На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Совершенствование стратегии маркетинга на РУПП «Белорусский автомобильный завод»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.3.2014. Сдан: 2013. Страниц: 115. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 5
1. Особенности деятельности экспортоориентированных предприятий 8
1.1. Деятельность предприятий на внешних рынках 8
1.2. Стратегия маркетинга в деятельности экспортоориентированных предприятий 14
1.3. Показатели эффективности маркетинговой деятельности 26
2. Формы и методы маркетинга внешних рынков в современных условиях 33
2.1. Общая характеристика предприятия и основные показатели его развития 33
2.2. Характеристика и анализ рынков сбыта 41
2.3. Анализ эффективности маркетинговой деятельности на предприятии 60
3. Стратегия маркетинга на РУПП «Белорусский автомобильный завод» 69
3.1. Стратегия экспорта по регионам СНГ 69
3.2. Стратегия экспорта по регионам дальнего зарубежья 82
3.2.1. Азиатский регион 83
3.2.2. Европейский регион 93
3.2.3 Страны Африки 95
3.2.4. Австралия 98
3.2.5. Латиноамериканский регион 99
3.3. Предложения по совершенствованию маркетинга внешних рынков 101
Заключение 111
Список использованных источников 115
Приложения
Введение


Производственные предприятия на внешнем рынке - это качественно новое явление для нашей экономики. Выход на внешний рынок самостоятельных хозяйствующих субъектов должен способствовать приспособлению экономики к системе мирохозяйственных отношений, к формированию экономики открытого типа. Наиболее важное значение выхода предприятий на внешний рынок состоит в создании условий для развития конкурентных начал, без чего невозможен переход к рынку.
В Республике Беларусь пока мало крупных предприятий, ведущих активную деятельность на мировом рынке. Процесс самостоятельного выхода предприятий на внешний рынок был призван стимулировать создание новых организационно-хозяйственных структур и совершенствование работы на мировом рынке. Уже первые самостоятельные контакты предприятий с внешним рынком выявили необходимость серьезного пересмотра форм и методов их функционирования на внешнем рынке, что привело к совершенствованию торгово-сбытовых структур, появлению самостоятельных внешнеторговых фирм (ВТФ), повысило их внимание к рекламной деятельности и использованию принципов маркетинга в разработке экспортных программ предприятий.
При выходе на внешний рынок приходится учитывать существование политических и экономических блоков, возможные протекционистские меры в области торговли, поскольку многие страны пытаются противостоять спаду экономической активности. Стремление крупных корпораций захватить доминирующие позиции в области распределения товаров выступает доказательством существования еще одной значительной проблемы. Особенно актуальной проблема работы предприятия на внешних рынках выглядит для экономики Республики Беларусь, поскольку в условиях обостряющейся конкуренции и заполнения товарных рынков недорогой азиатской продукцией реализация товаров белорусских производителей для многих отечественных предприятий становится весьма затруднительной.
Актуальность данной проблемы для экономики Республики Беларусь стала определяющим фактором при выборе темы дипломного проекта.
Объектом исследования дипломного проекта является республиканское унитарное производсвенное предприятие «Белорусский автомобильный завод».
Предмет исследования - маркетинговая деятельности экспортоориентированного предприятия на внешних рынках.
Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности РУПП «БелАЗ» на внешних рынках.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно выделить следующие задачи дипломного проекта:
- изучение особенностей деятельности экспортоориентированных предприятий;
- определение понятия и сущности внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики;
- исследование роли стратегии маркетинга в деятельности экспортоориентированных предприятий;
- изучение форм и методы маркетинга внешних рынков в современных условиях;
- анализ основных технико-экономических показателей работы РУПП «БелАЗ»;
- анализ внешних рынков сбыта и работы на них РУПП «БелАЗ»;
- проведение анализа эффективности маркетинговой деятельности на предприятии
- изучение стратегии маркетинга на РУПП «Белорусский автомобильный завод»
- разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинга внешних рынков РУПП «БелАЗ».
В процессе написания дипломного проекта были рассмотрены теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия; проведен анализ основных технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности РУПП «БелАЗ»; проведен анализ основных тенденций на зарубежных рынках сбыта продукции РУПП «БелАЗ»; проведен анализ эффективности маркетинговой деятельности РУПП «БелАЗ» на зарубежных рынках; разработаны рекомендации по совершенствованию работы РУПП «БелАЗ» на внешних рынках, связанные с улучшением маркетинговой деятельности РУПП «БелАЗ» на внешних рынках.
При написании дипломного проекта использованы методы логического обобщения материала, сравнительного анализа, графический, табличный, экономико-статистический методы, использование приемов группировки показателей и аргументации выводов и предложений.
Информационной базой работы являются информационно-аналитические материалы отечественных и зарубежных авторов, научные публикации по данной проблематике, различные формы финансовой, бухгалтерской и другой отчетности предприятия. Основным источником практического материала, использованного при написании дипломной работы, являются отчетные данные РУПП «БелАЗ».
1. Особенности деятельности экспортоориентированных предприятий

