На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Классификация территорий под застройку коттеджного поселка Богатое Богатовского района Самарской области

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 13.3.2014. Сдан: 2012. Страниц: 141. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


содержание


введение 4
1 теоретические аспекты классификации
территорий 9
1.1 Характеристика городских земель и их классификация в России 9
1.2 Характеристика градостроительной деятельности. Сущность
зонирования городских территорий 12
1.3 Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и
правовое значение 15
2 классификация рынка малоэтажного жилья 30
2.1 Общая характеристика рынка загородного жилья 30
2.2 Классификация загородных объектов 32
2.3 Обзор рынка пригородных поселков Самары 38
2.4 Анализ площадок и направлений для застройки поселков 48
3 характеристика территории сельского поселения
Богатое Богатовского района Самарской области 52
3.1 Общая характеристика территории с.п.Богатое 52
3.2 Существующее функциональное зонирование территории 55
3.3 Современное использование территории и анализ градостроительной ситуации сельского поселения Богатое 64
3.4 Инженерное оборудование территории 67
4 проект застройки коттеджного поселка 75
4.1 Обоснование выбора строительной площадки и объекта для
строительства: 75
4.2 Производственный план 80
4.3 Инвестиционный план 85
4.4 Финансовый план 90
4.5 Показатели эффективности инвестиционного проекта 90
4.6 Анализ рисков 93
4.7 Архитектурное решение 96
5. Экологическая концепция функционального
зонирования территории 107
5.1 Мероприятия по охране природы при осуществлении проекта
разработки коттеджного поселка в с.п. Богатое 121
заключение 124
список используемой литературы 128
приложения 132
введение

Функционирование и развитие пригородных территорий связано с особенностями использования их материальных, финансовых, земельных и других ресурсов. Проблемы использования территорий пригородной зоны в значительной степени обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей города. Основные проблемы заключаются в неоднозначности содержания понятия пригородной зоны, неопределенности размеров и границ зоны, самого термина «пригородная зона», особенностях регулирования отраслевого перераспределения земельных ресурсов, рынка земли и иной недвижимости. Являясь неотъемлемой частью города, пригородная зона выполняет ряд важных народнохозяйственных функций.
Формирование территорий поселений в пригородной зоне обусловлено наличием влияния города, вызывающего качественные изменения в расселении, экономике, производстве, экологической обстановке и др. сферах. При этом нет реального представления о том, как протекают данные процессы, их интенсивность, масштабность.
Представляется, что создание поселений в пригородной зоне следует начать с определения ее размеров, рассмотрения основных противоречий и проблем использования территорий, связанных с удовлетворением потреб-ностей города. Работы по изучению пригородных зон в настоящее время ориентированы, главным образом, на организацию и совершенствование пригородного сельскохозяйственного производства, оставляя за рамками исследования вопросы установления размеров пригородных зон. Отсутствует адекватная действительности методика выделения пригородной зоны и формирования поселений в ней, где была бы отражена специфика пригорода.
Решению различных проблем затронутых вопросов посвятили научные труды Е.Г. Анимица, А.А. Артеменко, Р.В. Бабун, В.Р. Беленький, Н.Н. Бурихин, А.А. Варламов, С.Н. Волков, А.Р. Глазун, В.Г. Давидович, А.Л. Желясков, В.А. Каменский, А.П. Кузнецов, Г.А. Кузнецов, Н.А. Кузнецов, Ю.М. Роготнев, А.В. Севостьянов, М.Д. Спектор, М.А. Сулин, С.А. Удачин, С.Д. Черемушкин, А.Н. Морыганов, Г.А. Ковалев, С.А. Ковалев, М.О. Хауке, Б.С. Хорев и другие.
