На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности развития психики детей раннего возраста.ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 3.3.2014. Сдан: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ 5
1.1. Зарубежные исследования по психологии развития 5
1.2.Психология развития в трудах отечественных ученых 8
Выводы по главе 12
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 14
2.1.Общая характеристика психологии раннего возраста: познавательное и сенсорное развитие 14
2.2.Особенности эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы ребенка раннего возраста 24
2.3.Общение в семье и предметно-пространственная среда как фактор развития речи ребенка раннего возраста 25
Выводы по главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35



ВВЕДЕНИЕ

Тема нашего исследования «Особенности развития психики детей раннего возраста» становится сегодня крайне актуальной. Актуальность исследования заключается в том, что ранний возраст - крайне важный и ответственный этап психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё происходит впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни формируются самые важные и базовые человеческие способности - умственная активность, любопытство, уверенность в себе и доверие к другим людям, целеустремленность и упорство, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами собой, как результат маленького возраста ребёнка, но призывают обязательного соучастия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Данный возрастной этап имеет значительную качественную специфику. К нему не подходят методы и приёмы работы, соответствующие дошкольникам. Для работы с детьми раннего возраста необходима соответствующая подготовка, располагающая специфическими знаниями, так немаловажен опыт работы с такими детьми.
Практика показывает, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются разнообразные формы нарушений психического развития. Дети со специальными нуждами составляют немалую часть детского населения. У здоровых детей также зачастую встречаются задержки речевого развития, эмоциональные нарушения, импульсивность, расторможенность и пр.
Тема психологии раннего возраста в последние десятилетия все более привлекает внимание специалистов в области педагогики, психологии, медицины и других смежных наук (М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.). Так, теоретическими исследованиями в области педагогики раннего возраста занимались Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, М.Ю. Кистяковская, С.М. Кривина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт, Н.М. Щелованов. Отечественными учеными определены основные закономерности онтогенетического развития ребенка, разработаны качественно-количественные параметры оценки основных линий его развития в период от рождения до 3 лет (Н.М.Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л.Фрухт, Н.М. Щелованов, Н.Р. Эйгес и др.).
Объект исследования - ранний возраст.
Предмет исследования - специфика и особенности развития психики детей раннего возраста.
Актуальность нашего исследования определила цель и задачи работы.
Цель исследования - рассмотреть особенности развития психики детей раннего возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть зарубежные и отечественные исследования по психологии развития.
2.Дать общую характеристику психологии раннего возраста: познавательное и сенсорное развитие.
3.Проанализировать особенности психического развития детей раннего возраста.
4.На основе проведенного исследования сделать выводы по работе.
Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Названия глав отображают их содержание.

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

1.1. Зарубежные исследования по психологии развития

В конце XIX и начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторский подход. Представители биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т. е. независимости от воспитания.
Американский психолог С. Холл (1844-1924), опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях детей [14,c.52].
Значительный вклад в развитие зарубежной возрастной психологии внес немецкий психолог К. Бюлер (1879-1963). В своих работах он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах.
Проблемами развития возрастной психологии занимался швейцарский психолог Э. Клапаред (1873-1940). Он придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.
В конце XIX-начале XX в. значительно обострились социальные противоречия в капиталистическом мире (кризисы, войны, подъем рабочего движения). Этот период характеризуется повышенным интересом к изучению социальных явлений и развитием теорий так называемого социологического направления в психологии. В социологических теориях развитие ребенка рассматривается как результат прямых воздействий окружающей его социальной среды [16,c.39]. К этому направлению можно отнести таких французских психологов, как Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ш. Блондель, П. Жане и др.
Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858-1917). По его мнению, психическое развитие-это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию. Со способностью к подражанию ребенок рождается.
П. Жане (1859-1947) интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. П. Жане выделяет четыре уровня психического развития ребенка.
Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень-развитие перцептивных действий. Здесь формируется устойчивость восприятия предметной действительности. Третий уровень-социально-личностный, т. е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень- интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь ребенка.
Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) в книге «Психология раннего детства» раскрывает основные теоретические положения психического, или, по его терминологии, душевного развития ребенка: «Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат «конвергенции» внутренних данных с внешними условиями развития».
Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980) является создателем женевской школы психологов по изучению интеллектуального развития ребенка. Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей.
Прогрессивный французский психолог А. Баллон (1879-1962) диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:
1. Стадия внутриутробной жизни. 2. Стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 месяцев). 3. Эмоциональная стадия (от 6 месяцев до года). 4. Сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет). 5. Стадия персонализма (от 3 до 5 лет). 6. Стадия различения (от 6 до 11 лет). 7. Стадия полового созревания и юношества. Эти стадии, считает А. Баллон, строго последовательны. Каждая из них самостоятельна и играет важную роль в диалектическом развитии личности ребенка [17,c.29].
Прогрессивное направление в современной зарубежной психологии представлено Дж. Брунером. В своих работах он ставит вопросы о соотношении обучения и формирования личности. Ученый утверждает, что обучение не зависит от развития, поэтому любому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет в достаточно полноценной форме.
Крайг Г. в своих работах пишет о том, что раннее детство - это время, когда ускоряется темп приобретения детьми знаний об их культурном и социальном мире, а также их общее когнитивное развитие. В идеале, за этот период ребенок узнает, что такое плохое и хорошее поведение; как справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами, а также о том, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет. Дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры. В то же время они вырабатывают Я - Концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей дальнейшей жизни [8,c.221].
Ньюкомб Н. пишет о том, что в процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств [17,c.30].
Таким образом, развитие зарубежной возрастной психологии характеризуется сменой многочисленных теорий, отличающихся различными методологическими принципами.