1.1. Деятельность предприятий на внешних рынках


Внешнеэкономическая деятельность - это практическое осуществление хозяйствующими субъектами одного государства экономических связей с хозяйствующими субъектами других государств [3, c. 7].
Внешнеэкономическая деятельность - это прежде всего производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, и потому не может быть предметом деятельности государственных органов власти и управления. ВЭД - часть рыночной сферы, она основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.
Таким образом, можно сказать, что внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций.
В отличие от внешнеэкономических связей, внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне первичных производственных звеньев (фирмы, предприятия, организации и другие субъекты хозяйствования) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортных сделок, определении цены и стоимости товара, объемов, условий и сроков поставки и является частью их производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета, финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Такие принципы построения внешнеэкономической деятельности предполагают ответственность предприятия за ее результаты как в части экспортных поставок, так и импортных закупок, необходимых для совершенствования производства, его технической реконструкции, развития импортозамещающих производств. Внешнеэкономическая деятельность предприятия может осуществляться в различных формах.
Во-первых, по масштабам географии охвата рыночной территории это может быть:
1. Экспортная деятельность
2. Импортная деятельность
3 Внешнеторговая деятельность
4. Внешнеэкономическая деятельность, которая включает вывоз/ввоз капитала в форме прямых и портфельных инвестиций;
5 Международное научно-техническое сотрудничество
6. Строительство объектов за рубежом
7. Инжиниринговые и консалтинговые услуги и другие виды деятельности, включая объекты капитального строительства (комплексные поставки)
8. Встречные сделки, включая компенсационные, , товарообменные (бартерные) сделки, сделки на основе давальческого сырья (толлинг)
9. Биржи, аукционы, торги
10. Операции, связанные с международной производственно-сбытовой кооперацией, участием в консорциумах и т.д.
11. Участие в операциях на иностранных фондовых и валютных рынках
12. Создание совместных предприятий в Республике Беларусь и за рубежом
13. Международная экономическая деятельность (организация бизнеса за рубежом в форме открытия филиалов, собственных предприятий).
Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по видам внешнеторговых операций:
- Несвязанные операции;
- Встречные операции.
В-третьих, внешнеэкономическая деятельность может быть классифицирована по сферам (объектам) внешнеторговых операций:
- Экспорт/импорт сырьевых товаров;
- Экспорт/импорт машинотехнических товаров и т.д. [17, c. 19]
Основа внешнеэкономической деятельности предприятия - экспортно-импортная деятельность в области внешней торговли.
Фирма или организация может управлять своей внешнеэкономической деятельностью, используя шесть основных функций управления:
1. Планирование - составление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработка бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов
2. Организация - создание (формирование) организационных подразделений фирмы для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью, определение форм и методов подготовки и реализации внешнеэкономической связей
3. Координация и согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями фирмы с целью не допускать противоречий в решениях и обеспечивать слаженность и оптимизацию всей работы
4. Учет результатов и оценка эффективности внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров по всей номенклатуре выпускаемой продукции, по регионам, по видам операций (экспорт/импорт) и т.д.
5. Контроль внешнеэкономических операций (как в оперативном, так и в стратегическом режиме - текущий мониторинг за ходом реализации и контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности и организация проведения соответствующих ревизий по воплощению внешнеэкономических и маркетинговых стратегий в жизнь
6. Обеспечение информационной системы обслуживания внешнеэкономической деятельности фирмы за счет внедрения информационных систем управления, использование сети Интернет и др. для создания банка данных внешнеэкономической информации. В настоящее время в этих целях успешно используется целый ряд информационных систем управления, таких как MIS- Management Information System, DSS- Decision Support System, MDSS - Marketing Decision Support System, MSM - Market Selection Model и др.
Наряду с основными функциями управления, можно выделить специфические функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия:
