На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 4-5 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 3.3.2014. Сдан: 2014. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучений зрительного восприятия 7
1.1. Физиологические и психологические основы восприятия 7
1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста 13
Выводы по 1 главе 18
Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением зрения 19
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного 19
возраста с нарушением зрения 19
2.2. Роль зрительного восприятия в развитии детей с нарушением зрения 27
Выводы по 2 главе 31
Глава 3. Экспериментальное изучение состояния зрительного восприятия дошкольников е нарушением зрения 32
3.1. Методики изучения зрительного восприятия у дошкольников с 32
нарушениями зрения 32
3.2. Состояние зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 4-5 летнего возраста, выявленное в ходе экспериментального изучения 42
3.3. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия предметов сложной формы у детей с нарушением зрения4-5 летнего возраста
3.4. Сравнительный анализ исследования состояния зрительного восприятия
у дошкольников с нарушением зрения
Выводы по 3 главе
Заключение
Список литературы
Приложение


Введение

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растёт количество детей, входящих в группу риска по зрению, т.е. детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Необходимость и возможности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения обоснованы в трудах таких тифлопедагогов, как М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, Л.П. Григорьева, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова и др.
Несовершенное зрение ребенка ограничивает возможности выделения признаков и свойств объектов. Особенно затруднено восприятие объектов сложной формы. В науке установлено, что сензитивным периодом для развития целостного восприятия сложных изображений является период от 4 до 6 лет. Именно в этом возрасте у ребенка необходимо формировать умение вычленять из целого отдельные части, умение определить форму каждой из них, мысленно расчленить сложную форму на более мелкие части, умение устанавливать их расположение относительно друг друга. Но самостоятельно освоить эти умения ребенку с нарушенным зрением сложно. Это подчеркивает важность и актуальность осуществления коррекционной работы по развитию зрительного восприятия предметов сложной формы именно на этом возрастном этапе. В связи с этим выбрана тема квалификационной работы «Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия предметов сложной формы у детей с нарушениями зрения 4-5 летнего возраста».
Объект исследования: процесс развития зрительного восприятия у дошкольников 4-5 летнего возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности зрительного восприятия предметов сложной формы у детей с нарушениями зрения 4-5 летнего возраста.
Цель исследования: подбор дидактических игр и заданий по развитию зрительного восприятия предметов сложной формы
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать и адаптировать методики по исследованию зрительного восприятия объектов сложной формы.
3. Выявить особенности зрительного восприятия предметов сложной формы у дошкольников с нарушениями зрения.
4. Осуществить подбор и апробацию дидактических игр и упражнений по развитию зрительного восприятия объектов сложной формы у дошкольников с нарушениями зрения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и медицинской литературы; изучение педагогической и медицинской документации, сбор информации и наблюдение за детьми, метод обработки данных исследования;
База проведения эксперимента: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 53 для детей с нарушением зрения» города Копейска, Челябинской области.
В исследовании приняли участие 5 дошкольников в возрасте от 4 до 5 лет с нарушениями зрения.
Структура и объём исследования. В целом работа состоит из введения, двух теоретических и одной практической глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 83 источника. Объём работы 80 страниц.