1.2.Психология развития в трудах отечественных ученых

Первые пути зарождения психология развития, в том числе психологии детства в России причисляют ко второй половине XIX в.
Для российской культуры дореволюционного периода была свойственна линия гуманизма, идея интереса к внутреннему миру че­ловека, в том числе ребенка.
Политические и экономи­ческие реформы 60-х гг. XIX в., подьём культурной и научной жиз­ни, всплеск интереса к просвещению и надежд, имеющих отношение к образо­ванию, привели к осмыслению того, что необходимо развивать научную картину воспитания и обучения. Неизменным интересом в отечест­венной психологии пользовались проблемы воспитания нравст­венного мира личности.
Ученые этого периода Н.И. Порогов, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич, Н.Х. Вессель впервые осветили проблему об обширном комплексном междисциплинарном (психологическом, физиологическом, медицинском и др.) исследовании ребенка и научных основах руководства его развити­ем. Н.И. Пирогов самым первым сконцентрировал внимание на том, что дело воспита­ния имеет не практический, а философский смысл - воспитания человека.
В 70-80-х гг. XIX в. вырабатываются два типа исследований: наблюдения родителей за своими детьми (дневники развития ребенка) и наблюдения ученых за детским развитием (по определенной про­грамме). Проводится исследование взаимосвязи психического и физи­ческого развития ребенка, рассмотрение обстоятельств правильной организации умственного труда и формирования познавательной активности, линий развития нравственного облика личности ребенка (работы П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского, Н.Н. Ланге и др.).
Параллельно исследования общих закономерностей детского развития происходило накопление материала, помогающего осмыслить направления разви­тия некоторых сторон психической жизни: памяти, внимания, мышления, воображения. В основном, внимание отводилось наблюдениям за развитием детской ........


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2009. - 379 с.
2.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - Москва: ACADEMIA, 2009.- 446 с.
3.Венгер, А. Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии: Научный журнал/ В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин. - 2008. - № 3. - С. 20-29.
4.Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский; Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 533 с.
5.Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. Учреждений/ Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик и др.- М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
6.Глозман, Ж. М. Исследование механизмов речевой и моторной готовности/ Ж. М. Глозман, А. А. Кисельников, Е. В. Созинова // Вестник Московского университета. - 2010. - Сер. 14: Психология. - 2010. - № 1. - С. 49-58.
7.Детская возрастная психология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Е. А. Поляков, Г. В. Сухова. -Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.-203 с.
8.Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2011. - 992 с.
9.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина. - М.: Изд. УРАО, 2011. - 176 с.
10.Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 318 с.
11.Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка/ Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2011. - 192 с.
12.Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии/ В.Ф. Моргун. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 84 с.
13.Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология/ В.С. Мухина. - М: Эксмо, 2009. - 352 с.
14.Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы // 3-е изд., стер/ Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2010. - 352 с.
15.Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов/ Н. Н. Палагина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 288 с.
16.Психология развития: учебник / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д.Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М. Издательский центр «Академия», 2012. - 528 с.
17.Психология развития / авт.-сост. А.А. Стреленко. - Витебск: УО «ВГУ им. ГШ. Машерова», 2010. -167 с.
18.Смирнова, Е.О. Игры и игрушки для детей раннего возраста/ Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Т.В. Ермолова. - М.: МГППУ, 2011. - 72 с.
19.Смирнова, Е. О. Психология ребенка: от рождения до семи лет: Учебник/ Е. О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2009. - 384 с.
20.Смирнова, Е. О. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни/ Е. О. Смирнова, Г. Н. Рошка // Вопр. психол.- 2009.- № 3. - С.17-20.
21.Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс/ Е.А. Сорокоумова.- Спб.: Питер, 2012.- 208 с.
22.Стерн, В. Психология раннего детства/ В. Стерн. - Минск: Харвест, 2012. - 400 с.
23.Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2009. - 304 с.
24.Шпиц, Р.А. Психоанализ раннего детского возраста/ Р.А. Шпиц. - СПб.: Университетская книга, 2011. - 159 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.