1. Аналитическая, которая предполагает изучение международной рыночной среды, конъюнктуры отдельных зарубежных рынков, предложений/запросов потребителей зарубежных рыночных сегментов.
2. Товарно-производственная - совершенствование и адаптация товара к условиям местных рынков.
3. Сбытовая, предполагающая организацию сбытовой сети за рубежом для продвижения товаров на экспорт.
4. Осуществление определенной ценовой политики, проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д. [30, c. 97]
Внешнеэкономические службы предприятия строятся на двух уровнях:
- высший - в виде центральных служб стратегического управления внешнеэкономической деятельностью;
- низовой - в виде отделов оперативной работы.
В практике организации внешнеэкономических служб предприятия встречаются пять основных типов структур построения. Для низового уровня характерны следующие структуры линейно-функционального характера:
1. По видам (функциям) внешнеэкономической деятельности.
Как правило, такую структуру имеют небольшие по размерам фирмы, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и их сегментов, которые отличаются определенной однородностью, стабильностью и незначительной емкостью.
Такая структура подходит для фирм, производящих стандартные, не индивидуализированные товары, которые не требуют значительной модификации в зависимости от различного предъявляемого к ним на разных зарубежных рынках спроса, о также не являются объектом активного воздействия научно-технического прогресса и т.д.
Недостатки такого рода структур следующие:
- отсутствие специальных подразделений по видам товаров, что затрудняет управление процессом разработки нового товара, замедляет инновации;
- отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам, что приводит к замедлению реакции на изменения спроса на зарубежных рынках;
- усложнение решения вопросов финансирования внешнеэкономической деятельности предприятия в целом и отдельных внешнеэкономических проектов.
2. По товарно-отраслевому принципу.
Такую структуру имеют фирмы, выпускающие и/или экспортирующие продукцию широкого ассортимента с различной технологией изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инноваций. Они, как правило, специализируются на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера.
К недостаткам такой структуры можно отнести:
- чрезмерную технологическую ориентацию фирмы при поставке товаров за рубеж;
- трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта;
- сложность проведения комплексной региональной политики;
- утяжеление структуры за счет многочисленных товарных отделов;
- ослабление координационных связей по функциям, их дублирование и неоправданное дробление;
- усложнение общего стратегического управления.
3. По географическому принципу.
Такая структура имеет наибольшее распространение при организации внешнеэкономической деятельности фирмы. Она позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию фирмы, добиваться чуткого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Такая структура подходит для фирм, продающих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на различных зарубежных рынках, способных взаимно заменять и/или дополнять друг друга. Товары этих фирм не должны быть подвержены резким колебаниям конъюнктуры рынка, особенно спроса на нем, и отличаться сезонностью продаж. Они должны продаваться через широкую сбытовую сеть посредников.
Среди недостатков такой структуры можно выделить следующие:
- децентрализация и дублирование ряда функций в управлении;
- снижение координации внешнеэкономической работы по товарам и функциям;
- отсутствие эффективности продаж для наукоемких товаров и услуг фирмы за рубежом.
4. По группам потребителей или рыночным сегментам.
Такая структура рассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей, повышая степень их обслуживания, обеспечивает долговременность связей с партнерами и оптимизирует прибыль.
5. Матричная структура построения в большей степени связана с построением центральных служб управления внешнеэкономической деятельностью. Ее основными недостатками являются косность и консервативность в принятии решений, неспособность обеспечения мобильной адаптации к новым условиям функционирования зарубежных рынков [23, c. 24].
Как правило, на практике происходит комбинирование различных типов структур и формирование уникальных, оригинальных структур управления фирмой.
При построении структуры управления внешнеэкономической деятельностью фирмы необходимо соблюдение следующих принципов организационной оптимизации:
1. Гибкость, мобильность и адаптивность системы организации внешнеэкономической деятельности (например, создание временных творческих коллективов для выполнения конкретной задачи, проекта и т.д.)
2. Относительная простота структуры (без дублирования функций)
3. Соответствие специфике ассортимента товаров
4. Соответствие специфике внешних рынков.


