентации или деятельность в данном секторе представляется малодоходной или убыточной, должны преобладать государственные формы организации страховой защиты. Во всех других случаях деятельность по осуществлению защиты экономических субъектов и граждан должна быть передана на откуп предпринимательским структурам при непосредственном осуществлении контроля со стороны государственных органов.
Из этой системы образования страховых фондов сложились два направления страховой деятельности:
- обязательное социальное страхование, основанное на принципе коллективной солидарности и направленное на социальное выравнивание минимума благосостояния;
- индивидуальное страхование физических и юридических лиц, основной принцип деятельности которого - добровольность.
Рисковый характер осуществления хозяйства - главная причина необходимости страхования как экономической категории. Страхование призвано удовлетворять случайно возникающие имущественные потребности, вызванные наступлением особых вредоносных событий, посредством финансового участия многих лиц.
Общий смысл страхования заключается в минимизации ущерба при наступлении неблагоприятных обстоятельств, сопряженных с убытками.
Событие, при котором страхование может иметь место, должно быть либо случайным, либо закономерным, но происходящим в неопределенный момент времени. Случайность событие предполагает, что неизвестно, произойдет ли это событие вообще. Неопределенность предполагаемого события означает, что событие обязательно произойдет, но когда именно - неизвестно.
Случайность, которая имеется в виду при страховании, не должна быть абсолютной, т.е. совершенно неучитываемой. Страхование имеет дело с событиями, вероятность наступления которых может быть определена. По-другому: речь идет о событиях случайных, имеющих место не как общее явление, а как единичный случай, вероятность наступления которого может быть предвидена, измерена и учтена.
Страхование имеет дело с событиями, которые в принципе не зависят от воли человека, либо с событиями, в отношении которых были предприняты все попытки предотвращения их наступления. Попытка предотвратить наступление неблагоприятных событий объясняется незаинтересованностью определенного лица в их наступлении, стремлением их избежать. Отсутствие такого интереса превращает страхование в своего рода мошенничество.
Страхование основано на предпосылке, что число страхователей (организации или физические лица, заключившие договоры страхования), попавших в страховой случай, существенно меньше того числа участников, регулярно выплачивающих взносы в страховой фонд. При этом страхователь (страховая компания) имеет право на выплату страхового возмещения только при наступлении страхового случая, по которому договор страхования связывает проведение выплаты. Это значит, что страхователь не может требовать возвращения уплаченных им в виде страховой премии сумм, даже если страховой случай не наступил. То есть страхователь покупает страховую услугу, смысл которой носит двойственный характер: с одной стороны клиент освобождается от бремени риска, с другой - приобретает обязательство страховой компании выплатить страховое возмещение в случае наступления страхового события, вызванного определенными договорными причинами.
Страховая деятельность базируется:
- на оценке страхового риска, определением оптимального баланса между доходами и расходами страховщиков, регулированием инвестиций и позволяющей страховой компании достичь оптимальных результатов (экономика страхования);
- на страховой и финансовой математике, посредством которой обрабатывается статистическая информация, позволяющая страховщику рассчитать риски и оптимальные тарифы с целью минимизации последующих убытков при выплате страхового покрытия;
- на страховом праве как специфической области права, которая регламентирует как договор страхования, так и взаимоотношения между страховщиком и государством, а так же между остальными субъектами рынка, в т.ч. и между другими страховщиками.
При отсутствии какого-либо из этих компонентов или недооценка любого из них приводит к неэффективности осуществления деятельности по страхованию, т.е. страдают как клиент, так и сама страховая компания или страховой рынок.
Таким образом, мы видим, что как финансовый институт страхование присутствует на рынке в широком смысле этого слова, составляя неотъемлемую часть любого сектора экономики и позволяющий его участникам беспрерывно осуществлять свою деятельность. Но это далеко не единственное значение страховой отрасли для экономики страны.
Значение страхования
Составляя одну из неотъемлемых частей рынка финансовых услуг, потенциальные возможности страховой отрасли России остаются недооцененными. Имеется в виду то, что страхование способно оказывать огромное влияние на экономику страны при должной организации страхового дела.
На уровне отдельной хозяйствующей единицы или индивидуума через страхование финансовые последствия определенных рисков перекладываются на страховые компании. Если страховой случай происходит, то страхователь получает средства, компенсирующие понесенный им ущерб. Таким образом, через страхование обеспечивается беспрерывное функционирование производства, будущие убытки равномерно переносятся на различные периоды времени, совпадающие с периодами внесения страховых взносов. Для отдельного индивида появляется возможность на период временной утраты трудоспособности достойно существовать. В целом, на макроэкономическом уровне страхование действует как гарант бесперебойного осуществления хозяйственных операций между различными субъектами экономической деятельности, позволяя в минимальные сроки восстанавливать прежнюю структуру взаимосвязей при наступлении неблагоприятных событий.
