На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Взаимоотношения католицизма и православия в Речи Посполитой (1569 ? 1795)

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 28.2.2014. Сдан: 2008. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 5
Глава 1. Идеология католицизма, влияние Ватикана на конфессиональные отношения в Речи Посполитой. 8
1.1. Суть догматических разногласий, идеология католицизма 8
1.2. Планы Ватикана их реализация 10
Глава 2. Конфессиональная политика короля Речи Посполитой 24
2.1. Роль права подавания и борьба за епископские кафедры 24
2.2. Роль сената и королевского задвороного суда в утверждении унии 26
2.3. Владислав IV и нарушение “Статей” 32
2.4. Расширение униатства во 2-й пол. 17 в. ? 18 в. 35
Глава 3. Влияние идеологии Москвы на конфессиональные отношения в Речи Посполитой 37
3.1. Авторитет Москвы, роль Москвы и Восточных патриархов в конфессиональных отношениях 37
3.2. Конфессиональные отношения между Москвой и православным населением Речи Посполитой 38
3.3. Авторитет Москвы в свете войны 1654?1667 гг. Война, роль идеологии и веры в ней 42
3.4. Основные тенденции конфессиональных отношений в 18 веке. Разделы Речи Посполитой и конфессиональная ситуация 46
Заключение 49
Список используемых источников 51

Введение
Актуальность можно видеть в следующих аспектах: роль идеологии в обществе, русско-белорусские отношения.
Жизнь общества определяется идеологиями: религии, политические доктрины и пр. И механизмы действия идеологии на общество одни и те же. Идеологическое влияние актуально сегодня, в том числе и для Белоруссии: процессы демократизации, распространения идей демократии, цветные революции на постсоветском пространстве, белорусская оппозиция поддерживаемая западом и ее идеология. Здесь просто идет углубление в прошлое, и рассматривается по сути тоже: борьба запада и востока. Выводы, полученные при рассмотрении влияния Ватикана и Москвы на Речь Посполитую, при изучении влияния православия и католичества, могут быть распространены на общее понятие «идеология».
Другой актуализированный аспект - белорусско-русские отношения. Исходя из своих идей исследователи отбирают факты и оценивают данный аспект по разному. В работах русофобов делается акцент на ненависти белорусов к маскалям. В то же время из работ Макария, Г. Лурье и др. следует, что правоверная Москва имела авторитет среди православного населения Речи Посполитой. Одно не исключает другого, то есть и то и другое могло присутствовать одновременно, но часто исследователи рассматривают только одну сторону объекта.
Тема по прежнему актуальна ибо остро стоят сегодня вопросы о прозелитизме, украинских греко-католиках. Греко-католики продвигаются на восток. Разгромлены православные епархии во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. Перенесена кафедра греко-католического архиепископа из Львова в Киев.
Хоть ранее религия имела большее значение. Тема в настоящее время получила продолжение в двух сферах. Религия - то что написано выше и политика, идеология: Восток-Запад.
Объект работы - конфессиональные отношения в Речи Посполитой в 1569 ? 1795 гг.
Предмет - отношения между православием и католицизмом на землях Речи Посполитой в 1596 - 1795 гг.
Цель исследования - выявить тенденции в отношениях между православием и католицизмом во времена Речи Посполитой (1569?1795).
Задачи:
1. Изучить идеологию католицизма, влияние Ватикана на конфессиональные отношения в Речи Посполитой.
2. Исследовать конфессиональную политику короля Речи Посполитой на белорусских землях.
3. Исследовать влияние религиозной идеологии Москвы на конфессиональные отношения в Речи Посполитой.
Первая задача. Рассматривается догматическая сторона «проблемы унии», определяется, почему уния не может осуществится из догматических причин. Выясняется мера влияния Ватикана на дело унии, рассматриваются планы, инструкции и их осуществление.
Вторая задача. рассматривается «подавание» короля, его роль в утверждении унии, роль королевского задворного суда и сената в конфессиональных отношениях.
Третья задача. Здесь рассматриваются связи и отношения между Московским государством и православным населением Речи Посполитой. Отношения Киев?Патриарх?Москва. Определяется степень авторитета Москвы и восточных патриархов. Освещается роль веры и идеологии в политических событиях. Выявляется значение влияния происходящих событий на население белорусских земель.