1.2. Стратегия маркетинга в деятельности экспортоориентированных предприятий


Маркетинговая стратегия - комплекс средств (теоретических и практических) достижения главной цели: завоевания и сохранения устойчивого конкурентного преимущества фирмы на рынке [2, c. 209].
Принципы разработки маркетинговых стратегий (по И. Ансоффу)
- установление общих направлений роста и укрепления позиций фирмы в соответствии с ее миссией;
- определение возможностей и разработка проектов и методов их реализации;
- создание «обратной связи», определяющей гибкость действий и возможность их коррекции.
Содержание маркетинговых стратегий (по Р. Уинсли)
- создание условий преимущества фирмы в целом;
- создание товарных и потребительских преимуществ;
- создание преимуществ взаимодействия фирмы с внешней средой.
При разработке стратегии выхода на международный рынок предприятие должно четко представлять:
- какие преимущества обеспечат ему конкретные позиции на рынке?
- будут ли эти преимущества приняты потребителям?
- сможет ли предприятие пользоваться этими преимуществами длительное время?
Традиционным подходом в понятии разработки маркетинговой стратегии является модель «стратегического треугольника»: взаимодействия фирмы, потребителя и конкурентов [18, .c 349].


Для выявления конкурентных преимуществ необходимо анализировать систему взаимодействия фирмы, потребителя, конкурентов и каналов распределения, т. е. «сети отношений» в системе «стратегического треугольника».
Этапы реализации маркетинговой стратегии:
1) процесс стратегического планирования (т. е. систематизированный логический процесс, основанный на искусстве прогнозирования (от базовых до функциональных проектов) деятельности и ее результатов);
2) процесс стратегического управления (т. е. целенаправленный процесс реализации расчетов, выбора альтернатив с учетом изменения обстоятельств) [22, .c 419].
Выход фирмы на международные рынки предполагает сочетание универсальных и частных стратегий международного маркетинга.

Таблица 1.1 - Виды стратегий международного маркетинга
Универсальные (касаются решения общих проблем работы на внешних рынках) - экспорт - универсальная стратегия выхода на международные рынки посредством реализации товаров за рубежом страны-производителя; - совместная деятельность (совместные предприятия) - универсальная стратегия выхода на международные рынки посредством соединения усилий фирмы с предприятиями страны-партнера; - прямое владение - универсальная стратегия выхода на международные рынки посредством полного осуществления и контроля международной деятельности предприятия
Частные (касаются решения отдельных проблем работы на внешних рынках) - продуктовые - стратегии, направленные на разработку групп (видов) продукции, позволяющих привлечь покупателей на отдельных рынках или сегментах; - ценовые - стратегии, направленные на манипуляцию цен в период проникновения на зарубежные рынки и удержания их; - коммуникационные - стратегии, направленные на разработку средств и способов обеспечивающих поддержку деятельности предприятия и создание его имиджа через связь с потребителями; - дистрибьюционные - стратегии, направленные на разработку и реализацию способов продвижения и сбыта продукции покупателю

Экспорт - вывоз продукции (товаров, услуг) для ее реализации на внешних рынках [28, c. 36].
Экспорт является одной из универсальных стратегий международного маркетинга, определяющей начальную стадию вовлечения (проникновения) в международный бизнес, целью которой является реализация продукции и создание базовых позиций международного маркетинга.
Экспортная квота - установленный объем поставок на экспорт определенной продукции.
Экспортный контроль - система организационных и правовых мер по осуществлению экспорта продукции (проверка, оценка, ограничение, запрет и т. д.).

Таблица 1.2 - Классификация экспорта
характеристики По форме
пассивный активный
– нерегулярная реализация продукции; – инициатива импортера; – узость рынка; – реализация излишков внутреннего рынка – регулярная реализация продукции; – инициатива экспортера; – расширенность рынка; – усложнение маркетинга (обработка рынка; продвижение, дистрибьюция)
характеристики По способу
косвенный прямой
– реализация продукции через услуги независимых посредников или внешнеторговых фирм; – невысокие риски; – незначительные затраты – самостоятельная реализация продукции (через коммивояжеров, экспортные отделы и т. д.); – возрастание рисков; – возрастание затрат на поиск и изучение рынков, продвижение и реализацию продукцию

Задачи маркетолога в осуществлении экспорта:
- минимизировать затраты на изменении товарного ассортимента и продвижении продукции (модификация упаковки, этикеток, каталогов и т. д.);
- минимизировать затраты на дополнительную обработку рынков, на дистрибьюцию и реализацию продукции;
- минимизировать изменения в структуре и организации маркетинговых служб;
- осуществить перераспределение капитала в связи с ориентацией на международный маркетинг.
Совместное предприятие - интеграционно-хозяйственная деятельность бизнес-партнеров двух или более стран по созданию, обращению, продвижению, реализации и сервисному обслуживанию продукции на основе международной кооперации труда.
Совместная деятельность является одной из универсальных стратегий международного маркетинга, определяющей стадию роста в международном бизнесе, целью которой является партнерство и освоение зарубежных рынков.
Основные мотивы выбора партнеров по совместной деятельности