Страхование имущества предприятий - это, как правило, неотъемлемое условие получения банковского кредита. Многие банки при осуществлении операций по кредитованию требуют от своих клиентов, чтобы те были застрахованы от обычных рисков. Те же требования выдвигают к своим контрагентам организации при осуществлении различных торговых операций при условии страхования специфичных для данного вида деятельности рисков.
Страхование жизни и недвижимости - необходимое условие для получения ипотечного кредита физическими лицами для строительства и приобретения жилья.
Все это - требования нормально функционирующего и развитого цивилизованного рынка, к утверждению основ которого, как предполагается, стремится Россия.
Страхование способствует развитию технического прогресса и внедрению новых технологий, т.е. фактически через работу с венчурными инвестиционными фондами или непосредственно с теми, кто занят внедрением инноваций, снимает с предпринимателей связанные с этим риски, тем самым усиливая их уверенность в реализации проекта.
Через страхование гражданской ответственности перед третьими лицами решается важная социальная задача защиты от причинения ущерба противоправными действиями. Это соответствует принципу справедливости любого правового государства - каждый должен нести ответственность за свои действия, если они при этом наносят ущерб сторонним лицам, причем в данном случае имеется в виду имущественная ответственность.
И, наконец, немаловажную роль страхование играет при осуществлении собственной инвестиционной деятельности. Страховые компании обладают огромными денежными средствами, аккумулируемыми в резервных фондах страховщиков, которые они могут инвестировать в экономику страны. К примеру, в США «инвестиционные ресурсы страховых компаний, занимающимися страхованием жизни, и пенсионных фондов составляет около 4 трл. долл. (30% инвестиционных ресурсов экономики США)». Страховые компании вкладывают эти средства в ценные бумаги предприятий и финансовых компаний, в банки и недвижимость. Таким образом, они финансируют промышленность, жилищное строительство и государство, т.е. способствуют развитию экономики.
Хотелось бы поподробнее остановиться на последнем виде деятельности страховых компаний. Как мы понимаем, существует множество вариантов направления денежных потоков страховых компаний. Практически все деньги страховые компании размещают на банковских депозитах. Банки через инвестиционные фонды привлеченные средства размещают на рынке ценных бумаг.
Другим способом размещения резервов является кредитование страховыми компаниями через банки торговли или иных проектов со всеми их рисками. Других сегментов рынка страховые компании не видят. Поэтому возникает проблема: страховые компании в целях поддержания своей текущей ликвидности, привлекая тем самым клиентов, «боятся» вкладывать имеющиеся у них средства в какие-либо иные инвестиционные инструменты. Причем все опасения можно снять: участие на рынке ценных бумаг, т.е. размещение на нем резервов страховых компаний, можно обезопасить проведением хеджевых операций. Эти рынки (рынок ценных бумаг и фьючерсный рынок) дополняют друг друга, создавая доходный и малорисковый инструмент - но для того, чтобы инвестировать необходимо обладать т.н. «длинными» деньгами, которые получаются за счет продажи полисов по долгосрочному страхованию жизни.
Кризис 2008 г. показал, что вложение средств в государственные ценные бумаги - высокодоходный инвестиционный инструмент - является относительно рисковым мероприятием: государство при неспособности исполнять взятые на себя обязательства в любой момент может приостановить по ним выплаты. Больше всего от этого пострадали российские банки, активно принимавшие участие не этом рынке. Страховые же компании в меньшей степени ощутили на себе все последствия этого кризиса. Тем не менее, по данным сводного баланса ста крупнейших страховых компаний на 1 июля 2008г. в структуре их активов вложения в государственные бумаги составляли почти 15%, а средства на депозитах в банках - 8,7%. Причем хотелось бы отметить, что вывозить капитал из страны, размещая его в иностранных банках, страховым компаниям не разрешалось. Столь высокий процент вложений в государственные бумаги объясняется обязанностью страховых компаний формировать свой инвестиционный портфель за счет размещения средств на этом рынке. «Законодательно закрепленное обязательство по размещению части страховых резервов в ГКО в «интересах вкладчиков» в условиях реструктуризации рынка ГКО привел большую часть страховых компаний к потере ликвидности». Но свою положительную роль в сохранении устойчивости страховых компаний сыграла невозможность досрочного расторжения договоров страхования и возвращения уплаченных страховых взносов (к примеру, пассивы банков были сформированы за счет краткосрочных депозитов).
Таким образом, мы можем наблюдать картину, когда преследуемые государством относительно благородные цели имели далеко от предполагаемого идеального варианта эффект. Видимо, государственные органы обладают либо недостаточно хорошо работающим аппаратом прогнозных инструментов, либо умышленно создает кризисные явления в экономике или, как вариант, слепо надеется на нормальное развитие ситуации несмотря на тревожные тенденции.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно выделить ряд функций, которые выполняет страхование:
1. Рисковая - возмещение риска;
2. Предупредительная - финансирование за счет страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска;
3. Сберегательная - сберегаются страховые суммы на дожитие (при долгосрочном страховании жизни). Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка;
4. Контрольная - контроль за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда;
5. Инвестиционная - вложение сформированных за счет страховых взносов клиентов в экономику страны.

