На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие внимания у младших школьников. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 3.3.2014. Сдан: 2013. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии…………….6
1.1 Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………………………………………………..6
1.2 Виды и свойства внимания………………………………………………….17
1.3 Психологические особенности развития внимания младших школьников………………………………………………………………………25
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста…………………………………………30
2.1 Методики для изучения развития внимания у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...30
2.2 Обработка и анализ полученных результатов……………………………..31
2.3 Практические рекомендации по развитию внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………...42
Приложения……………………………………………………………………...44


Введение
Проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста очень актуальна. Во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности. Известно, что и процесс обучения, и трудовая деятельность не могут успешно протекать без достаточного внимания человека. Внимание может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Исследования одного из многочисленных выдающихся отечественных психологов Матюшкина А.М. доказали, что внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности[28].
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков такими учеными, как Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л., Гоноболин Ф.Н., Корчемлюк О.М., Левитина С.С., Мирютина Т.М., Мелехова Т.А., Петровский А.В., Черепанова Е.М. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
С учетом вышеизложенного, нами сформулирована проблема исследования: каковы особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: дети в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших школьников.
Гипотеза исследования:
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы предполагаем, что особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста зависит от врожденных способностей и индивидуальных различий во внимании.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования
решались следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития внимания у младших школьников.
2. Дать определение вниманию как психологическому феномену, описать его виды и свойства.
3. Охарактеризовать возрастные психологические особенности развития внимания у детей.
4. Определить методы и провести исследование развития внимания младших школьников.
5. Разработать практические рекомендации, способствующие развитию внимания у детей начальной школы.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме); эмпирические (методики, диагностики); методы количественной обработки данных, интерпретационные методы (качественный анализ - описание результатов исследования).
Конкретными методиками исследования явились:
- «Корректурная проба» (тест Бурдона)
- корректурная работа с кольцами Ландольта
- методика Пьера - Рузера
- таблицы Шульте
База исследования: в исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся в 4 классе МОУ «Шелаевская средняя школа» Валуйского района, Белгородской области.
Структура: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
Глава I. Теоретические основы развития внимания в психологии
1.1 Анализ научных подходов к проблеме внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых
внимание школьник психологический
Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порожденные нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменением в собственном психическом и физическом состоянии. Почему же наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается на том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется вниманием.
По мнению Александра Лурии, внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление [12]. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Гоноблин Ф.Н. говорил, что нельзя быть внимательным вообще, внимание всегда проявляется в определенных, конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, решаем задачу, пишем сочинения, т.е. когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности [7]. Немов Р. С. предполагал, что внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [14]. По мнению У. Джеймса, под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени [8]. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Немов Р.С. утверждает, что когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее [14]. Таким образом, при внимательном отношении к какому либо предмету он (предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное в этот момент воспринимается слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становиться ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности.
Гальперин предполагает, что внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека [5]. Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. По мере того, как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Лурия А.Р. пишет, что внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя [12].
Внимание к объекту, будучи предпосылкой, для направленности на него действия, является вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-либо деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Внимание - это связь сознания с объектом более или менее тесная, цепная, в действии, в действительности она и крепиться.
Внимание обычно выражено в мимике, позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае Рибо говорит об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания внешнего [21]. Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это говорит о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность.
По Леонтьеву, исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов [11]. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера пробудили широкий интерес к исследованиям феномена внимания -- в частности у ассистента Гельмгольца, молодого физиолога В. Вундта, которому только предстояло стать основоположником экспериментальной психологии. Вундту, безусловно, принадлежит приоритет в создании научной системы психологии и одновременно роль основателя психологии внимания. В своей «Физиологической психологии» он разбирает внимание и волю в одной главе. Внимание понимается Вундтом как какая-то внутренняя активность, наличествующая наряду с представлениями. Он же вводит понятие общего поля сознания, в котором находятся все сознаваемые представления (так называемый «круг ясного сознания»). Наиболее ясно сознаваемые представления находятся в фиксационной точке сознания. Вхождение представлений в первую область Вундт обозначил термином перцепция, во вторую -- апперцепция. Акцентируя, таким образом, момент ясности и отчетливости, Вундт трактует последнее как «следствие приспособления внимания к впечатлениям» [23]. А дальше, конкретизируя свою мысль, он пишет: «Наш взгляд проницателен, когда наш глаз хорошо приспособлен к световому впечатлению; наш взгляд ясен, когда к хорошему расположению глаза присоединяется еще достаточная энергия света».
