Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 2.3.2014. Сдан: 2012. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ………… 9
1.1. Основные направления, принципы и проблемы политики
государства на рынке труда……………………………………………… 11
1.2. Законодательство о занятости населения……………………………20
1.3. Понятие занятости и её виды…………………………… ………….24
1.4. Социально-экономическая сущность безработицы и
правовой статус безработного………………………………………… ….28
2. ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА……… …………39
2.1. Понятие трудоустройства………………………………… ………….39
2.2. Трудоустройство отдельных категорий граждан: молодёжи,
инвалидов и высвобождаемых работников…………………… ………...44
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ…………… ………….59
3.1. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение
квалификации безработных граждан………………………… …………59
3.2. Организация общественных работ………………………… ……….66
3.3. Материальное обеспечение безработных граждан………… …….. 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… ……79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………… …...84

ВВЕДЕНИЕ

Одной из острейших проблем человечества на рубеже 21 века стала проблема занятости. По оценкам Международной организации труда из 3 миллиардов работоспособного населения Земли, от 25 до 30 % заняты лишь частично и около 140 миллионов являются безработными, а по прогнозам ожидается пополнение к армии безработных ещё 10 миллионов человек, что неизбежно приведёт к значительному росту нищеты и частичной занятости.1 В целом, состояние занятости в мире остаётся тяжелым и требует поиска новых путей для преодоления препятствий в решении проблем занятости общими и срочными усилиями всех стран.
Россия с проблемами занятости столкнулась в начале 90-х годов. Экономические преобразования, произошедшие в ней и связанные с переходом к рыночной экономике, привели к существенным изменениям в общественных отношениях, в том числе в области трудоустройства и занятости. Долгие годы в нашей стране обеспечивалась полная занятость населения, и Конституция СССР 1977 года закрепляла не только право на труд, но и обязанность трудиться. Причём, за уклонение от работы в разные периоды устанавливалась как административная, так и уголовная ответственность. Возможность обеспечить всех желающих рабочими местами основывалась на плановом ведении хозяйства, расчетах баланса наличных трудовых ресурсов и рабочих мест с учетом планируемой производительности труда.2 Безусловно, такая система имела свои положительные стороны, но в силу ряда причин она не смогла, в конечном счете, обеспечить достаточно эффективное использование потенциала трудовых ресурсов страны, привела к уравниловке в распределении доходов, создала условия для появления и роста скрытой безработицы, снижения трудовой дисциплины, что резко отрицательно повлияло на производительность труда и жизненный уровень населения.
Изменения в экономике вызвали процесс высвобождения работников, что привело к появлению больших групп длительное время не работающего населения. В январе 1991 года ”Основы законодательства СССР и союзных республик о занятости населения” признали как факт существование такой категории лиц, как безработные и было дано первое определение занятости. А всплеск безработицы в 1990 и 1991 годах вызвал необходимость правового регулирования данного явления, в связи с чем, 19 апреля 1991 года был принят Закон РСФСР ”О занятости населения в РСФСР”. Этот закон, обнаруживая свои недостатки, и развиваясь в динамике реформирования экономики и изменений на рынке труда, претерпел десять редакций.1 Настоящий Закон о занятости определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, закреплённых в принятой в 1993 году Конституции РФ, которая, в отличие от предыдущих Конституций, провозгласила свободу труда, то есть ”право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию”,2 либо свободно соглашаться на условия, предлагаемые работодателем, но в условиях России, с её систематическими политическими и экономическими кризисами, низким уровнем развития производства, индивид вынужден ограничивать свою свободу.3
А тогда, в начале 90-х годов, выбор модели социальной защиты от безработицы в России, был обусловлен, во-первых, внешним подталкиванием (в странах Западной Европы законодательство создавалось в течении нескольких десятилетий, начиная с 1960-х годов), во-вторых, желанием создать цивилизованную систему, способную самортизировать негативные последствия
экономических преобразований и снизить социальные издержки безработицы. Таким образом, изначально российская модель системы защиты от безработицы была ориентирована на модель Европейских стран и заимствовала стандартный набор социальных институтов, активное распространение которых на территории России было затруднено из-за недостаточного финансирования и трудностей, переживаемых экономикой в целом.1
Тогда же, 4 июля 1991 года, Постановлением Совета Министров РСФСР ”Об утверждении временного положения о Федеральной службе занятости РСФСР и временного положения о Государственном фонде занятости населения РСФСР” была создана новая государственная служба, призванная регулировать вопросы занятости населения и обеспечивать социальную поддержку безработных граждан, функции которой трансформировались, в соответствии, с происходящими в стране преобразованиями.