Изменившиеся условия, связанные с реформированием местного самоуправления, земельно-имущественных отношений, преобразованием уклада жизни населения, требуют детальных исследований и дополнений теоретических и методологических основ. Необходимость разработки научно-обоснованного методического подхода к формированию территорий поселений, учет особенностей развития муниципальных образований, вызванный влиянием города обусловили актуальность темы дипломной работы.
Градостроительное зонирование - это правила землепользования и застройки, включающие в себя порядок их применения, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
По существу, градостроительное зонирование земель муниципального образования - это базовый юридический инструмент регулирования отношений по поводу использования и строительного обустройства земельных участков и иных объектов недвижимости в условиях рынка.
В основе градостроительного зонирования лежит разделение земель на определенное число территориальных зон с фиксированными границами. Поэтому в правилах землепользования и застройки для всех территориальных зон и соответственно для каждого земельного участка, расположенного в этих зонах, устанавливаются градостроительные регламенты использования и строительного изменения недвижимости, а также виды разрешенного использования объектов недвижимости и земельных участков.
В данном дипломе будет рассмотрена классификация территорий под застройку коттеджного поселка.
В последнее время все большую популярность среди жителей мегаполисов приобретает загородная недвижимость, в частности коттеджные поселки. Основной мотив приобретения загородной недвижимости - это тяга к несравнимо большему комфорту проживания, к большей уединенности и экологичности. В этом и заключается актуальность выбранной темы дипломного проекта.
При подготовке проекта застройки коттеджного поселка не-обходимо, прежде всего, проанализировать месторасположение предполагаемого к застройке земельного участка. На данном этапе нужно рассмотреть наличие необходимых коммуникаций на участке строительства, а в случае их отсутствия оценить возможности их проведения. Кроме того, нужно оценить удаленность земельного участка от основных транспортных магистралей, а также уровень развития инфраструктуры на территории, прилегающей к участку строительства. Оценка месторасположения участка для строительства коттеджного поселка является важным этапом в процессе подготовки бизнес-плана, так как цены на коттеджи во многом зависят от данного фактора.
Разработка проекта застройки коттеджей предусматривает также изучение рынка жилой загородной недвижимости, что необходимо для определения уровня цен, динамики спроса и предложения. Информация, полученная в ходе маркетингового исследования рынка загородной недвижимости, должна быть использована для определения концепции строительства коттеджного поселка и разработки ценовой политики. Необходимо отметить, что бизнес-план должен предусматривать создание в поселке не только жилых домов, но и различных объектов социальной, культурной и развлекательной индустрии.
Важной составляющей плана застройки коттеджного поселка является оценка инвестиционных расходов. К данным расходам относятся затраты на получение всей исходно-разрешительной и проектно-сметной документации, строительство коттеджей и прочих объектов на территории поселка, проведение необходимых коммуникаций, расходы на благоустройство территории. Кроме того, необходимо учесть расходы на поиск и заключение договора с управляющей компанией, если функции управления построенным поселком будут переданы сторонней организации.
План застройки должен включать в себя анализ воздействия на окружа-

ющую среду. Необходимо оценить степень влияния на внешнюю среду, а также описать мероприятия, направленные на минимизацию возможного ущерба.
Завершающим этапом при подготовке проекта застройки коттеджного поселка является расчет финансово-экономических показателей проекта. В данной части должно быть представлено описание всех предпосылок, используемых при проведении расчетов. Здесь же приводится информация о структуре финансирования проекта.
Важной составляющей является анализ рисков строительства, так как под воздействием различных факторов возможно отклонение реальных показателей проекта от планируемых. В этом случае важно оценить, какой из факторов окажет наиболее сильное влияние на эффективность проекта. Среди наиболее значимых рисков при реализации проектов строительства коттеджей можно назвать риск снижения стоимости кв.м. коттеджа, а также резкое увеличение расходов на строительство.