Охарактеризуем историографию данной проблемы.
По настоящее время активно публекются источники по данной тематике. Так в 1865 г. выходил «Сборник документов, уясняющих отношения латино-польской пропаганды к русской вере и народности …» [33]. В него вошли документы касающиеся отношений католичества и православия в Речи Посполитой публиковавшиеся в «Вестнике Западной России». В 1882 г. вышел сборник в переводе О. Вержбовского «Отношения России и Польши в 1574-1578 годах, по донесениям папского нунция В. Лаурео» [8]. Здесь рассматривается такой важный момент как поиск воспитанников для Греческой коллегии, основанной в Риме в 1577 году, для подготовки униатских деятелей для греческого Востока. В 1890 г. вышел «Археографический сборник документов относящихся к истории Северо-Западной Руси…» Т. 11 [2]. Особый интерес здесь, представляют документы брестского Симеоновского монастыря. В 1983 г., в МГУ, издавалась работа «Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в.» [26]. Поссевино А. - посол от Ватикана в Москве. Особый интерес представляет его сочинение Московия, в котором излагаются планы по внедрению унии в «королевской Руси». В 1971 г., в Минске вышла работа Мараша Я. Н. «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1596 - 1795)» [20]. В этой работе большое внимание уделено дипломатии, в частности отношениям папы римского и короля Речи Посполитой, а также политика Ватикана на востоке и на белорусских землях в частности. Также чрезвычайно полезным является, в этой работе, статистика по землевладению католических плебаний и монастырей за разные периоды времени.
Исследование данной проблемы в научных работах прошло три ярко-выраженных этапа: 19 век, советский период и современный1 этап. В 19 веке публиковалась работа Макария (В. Булгакова) «История Русской церкви» в 10 томах. Эти книги актуальны и поныне, работа в последствии переиздавалась (1996 г.) [17], [18]. Наш период непосредственно охватывают ее 8-й и 9-й и 10-й тома. В 1986 г., в Москве, вышла работа Лозинского С. Г. «История папства» [12]. В ней рассмотрена политика папской курии в общеевропейском контексте. В 1996 г. выходило две части работы «Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и Беларуси в конце XVI - первой половине XVII вв.» [5], [6]. Здесь рассматривается Брестская уния в контексте процессов, которые происходили в Западной Европе в то время. Особо ценным является то, что она написана в методологическом аспекте, в отличии от скорее описательного характера работ Макария. Этот труд активно использует польские источники, а также русские и украинские. В первой части рассматриваются причины, предпосылки унии. В частности говорится о кризисе православия и попытках его реформировать, говорится о событиях конфессиональных, которые происходили в Европе и их связи с Речью Посполитой. Вторая часть работы посвящена последствиям Брестской унии. Также в 1996 г. было опублековано исследование С. В. Марозовой “Уніяцкая царква ў культурна-гістарычным развіцці Беларусі (1596-1839)”. Автор здесь, выводіт орігінальную концепцію, останавлівается, главным образом, на національных, культурных аспектах. В 2000 г., в журнале «Мир православия», вышла статья Лурье Григория «Три эсхатологии» [13]. В ней рассматриваются эсхатологии, которые создавались в Российском государстве, непосредственное отношение к работе имеют: концепция «третьего Рима» и идеология, которая разрабатывалась для присоединения Украины. В 2004 г. издана работа Лебедева А. П. «История Греко-Восточной Церкви под властью турок…» [14]. Тут содержится информация о Греческой (Афанасьевской) коллегии в Риме основанной в Риме в 1577 году, для подготовки униатских деятелей для греческого Востока.
Многие аспекты данной проблемы остались неизученными. Это связано с тем, что религия и вера проникала во все сферы общества в то время. И что бы не рассматривали ученые, войны, дипломатию, культуру, они сталкиваются с данной проблемой. И ощущается взаимное проникновение и смешивание политики, идеологии, веры.

Глава 1. Идеология католицизма, влияние Ватикана на конфессиональные отношения в Речи Посполитой.
В этой главе ставится задача выявления меры влияния Ватикана на события происходящие в это время в Речи Посполитой. Насколько значительную роль играл римский папа и латинское духовенство в этом?