Актуальность данной темы связана с тем, что проблема занятости населения - это проблема, затрагивающая интересы не только граждан, но и государства, решение которой требует проведения организационных, экономических и правовых мер, а также поиска новых путей в обеспечении занятости и защиты от безработицы. Безработица, прежде всего, явление экономическое, уровень которой напрямую зависит от реального объёма производства, сокращение которого хотя бы на 2 % приводит к увеличению уровня безработицы на 1 % по сравнению с естественным её уровнем.2 Сегодня всем очевидно, что безработица и занятость неотъемлемая сфера государственно-правового и административного контроля. Политика занятости, как и любая политика, оказывает влияние на экономику и социально-трудовую сферу жизни общества, но проблемы занятости также тесно связаны с удовлетворением важнейших, индивидуальных потребностей человека: материальных, духовных, а самое главное - потребность в самореализации. Поэтому, находясь на стыке экономических и социальных сфер, она пересекает индивидуальную сферу жизнедеятельности человека. Безработица - социальное зло, ограничивающее право личности на свободную самореализацию, возможность работать по специальности, призванию. И именно политика занятости признаётся главным оружием по борьбе с бедностью. И только государство, проводя активную политику занятости, охватывающую занятость в целом, а не подменяя это понятие на политику смягчения последствий безработицы, позволит ей быть инструментом реализации целей общей стратегии экономического развития. Эффективность политики занятости определяется не только и не столько данными об уровне безработицы, сколько системой показателей по различным аспектам занятости, то есть о действенности организационных форм содействия занятости. Актуальность подтверждается и тем, что в настоящее время проблемы обеспечения эффективной занятости носят комплексный, системный характер и половинчатость в их разрешении может только усугубить ситуацию. Законодатель, в лице государства, должен прорабатывать эффективные, и самое главное, действенные механизмы регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства, чтобы они не оставались просто декларативными заявлениями.
Целями исследования настоящей работы является анализ политики государства в сфере занятости, выявление проблем, возникающих при её осуществлении, раскрытие содержания организационных форм содействия занятости и правовой организации трудоустройства. Цель предопределила следующие задачи: раскрыть содержание понятий занятости и безработицы, определить правовой статус безработного; выяснить особенности трудо- устройства молодёжи, инвалидов и высвобождаемых работников; определить эффективность профессионального обучения и общественных работ, как средств обеспечения занятости и трудоустройства безработных и дать представление о материальной поддержке безработных.
В процессе настоящего исследования, автор использует такие методы изучения, как исторический, сравнительный, юридический и метод анализа.
Для решения задач, автором, использован обширный нормативный материал, а именно, Закон о занятости, определяющий экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости, и закрепляющий гарантии, предоставляемые государством безработным,1 Постановления и распоряжения Правительства, Министерства Труда и социального развития РФ (сейчас оно переименовано в Министерство здравоохранения и социального развития РФ), приказы этого министерства, изданные во исполнение Закона и направленные на утверждение положений или рекомендаций, например, о формах содействия занятости, о функциях и задачах Федеральной службы по труду и занятости, её территориальных органах, на которые возложены обязанности по реализации активной политики государства в сфере занятости и трудоустройства.2 В работе также использовано и региональное законодательство, связанное с улучшением положения на рынке труда и, обеспечивающее гарантии трудоустройства отдельных категорий граждан, наиболее нуждающихся в социальной защите.3
Базовым материалом для написания работы явились монографии учёных- экономистов, юристов, например, директора Центра трудовых исследований


ГУ Высшей школы экономики Гимпельсона В.1, руководителя Центра исследований рынка труда и социальных процессов Института экономики Российской Академии наук Четвертиной Т.2, заведующего кафедрой ”Управление человеческими ресурсами” Одегова Ю.Г.3 А также использованы труды практиков - руководителей Департаментов Федеральной службы по труду и занятости в разных регионах, например, по Архангельской области - Романив О.4, по Иркутской области - Макарова В., и Багаева В.- специалиста центра занятости города Тольятти.5
Таким образом, важнейшим аспектом государственного регулирования является забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, механизм формирования которой должен постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства и формирования эффективной социальной политики.