1.2. Состояние страхового дела в России

В экономике России страхование прочно занимает место необходимого инструмента, обеспечивающего социально-экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательства, эффективную защиту имущественных интересов граждан и организаций от природных, техногенных, экономических и иных рисков, реализацию государственной политики социально-экономической защиты населения. Так, общий объем страховых премий (взносов) по всем видам страхования за 2009 г. составил 154,4 млрд. руб., Для сравнения в таблице 1 приведены данные, позволяющие увидеть, какое количество премий собирается в других странах, а также динамику роста совокупных страховых взносов к стоимости ВВП за период с 1999-2009 г. можно проследить на рис. 1.

Рис. 1. График отношения совокупных страховых взносов к стоимости ВВП в период 1999-2009 гг., %

Как видно из приведенного выше графика в настоящее время наблюдается увеличение спроса потенциальных потребителей на страховые продукты, предлагаемые страховщиками. Это может быть связано как с осознанием необходимости организации всесторонней защиты производственных, финансовых и иных отношений (особый интерес к страхованию в последнее время начали проявлять компании топливно-энергетического комплекса), так и принятие ряда нормативно-правовых актов, стимулирующих развитие отрасли (в т.ч. и об обязательных видах страхования, реформирование пенсионной системы). По добровольным видам страхования за указанный период сбор страховых платежей (взносов) вырос в 2,1 раза (или 53,4 % в сопоставимых ценах).
После событий 11 августа 2001г. в США мировое страхование было вынуждено осуществить ряд крупных выплат. Это обстоятельство не могло не повлиять на состояние мирового страхового рынка: объемы рисков, передаваемые в страхование, несколько сократились из-за возросших тарифов, сокращения игроков на рынке, а также увеличения комиссионных по перестраховочным операциям.
Таблица 1
Мировой рынок страхования в 2009г. (страховые премии в млрд. долл.)
Страны Всего премий
Все станы 1210,0
США 452,2
Канада 29,3
Европа 375,2
ФРГ 76,5
Великобритания 76,4
Франция 63,3
Япония 264,7
Латинская Америка 7,1
Африка 13,2
Азия 310,8
Населению и организациям за 2009 г. страховщиками выплачено 58,8 млрд. руб. По добровольному страхованию выплаты возросли - в 2 раза (или на 49,0 %). Причем, хотелось бы сопоставить динамику совокупных взносов и совокупных выплат. Исходя из официальных данных, прибыльность страховых компаний от проведения страховых операций за указанный период возросла незначительно.
Таблица 2
Сумма выплат, произведенных страховыми компаниями за отчетный период, млрд. руб.
Год Сумма выплат
2004 32,4
2005 62,3
2006 95,6
2007 171,8
2008 284,5
2009 154,4
Одновременно с этим наблюдается рост тарифов, что в первую очередь связано с глобальными убытками на международном страховом рынке. Рост ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также сентябрьские теракты в США привели к повышению цен практически по всем видам страхования имущественных рисков. Хотя Россия непосредственно не принимала участия в мировом страховании (за исключением «Ингосстраха»), а являлась импортером страховых услуг, т.е. заключала договоры перестрахования с иностранными компаниями, соответственно, указанные события привели к повышению комиссионных по перестрахованию, что не могло не сказаться на тарифах внутри страны. К тому же до сих пор существует достаточно высокий страновой риск: считается достаточно авантюрным мероприятием вкладывать деньги иностранных инвесторов в Россию и заключать договоры с российскими компаниями.
В связи с неразвитостью регионального страхования остается однобокой структура страхового рынка. Так, на долю 100 страховых компаний приходится 84,2 % всех страховых взносов и 85,0 % всех страховых выплат, причем 63 из них - московские. По данным журнала «Эксперт», десятка лидеров на рынке собирает 58% всех взносов по добровольным видам страхования.