Целью дипломной работы является классификация территорий под застройку коттеджных поселков.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты классификации территорий, а именно:
~ характеристику городских земель и их классификацию в России;
~ характеристику градостроительной деятельности и сущность зонирования городских территорий;
~ виды и правовое значение зонирования территорий городских и сельских поселений;
- проанализировать рынок загородного жилья в Самаре;
- провести зонирование территорий сельского поселения Богатое Богатовского района Самарской области с целью разработки бизнес-плана по постройке коттеджного поселка;
- разработать проект застройки коттеджного поселка;
- рассмотреть экологическую концепцию функционального зонирования территорий с целью разработки мероприятий по охране природы при осуществлении проекта разработки коттеджного поселка в с.п. Богатое.
Объектом исследования является разрабатываемый проект коттеджного поселка в с.п. Богатое Самарской области.
Предметом исследования является система классификации городских территорий под застройку коттеджными поселками.
Основная цель зонирования - выделение в относительно однородных по природным особенностям и техногенной нагрузке участков на предмет рационального хозяйственного использования земель.
Территория пригородной зоны города включает в себя земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (территория резерва для развития поселения), размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно - гигиенических функций.
Дипломная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 теоретические аспекты классификации территорий

1.1 Характеристика городских земель и их классификация в России

Город представляет собой сложную природно-социальную систему. Он определяется как населенный пункт значительной численности населения, основную часть которого составляют рабочие, служащие и члены их семей, занятые несельскохозяйственным производством. Таким образом, главная характеристика города заключается в роде занятий проживающих в нем людей. Численность населения города не является определяющим фактором. Занимая около 1% площади РФ, города, тем не менее, являются местом постоянного жительства 73% жителей России.
В России города делятся по их административному значению на следующие категории:
- субъекты федерации (исторические уникумы - Москва, Санкт-Петербург);
- федерального подчинения (наиболее крупные экономические, культурные и административные центры);
- республиканского, краевого, областного подчинения (экономические и культурные центры с развитой промышленностью, население в которых превышает 50 тыс. чел.);
- районного подчинения (культурные и промышленные центры с населением более 12 тыс. человек, при этом 85% жителей составляют рабочие, служащие и члены их семей).
При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений: численность населения, научно-производственная специализация этих поселений, а также функции поселений в системе расселения населения и административно-территориальном устройстве Российской Федерации.
Поселения РФ при осуществлении градостроительной деятельности подразделяются на городские (города и поселки) и сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).
В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются следующим образом (Градостроительный кодекс Российской Федерации):
- крупнейшие города (численность населения свыше 1 миллиона человек);
- крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);
- большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);
- средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);
- малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);
- крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);
- большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);
- средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);
- малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).
- поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в системе соответствующей отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и тому подобное), а также одиночные дома, находящиеся в ведении тех поселений, с которыми они связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.
В зависимости от типа поселений устанавливаются вид и содержание градостроительной документации, порядок ее разработки, согласования и утверждения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Земельным фондом города является суммарная площадь земель в пределах границ города. Городская среда характеризуется пространством, рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами. Она отделена от прочих земель и является базисом для проживания, труда и отдыха населения, а также для размещения и функционирования производственных предприятий, организаций и учреждений.
Городские земли обладают правовым режимом, отличным от режима прочих категорий земель. Земли за пределами городской черты служат резервом для расширения территории города и выполняют защитную и санитарно-гигиеническую роль. Они могут использоваться и как место отдыха населения. Эти территории выделяются в пригородную и зеленую зоны города, подлежащие особой охране.
В состав городских земель входят:
1. Земли городской, поселковой и сельской застроек.
2. Земли общего пользования.
3. Земли сельскохозяйственного использования и другие угодья.
4. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
5. Земли, занятые городскими лесами.
6. Земли, занятые водными объектами.
7. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
На основе такого деления городских земель разработан ряд классификаций городских земель. Другой методический подход заключается в выделении групп городских земель по особенностям их ведомственного

использования:
- промышленные зоны;
- селитебные территории;
- индивидуальная и малоэтажная застройки;
- городские леса;
- земли специального назначения;
- сельскохозяйственные земли;
- земли железной дороги;
- земли метрополитена;
- улично-дорожная сеть;
- озелененные территории;
- особого режима использования;
- нарушенные территории;
- земли водного фонда.
В зависимости от наличия зданий, строений и сооружений, городские земли делятся на застроенные и незастроенные. По характеру покрытия поверхностного слоя выделяют запечатанные (застроенные и покрытые асфальтом) и незапечатанные земли.
У архитекторов-градостроителей существуют свои классификации городских земель. Здесь выделяются территории в соответствии с функциональной организацией города.

1.2 Характеристика градостроительной деятельности. Сущность зонирования городских территорий

Основным градообразующим фактором и причиной роста городов XX столетия являлось развитие промышленности. Особое место в функционировании городов занимает городское хозяйство, представляющее собой совокупность организаций и предприятий различных отраслей. Эти организации и предприятия призваны создавать благоприятные условия проживания населения на территории города. Таким образом, городское хозяйство характеризуется сложностью составляющих его элементов. Причем от слаженности действий каждого из них зависит жизнедеятельность и жизнеспособность всего города.
К общим направлениям градостроительной деятельности относятся:
- функциональное зонирование территории и комплексная территориальная организация производства и расселения населения;
- планомерное преобразование сложившейся городской застройки в упорядоченную систему расселения;
- развитие транспортных систем и улично-дорожной сети;
- повышение уровня инженерного оборудования, благоустройства и озеленения территории, развитие инженерных коммуникаций и объектов;
- использование и обогащение природных ландшафтов;
- совершенствование архитектурно-художественного облика существующей и перспективной застройки.
Можно выделить факторы, которые характеризуют использование городских земель: доходы населения, повышение жилищных стандартов, стоимость земельных участков, уровень развития городского хозяйства и средств коммуникации, планировочные концепции и стандарты.
Основным инструментом регулирования землепользования и застройки в городах является зонирование (функциональное, административное и экономическое). Территориальные зоны представляют собой отдельные территории, границы которых фиксируются (выделяются) на основании решений органов государственной власти или местного самоуправления. Эти зоны выделяются для целей административно-хозяйственного регулирования имущественных отношений в пределах каждой зоны (земель сельскохозяйственного назначения, природоохранные, градостроительные, промышленные и другие зоны). Под зонированием застроенных территорий понимается выделение в границах города зон различного функционального назначения. Механизм зонирования направлен на уменьшение вероятности конфликта между различными видами городской деятельности. По выделенным зонам устанавливается правовой режим использования земель.
Функциональное зонирование городских территорий представляет собой наиболее общую форму учета разнообразных требований к рациональному землепользованию, включающую комплекс нормативных параметров (целевое назначение участка, его размеры, коэффициент застроенности участка, доля озелененных и открытых пространств и другие). При зонировании рассматриваются структуроформирующие и локальные территории градостроительной системы транспортно-функционального, визуально-пространственного, природно-экологического, историко-культурного, инженерно-технического назначения.
С позиций административного управления выделяют зоны общего-родского значения, зоны районного значения, зоны селитебных районов.
Экономическое зонирование следует связывать исключительно с кадастровым делением города. Районирование города связано с разбивкой на кварталы. Существуют различные подходы к выделению экономических зон города. Более точно этот вопрос решен в г. Санкт-Петербурге. Вся территория города поделена на 214 зон. Для каждой зоны установлена одна из 19 ставок арендных платежей.