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ

Понятие политики занятости предполагает определение системы соответствующих организационных, экономических и правовых мер, а также выявление социальных институтов, которые в тот или иной период времени являются субъектами этой политики. В свою очередь, из целей и содержания политики занятости вытекает, в частности, определение самой категории занятости. Таким образом, для того чтобы ответить на вопрос, что такое занятость, мы должны вначале ответить на вопрос, что такое политика занятости и, прежде всего, кто эту политику осуществляет.
Сама по себе политика занятости, т.е. в самом широком плане - это упорядоченная система мероприятий, направленных на создание в обществе условий, которые бы позволяли нуждающимся в этом членам общества обеспечивать существование своим собственным трудом. Она связана с социальным институтом государства, которая начала осуществляться не ранее второй половины XIX в. До этого времени обеспечение нуждающимся возможности трудиться рассматривалось в качестве частного, и зачастую необязательного, случая индивидуальной или общественной благотворительности. Субъектами такой благотворительности выступали частные лица, профессиональные корпорации, общины, чаще всего церковь; и движущей силой ее являлся мотив христианской любви к ближнему.1
Что касается государства, то оно, либо в силу своей слабости вовсе не принимало участия в такого рода благотворительности (в эпоху раннего средневековья), либо действуя в целях водворения полицейского порядка, принудительно заставляло трудиться способных к труду нищенствующих людей (в период абсолютистского полицейского государства).
Идеология правового государства, как известно, складывалась постепенно. Период либерального правового государства характеризуется стремлением государственной власти во имя свободы личности всячески ограничить, если не исключить вовсе, свое собственное вмешательство в жизнь общества и отдельных ее членов. Такое государство, метко названное Ф. Лассалем ночным сторожем, заботилось лишь о внешней безопасности и внутреннем полицейском порядке.1 Понятно, что в таком государстве забота о нуждающихся, в том числе и обеспечение трудоспособным возможности трудиться, являлась по преимуществу делом частной благотворительности.
Ситуация начала меняться во второй половине XIX в. С одной стороны, происходило расширение круга тех прав, которые рассматриваются в качестве неотъемлемых субъективных прав человека и гражданина. В число таких новых абсолютных естественных прав включается право человека на достойное человеческое существование. Соответственно, возникает необходимость существенного расширения функций, выполняемых в обществе правовым государством, ибо в условиях рыночной экономики главным субъектом, призванным и способным реально обеспечить реализацию права человека на достойное существование, является именно государство. В результате государство из «ночного сторожа» превращается в государство, осуществляющее активное воздействие на происходящие в обществе процессы, то есть становится социальным. Именно, в качестве социального правового государства определяет современную Россию действующая Конституция РФ.2
Государственная политика в сфере занятости является частью социальной политики государства. Она имеет целью создание такой ситуации на рынке труда, при которой спрос на труд и его предложение реализовывались бы в кратчайшие сроки, и при этом заинтересованные субъекты имели бы возможность свободного выбора контрагента в своих будущих отношениях. Другими словами, цель государства на рынке труда - минимизация сроков поиска работы и оптимизация процесса такого поиска, а средства, обеспечивающие достижение данной цели, составляют содержание политики занятости.1
В части 3 статьи 37 действующей Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на защиту от безработицы, тем самым на государство возлагается обязанность проведения такой политики на рынке труда, которая позволила бы реализовать это абсолютное субъективное право личности. Конвенция № 122 Международной Организации Труда ”О политике в области занятости”, ратифицированная СССР 22 сентября 1967 г., определяет в качестве целей этой политики обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу и такая работа была как можно более продуктивной; существовала свобода выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения.2 В силу этого, в статье 5 Закона РФ ”О занятости населения в Российской Федерации”, принятого 19 апреля 1991 года, и являющегося основополагающим актом в данной сфере, провозглашается задача государства - проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, и формулируются основные направления политики, которую государство проводит на рынке труда: развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам в осуществлении права на добровольный труд, в сочетании с разработкой мероприятий, способствующих обеспечению занятости населения.3

1.1. Основные направления, принципы и проблемы политики государства на рынке труда

Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: пассивная и активная. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочих мест через службы занятости. Активная политика государства представляет собой совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнения работников для сохранения рабочих мест, профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации безработных, активный поиск и подбор рабочих мест и организация новых через систему общественных работ.1
Основными принципами государственной политики занятости следует считать:
- свободу выбора вида занятости, основанную на исключительном праве граждан распоряжаться своими способностями к труду;
- недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду;
- приоритет активной политики занятости;
- направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
- обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способности к труду и выборе вида занятости;
- приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
- направленность пассивной политики в области занятости на социальную защищенность безработных граждан, на стимулирование поиска работы, на создание условий повышения конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда;
- скоординированность мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка труда.2
Конкретные задачи, определяемые экономическим положением нашего общества на современном этапе и текущим состоянием рынка труда, были сформулированы в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003-2005 годы. Основными направлениями государственной политики на рынке труда в этот период были: расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости; осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предупредительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством; изменение оснований и порядка выплаты пособий по безработице и достижение более тесной увязки выплаты пособий по безработице с результатами профилирования безработных; дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда; проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования; совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов работ с учетом потребности регионов в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения; повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения; координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда.1 В этих целях активизируются меры по структурной перестройке экономики, стимулированию роста объемов производства, поддержке отечественных производителей, оздоровлению финансового состояния предприятий.
В условиях развивающейся экономики России, особенно важно проведение активной политики, так как, во-первых, она не только поддерживает существование тех, кто потерял работу, но и поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что сокращает его зависимость от поддержки доходов за счёт социальных выплат (а значит и уменьшает и затраты государственного бюджета), снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психологическим состоянием безработных. Во-вторых, активная политика способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов.2 Но в действительности, происходит фактический пересмотр активной политики занятости, связанный с ограниченностью финансовых возможностей государства и идеологической несовместимостью социально ориентированной модели защиты от безработицы и либеральных реформ, происходящих в России. На протяжении 1990 годов расходы на систему защиты от безработицы не превышал 0,3 % ВВП, а в начале 2000 годов снизился до 0,16 %, что в двое меньше, чем во многих странах с переходной экономикой (например, в Венгрии они составляют 2,79 % ВВП, в Болгарии- 1%, в Польше- 2,25 % ВВП).3
К середине 1990-х годов государство утратило интерес к проблеме безработицы, полностью передав её решение Государственной службе занятости, при этом её статус на федеральном уровне был понижен с самостоятельного государственного института до структурного подразделения Министерства труда и социального развития. На практике это привело к постепенному уходу государства из сферы социальной защиты безработных, к утрате идеологической и координирующей роли федерального центра в проведении государственной политики на рынке труда, и её переключение на региональный уровень, к возникновению стихийных процессов при проведении данной политики на региональных рынках труда.1
Попытки реформирования системы защиты от безработицы, предпринятые с 2001 года, затронули лишь финансовую составляющую, но не изменили её сущность. С точки зрения законодательства, эта система носит социально ориентированный характер, но из неё изъят основной компонент-страхование от безработицы, существующий во всех развитых странах. С точки зрения идеологии и предпринимаемых государством действий, проводимая политика - это набор хаотических мер, отчасти заимствованных у либеральных систем, отчасти - у неразвитых систем стран третьего мира.2
Автор работы полагает, что в целом, российскую систему защиты от безработицы можно охарактеризовать как нацеленную, в большей степени, на пассивную политику, то есть на выплаты, пусть небольшие, но максимально возможному числу граждан. А для того, чтобы в этой в системе не произошло окончательного перехода к чисто социальной помощи безработным, к свёртыванию активных программ содействия занятости и ослаблению роли региональной политики, государство должно переосмыслить свой подход к системе защиты от безработицы, к принципам и источникам её финансирования. Что касается принципов финансирования, то конечно же, необходимо увеличить финансирование по приоритетным направлениям активной политики в области занятости: организация профессионального обучения, которое в большей степени способствует дальнейшему трудоустройству, и организация общественных работ. При этом, государство, должно заинтересовать работодателей в активной помощи в области содействия занятости, путём предоставления налоговых и других льгот. Ведь только консолидация усилий всех заинтересованных сторон может повлиять на состояние занятости в стране и на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству. А наличие единственного источника