На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат СТРАТЕГИЯ ДЛЯ БЕЛАРУСИ.Концепция национального развития

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 5.3.2014. Сдан: 2012. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение 3
1. Беларусь сегодня 3
2. Причины и факторы, обусловившие сегодняшнюю реальность 8
3. Мир вокруг нас 13
4. Альтернативы для Беларуси 16
5. Наш путь. Ценности и Цели 21
6. Шаг за шагом 38
7. Солидарность во имя будущего 45
Разработчики концепции 49


Введение

Стратегия для Беларуси
Настоящий Проект призван предложить белорусскому обществу концепцию устойчивого и эффективного развития, воплощение которой дает реальную возможность преодолеть глубокий системный кризис и занять достойное место в сообществе народов. Он предполагает создание политических, экономических, социальных условий для реализации гражданами своих прав и устремлений на основе общепризнанных прав и свобод, демократических институтов, права частной собственности и личной ответственности за последствия индивидуального добровольного выбора. Беларусь сможет полностью реализовать свой потенциал только в единой европейской семье, являясь суверенным и равноправным субъектом международных отношений.

1. Беларусь сегодня
Беларусь вступает с грузом сложных проблем во всех сферах общественной жизни.
Экономическая политика, проводимая руководством республики, значительно усугубила последствия системного кризиса для Беларуси. Особенно ущемлены интересы социально не защищенных групп населения. Уровень жизни белорусов оказался ниже, чем у соседей (страны Балтии, Польша), имевших примерно одинаковый исходный уровень экономического развития в конце 80-ых годов. По данным ООН, более 75% населения Беларуси имеют уровень располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета. Если в 1990 г. на среднюю заработную плату можно было приобрести 2,1 набора товаров и услуг, входящих в минимальный потребительский бюджет (МПБ), то в 1998 г. - 1,3, а в начале 1999 г. - 1,1 МПБ. Это означает, что даже двое работающих в семье сейчас не могут обеспечить одного ребенка. Свыше 65% бюджета семьи расходуется на продукты питания. И это при том, что домашние хозяйства оплачивают лишь 10-15% себестоимости электроэнергии, коммунальных и транспортных услуг.
Основные средства промышленных предприятий амортизированы более чем на 75%. Темпы износа основных фондов в три раза превышают темпы их обновления и ремонта. Отсутствие средств на обновление трубопроводов, линий электропередач, теплотрасс увеличивает вероятность техногенных катастроф.
Сельское хозяйство, которое традиционно было донором индустриализации и модернизации, находится в критическом состоянии. В 1999 г. собран самый низкий урожай большинства сельскохозяйственных культур за последние 40 лет. Продолжалось сокращение поголовья скота и снижение его продуктивности. Обеспеченность основными продуктами питания составила 43-52%.Государство осуществляет предельно возможную поддержку АПК за счет других отраслей, но большинство хозяйств остаются убыточными. На примере АПК хорошо видно необратимое разрушение производственного потенциала страны.
Малый и средний бизнес не имеет свободного входа на рынок. Тысячи подзаконных актов, лицензирование свыше 100 видов деятельности значительно осложняют экономическую деятельность и снижают конкурентоспособность белорусского бизнеса. Предприниматель практически беззащитен перед контрольными, налоговыми, таможенными, санитарно-эпидемиологическими и пожарными службами. Введение фискальных норм задним числом, многочисленные перерегистрации субъектов хозяйствования фактически парализуют институт частной собственности.
Проводимая руководством страны денежная политика вызывает высокую инфляцию, обесценение вкладов населения и оборотных средств предприятий. В Беларуси нет ни одного инструмента сбережения средств. В 1997 - 1999 гг. денежная масса ежегодно удваивалась. Только за это время государство изъяло у вкладчиков свыше 300 млн. USD по причине отрицательной ставки процента..
Инфляция за 1999 год превысила 350%. Курс твердых валют по котировкам Нацбанка в два раза ниже реального рыночного. Весьма ограниченные валютные и золотые резервы делают финансовую систему неустойчивой, увеличивают риски предприятий и домашних хозяйств. Отсутствуют фондовый рынок и каналы привлечения внутренних и внешних инвестиций. По объему привлеченных прямых иностранных инвестиций Беларусь находится на предпоследнем месте среди бывших социалистических стран. По уровню инвестиционного риска наша республика находится в последней десятке стран мира. Налоговая политика воспроизводит самые плохие образцы командной и репрессивной экономики.