1.1. Суть догматических разногласий, идеология католицизма
Невозможно рассматривать данную проблему в отрыве от сути догматических разногласий между католицизмом и православием. Это две разные системы. Или, иначе, как утверждают отдельные исследователи ? это две разные цивилизации (восточная и западная) стержнями которых являются вышеназванные конфесии.
Так или иначе, устройство, система римского костела и Константинопольской православной церкви обосновывается в догматах. Священное писание не позволяет его однозначно трактовать. Интерпретируя по своему священное писание Рим создал ряд догматов. Для Рима характерен принцип догматического развития в отличие от православия.
Догматы же, отражаются в обрядовой стороне. Обряд ? физическое представление догмата, он всегда символизирует догмат.
С самого распространения христианства римский епископ претендовал на первенство, превосходство и независимость от Константинополя. Поэтому разрыв существовал всегда, и продолжает усиливаться и по ныне (догматическое развитие). В 11 же веке лишь произошло юридическое узаконивание разделения церквей.
Раскол произошел на почве спора об опресноках. Сакелларий патриарха Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.
По восточному обряду евхаристия совершалась на квасном хлебе, а по западному ? на пресном.
Почему же обряды так важны? Как они отражают догматы?
В православии, с опорой на священное писание, Евхаристия осуществляется на квасном хлебе. Рим по своему интерпретирует Священное писание и совершает евхаристию на пресном хлебе. В восточном христианстве используют хлеб земной (пресный) и хлеб небесный (квасной). Квасной хлеб ? вещество предназначенное для Боговоплащения, это есть тело Христа. Во время таинства евхаристии в каждом происходит соединение божественной и человеческой природы. Евхаристия это повторение голгофского жертвоприношения и спасения.
В католичестве боговоплащение и Евхаристия разделяются: «сущность божественная всегда остается надсущной (supersubstantialis) по отношению к человеческой» [7, с. 19], «Тело Христово единосущно по человеческой природе нам только в земной жизни Спасителя, но в таинстве Евхаристии Оно обладает человеческой природой, не такой как наша» [7, с. 18]. Именно это и обозначает применение земного хлеба ? опресноков.
Из известной формулировки Священного писания: церковь ? есть тело Христово, основываясь на разных учениях о евхаристии, выходит совершенно разное понимание устройства церкви в двух конфесиях. На Западе признается подлинность Боговоплощения только в жизни Иисуса, но не во всем Теле Христовом - Церкви.
Отсюда следует главнейший догмат католичества ? догмат о Папе: Папа ? «это Иисус Христос, скрытый под покровом и продолжающий чрез посредство человеческого органа свое общественное служение среди людей» [10, гл. 7, г]. Папа ? видимый глава церкви, наместник и заместитель Христа, приемник апостола Петра, которому Христос вручил ключи от церкви. Отсюда и догмат о папской безошибочности, и вся католическая система.
Так, догматами получили обоснование две совершенно разные системы. Католическая церковь ? «юридический организм, деспотически управляемое церковное государство» [10, гл. 7, г]. В православии же нет первенствующего епископа. Важнейший принцип в православии ? кафоличность, соборность.
Исторический выбор литовских князей в 1385 г., определил то что на территории Беларуси разгорится противостояние Востока и Запада.
Таким образом религиозная система, устройство церкви держится на догматах, воплощением которых являются обряды. Как же униаты могут признавать главенство папы и выполнять евхаристию на квасном хлебе?
Уже только из этого становится понятно, что уния ? нонсенс, недоразумение. В крайнем случае ? этап, инструмент. Ибо догматы, формально ? латинские, а обряды ? восточные. Но восточные обряды, в сути отражают, воплощают в себе православные догматы. Поэтому, уже только разобравшись с догматической стороной, ясно, что и обряды должны были поменяться со временем, пока уния окончательно не сольется с латинством. Обряды без догматов не существуют, также как и догматы без обрядов.
И только неграмотные люди могут находится в унии и защищать ее. Как свидетельствует Афанасий Мартос «католическая церковная уния … представлялась неопределенным, неясным, как бы промежуточным вероисповеданием, неспособным удовлетворить религиозные потребности своих вольных и невольных последователей» [24, ч.2, гл. 6].
Униаты, по определению - либо православные либо католики.