финансирования обуславливает прямое противопоставление двух различных по своему содержанию и целям составляющих системы - материальной помощи безработным и активной политики на рынке труда, что на практике приводит к углублению противоречия между социальной и экономической функциям системы, ослаблению государственного воздействия на рынок труда. В связи с чем необходимо отказаться от единственного источника финансирования. По мнению автора работы, необходимо разработать и ввести систему обязательного страхования от безработицы (в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 годы, предусмотрено в 2006 году подготовить и рассмотреть предложения по обязательному социальному страхованию на случай потери работы)1, и наконец, при отборе активных программ следует, с одной стороны, опираться на общую стратегию политики занятости государства, а с другой, учитывать потребности региональных рынков труда. 2
Ещё одной проблемой, стоящей перед нашим государством и требующей незамедлительного урегулирования, является проблема по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих, и усилению контроля за использованием их труда, для чего, предполагается усилить взаимодействие центральных и местных органов власти по защите отечественного рынка


труда.1Поэтому, при определении ежегодных квот для привлечения на работу иностранной рабочей силы, нужно, прежде всего, исходить из интересов обеспечения экономики государства и его регионов необходимыми трудовыми ресурсами. Для чего должна быть разработана система мер по натурализации и адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство, и по вовлечению их в российский социум.2
В целях создания условий для реализации права граждан на труд, проведения единой государственной политики занятости, оказания бесплатных услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения социальной защиты временно незанятых граждан, Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 января 1991 года, создана Государственная служба занятости, призванная обеспечить координацию и решение вопросов занятости населения на всей территории Российской Федерации. В настоящее время, после проведённой, в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года, реформы в системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти, федеральным органом, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития РФ.3 Оно возглавляет и организует Федеральную службу по труду и занятости, осуществляющую функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, как непосредственно, так и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).4
А территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости является её Департамент, в задачи которого входит осуществление организационно-методического руководства деятельностью государственных учреждений центров занятости на территории соответствующего субъекта, контроль за их деятельностью и распределение между ними финансовых средств.1 Необходимость укрепления финансовой базы и расширения полномочий региональных и районных органов службы занятости обусловлены тем, что именно их работники выступают непосредственными исполнителями всех программ и, следовательно, от них зависит эффективность реализации государственной политики в области занятости
С развитием рыночных отношений в России, наряду с государственными структурами занятости стали бурно развиваться частные агентства по трудоустройству и подбору персонала, и монополия государства на посредничество в трудоустройстве была разрушена. По сравнению со службой занятости, в частную структуру с большей вероятностью обращаются люди, имеющие достаточные ресурсные возможности на рынке труда: молодые, имеющие высокий уровень образования, место работы (занятые), определённый достаток, ищущие не только работу, но и варианты дополнительной работы. В свою очередь, частные агентства превосходят государственные службы качеством вакансий и полнотой информации, которую они предоставляют клиентам и работодателям.2 В последнее время, частные агентства освоили новый метод использования человеческих ресурсов, широко применяемый в мировой практике, получивший название ’’заёмный труд’’ или лизинговый, суть которого состоит в том, что агентство нанимает в свой штат временных или постоянных работников исключительно для выполнения заказов на их услуги, поступающие от фирм-заказчиков, или даже, физических лиц. То есть работники передаются агентством предприятиям-пользователям как бы в аренду, взаймы. Заёмный труд осуществляется в формах аутсорсинга, аутстаффинга, лизинга.1 Новые формы занятости, безусловно, выгодны фактическим пользователям рабочей силы, но ни в коей мере не способствуют решению проблемы занятости. Новые рабочие места при этом не создаются, напротив, практика использования заёмных работников направлена на сокращение постоянных рабочих мест и замену их местами временными (гибкими), которые в зависимости от экономического положения работодателя то создаются, то ликвидируются. При этом, неизбежно происходит экономическая и профессиональная деградация таких работников, проявляемая в том, что им недоплачивают зарплату, на них не распространяются гарантии и льготы, установленные для постоянно занятых работников, они принимаются на работу по срочным (часто краткосрочным) договорам, что предполагает нестабильность занятости и трудового дохода. По мнению автора работы, такая ситуация просто противоречит принципам социального государства, провозглашающего социальную справедливость и обеспечение базовых прав человека: справедливые условия труда и равную оплату за труд равной ценности.