Глава 1. Теоретические вопросы изучений зрительного восприятия

1.1. Физиологические и психологические основы восприятия

Природа одарила человека способностью к познанию того мира, в котором он родился. Эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.
По мнению А.В.Петровского, восприятие - это первая ступень познания, которая остается важной на протяжении всей жизни человека. Восприятие является психическим процессом непосредственного отражения действительности. Через органы чувств в мозг человека поступают сведения о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, изменениях и взаимодействиях, поэтому они становятся основным связующим звеном человека с действительностью. Изучение процесса восприятия в психологии занимает центральное место.
В последние десятилетия в психологии были раскрыты психологические механизмы работы и развития восприятия, его взаимосвязь с другими психическими процессами и его место и роль в жизнедеятельности человека.
Р.С.Немов называет восприятие сенсорным, то есть чувственным процессом, так как оно собирает первичную информацию через органы чувств. Он пишет, что восприятие, выступает как осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета (явления, процесса), который складывается в ходе активного его отражения.
По мнению А.В.Запорожца, восприятием называется отражение в мозгу целостных предметов и явлений, к прямому воздействию которых на анализаторы присоединяется прошлый опыт человека.
Й.В.Дубровкна, дает такое определение восприятию. Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
По мнению Б.Г.Ананьева, в процессе первичной переработки информации у человека формируется представление об окружающей действительности. Дальнейшая переработка этих представлений осуществляется мышлением, воображением при участии речи и памяти, которые называются интеллектуальными. Результаты интеллектуальной обработки информации оказывают существенное влияние на получение новой информации восприятием и ощущением. Взаимосвязь психических процессов обеспечивает более правильное и всестороннее понимание действительности и ориентировки в ней. Но в ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания.
Физиологические основы восприятия описаны А.В.Петровским.
Восприятие это рефлекторный процесс. И.В.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы предметов и явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира.
Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
В основе классификаций восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий.
Для каждого вида восприятия существует набор перцептивных действий и алфавит эталонов, которые ребенок осваивает на уровне первой и второй сигнальной системы, то есть в образах и словесной форме. Каждый вид восприятия человек начинает осваивать в определенном возрасте, с опорой на предыдущий опыт. На последующих этапах развития процесс восприятия совершенствуется; обогащается новыми перцептивными действиями, эталонами, словарным запасом, комплексной организацией познавательной деятельности, согласованностью с другими психическими процессами и свойствами личности.
Акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира, пишет Б.Ф.Ломов, осуществляется в результате работы зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему. В структуру зрительного анализатора входят рецепторная часть (сетчатка), проводящие пути (зрительные нервы, зрительные тракты), зрительные центры (подкорковый и корковый). В ходе зрительного акта зрительный анализатор воспринимает и анализирует световые раздражители. Возникающий в рецепторах сложный фотохимический процесс способствует информации световой энергии в нервное возбуждение, передающееся через проводящие пути от сетчатки в кору головного мозга. В коре головного мозга
осуществляется анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий и осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в результате чего происходит восприятие человеком зрительной картины мира.
Представление о зрительном восприятии как о сложном акте базируется на теории функциональных систем П.К.Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б.М.Теплова, теории развития высших психических функций JI.С.Выготского, теории деятельности С.Л.Рубинштейна и А.К.Леонтьева. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты.
В отечественной психологии А.В.Запорожцем, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер и др. зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий.
По мнению М.С.Шехтер, на самом первом этапе восприятия с помощью перцептивных действий осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков. Затем они интегрируются в целостное перцептивное образование, т.е. формируется зрительный образ на основе комплекса воспринятых знаков. Далее происходит сличение - соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.
Таким образом, зрительное восприятие - сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпритацию и категоризацию.
Основой этой системной деятельности являются процессы, происходящие в зрительном анализаторе.
Основой другого типа классификаций являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.
В Российской педагогической энциклопедии дано такое определение, восприятие - это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Образы, которые формируются в процессе восприятия, обладают свойствами предметности, целостности, структурности и константности.
В,С.Мухина указывает, на то, что предметность восприятия формируется постепенно в процессе углубления его в суть предметного мира.
В процессе развития создается целостный образ предметов и явлений, который возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом, но не сводится к их механической рядоположенности или сумме. Целостность образа складывается на основе знаний о предметном мире, а также всей совокупности воспринимаемых ощущений и действий.
С целостностью восприятия связана его структурность.
По мнению В.П.Ермакова, структурность восприятия - это сформированность во времени целостного образа предметов окружающего мира. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов. Восприятие отражает не только совокупность существенных свойств и признаков предмета, но и имеет смысловое значение, выраженное в названии предмета или явления.
В исследованиях Б.Г.Ананьева сказано, что восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.
По сравнению с ощущениями, пишет Л.C.Рубинштейн, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга.
Таким образом, восприятие - сложный, динамичный процесс, который развивается под влиянием воспитания, тесно связан с другими психическими процессами и личностью в целом, проходит стадии развития и обеспечивает условия для интеллектуального развития психики.
Из анализа данных, полученных многочисленными исследованиями восприятия, понятно, что оно изменяется в процессе жизни человека, развивается. Этот процесс получил свое отражение в работах отечественных физиологов, психологов, педагогов. В следующем параграфе рассмотрим особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.