Отдельные сектора (строительство, сельское хозяйство, единичные промышленные предприятия) получают очень дешевые кредиты за счет отвлечения средств от других секторов экономики и разрушения банковской системы. Отсутствие политики жестких бюджетных ограничений привело к поддержанию на плаву нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и, как следствие, к массовым неплатежам. Низкая платежная дисциплина государственных предприятий является одной из причин, вызывающих постоянный рост внутренней и внешней задолженности. Экономические проблемы в стране усугубляются ориентацией на бедный, во многих аспектах криминальный российский рынок, бартеризацией торговых отношений, сложными системами взаимозачетов за энергоресурсы.
Внешний долг страны составляет около 1 млрд. USD, что по рыночному курсу эквивалентно 100% доходной части бюджета. Правительство не в состоянии оплатить даже текущие поставки энергоресурсов
Государственной собственностью, которой в стране свыше 80%, распоряжаются высшие должностные лица страны. Отсутствуют прозрачность в решениях и механизмы ответственности за принятие экономических решений. Общество лишено возможности контролировать расходование бюджетных средств, тем более ресурсов внебюджетных фондов.
Отсутствие системности в макроэкономической политике приводит к дисбалансу основных потоков товаров и услуг, а также к неэффективному распределению денежных ресурсов в монополизированной среде. В Беларуси полноценный экономический расчет невозможен. Информационные искажения настолько велики, что даже среднесрочное прогнозирование является крайне проблематичным.
Не менее серьезны проблемы в общественно-политической жизни. Действующая с 1996 г. de facto конституция передала всю полноту государственной власти президенту. В дополнение к имевшимся полномочиям он получил право издавать декреты, имеющие силу законов, назначать выборы и референдумы, формировать систему органов управления и судов. Белорусское государство приобрело черты авторитарного режима.
В Беларуси разрушены основополагающие принципы правового государства. Разделение властей стало носить чисто номинальный характер, лишь обозначая наличие государственных органов, символизирующих cоответствующие ветви власти. Принцип верховенства закона официально заменен принципом верховенства права, при котором приоритетная роль в иерархии правовых актов отводится не законам, а декретам и указам президента. По существу в стране произошло упразднение легитимного парламента.
Усиливается бюрократизация политического режима. За последние годы количество государственных служащих по отношению к занятым в экономике увеличилось в два раза, соотношение же средней заработной платы к оплате труда чиновников изменилось в пользу последних.
В действиях властей все большую роль играют силовые структуры (органы МВД, прокуратуры, КГБ, вооруженные формирования при президенте). Расширяется сфера оперативно-розыскной деятельности, а также число субъектов, ее осуществляющих. Суды, находясь в сильной зависимости от органов исполнительной власти, не выступают гарантами свободы, прав, чести и достоинства личности.
В своей политической практике власть опирается на демагогию и популизм, создание образа внутреннего и внешнего врага, применение политических репрессий. В Беларуси стали исчезать люди, являвшиеся оппонентами действующей власти.
Государство стремится подмять под себя элементы гражданского общества. Ликвидированы независимая адвокатура и частный нотариат. Периодически проводятся кампании против негосударственных СМИ, вузов, субъектов хозяйствования. Организованные политические силы - партии - лишены возможности цивилизованной парламентской борьбы и оказались в положении внесистемной оппозиции.
Общество практически лишено возможности цивилизованного противостояния произволу в силу отсутствия для этого реальных механизмов, что само по себе является фактором социальных рисков и конфликтов.
Этический уровень политической жизни постоянно снижается. Обществу навязываются примитивные потребности и инстинкты люмпенизированной массы.
К началу XXI века белорусское общество пришло расколотым. Часть взрослого населения страны, среди которой доминируют молодые, образованные и экономически наиболее активные граждане, хотят жить в независимой стране с рыночной экономикой. Другая часть населения, среди которой доминируют люди старшего возраста с невысоким уровнем образования, хотят жить в стране, где за все отвечало бы и все обеспечивало бы патерналистское государство.