Для иностранных партнеров - новые рынки сбыта; - освоение производства новых товаров (услуг) с использованием местных природных и кадровых ресурсов; - укрепление позиций на перспективном сегменте рынка; - приобретение новой технологии Для отечественных предпринимателей - возможность выхода на международные рынки, освоенные партнером; - развитие новых отраслей производства; - стабилизация финансовых ресурсов; - приобретение новых технологий и опыта управления

Рисунок 1.2 - Схема мотиваций выбора партнеров по СП

Классификация совместной деятельности (совместных предприятий):
- по форме собственности партнеров: партнеры с частным капиталом, партнеры с частным и государственным капиталом; партнеры с участием капитала международных и национальных организаций;
- по доле участия партнеров в капитале: паритетное (равное) участие, долевое (больше / меньше) участие;
- по местонахождению и принадлежности партнеров к типу экономических систем: промышленно-развитые, промышленно-развивающиеся, экспортеры сырья и т. д.;
- по виду деятельности: закупочные, производственные, сбытовые, комплексные, научно-исследовательские и т.д.;
- по характеру: экспортная кооперация, лизинг (франчайзинг), лицензирование, управление по контракту, производство по контракту, совместное владение [33, c. 406].
Экспортная кооперация - добровольное сотрудничество юридически и экономически самостоятельных партнеров в области экспорта на основе заключенного между ними договора.

Таблица 1.3 - Виды экспортной кооперации
Виды Характеристики
Функциональная экспортная кооперация Основана на совместном выполнении определенных маркетинговых функций
По типу сотрудничества и характеру задач
По характеру контракта узкая широкая
свободная организация и участие в ярмарках, выставках информационная и рекламная деятельность
жесткая деятельность в сфере услуг, сбыта деятельность в сфере материально-технического обеспечения
Инструментальная экспортная кооперация Основана на совместном применении определенных маркетинговых методов: обмен опытом, информацией (например, симпозиумы, форумы, конференции, стажировки, совместные проекты)
Институциональная экспортная кооперация Основана на сотрудничестве самостоятельных в правовом отношении фирм в форме завершенных организаций (например, предприятия розничной торговли, транспортные предприятия и т.д.)