Свидетельством роста концентрации является изменение т.н. индекса концентрации. «Доля 20 крупнейших страховых компаний на рынке в целом возросла почти в два раза с 48% до 74%.
Если проанализировать уровень концентрации на более сегментированных рынках, то можно сказать, что по некоторым видам страхования создаются условия для олигополистической конкуренции… на рынке страхования финансовых рисков четыре страховые компании аккумулируют более 99% страховых взносов, десять - практически все взносы. Похожая картина складывается и на рынке страхования профессиональной ответственности». Наиболее конкурентные - рынок страхования от несчастных случаев, страхования имущества юридических лиц, страхования транспорта физических лиц и рынок медицинского страхования. Это обстоятельство, по-видимому, связано с тем, что риски по данным видам страхования, преимущественно, страхуются в региональных компаниях. Из-за незначительности страховых сумм крупные игроки (московские компании) не стремятся к борьбе за «мелкого» единичного клиента (т.н. «розница»). К тому же при сложившейся ситуации крупные компании только-только начинают свою экспансию на региональные рынки путем поглощения существующих сетей или создания собственных центров продаж.
Наряду с ростом концентрации по собранным взносам идет и концентрация активов крупнейших страховых компаний. Так, доля активов двадцати крупнейших страховых компаний в совокупных активах российских страховщиков выросла с 2007 г. по 2009 г. с 71% до 80%.
Одновременно с этим концентрация страховых резервов шла быстрее, чем концентрация капитала. Это свидетельствует о том, что разрыв между обязательствами страховых компаний и их собственным капиталом увеличивался. Такая ситуация может привести к снижению платежеспособности значительного числа страховых компаний или к их банкротству.
Таблица 3
Виды страхования и рыночная концентрация в 2009г.
Вид страхования С1 С4 С10
Медицинское 0,25 0,50 0,77
Грузов юридических лиц 0,28 0,66 0,87
Жизни 0,29 0,56 0,81
Имущества физических лиц 0,71 0,83 0,91
Имущества юридических лиц 0,19 0,53 0,76
От несчастных случаев 0,16 0,49 0,68
Ответственности владельцев транспортных средств 0,33 0,48 0,70
Ответственности перевозчика 0,56 0,84 0,94
Ответственности предприятий источников повышенной опасности 0,53 0,86 0,93
Профессиональной ответственности 0,53 0,88 0,98
Транспорта физических лиц 0,28 0,61 0,82
Транспорта юридических лиц 0,41 0,63 0,84
Финансовых рисков 0,77 0,99 1,00
Примечание: С1 - доля концентрации ведущей страховой компании, С4 - индекс концентрации четырех крупнейших компаний, С10 - индекс концентрации десяти крупнейших компаний.

По данным Минфина России в Государственном реестре страховщиков в настоящее время зарегистрировано 1416 страховых организаций. Филиалов страховых организаций, расположенных на территории Российской Федерации, действует более 4,5 тыс.
Несмотря на резкое уменьшение с 2002-2003 гг. количества страховых организаций, с 2000 г. наблюдается их рост - за 2006 г. в реестр внесены 122 новые страховые организации. Этот рост продолжался и в течении 2007 - 2009 гг., хотя его темпы значительно и уменьшились в связи со значительным законодательным увеличением минимального уставного капитала страховых организаций.
Продолжают активное совершенствование страховых продуктов. Об этом свидетельствуют обращения страховых компаний в органы страхового надзора за получением новых лицензий и расширением перечней видов страхования к имеющимся лицензиям. Так, в 2009 г. в Минфин России поступило более 500 заявлений о выдаче лицензии на проведение страхования и около 300 заявлений о согласовании новых редакций правил страхования. «Если 5 лет назад существовало примерн........