Второй раскол в обществе отражает особенности национального самосознания белорусов. Часть населения видит в Западе угрозу ценностям славяно-православной цивилизации, другая часть считает, что внешняя угроза исходит из России и пытается противостоять интеграции с ней.
Выбор пути развития и социально-экономической модели будущего становится в таких условиях особой проблемой. Вместо обеспечения гражданского мира и общественного согласия с помощью компромиссов, учета мнений и позиций различных политических сил в сегодняшней Беларуси политическая борьба доводится до степени психологической войны, политического и физического подавления оппонентов.
Серьезность внутриполитических проблем дополняется проблемами внешнеполитическими. Республику Беларусь как новое независимое государство признали более 140 государств мира, почти со всеми из них установлены дипломатические отношения. Республику Беларусь посетили руководители США, России, Китая, Украины, Польши, Литвы и других стран. Это был достаточный уровень признания молодого государства мировым сообществом для полноценного участия в международной жизни.
Однако власти Беларуси не использовали предоставленные возможности интеграции в мировое сообщество. Сегодня отношения со странами Западной Европы и США можно характеризовать как холодные, напряженные, отчасти даже враждебные. Их улучшение возможно только после кардинальных перемен в Беларуси.
Беларусь оказалась изолированной от источников инвестиций и современных технологий Западной Европы и США, что делает экономику страны бесперспективной.
Активность в отношениях с рядом азиатских стран (официальные визиты, открытие посольств) принципиально не меняет международного положения Беларуси, имеет скорее внутриполитическое, пропагандистское значение.
Стремление политическим путем получить преференции на российских рынках усугубляет экономическую и политическую зависимость от России, не стимулирует, а скорее тормозит технический прогресс и конкурентоспособность белорусской промышленности.
Внешнеполитическое положение Беларуси в последние годы продолжает ухудшаться. Страна по сути дела оказалась в международной изоляции.
Неконструктивность существующего курса, невозможность с его помощью преодолеть системный кризис угрожают самому существованию нации.
Число зарегистрированных заболеваний возросло за 1990-1997 гг. в 1,3 раза, в том числе психических расстройств и нервных заболеваний примерно в 2 раза, активного туберкулеза на 46%, сифилиса в 5 раз, алкогольного психоза в 1,8 раза.
Потребление алкоголя в 1999 г. составило 9,9 л в переводе на чистый спирт (в 1994 - 7,1 л), Этот показатель превышает предельно-критическое значение в 8 л, после которого начинается генетическое вырождение нации. Высокое потребление алкоголя является одним из основных факторов социальной деградации населения. Смертность от причин, связанных с алкоголизмом, за последние 7 лет увеличилась в 2,1раза.
Ожидаемая продолжительность жизни за 1990-1999 гг. снизилась на 3,2 года. При этом наибольшая интенсивность роста смертных случаев наблюдается у мужчин в молодых трудоспособных возрастах. В сельской местности Гомельской и Могилевской областей мужчины в среднем умирают, не дожив до пенсионного возраста.
Для простого замещения поколений каждая женщина в детородном возрасте должна родить в среднем 2,15 ребенка, сейчас же рождается 1,4 ребенка. Начиная с 1993 г., естественный прирост населения стал отрицательным. К тому же демографическая ситуация в Беларуси - одна из самых плохих в Европе. Каждые 157 работающих содержат 100 пенсионеров. Количество пенсионеров превышает 25% всего населения.
Социальную ситуацию усугубляет необходимость нейтрализации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате аварии 23% территории Беларуси загрязнено долгоживущими радионуклидами. В зараженных областях проживает 1,84 млн. человек, из них почти 500 тысяч детей и подростков. Там, где радиация колеблется между 15 и 40 кюри на кв. км, на Украине и в России люди давно отселены. А у нас на этих землях еще живет около 140 тысяч человек. Количество генетических отклонений у новорожденных в Гомельской области выросло по сравнению с 1986 годом примерно в 8 раз! 42% детей, родившихся на зараженных территориях, имеют отклонения в психомоторном развитии. Показатели первичной инвалидности населения Беларуси увеличились с1986 г. на 50%.