Лизинг - форма сотрудничества по предоставлению (получению) аренды в производственных (сбытовых) целях с сохранением права собственности арендодателя до конца сделки.
Франчайзинг - льготная форма лизинга (чаще всего предполагает постоплату дотационного сырья готовой продукцией) [34, c. 78].
Виды лизинга:
- в зависимости от сроков: оперативный (краткосрочный), с неполной амортизацией; финансовый (долгосрочный), с правом опциона, т. е. выкупа или продления;
- по характеру собственности: групповой (акционерный), возвратный, чистый;
- по характеру рынка: экспортный / импортный, транзитный, прямой (без посредничества), косвенный (с участием посредников);
- по отношению к налогам и форме взаимных расчетов: льготный (франчайзинг), не льготный.
Особенности лизинга:
- участие трех юридических сторон (лиц) (арендатора, арендодателя, владельца собственности);
- взаимоотношения сторон строятся на основе договора;
- риски, обслуживание, ремонт осуществляется за счет арендатора;
- предусмотрен опцион (выкуп) [30, c. 137].
Лизинг - вид совместной деятельности в осуществлении стратегии международного маркетинга
Лицензирование - форма контроля государством бизнес деятельности.
Лицензинг - форма совместного предприятия, основанная на продаже прав на осуществление хозяйственной деятельности или использование ценностной значимости (торговой марки, брэнда и т. д.).
Лицензия - разрешение (документ) на использование юридическим лицом права хозяйственной деятельности.
Лицензионное соглашение - соглашение о передаче прав на использование лицензий, изобретений («ноў-хаў»), торговой марки, производственной и коммерческой информации.
Особенности лицензирования:
- специфика лицензионного объекта;
- фиксированность (ограничение) видов применения лицензирования (а именно: владение, пользование и т. д.);
- ограниченность в сроках;
- взаимоотношения сторон строятся на договорных началах между лицензиаром (оферентом) и лицензиатом;
- взаимовыгодность: для лицензиара - расширение деятельности (возможностей рынка) с минимальным риском; для лицензиата - «стартовая помощь»;
- риск создания конкурента в лице лицензиата.
Лицензинг - вид совместной деятельности в осуществлении стратегии международного маркетинга.
Управление по контракту (management contracting) - форма совместного предприятия, при которой экспортируются (импортируются) управленческие услуги или зарубежному партнеру предоставляются права на руководство [19, c. 132].
Особенности управления по контракту:
- чаще используются в странах, обладающих капиталом, но ограниченных в кадровом (профессиональном) ресурсе;
- предусматривается обучение местного персонала;
- деятельность ограничена во времени.
Производство по контракту (contract manufacturing - подрядное производство) - форма совместного предприятия, основанная на производстве продукции одним из партнеров, приобретение которой гарантируется другим партнером (например, изготовление деталей, узлов, комплектов, сборка и монтаж конструкции).
Особенности производства по контракту:
- экономия сырья;
- низкие издержки фонда оплаты труда;
- снижение себестоимости продукции;
- использование имиджа страны, фирмы;
- создание рабочих мест.
Управление и производство по контракту - виды совместной деятельности в осуществлении стратегии международного маркетинга.
Предприятие совместного владения - форма совместного предприятия, которым владеют и управляют вкладчики (пайщики), на основе совместного раздела прибыли (убытков) и рисков.
Смешанное владение (mixed companies) - форма совместного владения, применяющаяся в торгово-сбытовой деятельности СП.
Объединенное владение (joint venturies) - форма совместного владения, применяющаяся в СП, основанных на производственной деятельности.
Особенности предприятий совместного владения:
- оказываются необходимыми и желательными как по экономическим, так и по политическим соображениям;
- партнеры рискуют разойтись во мнениях относительно принципов деятельности (капиталовложений, маркетинга и т. д.), что приводит к распаду и самоуничтожению предприятия (фирмы) [21, c. 239].
Предприятие совместного владения - вид совместной деятельности в осуществлении стратегии международного маркетинга.
Прямое владение (прямое инвестирование) - вложение капитала в создание за рубежом собственных предприятий с полным контролем над ними.
Прямое инвестирование является одной из универсальных стратегий международного маркетинга, определяющей стадию зрелости в международном бизнесе, целью которой является максимизация прибыли и расширение рынка, а также достижение долгосрочной конкурентности за счет укрепления имиджа.
Инвестор - юридическое лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в бизнес под собственную ответственность с целью получения прибыли.
Инвестиционная политика - определение наиболее приоритетных направлений капиталовложений, от которых зависит повышение эффективности экономики, обеспечение наибольшего прироста продукции и дохода на единицу затрат.
Инвестиционная компания - разновидность кредитно-финансового института, который аккумулирует денежные средства инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг (обязательств) и помещает их в акции и облигации предприятий.
Инвестиционное сотрудничество - вид международных экономических отношений, целью которых является рациональное распределение ресурсов, достижение государствами (фирмами) высоких экономических результатов за счет использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновления технологической структуры общественного производства.
Особенности инвестирования:
- использование льгот страны-партнера наряду с полной ответственностью инвестора за риски;
- увеличение прибыли наряду с ростом издержек;
- достижение устойчивого конкурентного положения в соответствии с долговременными планами развития;
- создание рабочих мест и установление более глубоких отношений в стране-партнере (с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами);
- использование более дешевых ресурсов страны-партнера.
Частные стратегии международного маркетинга представлены в таблице 1.4.
Частные стратегии международного маркетинга касаются решения отдельных проблем работы на внешних рынках в соответствии с условиями и требованиями целевых сегментов.


Таблица 1.4 - Частные стратегии международного маркетинга
Виды Содержание Направление деятельности
1. Продуктовые Разработка и производство продукции, позволяющей привлечь целевой сегмент потребителей – простое расширение (основано на производстве товара (групп, ассортиментных линий) в неизменном виде для внутреннего и внешнего рынка); – адаптация (основана на приспособлении продукции, внесении изменений в соответствии с предпочтениями внешнего целевого рынка); – «обратное изобретение» (основано на производстве более простого (упрощенного) продукта для внешнего рынка, чем для внутреннего); – новые изобретения - диверсификация (основаны на разработке товаров специально для внешних рынков)
2. Ценовые Ценообразование и манипуляция ценой с целью удержания целевого сегмента рынка – ценовое позиционирование, обращенное на целевой сегмент (сегменты); – конкурентные цены, основанные на ценовой, неценовой и скрытой ценовой конкуренции; – ценовая очередность в зависимости от стадии проникновения на зарубежный рынок и ЖЦТ; – ценовая динамика, направленная на сохранение объемов продаж; – дифференциация цен в зависимости от регионов
3. Коммуникационные Разработка средств и способов, обеспечивающих поддержку деятельности предприятия и его связи с потребителями – стандартизированные (единые для всех целевых сегментов); – нестандартизированные (предусматривающие специфику каждого целевого сегмента); – комбинированные (охватывающие все виды: рекламу, пропаганду, прямую продажу, связь с общественностью и стимулирование сбыта, но предусматривающие ответную реакцию отдельных сегментов потребителей.)
4. Дистрибьюционные Разработка и реализация механизмов продвижения и сбыта продукции потребителю – прямая (без посредников); – косвенная (через посредников)