Для города целесообразно установить 20-30 ставок арендных платежей за пользование землей. Каждому кварталу приписывается ставка, в зависимости от кадастровой оценки входящих в него земель. Ставки арендных платежей можно устанавливать в условных единицах (баллах). В этом случае распоря-жением мэра утверждается только стоимость условной единицы арендных платежей. Например, принять стоимость самых дорогих земель города равной 20 единиц. В этом случае в распоряжении мэра указывается только арендная ставка этой категории земель, а во всех остальных зонах ставка получается посредством умножения условной оценки данной зоны (от 20 до 1) на утвержденную ставку. Такое экономическое зонирование позволит более детально и полно осуществлять кадастровую оценку земель города, поскольку методика рассматривает земли одной кадастровой оценки только в пределах одного квартала. Для реализации описанного подхода к экономическому зонированию города необходимо описать критерии отнесения кварталов к той или иной тарифной ставке в условных единицах, затем каждому кварталу города приписать стоимость земель в условных единицах.
Итогом зонирования является план зонирования земель, представляю-щий собой графический документ, разрабатываемый в составе генплана города с пояснительной запиской. Этот документ определяет состав земель города, объединенных общими признаками перспективного функционального использования с указанием перспективы и степени эффективности их использования. В условиях рыночной экономики зонирование земель предопределяет устойчивую форму контроля за использованием территории. Таким образом, сущность функционального зонирования заключается в установлении и выделении на картографическом материале границ территорий, используемых в различных целях. Зональные особенности могут изменить стоимость земли (например, в США, на 100-1000%).

1.3 Зонирование территорий городских и сельских поселений: виды и правовое значение

Зонирование территорий можно рассматривать в трех аспектах: как правовую меру или инструмент регулирования хозяйственной и иной дея-тельности, как правовой институт и как функцию управления. В настоящий момент для достижения различных целей зонирование широко применяется в рамках нескольких отраслей законодательства. Так, Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» упоминает ценовое зонирование, экономическое зонирование, правовое зонирование земель (в том числе населенных пунктов), кадастровое зонирование, территориальное оценочное зонирование.
В других нормативно-правовых актах упоминается строительное зонирование, функциональное зонирование, экологическое зонирование нескольких видов (например, зонирование Байкальской природной территории или функциональное зонирование в национальных парках), зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ряд иных разновидностей. Получила поддержку и теория районирования, связанная, например, с выделением экологических районов (регионов) [28].
Наличие столь значительного количества инструментов регулирования хозяйственной и иной деятельности порождает вопросы об их соотношении и применении на территории городских и сельских поселений, а также разрешении возможных коллизий между устанавливаемыми в результате такого зонирования различными правовыми режимами. Указанные вопросы разрешаются в ходе проведения градостроительного зонирования территорий поселений, которое носит комплексный и межотраслевой характер.
В механизме правового регулирования институт градостроительного зонирования занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов земельных правоотношений, поскольку конкретизирует признаки составов административных (и не только) правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов земельных правоотношений. Состояние таких институтов, как право на благоприятную среду жизнедеятельности, ответственность за земельные правонарушения (самовольная постройка и т.д.) зависит от использования земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для каждой территориальной зоны.
Градостроительный кодекс РФ рассматривает зонирование в двух аспектах: во-первых, зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование (осуществляется посредством разработки Генерального плана поселения); во-вторых, как правовое зонирование, т.е. деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (осуществляется посредством принятия местного нормативного правового акта).
Раскрывая зонирование территорий в первом из указанных аспектов, Градостроительный кодекс РФ фактически выделяет два подвида зонирования. Во-первых, упоминаются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности. Например, такие ограничения могут устанавливаться в зонах охраны памятников истории и культуры, водоохранных зонах, зонах особо охраняемых природных территорий и т.д. Данный вид зонирования можно обозначить как специальное зонирование (ст. 37 Градостроительного кодекса РФ), хотя такой термин Градостроительный кодекс РФ не использует. Схемы зонирования включаются в правила застройки (нормативно-правовой акт органа местного самоуправления), которые разрабатываются на основе генерального плана поселения.