Список использованных источников и литературы

1. Нормативные правовые акты

1. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19 марта 1997 № 60-ФЗ (с изм. и доп.)// Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп.)// Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон от 07 марта 2001 № 24-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11. Ст. 1001.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 № 81-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. № 18. Ст. 2207.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 05 августа 2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.)// Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08 января 1997 № 1-ФЗ (с изм. и доп.)// Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.
9. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02 декабря 1990 № 395-1 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. № 6. Ст. 492.
10. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 24.04.1995. № 17. Ст. 1455.
11. О залоге: Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 № 2872-1 (с изм. и доп.) // Российская газета. 06.06.1992. № 129.
12. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3430.
13. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 № 1499-1 (с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 04.07.1991. № 27. Ст. 920.
14. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 №69-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994. № 35. Ст. 3649.
15. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3588.
16. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 1997 № 114-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3586.
17. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 № 1244-1 (с изм. и доп.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.
18. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08 мая 1994 № 3-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. № 28. ст. 3466.
19. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон от 23 декабря 2003 № 177-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2003. № 52 (часть I). Ст. 5029.
20. О судебных приставах: Федеральный закон от 21 июля 1997 № 118-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30. Ст. 3590.
21. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Федеральный закон от 22 августа 1995 № 151-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 28.08.1995. № 35. Ст. 3503.
22. Об альтернативной гражданской службе: Федеральный закон от 25 июля 2002 № 113-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. ст. 3030.
23. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федеральный закон от 16 июля 1998 № 102-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 20.07.1998. № 29. Ст. 3400.
24. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции: Федеральный закон от 28 марта 1998 №52-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 28.06.2004. № 26. Ст. 2606.
25. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 №167-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.
26. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24 июля 1998 №125-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3803.
27. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: Федеральный закон от 25 апреля 2002 №40-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 06.05.2002 № 18. Ст. 1720.
28. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992г. №4015-1 (с изм. и доп.) // Российская газета. 12.01.1993. № 6.
29. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16 июля 1999 №165-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29.Ст. 3686.
30. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 № 132-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 02.12.1996. № 49. Ст. 5491.
31. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 1998 №135-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3813.
32. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 15.03.2004. № 11. Ст. 945.
33. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. №649 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 24.05.2004. № 21. Ст. 2023.
34. Вопросы Федеральной службы страхового надзора: Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 года №203 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 12.04.2004. № 15. Ст. 1495.
35. Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №330 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. № 28. Ст. 2904.
36. О Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008гг.): Распоряжение Правительства от 19 января 2006г. № 38-р// Собрание законодательства РФ. 30.01.2006. № 5. Ст. 589.


2. Литература

37. Абалкина И. Американское государство и рынок страховых услуг // Страховое дело. 2008. №11. С. 27-37.
38. Авдашева С.Б., Руденский П.О. Основные тенденции развития российского страхового рынка после кризиса 2008 // Финансы. 2009. №11. С. 57-61.
39. Агеев Ш.Р., Васильев Н.М., Катырин С.Н. Страхование: теория, практика, зарубежный опыт. М.: Экспертное бюро - М, 2006. 376с.
40. Алиев Р. Международная практика организации страхового надзора // Финансы. 2009. №12. С.55-58.
41. Вайер М. Правовое регулирование надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации // Страховое право. 2009. №1. С. 3-29.
42. Ги Леви. Европейское страховое право // Страховое право. 2008. №3. С. 76-91.
43. Жилкина М. Государственное регулирование страхового рынка в США // Страховое дело. 2008. №10. С. 38-43.
44. Основы страховой деятельности: Учебник/ Под ред. Т.А. Федорова. М.: Издательство БЕК, 2009. 776 с.
45. Панорама страхования: Дождались // Эксперт. 2009. №15. С. 116-132.
46. Панорама страхования: Путеводная звезда // Эксперт. 2008. №15. С. 134.
47. Покровская Н. Государственный надзор за страховой деятельностью: правовые проблемы // Страховое право. 2007. №1. С. 3-29.
48. Проблем много, но они разрешимы (по материалам пресс-конференции ВСС) // Финансы. 2008. №3. С. 42-43.
49. Ржанов А.А. Существующие стандарты отчетности не раскрывают реалии страховых компаний // Финансы. 2009. №3. С. 38-41.
50. Страхование: потенциал рынка высок, но будет ли бум? По материалам «круглого стола» // Рынок ценных бумаг. 2008. №17. С. 70-78.
51. Турбина К.Е. Страховое законодательство стран Европейского Союза // Страховое право. 2008. №4. С. 10-35.
52. Щиборщ К.В., Логинов П.В.Основные принципы организации процесса слияния и поглощения страховых компаний // Финансы. 2008. №3. С. 33-37.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.