Государственные и частные структуры, содействующие трудоустройству граждан, взаимно дополняют друг друга, поэтому необходимо налаживать взаимодействие и отрабатывать механизмы по обмену опытом и согласованию работы этих двух участников российского рынка труда. Как считает автор работы, государство, безусловно должно поддерживать не только службу занятости, находящуюся на государственном финансировании, но и те структуры, которые способствуют решению аналогичных задач и являются самофинансирующимися. Речь должна идти не о выделении государственных средств, а о формах поддержки. Сотрудничество государственных и частных структур способствует большей открытости информации о вакансиях и претендентах, сокращению экономических и социальных затрат на поиски работы и работников. Вместе с тем, роль государственных органов заключается не только в использовании имеющихся сегодня возможностей, но и в определении перспектив развития институтов посредничества, жёсткого разграничения границ и видов деятельности государственных и частных структур, чтобы выработать необходимый комплекс мероприятий по регулированию и вовлечению частных структур занятости в реализацию государственной социально-экономической политики на рынке труда.

1.2. Законодательство о занятости населения

Законодательство Российской Федерации о занятости населения представляет собой систему нормативных правовых актов, определяющих правовые, экономические, организационные основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд.
Право граждан на труд признанно мировым сообществом одним из наиболее важных социально-экономических прав человека. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, которая гласит: ”Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы”.1 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, развивая положения Декларации, устанавливает, что государства, участвующие в нём, должны предпринять надлежащие шаги к обеспечению этого права. Конституция РФ, а именно, статья 37, соответствуя этим положениям, устанавливает всё же не право на труд, а право на свободу труда и на производное от него право - право граждан на защиту от безработицы..2 ........

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Всеобщая Декларация прав человека: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. // ПС ”Референт”.
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.//Рос. Газета.-1993.-25 дек.
3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФЗ (в ред. от 31.12.1997г.) // ПС ”Референт”.
4. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный Закон от 19 апреля 1991г. № 1032-1 (в ред. от 22.08.2004г.). -М.: Инфра-М, 2004. -32c.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24 ноября 1995г. № 188-ФЗ (в ред. от 22.08.2004г.) // ПС ”Референт”.
6. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24 июля 1998г. // ПС ”Референт”.
7. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный Закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (в ред. от 14.02.2004г. № 3-ФЗ). // ПС ”Референт”.
8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 15.05.2001г. № 54-ФЗ). -СПб.: Весь, 2002. -992c.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 26 декабря 2001г. (в ред. от 25.03.2005г.). -М.: Витрэм, 2002. -228c.
10. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 2001г. -М.: Велби, 2002. -672c.
11. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон от 15 мая 1991г. № 1244-1 (в ред. от 29.12.2004г. № 122-ФЗ) // ПС ”Референт”.
12. Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности: Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995г. № 224 // ПС ”Референт”.
13. О порядке регистрации безработных граждан: Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997г. № 458 (в ред. от 01.02.2005г. № 49) // ПС ”Референт”.
14. Положение об организации общественных работ: Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997г. № 875 (в ред. от 20.11.2003г. № 769) // ПС ”Референт”.
15. О мерах по поддержанию занятости населения: Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999г. № 659 // Собрание законодательства РФ. -1999. -№ 26. -Cт.3184.
16. О мерах по реализации Федерального Закона ”О федеральном бюджете на 2004 год”: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2004г. № 80 (в ред. от 12.12.2004г.) // ПС ”Референт”.
17. Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 321 (в ред. от 31.12.2004г.) // ПС ”Референт”.
18. Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 324 // ПС ”Референт”.
19. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2005 год: Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2004г. № 591 // ПС ”Референт”.
20. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы: Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2003г.№ 568-р // ПС ”Референт”.
21. Об утверждении программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003-2005 годы: Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003г. № 1163-р // ПС ”Референт”
22. Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в защите: Постановление Минтруда РФ от 6 февраля 1995г. № 9-П // ПС ”Референт”.
23. О порядке работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости: Постановление Минтруда и социального развития РФ от 17 февраля 2000г. № 18 // ПС ”Референт”.
24. Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости: Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003г. № 62 // ПС ”Референт”.