Во-вторых, Земельный кодекс РФ (ст. 85) и Градостроительный кодекс РФ (ст. 40-48) устанавливают виды территориальных зон, особенности исполь-зования территорий которых определяются градостроительным регламентом. Данный вид зонирования можно обозначить как территориальное зонирование. Указанные виды зонирования тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Правовая природа территориального зонирования, как отмечала Н.Л. Лисина, «заключается в том, что оно является, с одной стороны, элементом градостроительного планирования использования земель поселений, а с другой - способом правового регулирования использования земельных участков в составе земель поселений, в результате осуществления которого определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости на них» [33].
Градостроительное законодательство предусматривает территориальные зоны следующих видов: жилые зоны; общественно-деловые зоны; произ-водственные зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; рекреа-ционные зоны; зоны сельскохозяйственного использования; зоны специального назначения; зоны военных объектов; иные зоны режимных территорий.
Органы местного самоуправления городских и сельских поселений в соответствии с местными условиями могут устанавливать иные территориальные зоны, а также включать в них земельные участки и иные объекты недвижимости. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территории которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным, экологическим и иным законодательством РФ. Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами и т.д. [17].
Вышеприведенная концепция зонирования является следствием изменения законодательной стратегии регулирования градостроительной деятельности, произошедшей на рубеже XX - XXI века. Суть реформы градорегулирования заключается в том, что Градостроительный кодекс РФ (и практически дословно воспроизводящий его положения новый ЗК РФ) устанавливает определенные правила использования и охраны для территорий, а не для земельных участков определенного целевого использования, как это делал ЗК РСФСР, выделяя в составе категории земель поселений субкатегории со своим правовым режимом (ст. 71 ЗК РСФСР).
При этом данное противоречие не было предметом глубокого обсужде-ния и анализа в юридической литературе. Более того, в научной литературе предлагалось даже более широкое толкование состава земель населенных пунктов (чем в ЗК РСФСР) в результате выделения земель «застройки, общего пользования (улицы, площади, стадионы, рынки и т.п.), природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения (парки, лесопарки, сады, памятники садово-парковой архитектуры, водоемы, пляжи, дикий животный мир, рыба, памятники природы, истории и культуры, в том числе архитектуры), занятые промышленностью, транспортом, связью, объектами энергетики, обороны» [35]. Однако едва ли можно согласиться с нахождением в составе категории земель поселений рыбы и объектов животного мира в качестве неотъемлемых составных частей.
Другие авторы отмечали, что следует различать «виды территориального зонирования от видов земель, входящих в состав земель населенных пунктов, перечисленных в ст. 71 ЗК (земли застройки, общего пользования и т.д.). Территориальное зонирование является инструментом градостроительного планирования и устанавливает правовой режим недвижимости: зданий и сооружений, находящихся на земельном участке, как комплексного понятия. Закрепление состава земель населенных пунктов в ЗК РСФСР преследовало иную, более узкую задачу - определить правовой режим видов земель населенных пунктов. Поэтому содержание правового режима земель и объектов недвижимости, устанавливаемого в результате зонирования, и в результате отнесения земельных участков к соответствующему виду земель населенных пунктов полностью не совпадает» [32].
Действительно, выделяемые в статьях 40-48 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны не соответствовали выделяемым Земельным кодексом РСФСР составу земель населенного пункта. Суть противоречия, на наш взгляд, сводится к тому, что Земельный кодекс РСФСР требовал однозначного назначения участков с помощью понятия «целевое назначение» земельного участка. Оно прямо упоминалось в действовавших до вступления в силу нового Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. статьях 45, 46, 78, 92, 93, 125 ЗК РСФСР и косвенно во множестве других статей, а также иных законах и подзаконных актах. При этом ни в одном из них не содержалось определение этого понятия.