Практически все жители Беларуси носят в себе разрушающие человеческий организм радионуклиды. Основную дозовую нагрузку (70 - 90%) население продолжает получать за счет потребления продуктов питания местного производства, далеко не всегда доброкачественных и чистых, что свидетельствует об отсутствии государственной концепции оздоровления населения. Причем в последние годы объемы финансовых средств на выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы и социальную защиту пострадавших уменьшаются.
Состояние здоровья подрастающего поколения представляет собой потенциальную угрозу безопасности страны. Всего лишь 13-15% выпускников общеобразовательных школ Беларуси могут считаться здоровыми, 45-47% имеют функциональную патологию, 40% -хронические заболевания.
Наряду с ухудшением физического здоровья усиливается и отклоняющееся поведение населения. За 1990-1998 гг. число зарегистрированных преступлений увеличилось в 1,62 раза, а число преступлений, связанных с употреблением наркотиков - в 7 раз. Количество заключенных возросло со 15,9 тысяч в 1990 г .(37,4 тысяч в 1994 г.) до 47,5 тысяч в 1999 г. Тюрьмы переполнены и плохо финансируются. Пенитенциарная система из попавших в нее людей делает физических и духовных инвалидов.
Подрывается социальное здоровье общества. Растет число разводов. Если в 1990г. распалось 35% заключенных браков, то в 1997г- 67,8%, количество внебрачных детей выросло с 8,5% до 16,2%. С 1995 г. количество сирот и детей, лишенных родительской опеки, выросло в 1,8 раза. Число самоубийств выросло с 1990 г. в 1,9 раза. Падает качество медицинского обслуживания и социального обеспечения. Больницы, дома престарелых зачастую не имеют элементарных медикаментов. Государственные расходы на здравоохранение и образование снизились с 7% ВВП в 1994 г. до 5,2 и 6,4% в 1999.
Учителя и работники культуры не могут себе позволить даже выписать газеты, не говоря о повышении профессионального уровня. Употребление нецензурной лексики в семьях и общественных местах становится едва ли не нормой поведения.

2. Причины и факторы, обусловившие сегодняшнюю реальность
Из всех республик бывшего Советского Союза Беларусь в наименьшей степени продвинулась в направлении рыночных реформ. В середине 90-х гг. трансформационные процессы сначала были остановлены, а затем повернуты вспять.
Корни консерватизма белорусского общества следует искать в особенностях развития Беларуси. Темпы роста промышленного производства в Беларуси за период 1960-1985 гг., были выше чем в среднем по СССР: в 9 и 4,9 раза соответственно. Бурное развитие промышленности обусловило более быстрый рост городского населения. За период 1959-1987 гг. городское население Беларуси выросло в 2,62 раза, для сравнения, в России - в 1,73 раза.
Таким образом, особенности новейшей истории обусловили социальные факторы, оказавшие влияние на меньшую готовность населения к рыночным реформам. Во-первых, большая, чем в других республиках, доля городского населения и элиты общества оказалась выходцами из села в первом поколении. Этот слой населения, в большей степени сохранил отрицательное отношение к доходам, полученным из сферы обращения и торговли,. Во-вторых, в советский период благосостояние белорусов росло более высокими темпами в сравнении с другими республиками СССР (самые высокие темпы роста национального дохода, низкий исходный уровень), что обусловило большую степень удовлетворенности существующим строем К этому следует добавить обусловленную более глубокими историческими причинами слабость национального самосознания, что, в определенной степени, предопределило как практически полное отсутствие в республике вплоть до перестроечных времен влиятельного диссидентского движения, так и отсутствие реформаторского крыла в руководстве компартии, а так же слабость технократической элиты в начале 90-х годов, ее неспособность выработать социально привлекательную и реальную правовую программу реформ.
До начала 90-х Беларусь не функционировала как целостная экономическая система, не имела национальной экономической политики. В результате “общесоюзного разделения труда” в БССР развивались ресурсо- и энергоемкие производства, зачастую не имевшие в республике ни сырьевой базы, ни потребителей, но в то же время позволявшие получать значительные преимущества и достаточное количество средств, чтобы стать высокоиндустриальной по социалистическим меркам страной. БССР в рамках централизованного планового хозяйства была “сборочным цехом”, “конечным элементом в технологической цепи”. Имевшее спрос на мировом рынке российское сырье здесь превращалось в неконкурентоспособную вне СЭВ продукцию. Однако благодаря существовавшему в СССР затратному механизму ценообразования БССР удавалось сохранять достаточно высокие темпы экономического роста.