Освоение зарубежного рынка характеризуется неопределенностью, связанной с восприятием товара потребителем, окончательными размерами ранка, будущими производственными технологиями и возможностями снижения себестоимости, особенностями, структурой и действиями конкурентов.
Изучение микро- и макросреды международного маркетинга на целевом рынке является основой для принятия решения о выходе на зарубежный рынок.
Планирование освоения зарубежного рынка:
1) Определение цели (разработка маркетинговой программы в соответствии с миссией предприятия, обоснование цели и плана маркетинга).
2) Осуществление анализа маркетинговой среды (изучение среды международного маркетинга на зарубежном целевом рынке и внутрифирменных возможностей).
3) Разработка стратегии проникновения на зарубежный рынок и тактики его освоения.
4) Оценка рисков и затрат.
5) Разработка альтернативных вариантов [27, c. 205].


Процесс освоения зарубежного рынка представляет собой маркетинговое управление, основанное на превращении информации в понимание, понимания - в идеи, идей - в планы, планов - в реальность, эффективные программы и прибыль.


1.3. Показатели эффективности маркетинговой деятельности


Определение эффективности маркетинговых мероприятий имеет очень важное значение, особенно на стадии принятия решения о проведении конкретного мероприятия. Здесь возникает вопрос о методиках определения эффективности маркетинговых мероприятий на стадии планирования.
Проблема определения экономической эффективности маркетинговой деятельности преследует две цели:
- обосновать эффективность маркетинговой деятельности на стадии разработки или принятия решения; выбор оптимального варианта;
- определение конечной эффективности маркетинговой деятельности после окончания определенного периода времени, исходя из фактически достигнутых результатов [31, c. 211].
Определение экономической эффективности маркетинговой деятельности необходимо также для того, чтобы выявить факторы, влияющие на показатель эффективности маркетинговой деятельности, их взаимозависимость, если она есть, характер их влияния на показатель эффективности, выявить резервы повышения эффективности.
Факторы, их классификация, взаимосвязь, влияние на прибыль изображены на рисунке 1.4. Так как прибыль от реализации продукции тесно связана с показателем объема реализации продукции, на схеме изображена связка показателей прибыль - объем продаж.
Чтобы определить эффективность маркетинговой деятельности на предприятии, необходимо:
В процессе разработки плана маркетинга определить критерии, относительно которых будет осуществляться измерение процесса в реализации плана маркетинга (контроль результатов маркетинговой деятельности).


Рисунок 1.4 - Схема основных факторов микро- и макросреды, в которых функционирует фирма и которые влияют на конечный результат работ........