В ЗК РСФСР (и большинстве законов о земле субъектов Российской

Федерации 90-х годов XX века) классификация земель в земельном фонде РФ осуществлялась посредством нескольких уровней детализации определений. Первоначально весь земельный фонд делился на семь основных категорий, включая и категорию земель населенных пунктов. Затем земли каждой категории дифференцировались на более мелкие составные части (субкатегории). Например, различались особенности использования и охраны земель промышленности, транспорта, связи, обороны и т.д. в рамках одной категории земель специального назначения.
Однако выделение в рамках категории земель поселений таких субкатегорий с четким указанием их целевого (т.е. единственного) назначения не позволяло осуществить надлежащее градорегулирование на соответствующих территориях, приписанных к той или иной субкатегории. Это происходило по следующей причине. Перечни объектов, приписываемые той или иной субкатегории, не могли (и не могут) быть сосредоточены только в этой субкатегории и ни в какой иной. Напротив, они естественным образом распространяются и существуют и в иных (всех) субкатегориях. Например, к субкатегории земель общего пользования были приписаны площади, улицы, переулки, проезды и т.п., но эти виды объектов естественно и необходимо присутствуют во всех иных субкатегориях.
Земельный кодекс РСФСР не отвечал прямо и на другой важный вопрос: что считать целевым назначением земельного участка - весь ли список разрешенных для соответствующей субкатегории объектов или тот конкретный объект, который на данном участке сейчас расположен или запроектирован? Факт отсутствия однозначного ответа на этот вопрос означал возможность и юридическую оправданность следующей трактовки закона: разрешенным на конкретном участке правомерно считать весь без исключения список объектов, обозначенных для территориальной зоны, в границах которой этот участок расположен.
Это юридическое заключение и является правовым основанием для «Правил землепользования и застройки» правового (территориального) зонирования. По этой системе разработаны и введены в действие согласно Градостроительному кодексу РФ «Правила» в Новгороде, Казани, Твери, Иркутске, Санкт-Петербурге, Выборге, Самаре и других городах. Соответствующие разделы указанных Правил устанавливают списки видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в тех или иных территориальных зонах [36].
Понятие «разрешенное использование» земельных участков является следствием дальнейшего совершенствования конструкции «целевого назначения» земельного участка. Использование земельных участков по целевому назначению всегда являлось и является одним из основных принципов земельного законодательства (ст. 1 ЗК РФ). Однако до недавнего времени земельное законодательство употребляло данный термин применительно к «основному» целевому назначению, определяемому сразу для целой категории земель.
В связи с масштабным вовлечением земельных участков городских и сельских поселений в гражданский оборот возникла потребность в углубленном подходе к определению целевого назначения, а для этого - в дополнении норм об основном целевом назначении категорий земель нормами о целевом назначении конкретных земельных участков с учетом их месторасположения и установленных ограничений (обременений) в их использовании, что и осуществлено в новом Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. Так появилась на свет правовая конструкция «разрешенное использование земельных участков».
Впервые данный термин упоминается в Приложении № 4 (Акт установления нормативной цены земельного участка) к Письму Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 28 декабря 1994 г. “О порядке определения нормативной цены земли”, однако содержание данного термина не раскрывалось.
Впоследствии названный термин был востребован как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации, причем в ряде региональных программ земельной реформы формирование законодательного установления принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий поселений провозглашалось одним из элементов государственной политики по развитию оборота земли и другой недвижимости.
Попытки раскрыть содержание данного термина предпринимались и в юридической литературе середины 90-х годов XX века. Так, ряд авторов предлагал понимать под разрешенным использованием и целевое назначение земельного участка, и требования к использованию земельного участка, вытекающие из территориального планирования и зонирования, а также из установленных для данного участка ограничений и обременений [12].
Градостроительный кодекс РФ окончательно определился с данным понятием (ст. 1), понимая под разрешенным использованием земельного участка и иных объектов недвижимости использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использова-ние указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством РФ, а также сервитуты. В свою очередь, градостроительный регламент - сово-купность установленных правилами застройки параметров и видов использова-ния земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны.