1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, особенно развитие процесса восприятия. Ощущение постепенно все более отступает на второй план после первого года и заключается в расширении диапазона разнообразия каждого вида ощущений и повышении чувствительности органов чувств, их согласованности в работе. А восприятие проходит сложный путь внутренней перестройки, которая создает фундамент для мыслительной деятельности. Восприятие является интегратором для развития других познавательных процессов, оно не только доставляет пищу для их функционирования, но и органически соединяется с ними в одну функциональную систему по переработке информации. Все эти процессы происходят в ходе сенсорного развития детей.
По мнению В.С.Мухиной, се........


Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания/ Б.Г. Ананьев - М.:
Издательство АПН РСФСР, 1960, с.
2. Ананьев, Б.Г. Сенсорно - перцептивная организация человека/ Б.Г. Ананьев //Познавательные процессы: ощущения, восприятие. - М.: Педагогика, 1982.
3. Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные
механизмы развивающегося мозга. - М.; Наука, 1977.
4. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного
восприятия. - М.: Наука, 1983.
5. Велинковский Б.М., Зинченко В.И., Лурия А.Р. Психология
восприятия. - М.: Издательство МГУ, 1973.
6. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969.
7. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье. Сб. науч. тр. /
Под ред. Солнцевой Л.И. и Ермакова В.П. - М., 1979.Воспитание слабовидящего ребенка в семье. Сб. статей. / Под ред. Ермакова В.П., Щегловой А.А. - М., 1986.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.:
Издательство АПН РСФСР, 1960.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 656с.
10. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ. - метод. пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 223с.
11. Гилевич И.М. Дети с отклонениями в развитии. / - М.: Аквариум, 1997.
12. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 1983.
13. Григорьева Л.П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников // Дефектология. 1984. № 2.
14. Григорьева Л.П. Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников: Дис. доктора психол. наук. - М., 1985.
15. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психол. жури. 1988. № 2.
16. Григорьева Л.П. Психофизиологическая диагностика и компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением // Психофизиологические основы дифференциальной диагностики и коррекционного обучения детей с нарушениями познавательной деятельности. - М., 1995.
17. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека. 1996. № 5.
18. Григорьева Л. П. Развитие зрительного восприятия (программа) // Программы обучения и медико - психолого - педагогической помощи специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (ясли - сад - начальная школа}/ Под ред. Л.И.Плаксиной. - М.: Просвещение, 1997.
19. Григорьева Л,П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия у детей с остаточным и слабым зрением // Дефектология. 1987. № 2.
20. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В, Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия у детей с глубоким нарушением зрения // Дефектология. 1988, а. № 6.
21. Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Развитие зрительного восприятия // Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей. - М., 1988, б (учебно - методическое пособие).
22. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. О системе психологических коррекционных методик развития образных форм познания в школах для детей с нарушениями зрения // Научно -
методические основы и опыт организации школьной психологической службы. - М., 1988, в. Ч. II.
23. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Психофизиологическое обоснование компенсаторного развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Журн. высш. нервн. деят, им. И.П.Павлова. 1990, а. Т. 40. № 4.
24. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. О коррекционном курсе развития зрительного восприятия в школах для слепых детей // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. - М., 1990, б (учебно - методическое пособие).
25. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. - М., 1990.
26. Григорьева Л.П., Сташевский С.В, Психофизиологический фактор системного развития зрительного восприятия детей и подростков с нормальным и низким зрением // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 5.
27. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, М.С.Певзнер, А.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1967.
28. Дефектология: словарь-справочник. / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательство «Новая школа», 1996. - 80с.
29. Зальцман Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта. // Дефектология. - 2006. - №1, с.31.
30. Заманская Л.И. Об опыте организации постоянно действующего семинара «Родительская школа» для родителей детей с проблемами в развитии. // Дефектология. - 1996. - №2. - с.58.
31. Запорожец А. В. О действенном характере зрительного восприятия предмета // Докл. АПН РСФСР. 1962. № 1.
32. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. 1967. № 1.
33. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. - М.: Просвещение, 1967.
34. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1956.
35. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е изд. - СПб.: Институт спец. педагогики и психологии, 2000. - 96с.
36. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия// Инженерная психология. - М.: Издательство МГУ, 1964.
37. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопросы психологии. 1988. №6.
38. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. - М.: Издательство МГУ. 1969.
39. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. - Л.: Издательство ЛГУ, 1981.
40. Зимина Н.Н. Нейрофизиологичсекие механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1987.
41. Каплан А.И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением //Дефектология. 1981. № 4.
42. Каплан А.И., Егорова О.И., Молоток И.А., Солнцева О.Г. Предварительные итоги занятий по развитию зрительного восприятия детей с остаточным зрением // Дефектология. 1982. №3.
43. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. - М.: Педагогика, 1969.
44. Куликов В.Г. Влияние различимости элементарных признаков стимулов на опознавательный процесс // Вопросы психологии. 1982. № 5.
45. Куман И.Г., Федоров С.Н., Новикова Л.А. Исследование сензитивного периода в развитии зрительной системы человека // Журн. высш. нервн. дсят. им. И.П.Павлова. 1983. Т. 33. № 3.
46. Леви В.Л. Нестандартный ребенок: 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Знание, 1988. - 256с.
47. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985.
48. Ломов Б.Ф. О структуре процесса опознания // 18-й Междунар. психологический конгресс. Симпозиум 16. Обнаружение и опознание сигналов. - М., 1966.
49. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
50. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вести. АН СССР. 1985. № 6.
51. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
52. Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. // Дефектология. - 1998. - № 3. - с. 49.
53. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением: Коррекционно-воспитательная работа в образовательном учреждении «начальная школа - детский сад» для детей с нарушениями зрения. / Под. ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Изд. «ГороД», 1998. - 130 с 42.
54. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей. / Под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой - М., 1975. - 113с.
55. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка. // Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. - 2002. - № 4, с.40.
56. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. - М.: Просвещение, 1966.
57. Новикова Л.А. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации // Физиология человека. 1986. Т. 12. № 44.
58. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М.: Город, 1999.
59. Подколзина Е.Н. В семье ребенок с нарушениями зрения. // Наш малыш. - 1996. - №1, с.13.
60. Положение о квалификационной работе для студентов факультета коррекционной педагогики. / Авторы - составители: В.С. Васильева, Л.А. Дружинина. - Челябинск, ЧГПУ, 2006.
61. Популярная психология для родителей: 2-е изд., испр. / Под ред. А.С. Спиваковской. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 304с.
62. Практическая психология для преподавателей. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.- 328с.
63. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Методическое пособие. / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М., 1995.
64. Психология воспитания детей с нарушениями зрения. / Под. ред. Л.И. Плаксиной и В.З. Денискиной. - М.: «Налоговый вестник», 2004. - 320с.
65. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- 2-е., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с.
66. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- 2-е., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480с.
67. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 128с.
68. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М.: Рос Политиздат, 1947.
69. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -- 96с.
70. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / Рецензент-составитель Коваленко Г.П. - М., РГБС, 2001.
71. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учеб. - метод. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Сост. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. Челябинск: Издательство «Букватор», 2006. - 113с.
72. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. -- М.: «Полиграф сервис», 2000. - 250с.
73. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1980.
74. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграфсервис, 1997.
75. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие. / Под научн. ред. Л.М. Шипициной. - СПб.: «Речь», 2003. - 216с.
76. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. // Под ред. Н.М. Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400с.
77. Специальное образование в развитии. Современные проблемы специального образования в Нидерландах, России, Швеции, Великобритании, США. / Под ред. Кейс ван Рейсвек (Нидерланды), Найджел Форман (Великобритания), Л.М. Шипициной (Россия) - СПб, 1996. - 110с.
78. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие. - М.: АПК и ПРО, 2001. - 68с.
79. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах. / Под ред. Л.И. Плаксиной. - Калуга: Адель, 1998. - 140с.
80. Хозиева Н.В. Практикум по возрастно - психологическому консультированию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений .- М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 320с.
81. Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов. / Сост. В.А. Феоктистова. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1987. - 191с.
82. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Учебное пособие. / Сост. В.М. Астапов. - М.: Международная 48. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. - М.: Мир, 1990.
83. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы, - М.: Педагогика, 1981.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.