25. Положение об организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения: Приказ Минтруда и социального развития РФ, Минобразования РФ от 13 января 2000г. № 3/1 (в ред. от 08.02.2001г.) // ПС ”Референт”.
26. Об утверждении положения о Департаменте Федеральной службы занятости: Приказ Минтруда и социального развития РФ от 30 ноября 2000г. № 274 (в ред. от 25.07.2002г. № 1536-рк // ПС ”Референт”.
27. Об утверждении методических рекомендаций по организации в территориальных органах Минтруда России по вопросам занятости населения, Государственных учреждениях- центрах занятости населения конкурсов на размещение заказов на профессиональную подготовку, повышении квалификации и переподготовку безработных граждан и незанятого населения: Приказ Минтруда и социального развития РФ от 11 февраля 2002г. № 18 // ПС ”Референт”.
28. Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счёт средств Федерального бюджета: Приказ Минтруда РФ, Минфина РФ от 25 марта 2002г. № 57/21 (в ред. от 14.02.2003г. № 37/17 Н) // ПС ”Референт”.
29. Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда Российской Федерации по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников: Приказ Минтруда РФ от 15 июля 2003г. № 175 // ПС ”Референт”.
30. Об отраслевой целевой программе содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта на 2001-2005 годы: Указание МПС от 17 сентября 2001г. № Ш-1597у // ПС ”Референт”.
31. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателями и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы от 29 декабря 2004г. // ПС ”Референт”.
32. О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области: Закон от 10 июня 2003г. № 28-ОЗ. // ПС ”Референт”.
33. О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства: Закон от 5 мая 2004г. № 19-ОЗ // ПС ”Референт”.
34. Об областной целевой программе поддержки и развития малого бизнеса в Иркутской области на 2003-2005 годы: Постановление Законодательного Собрания ИО. от 20 февраля 2003г. № 25/32-ЗС // ПС ”Референт”.
35. Об областной государственной целевой программе содействия занятости инвалидов на территории Иркутской области на 2004-2005 годы: Постановление Законодательного Собрания Иркутской области от 22 сентября 2004г. № 40/17-ЗС // ПС ”Референт”.
36. Об установлении величины прожиточного минимума в Иркутской области за IV квартал 2005 года: Постановление Администрации Иркутской области от 30 января 2006г. № 7-ПА // ПС ”Референт”.
37. Об организации общественных работ в городе Иркутске: Постановление мэра города Иркутска от 24 июля 2002г. № 031-06-929/2 (в ред. от 11.08.2004г. № 031-06-1363/4) // ПС ”Референт”.
38. Об утверждении положения о муниципальной комиссии по квотированию рабочих мест для инвалидов в Муниципальном Образовании ”Братский район”: Постановление Главы Администрации от 21 июня 2004г. № 173.
Правоприменительный акт
39. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова А.Я. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона о занятости Российской Федерации: Определение Конституционного Суда от 6 февраля 2003 г. № 105-О // ПС ”Референт”.
Литература
Бабушкина Т. Молодёжь на рынке труда и образовательных услуг / Т.Бабушкина , М.Гарсия-Исер // Человек и труд. -2004. -№ 6. -С.40-43.
Багаев В. Занятость молодёжи-задача государственная / В.Багаев// Человек и труд. -2003. -№ 12. -С.45-48.
Власов В.И. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации / В.И. Власов , // Гражданин и право. -2002. -№ 2. -С.60-64.
Волгин Н.А. Социальное государство / Н.А. Волгин, Д.Н. Гриценко // -М., 2004. - С.410.
Гимпельсон В. Политическая экономия дерегулирования занятости /В.Гимпельсон // Вопросы экономики. -2003. -№ 4. -C.101-113.
Горбачёва Ж.А. Занятость не у дел / Ж.А.Горбачёва // Юрист. -2003. -№ 6. -С.27-30.
Збышко Б. Роль Международной Организации Труда в социальных преобразованиях постсоветской России / Б.Збышко // Человек и труд. -2004. -№10. -С.41.
Зущина Г.М., Занятость и безработица на рынке труда России / Г.М.Зущина, Р.М.Султанова // -М., 2004. - С.232.
Кабалина В. Динамика и факторы эффективного профессионального обучения и переподготовки безработных / В.Кабалина , С.Алашев , Т.Неталина // Вопросы экономики. -2002. -№ 11. -С.76-90.