Список использованных источников


1. Акулич, И. Л. Международный маркетинг : учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / И. Л. Акулич. - Изд. 2-е. - Минск : БГЭУ, 2007. - 495 с.
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. / И. Л. Акулич. - Изд. 4-е, перераб. - Минск: Вышэйшая школа, 2005. - 463 с.
3. Алехнович, Альберт Владимирович. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : практикум / А. В. Алехнович. - Минск : Дикта, 2007. - 248 с. : ил.
4. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Л.Л. Ермолович. - Мн.: Интерпрессервис, 2001. - 576 с.
5. Анохина, Н.Н. Повышение эффективности рекламной деятельности на предприятии // Веснiк БДЭУ. - 2008. - № 1. - С. 28-35.
6. Ахрамович, А. О рекламе и не только // Главный бухгалтер. - 2006. - № 29. - С. 79-80.
7. Бабосов, Е.М. Возможности и способы управленческого воздействия на поведение потребителей // Экономика и управление. - 2007. - № 4. - С. 3-12.
8. Багиев, Г. Л. Международный маркетинг : учебник для вузов / Г. Л. Багиев, Н. К. Моисеева, В. И. Черенков. - Изд. 2-е. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 688 с.
9. Байш, Л. Торговля напрямую снимет с государства груз мелочных работ // Дело (Восток+Запад). - 2001. - №11. - С.14-15
10. Барташевич, А. Выставки - двигатель торговли // Директор. - 2008. - № 5. - С. 16-17.
11. Батрова, Т.А. Государственное регулирование торговой деятельности // Внешнеторговое право. - 2007. - № 1. - С. 23-24.
12. БелАЗ движется без остановок // Финансы, учет, аудит. - 2008. - № 4. - С. 7-8.
13. Бехтерев, Ю. Экспорт - бег с барьерами / Турбан Г., Медведев В., Мацкевич В., Кудасов А., Бадей В. // Директор. - 2008. - № 9. - C. 30-32.
14. Вишняков В.А. Информационный менеджмент. В 8 ч. Ч. 4. Основы электронного бизнеса и коммерции. - Мн.: Изд-во МИУ, 2004. - 255 с.
15. Вишняков В.А. Информационный менеджмент. В 8 ч. Ч. 6. Распределение БД в экономике и управлении. - Мн.: Изд-во МИУ, 2003. - 255 с.
16. Вишняков В.А. Информационный менеджмент. В 8 ч. Ч. 8. Информационное обеспечение и Интернет-маркетинг. - Мн.: Изд-во МИУ, 2006. - 237 с.
17. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : англо-русский словарь-справочник : учебное пособие / [Г. Д. Гордеев [и др.] ; под ред. Л. Е. Стровского. - Москва : Юнити, 2002. - 510 с.
18. Годин А. М.. Маркетинг: учебник / А. М. Годин. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2007. - 756 с.
19. Голубкова, Е. Н. Международный маркетинг : учебно-методическое пособие / Е. Н. Голубкова, М. Э. Сейфуллаева. - Москва : Дело и Сервис, 2008. - 256 с.
20. Карасева, В. Комплекс маркетинга в интернет-бизнесе // Маркетинг. - 2008. - № 2. - С. 117-124.
21. Карпова, С. В. Международный маркетинг : учебное пособие / С. В. Карпова ; Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Экзамен, 2005. - 288 с.
22. Классика маркетинга. Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг: [перевод с английского] / сост. Б. М. Энис, К. Т. Кокс, М. П. Моква; [под ред. Ю. Н. Каптуревского]. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 746 с.
23. Корешков, В. Пропуск на внешние рынки / Корешков В. // Экспорт и импорт. - 2004. - №3. - С.24-25.
24. Любушин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Н.П.Любушин, В.Б.Лещева, В.Г.Дьякова; Под ред. проф. Н.П.Любушина. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 471 с.
25. Ляхорская, Т. Опыт западных маркетологов и реалии рекламы в Интернете // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 6. - С. 125-127.
26. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / [А. Я. Якобсон [и др.] ; под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. - Изд. 2-е, стер. - Москва: Омега-Л, 2007. - 476 с.
27. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин [и др.]; Под ред. Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 631с.
28. Овечкина, О. М. Международный маркетинг : курс лекций / О. М. Овечкина ; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск : [б. и.], 2005. - 123 с.
29. Романова, М. Экспорт товаров: новые возможности // Валютное регулирование и ВЭД. - 2009. - № 2. - С. 23-27.
30. Соркин, С. Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Экономика и управление : учебное пособие для учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С. Л. Соркин. - Минск : Современная школа, 2006. - 283 с.
31. Стариков, В. Я. Стратегический маркетинг. Политика товародвижения: учебно-методический комплекс: в 2 ч. / В. Я. Стариков, С. Г. Щербаков; [Минский институт управления]. - Минск: Издательство МИУ, 2006. - 244 с.
32. Характеристика и анализ рынков сбыта карьерной техники - справочная информация РУПП «БелАЗ» для внутреннего пользования / УГК РУПП «БелАЗ» - Жодино, - 30 с.
33. Черенков, В. И. Международный маркетинг : Учеб. пособие для вузов / В.И. Черенков ; Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права. - СПб. : ИВЭСЭП, 2003. - 848 с.
34. Черченко, Н. В. Маркетинг: курс лекций / Н. В. Черченко, А. И. Терешков, К. В. Величкович. - Минск: РИВШ, 2008. - 128 с.
35. Экспорт- критерий конкурентоспособности / Русецкий А.М. А.М. Русецкий // Беларуская думка. - 2005. - №1. - С.52-58.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.