В дальнейшем же католицизм стал еще более бескомпромиссным. Рассмотрим конфессиональные отношения в Речи Посполитой в контексте общеевропейских конфессиональных отношений и связи с процессами которые происходили в Западной Европе в это время.
Важнейшие процессы, которые происходили в это время в католичестве выражены в Католической Реформе. Католическая Реформа - преобразования в католической церкви, начавшиеся задолго до Реформации, во второй половине XV века, кульминацией которого стали декреты Тридентского собора (1545 - 1563) [5, с. 19]. В 1536 году специальная комиссия кардиналов и епископов составила документ, в котором предлагалась программа преобразований - Concilium de emendanda Ecclesia. Это был пролог к Тридентскому собору, который заседал в 1545 - 48 гг., 1551 - 52 гг. и в 1562 -1563 гг.
Постановлениями Тридентского собора были существенно укреплены власть папы римского и его авторитет в церкви [12, с. 257], принят ряд решений об укреплении внутрицерковного порядка и дисциплины. Специальный декрет предполагал повсеместное создание семинарий для подготовки духовенства. Чтение проповедей стало обязанностью епископов и священников. Богослужение было подвергнуто строгой унификации и регламентации.
Суть постридентского католицизма заключалась в унификации, интеграции и централизации. Дмитриев М. В., проанализировав работы посвященные католической реформе пришел к выводу, что «ни доктрина, ни практика тогдашнего католицизма не допускала компромисса в осуществлении этих трех принципов» (то есть интеграции, унификации и централизации), «unio не могло быть помыслено иначе как unitas», «прозелитизм отвечал духу католической реформы много больше, чем экуменизм» [5, с. 25].
Таким образом, ни о каком экуменизме (примирении) и подобных проектах не могло быть и речи в это время со стороны католичества. Уния в Речи Посполитой понималась только как окатоличивание православных.
Католическая реформа непосредственно повлияла на Речь Посполитую. В 1577 г. Петрковский синод одобрил декреты Тридентского собора. В 1589 г. Синод созванный примасом ст. Карнковским, придал новый импульс осуществлению программы католической Реформы. Ряд новый решений и инициатив в том же направлении относится к началу XVII века.
1.2. Планы Ватикана их реализация
Ватикан стремился распространить католичество на Восток. Об этом свидетельствуют многочисленные документы.
Так в инструкции нунцию Мартини от 15 июля 1548 года, который направлялся в это время в Польшу, предписывалось следующее: «Постарайся узнать, нельзя ли было бы через епископов или других лиц, а наиболее посредством короля уговорить Москву признать Верховенство Ватикана и соединить православную церковь с остальным христианством, как это было раньше, что, кажется, легче могло бы произойти потому, что теперь открыт всеобщий собор с помощью многих христианских народов» [20, с. 55].
В 1568 году нунций Руджиери составил реляцию. В ней он сообщал данные о Речи Посполитой и Московском государстве. Нунций пытался найти доказательства в пользу вывода о возможности распространения католицизма [20, с. 55].
В 1576 году кардиналом Морони, от имени папы, была составлена инструкция Рудольфу Клехену. Рудольф Клехен должен был отправится в Москву, к Ивану IV в качестве посла римской курии. Вот что в ней было изложено: «Намерение святейшего нашего владыки в отправлении этого нунция особенно к тому клонится, чтобы великий государь (Российский) нее только союзом дружбы был соединен с апостольским престолом против всеобщих врагов, но (что гораздо важнее) чтобы, если возможно, преклонить его и к соединению с самой церковью, чтобы столь важная и превосходная часть христианского тела, так сказать, соединилась в единый состав с прочими членами, действовала в совокупности и согласии с ними». Инструкция выдвигала три задачи: добиться признания русским царем власти папы («преклонится ко гласу пастыря»); убедить царя вступить в «теснейший союз дружества и любви с апостольским престолом»; узнать о намерениях царя относительно Турции [20, с. 56].
13 января 1577 г. папой Григорием XIII была открыта Афанасьевская (греческая) коллегия в Риме. Коллегия создавалась для греческих юношей восточного происхождения в надежде, что они потом посодействуют к переходу Восточной церкви на сторону папизма, и, в булле папы об учреждении коллегии не было сказано для каких стран она предназначалась [14, с. 5].