Капелюшников В. Российская модель рынка труда: что впереди / В. Капелюшников // Вопросы экономики. -2003. -№ 4. -С.83-100.
Карташов С.А., Одегов Ю.В. Трудоустройство: поиск работы. / С.А.Карташов , Ю.В.Одегов // -М., 2004. - С.384.
Козина И. Реструктирование рынка труда и каналы мобильности / И.Козина // Человек и труд. -2004. -№ 3. -С.42-46.
Кокшаров Д.П. Трудоустройство: определимся с понятием/ Д.П.Кокшаров // Юрист. -2005. -№ 3. -С.41-43.
Конвенции и рекомендации МОТ 1957-1990 года. Международное бюро труда. -Женева, 1991. - С.580.
Кривошеев В. Самофинансирование учебных центров службы занятости как способ повышения эффективности образовательных услуг / В.Кривошеев // Человек и труд. -2003. -№ 5. -С.39-43.
Кузнецов Д.Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов / Д.Л.Кузнецов // Журнал Российского права. -2001. -№ 11. -С.31-35.
Кязимов К. Политика занятости и профессиональные ресурсы / К. Кязимов // Человек и труд. -2003. -№ 7. -С.35-37.
Луганцев В.М. Проблемные вопросы сферы действия современного трудового права /В.М.Луганцев // Государство и право. -2004. -№ 5. -С.30-34.
Миронова Т.К. Социальные права и их роль в обеспечении защищённости человека // Законодательство. -2004. -№ 10. -С.119.
Нуртдинова А. Заёмныё труд: особенности организации и возможности правового регулирования / А.Нуртдинова // Хозяйство и право. -2004. -№ 9. -С.61.
Обследование населения по проблемам занятости // Человек и труд. -2005. -№ 2. -С.34-37.
Одегов Ю.В. Занятость и рынок труда: реалии, приоритеты и перспективы. -М.: Ю.В.Одегов Наука, 1999. -140c.
Основные показатели деятельности Министерства труда РФ по вопросам занятости населения // Трудовое право. -2003. -№ 4. -С.56.
Плакся В.Н. Безработица в рыночной экономике./ В.Н.Плакся -М.: Рагс, 1996. - С.189.
Политика занятости в Иркутской области / Былков В.Г., Винокуров М.Ю. -Иркутск, 2003. -С.121.
Прокопов Ф., Политика противодействия безработице./ Ф.Прокопов , Т.Малева . -М.: Приор, 2002. - С.201.
Романив О. Поддержка и развитие предпринимательской инициативы безработных/ О. Романив // Человек и труд. -2003. -№ 7. -С.37-38.
Российский статистический ежегодник. -М.: Госкомстат России, 2004. -С. 236.
Романив О. Занятость инвалидов: правовое регулирование в регионах / О.Романив. // Человек и труд. -2003. -№ 2. -С.37-40.
Слёзингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики./ Г.Э. Слёзингер . -М.: Инфра-М, 2001. -348c.
Смирнова И. На ярмарку за работником : Кадровое дело./ И.Смирнова .// -2003. -№10. -С.58-61.
Сошникова Т.А. Право на труд и свобода труда / Т.А.Сошникова . // Юрист. -2003. -№9. -С.48.
Сошникова Т.А. Проблемы развития социального партнёрства в Российской Федерации / Т.А.Сошникова // Законодательство и экономика. -2003. -№ 4. -С.75-77.
Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. /Г.В.Сулейманова . -М.: Приор, 2001. - C. 340.
Таюрская Е. Как улучшить положение с трудоустройством молодёжи. /Е.Таюрская // Человек и труд. -2004. -№ 11. -С. 55-56.
Четвернина Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс / Т.Четвернина . // Человек и труд. -2004. -№ 3. -С.53-56.
Четвернина Т. Российская модель системы защиты от безработицы в контексте мирового опыта. / Т.Четвернина // Вопросы экономики. -2002. -№ 11. -С.71-75.
Ширимова Е. Кадровый резерв: закрепляй и властвуй / Е.Ширимова // Кадровое дело. -2004. -№ 8. -С.28-30.
Шкловец И.И. Участие безработных граждан в общественных работах / И.И.Шкловец // Гражданин и право. -2002. -№ 2. -С.28-36.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.