На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Глава государства - понятие и место в системе высших органов государственной власти, виды главы государства, порядок замещения должности, компетенция главы государства. Глава государства формирует правительство.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.04.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
Саратовская государственная академия права
Поволжский региональный юридический институт

Учебная дисциплина - конституционное право зарубежных стран


Курсовая работа

Глава государства
(ВАРИАНТ IV)
Выполнил:

Саратов - 2001

Содержание


1. Глава государства - понятие и место в системе высших
органов государственной власти 3
2. Виды главы государства, порядок замещения должности 5
3. Компетенция главы государства 14
Список литературы 23

1. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - ПОНЯТИЕ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава государства - это конститу-ционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государ-ственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его под-писи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия. Ита-лия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).11 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1997. С. 268.
Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некото-рые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представите-лей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятель-но, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже пра-вительства (в условиях парламентарной республики). В парламентар-ных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских респуб-ликах, для того чтобы некоторые акты президента или монарха дейст-вовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так на-зываемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение дан-ного акта президента или монарха.
Компетенция главы государства более подробно будет рассмотрена в третьей главе данной работы.
2. ВИДЫ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ
Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государст-венные советы в странах тоталитарного социализма - в СССР, Болга-рии, Венгрии, Польше и др. В настоящее время подобным органом явля-ется Государственный совет па Кубе, где нет президента (по конституции глава государства - председатель Государственного совета). В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие (функции главы государства он вы-полняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц - мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избирается парламентом на один годи суще-ственных полномочии не имеет. В ОАЭ существует «коллективный мо-нарх», в Малайзии - выборный монарх.
Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и т.д.) полномочия главы государства принадлежат британскому монар-ху. но осуществляет их генерал-губернатор - его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа -Новой Гвинее избирается парламентом.
После военных перево-ротов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президен-ту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии.
Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы госу-дарства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемони-альные (например, прием верительных грамот иностранных дипломати-ческих представителей) - председателем коллегии или его замести-телем.
Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной мо-нархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнитель-ной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.
Монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответст-венности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политичес-кую ответственность несут его министры.
Монарх имеет право на особый титул - король, султан и т.д. Иногда его официальный титул очень длинный, так как включает разные владе-ния монарха. Он имеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам в дан-ном государстве, кроме супруги монарха. Монарх обладает государст-венными регалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, но оплачиваемых из государственно-го бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средст-ва - цивильный лист.
Монарх получает и передает свой пост по наслед-ству. Существует несколько систем наследования:
1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия. Япония к др.);
2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г., Испания, Нидерланды и др.);
3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, жен-щины поданной системе пост монарха не занимали);
4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия закона 1980 г. в этом государ-стве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XV11I вв.);
5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определен-ное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Ку-вейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших свя-щеннослужителей и мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудов-ской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благо-честии);
6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь пле-мени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочис-ленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.
Особенности наследования престола существуют в Непале, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определенной династией (в некоторых странах это записано в конституции), но король сам еще при жизни определяет будущего наследника - не обязательно старшего сына. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избирается на пятилетний срок султанами монархических субъектов фе-дерации (есть и немонархические) и только из их числа.
После наследования престола предусмотрен особый обряд корона-ции. Корона-ция означает окончательное воцарение монарха.
Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершенноле-тия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства, становит-ся регентом. В некоторых случаях создается регентский совет из не-скольких человек. Регент и совет действуют от имени монарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становится коро-лем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.11 Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. - М.: Издательская группа «Форум-ИНФРА-М», 1999. С. 133.
Рассмотрим институт президентуры. Существуют две её основные формы: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, суще-ствовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других стра-нах, Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномо-чия президентуры разделены между Руководителем государства и прези-дентом, это «двуглавая президентура». В Китае, есть глава государства (Председатель республики), но основные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента, а в Швейцарии полномочия коллегиального главы государства и прави-тельства совмещены.
Президент может занимать различное положение в системе государ-ственной власти: быть только главой государства (Германия), одновре-менно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Еги-пет, Франция).
Со-гласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностыо, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголов-ное наказание возможно только после отрешения президента от долж-ности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно ухо-дящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглаше-ния о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.
Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обыч-но не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свои штан-дарт - флаг, являющийся символом президентской власти. По многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосхо-дительство». Денежное содержание президенту устанавливается зако-ном парламента и обычно является наиболее высоким среди должност-ных лиц.
Полномочия президента часто сформулированы однотипно в прези-дентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.
Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять - в Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.
Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следую-щие условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах 1980 г. на пост президента баллотировалось лицо, имевшее кроме поль-ского еще два гражданства: канадское и перуанское), наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа - 25, в Венесуэле - 30, в Китае - 45, в Италии - 50). Иногда устанавливается и предельный возраст (напри-мер, в Намибии - не старше 65 лет). Многие конституции устанавлива-ют для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии - 5 лет, на Украине - 10, в США - 14, в Грузии - 15). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граж-дан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане - высшее, на Филиппинах он должен уметь читать и писать. Есть и другие условия.
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления), территориальных собра-ний заморских территорий, мэрами городов. На Украине для выдвиже-ния кандидата должно быть созвано собрание избирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу, которая и подает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат был зарегистрирован, необходимо собрать в его поддержку не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидатура президента может быть также выдвинута полити-ческими партиями, избирательными объединениями, блоками. В Вен-грии кандидат выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте - 2/3 общей численности парламента (если кандидат не собе-рет 2/3, то большинством). Регистрация кандидата во многих странах обусловлена внесением повышенного избирательного залога (например, 10-кратного по сравнению с кандидатом в нижнюю палату парламента Франции).
Существуют различные способы избрания президента:
1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифици-рованное или абсолютное большинство голосов, но при множественнос-ти кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяют-ся между разными кандидатами. В последующих турах требования сни-жаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне принятия конституции 1982 г., снизив-шей требования, было проведено более 100 туров, в Италии в 1992 г. - 16. Теперь для выборов президента в Турции в первом туре требуется 2/3 голосов, во втором и третьем достаточно абсолютного большинства, на четвертый тур выносятся две кандидатуры, набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший относительное большинство голосов. В Словакии для избрания президента, как и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент, из-бранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от пред-ставительного органа и не может противопоставлять себя ему.
2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандида-тов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) стано-вятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.
3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, о которой говорилось выше (Федеральное собрание в Германии, состоя-щее из членов нижней палаты и такого же числа представителен земель, коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов об-ластных советов в Италии, коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собрании штатов).
4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).
Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз - на шесть лет, второй - только на четыре года. В Мексике установлен только один срок - шесть лет. Конституция Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок; нельзя избирать и временного президента. Невозможно переизбра-ние президента также в Боливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Пере-численные ограничения призваны воспрепятствовать возможному пре-зидентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в некото-рых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и даже восьмой срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящее время в некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвер-тый и пятый срок.
Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994-1995 гг. в большинстве азиатских постсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов были проведены рефере и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.