Однако вот что написано в письме кардинала ди Комо от 25 мая 1577 г. папскому нунцию в Польше Лаурео: «Угодно было Его святейшеству приказать мне написать, чтобы Вы заботились и усердно старались отыскать 5 или 6 мальчиков из так называемых польских греков и столько же мальчиков из Московского государства, которые были бы рождены в законном браке, воспитаны в греческом обряде, в возрасте от 12 до 18 лет, хороших наклонностей, понятливых и способных к изучению наук и усвоению знаний, при этом таких, у которых были бы родные или что-нибудь такое, вследствие чего они охотно возвратились бы в свои родные места: их бы охотнее и скорее (здесь) приняли, если бы они происходили из знатного или благородного сословия и знали первые начатки наук. Но так как сомнительно, чтобы можно было добыть их из Московского царства, ибо это будет связано с затруднениями, предлагается Вам стараться всеми мерами добыть их, употребляя средства, которые вам покажутся более удобными, а если бы иначе ничего нельзя было сделать, старайтесь заполучить таких мальчиков из числа тех, которые когда-нибудь были взяты в плен поляками, выбирая, однако, более способных, как было сказано. Кардинал Вармийский (Станислав Гозий) полагает, что перемышльский епископ (Войтех Собеюский) и другие духовные лица могут оказать вам большую помощь в этом, что предоставляется на Ваше благоусмотрение» [20, с. 57].
Таким образом, требовалось найти 6 юношей на территории Украины и Беларуси и 6 - на территории России.
Вступали воспитанники в Греческую коллегию не старше 14 лет (точнее, от 13 до 15). Существовала клятва на верность римскому исповеданию и папе. Лебедев А. П. утверждает, что за первые 50 лет своего существования из греческой коллегии в «Малороссию» вышло отсюда более 10 униатских архиереев. Так, Петр Аккурдий, из Корфу, после окончания коллегии между 1588 и 1591 гг. был посвящен в священники по римскому обряду и затем был отправлен в Россию и Польшу «для содействования папским видам». В этой миссии он пробыл около 20 лет, после чего возвратился в Рим [14, с. 5].
Что касается воспитанников из Белоруссии и России, то в течении года Лаурио нашел трех мальчиков и отправил их в Краков. От туда они были перевезены в Рим папским легатом Поссевино. Что касается дальнейшей судьбы этих юношей, то О. Вержбовский утверждает что ему не удалось найти какой-либо информации об этом в архиве Ватикана [8, с. 243].
И стоит заметить, что именно из Греческой коллегии в Риме вышел Велямин Рутский. Рутский - рьяный униат, будущий униатский митрополит в Речи Посполитой. Рутский - сын одного из двух московских воевод, которые перешли на сторону польского короля Сигизмунда Августа во время битвы с великокняжетскими войсками при Уле. В молодости Рутский был замечен иезуитами и обращен в католичество, затем отправлен в греческую коллегию по завершении которой он стал униатом [8, с. 95].

Во время переговоров о мире в Ливонской войне Иван IV обратился к папе за посредничеством. Римский папа подготовил посольство во главе с Антонио Поссевино. 15 марта 1581 года папа Григорий XIII пишет письмо московскому царю в ответ на его посольство. Папа благодарит Ивана IV, пишет что пошлет по его просьбе своих людей, осуждает войну между христианами и пишет следующее: «Ведь мы считаем, что вы ни в коем случае не отвергнете доводов разума, но что справедливость вы ставите выше ваших личных счетов и восстанавливаете ее, если даже и совершали и раньше какие-нибудь несправедливые поступки. Когда же вы уладите свои дела, тогда, конечно, все христианское оружие сможет быть обращено против общих врагов, а на это нельзя надеяться до тех пор, пока вы воюете между собой и не служите общему делу. Нет ничего более великого, чем единение на основании веры и религии: ведь оно держится не человеческой любовью, слабой и непостоянной, а божественной. Существует одна церковь, одно стадо Христово, один после Христа его земной наместник и вселенский пастырь. Святые отцы, ученые церкви и все вселенские соборы признают и провозглашают, что римский первосвященник и является им. Ведь это очень ясно и охотно признали на Флорентийском соборе (а с тех пор прошло уже почти 150 лет) епископы всей Греции и вместе с ними константинопольский император Палеолог < acts/16/possevino/088.html>, присутствовавший на этом соборе» [26, с. 89]. Отсюда видно, что Григорий XIII предлагает объединение церквей под началом римского папы. Он пишет: «Мы посылаем к твоей светлости том сочинения о Флорентийском соборе, напечатанный очень точно с самого хранящегося у нас оригинала. … Обо всем этом ты подробнее узнаешь от возлюбленного сына нашего, которого мы посылаем к тебе, Антонио Поссевино, теолога и священника Общества Иисуса, самого дорогого для нас, испытанного во всех отношениях и у нас, и у великих государей (мы пользовались при их дворах его разумнейшей деятельностью, приносившей замечательный результат во многих делах величайшей важности)» [26, с. 90].