В целом же советская экономическая система не смогла обеспечить рост производительности общественного труда. За 15 лет до распада СССР капиталовложения уже не вели к росту конечного продукта. После того как легкодоступные природные ресурсы и внешние кредиты были использованы, система не смогла удержать достигнутый уровень жизни. Потребление населения СССР стало приходить в соответствие с наличием ресурсов и производительностью труда.
Обострению разразившегося кризиса способствовали несогласованность действий по реформированию экономики в разных советских республиках (на пример Россия приняла программу “500 дней” еще находясь в составе Союза), и проявившаяся невозможность осуществлять ‘эффективное управление в рамках демократических процедур в государстве, возникшем на территории бывшей империи и объединявшем столь разные народы. Эти и другие факторы, среди которых, в первую очередь, следует указать на демографические и экономические перекосы в развитии различных регионов огромной страны а, главное, -утрата населением и элитой веры в официальную идеологию, скреплявшую государство, объективно способствовали распаду СССР. Таким образом, в целом советская модель и экономически и морально изжила себя, хотя в Беларуси это было не слишком заметно. Республика как бы "не дожила " при социализме, "не дожила" в СССР”, став своего рода жертвой "демонстрационного эффекта". За нее все, по сути дела, решили соседи.
В силу особой зависимости от единого народохозяйственного комплекса Беларусь оказалась весьма подверженной последствиям перемен у соседей. После того, как Россия, желая поддержать уровень жизни своего населения, начала приближать структуру цен к мировым, Беларусь оказалась в тяжелом положении. Восстановление “старых связей” и структуры товарооборота между Беларусью и Россией по мировым ценам на уровне, скажем, конца 80-х годов привело бы к ежегодной задолженности Беларуси перед Россией примерно в 2,5 млрд. долларов.
Вместо реформирования экономики руководители Беларуси занялись политическими играми в “интеграцию”, добиваясь доступа к российскому сырью и энергоносителям по внутрироссийским ценам.
Одна из самых сложных проблем независимой Беларуси заключается в неподготовленности местной номенклатуры к суверенному развитию страны, отсутствии у нее адекватной реакции на новые вызовы времени. Все беды преподносятся как результат “разрыва хозяйственных связей”, что отражает испуг и неумение руководителей использовать ситуацию для формирования нового экономического и социального качества жизни страны. Вместо модернизации в Беларуси начался процесс мутации традиционных социальных, политических и экономических структур.
Необходимость реформ даже руководящей элитой осознавалась не вполне, несмотря на сохранявшуюся некоторое время реформаторскую риторику. Что же до практических действий, то после некоторых робких попыток правительство отказалось от целенаправленной политики, перейдя в режим работы "пожарной команды". Этому способствовало и то, что в правительстве просто не было людей, разбирающихся в том, как на самом деле работает рыночная экономика, и то, что слишком многие белорусские проблемы порождались решениями, принимаемыми за пределами страны. Собственно говоря, у правительства не было даже опыта управления всем экономическим потенциалом страны. До распада СССР подавляющая часть промышленности Беларуси находилась в союзной собственности и управлялась из союзного центра. Номенклатурное руководство попросту испугалось стоящих перед ним проблем.
В первые годы независимости (1990 - 1991 гг.) партийно-бюрократическая элита страны сделала все возможное, чтобы сохранить командную систему. Однако в условиях экономического спада и развития рыночных отношений она была вынуждена предоставить право предприятиям распоряжаться частью произведенной ими продукции для обмена на необходимое им сырье и материалы и дать частичную свободу ценообразованию.
Либерализация хозяйственной деятельности госпредприятий в условиях административно заниженных цен и, следовательно, товарного дефицита, развитие черного рынка в соседних странах - все это создало благоприятные условия для коррупции.
К моменту выборов первого президента Беларуси в июле 1994 г. экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1992-1994 гг. цены выросли в 32 раза, объем ВВП снизился на 20%. Собственность и власть сосредотачивались в руках государственной бюрократии, формировалась экономическая модель олигархическог........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.