Одно из самых ранних исследований Вундта было посвящено изучению эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения. Учение о внимании как процессе апперцепции составило ядро вундтовской концепции сознания. Благодаря работам Вундта и его учеников исследование внимания длительное время, вплоть до 20-х годов ХХ века, занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.
В конце XIX в. появляется книга Рибо «Психология внимания», в которой он выражает мысль о том, что «внимание есть только известное положение ума, состояние чисто формальное; если отнять у него сопровождающие и определяющие его физические явления, дающие ему плоть, то останется чисто отвлеченное понятие, иначе призрак» [21]. Яснее не скажешь: внимание лишь условный термин для определения физических и физиологических состояний. Этим Рибо лишает внимание психологического содержания. Механизм внимания -- в движении, в мускульном приспособлении. Рибо сам себе противоречит, когда пытается некоторые болезненные состояния психики (навязчивые состояния, экстаз и т. д.) объяснить патологией внимания, т. к. патологичным может быть все, что угодно, только не термин.
И все же, несмотря на эклектизм, механицизм и непоследовательность, разбираемый труд Рибо не лишен известных достоинств. Сюда относятся его мысли о значении аффектов и потребностей как мотивов внимания. Большой его заслугой является также и то, что он почти впервые серьезно ставит вопрос о генезисе обеих форм внимания. Происхождение произвольного внимания он связывает с новой формой борьбы за жизнь, возникшей в результате цивилизации, т. е. с трудом. «Как только у человека явилась способность отдаться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому, как средство к жизни, явилось на свет и внимание произвольное».
На вопрос о том, что представляет собой акт направления внимания, Рибо отвечает в духе современных ему физиологических теорий. «Направляющая работа состоит в том, чтобы выбрать и удержать в сознании (посредством задержки других) приспособленные состояния, но таким образом, чтобы они могли развиваться в свою очередь благодаря ряду отборов, задержек и усилений» [21].
Э.Б.Титченер - один из наиболее известных поборников психофизического параллелизма. Внимание, по Э.Б.Титченеру, есть то «состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает умственному труду лучшие результаты» [25]. Одна форма внимания (первичная, т. е. непроизвольная) отличается от другой формы (вторичной, т. е. произвольной) количеством идей. В первом случае вниманием овладевает одна ........


1. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания. / Т.Н. Волкова, М., 2000.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский, М., 1991.
3. Вудвортс, Р. Экспериментальная психология. /Р. Вудвортс, М., Директ-Медиа, 2008
4. Гальперин, П. Я., Кабыльницкая, С. Л. Экспериментальное формирование внимания. /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, М., 1974.
5. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания / П.Я. Гальперин, Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3
6. Гиппенрейтер, Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. / Ю.Б. Гиппенрейтер, М., 1997.
7. Гоноблин, Ф. Н. Внимание и его воспитание. / Ф.Н. Гоноблин, М., 1972.
8. Джеймс, У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. / У. Джеймс, М., 1976 г.
9. Добрынин, Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. / Н.Ф. Добрынин, М., 1958.
10. Коломинский, Человек: психология. / Коломинский, М.: Просвещение, 1986.
11. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. /А.Н. Леонтьев, М., 1983. - Т.1
12. Лурия, А. Р. Внимание и память. / А.Р. Лурия, М., 1975.
13. Маклаков, А.Г., Общая психология. / А.Г. Маклаков,СПб.: Питер, 2002.
14. Немов, Р.С., Психология, в 3 т., т.1,/Р.С. Немов, М.,1998.
15. Немов, Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. /Р.С. Немов, М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
16. Общая психология под ред. Петровского, А.В. / А.В. Петровский, М.: Просвещение, 1986.
17. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. / А.В. Петровский, М.: Просвещение, 1979.
18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. / Крылова, А.А., СПб.: Питер, 2000.
19. Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. / Петровский, А.В, М., Просвещение 1972.
20. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. / Романова, В.Л., М., 2000.
21. Рибо, Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. / Т. Рибо М., 1976
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии,/ Рубинштейн, С.Л., М., 2001.
23. Рубинштейн, С.Л. Внимание и его воспитание. / Рубинштейн, С.Л., М., 1972.
24. Страхов, И.В. Внимание и структура личности, /Страхов, И.В., Саратов, 1969.
25. Титченер. Учебник психологии, Учебник психологии. Ч. 1./ Титченер, СПБ. 1914.
26. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч. В 2 т./ М., 1954. /К.Д. Ушинский, Т. II.
27. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. / Леонтьев, А.Н., М., МГУ, 1979
28. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: 1985.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.