Именно Поссевино впервые предложил конкретный план и методы распространения католичества в Московском государстве, изложенных в его труде «Московия». Подробное описание этих методов и плана не входит в предмет ис........


Список используемых источников
1. Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия. Очерки русско-белорусских связей второй половины XVI - XVII вв. Мн.: Дзяржвыд., 1978 г. ? 100 с.
2. Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, издаваемый при управлении Виленского учебного округа. Т. 11. Вильна.: Типография А. Г. Сыркина, 1890 г. ? 282 с.
3. Барацьба украінскага і беларускага народаў за ўз’яднанне з Расіяй у сяр. XVII в. Мн.: «Высшая школа», 1974 г. - 66 c.
4. Белоруссия в эпоху феодализма: Сб. документов: Т.1: с древнейших времен до середины XVII века. Мн.: Высшая школа, 1959 г. ? 515 с.
5. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и Беларуси в конце XVI - первой половине XVII вв. //...Отд. истории средних веков Ч.1: Брестская уния 1596 г. Исторические причины // Дмитриев М.В., Флоря Б.Н., Яковенко С.Г. Москва.: Рос. акад. наук, 1996. ? 199 с.
6. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и Беларуси в конце XVI - первой половине XVII вв. //...[Отд. истории средних веков] Ч.2: Брестская уния 1596 г. Исторические последствия события // Дмитриев М.В., Заборовский Л.В., Турилов А.А., Флоря Б.Н., Яковенко С. Г. Москва.: Рос. акад. наук, 1996. ? 197 с.
7. Бусыгина М. А.. Догматическое содержание полемики об опресноках. Патрология, философия, герменевтика. Труды Высшей религиозно-философской школы. Т. 1. СПб.. 1992. ? с. 20-27.
8. Вержбовский О. Отношения России и Польши в 1574-1578 годах, по донесениям папского нунция В. Лаурео // Журнал министерства народного просвещения. Ч. 232, 1882 г. ? 243 с.
9. Грицкевич А. П. Социальная борьба горожан Белоруссии (XVI - XVII вв.). - Мн.: Наука и техника, 1979 г. ? 283 с.
10. Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. ПРАВОСЛАВИЕ, РИМО-КАТОЛИЧЕСТВО, ПРОТЕСТАНИЗМ и СЕКТАНСТВО [электронный ресурс] /www.klikovo.ru\klikovo\www.klikovo.ru\db\book\head\1175.htm. Монастырь Спаса Нерукотворного пустынь. Учебные материалы. ? Режим доступа: >11. Иванова Л. С. Люблинская уния 1569 г. и религиозная конвертация феодалов ВКЛ. //Славяне и их соседи. Сб. тезісов. Москва, 1991 г.
12. Лозинский С. Г. История папства. М.: Политиздат. 1986 г. - 382 с.
13. Лурье Григорий. Три эсхатологии, 2000 г. // Мир Православия. Сб. научных статей. Вып. 3 / Отв. ред. митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. ? с. 150-178
14. Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени. Санкт-Петербург.: Издательство Олега Абышко, 2004. ? 231 с.
15. Лобин Алексей. Неизвестная война 1654-1667 гг. // «Скепсис» ? научно-просветительский журнал [Электронный ресурс] library/id104.html. Главный редактор: Сергей Соловьёв, e-mail: editor@skepsis.ru; программирование сайта: Алексей Москвин, Иван Харламов, Евгений Манушкин. Режим доступа: < >, свободный. ? Загл. с экрана. ? Яз. рус.
16. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2, - 1997 г. ?364 с.
17. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Книга пятая. М: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996 г. - 560 с.
18. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Книга седьмая. М: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996 г. - 672 с.
19. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Книга шестая. М: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996 г. ? 800 с.
20. Мараш Я. Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1596 - 1795). Мн.: Высшая школа, 1971. ? 272 с.
21. Марозава С. В. Міжканфесійныя адносіны. // Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т. 3 Беларусь у часы Рэчы Паспалитай /Ю. Бохан, В. Голубеў, У. Емельянчык і інш.; Рэдкал.: М. Касцюк (гал. Рэд.) і інш. ? Мн.: Современная школа. ? 2007. ? 344 с. с. 154 ? 170.
22. Марозава С. В. Рэлігійнае становішча. // Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т. 3 Беларусь у часы Рэчы Паспалитай. Мн: Современная школа, ? 2007. ? 344 с. с. 302 ? 318.
23. Марозава С. В. Уніяцкая царква ў культурна-гістарычным развіцці Беларусі (1596-1839) : Навуч. дапам. па аднайм. спецкурсу для студэнтаў спец. Г 0501 - "Гісторыя" з дадат. спецыяльнасцю "Культуралогія" / Гродзен. дзярж. ун-т імя Я.Купалы. - Гродна : ГрГУ, 1996. - 110 с.
24. Мартос Афанасий, архиепископ, инок Почаевской лавры магистр православного богословия Варшавского университета, бывший епископ Витебский и Полоцкий. «Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Издание третье, исправленное и дополненное».[Электронный ресурс]/ books/belarus_athanasy_martos.htm. ? М.: Высшие Богословские Курсы при Московской Православной Духовной Академии, 2003. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. ? Режим доступа: >25. Национальный исторический архив Беларуси в г. Минске (НИАБ), ф. 136, оп. 1, д. 65.
26. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. МГУ, 1983. ? 232 с.
27. Прерогатива Сигизмунда III смоленской шляхте. К истории религиозной нетерпимости в Речи Посполитой первой половины XVII века // Славяне и их соседи. Вып. 7. Пер. Б. Н. Флоря. М.: Наука, 1995. ? с. 139-143.
28. Проекты об уничтожени греко-российского вероисповедания в отторженных Польшей от России областях // Чтения императорского Общества Истории и Древностей Российских. №. 4. Пер. О. Бодянского. М. 1862. ? 48 с.
29. Родэвальд Штэфан. Kантэксты дзеянняў як межы сацыяльных групаў: праваслаўныя і контррэфармацыя ў Полацку. // БЕЛАРУСКІ ГІСТАРЫЧНЫ АГЛЯД, Том 8, Сшытак 1-2 (14-15), Снежань 2001.
30. Романчук < cgi-bin/autors.cgi?item=050513121234> Александр, священник. Воссоединение униатов и исторические судьбы белорусского народа [Электронный ресурс]/ < arhiv/050513111111>. Мн.: Православие.Ru, 13 марта 2005 г. ? Режим доступа: >31. Сагановіч Генадзь. Нарысы Гісторыі Беларусі. Мн: Энцыклапедыкс, - 2001. ? 412 c.
32. Сагановіч Генадзь. Невядомая вайна: 1654 ? 1667. Мн.: Навука и тэхника, - 1995. ? 144 с.
33. Сборник документов, уясняющих отношения латино-польской пропоганды к русской вере и народности: из истории материалов помещеннных в “Вестнике Западной России”. Вып. 1. Вильна.: Типография И. Блюмовича. 1865 г. ? 132 с.
34. Соловьев С. М. История Россиис древнейших времен [Электронный ресурс]. ? Электрон. дан. и прогр. ? [Б.м.]: IDDK, ООО "БизнесСофт", 2005 ? 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM): Зв., цв.; 12 см. ? Систем. Требования: Windows XP; иісковод CD-ROM. ? Заглавие с этикетки диска.
35. Уния в документах. Мн.: Лучи Софии, 1997 г. - 520 с.
36. Філатава А.М. Хрысціянскія канфесіі пасля далучэння Беларусі да Расійскай імперыі (1772-1860) // Канфесii на Беларусi (к. ХVІІІ - ХХ ст.) / В.В.Грыгорева, У.М.Завальнюк, У.І.Навіцкі. - Мн.: ВП “Экаперспектыва”, 1998. - 340 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.