Своеобразие юридической природы градостроительных регламентов проявляется в том, что они, будучи, по сути, техническими нормами, не обладающими юридической силой, становятся юридически значимыми с момента утверждения их органом местного самоуправления посредством принятия нормативного акта - правил землепользования и застройки.
Данный документ содержит текстовую и картографическую части. Текст включает юридические нормы и процедуры, связанные с использованием существующих объектов недвижимости, а также подготовкой и осуществлением строительных изменений на земельных участках. Картографическая часть включает карту правового зонирования городской территории, а также приписанные к карте градостроительные регламенты использования и строительного изменения недвижимости в границах выделенных зон. Это существенно отличает Правила от традиционных документов, в которых правовую нагрузку имеет только текст, тогда как в данном случае карта имеет непосредственно правовое значение (разделение территории на зоны с различными регламентами) [18].
Именно данный нормативный акт определяет правовые основы терри-ториального зонирования, в основе которого лежит разделение городской территории на определенное число зон с фиксированными границами. Для всех зон и соответственно для каждого земельного участка, расположенного в этих зонах, устанавливаются градостроительные регламенты использования и строительного изменения недвижимости: виды разрешенного использования объектов недвижимости (владельцы вправе выбирать вид из списка видов, установленного регламентом; предельные (минимальные и/или максимальные) показатели площади и линейных размеров (по ширине и длине) земельных участков; предельные параметры разрешенного строительства на земельных участках (например, отступы построек от границ земельных участков показатели высоты или этажности построек, процента
застройки участков и др.); показатели мест парковки автомобилей и т.д. [18].
Так, в жилой территориальной зоне могут располагаться дома малой этажности (1-2 этажа), средней этажности (до 5-ти этажей) и многоэтажных домов. Если мы возьмем, например, жилую зону с домами малой этажности, то в перечень параметров разрешенных градостроительных изменений на земельном участке могут входить: теплицы; оранжереи; надворные туалеты; небольшие индивидуальные мастерские; сараи, бани и иные надворные постройки; резервуары для хранения воды; отдельно стоящие гаражи или стоянки на одну машину и т.д.
Таким образом, наличие градостроительных регламентов создает ус-

ловия для четкого правового регулирования пользования земельными участ-ками и зданиями, строениями, сооружениями на участке как единым комплек-сом и определяет права и обязанности на земельные участки в поселениях [33].
Проведению правового зонирования не мешает отсутствие окончательно разграниченного права государственной и муниципальной собственности в поселениях, поскольку правовое зонирование регулирует вопросы использования городской земли, но не распоряжения ею [18]. Система правового зонирования сопрягается с иными подсистемами регулирования, связанными с установлениями ограничений на землепользование и застройку по требованиям экологии, охраны памятников истории и культуры и т.д. Выработка сводных регламентов проводится путем многочисленных кон-сультаций разработчиков «Правил» с соответствующими специалистами [18].
При этом существующие объекты, которые не вписываются в принятые регламенты, сохраняются, но изменение их строительных параметров допускается только в случае, если таковые направлены на приведение использования объекта в соответствии с регламентом данной зоны [42].
Следовательно, в отличие от ЗК РСФСР «Правила» устанавливают спи-сок разрешенных видов (не однозначного) использования участков, а также до-пустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градострои-тельной деятельности в пределах каждой зоны; при этом конечный выбор ис-пользования из установленного списка делает собственник (арендатор) участка.
Параметры и виды использования земельного участка (как и ограничения) устанавливаются для всех участков в пределах территориальной зоны, а собственник вправе использовать участок с расположенными на нем объектами недвижимости теми способами и в тех целях, которые не запрещены в ее пределах. Поскольку правила устанавливаются по отношению к каждой территориальной зоне, то разные территориальные зоны, расположенные в разных местах города, но принадлежащие к одному базовому типу, могут различаться по набору видов разрешенного использования недвижимости и по ее параметрам [10]. Более того, может быть предусмотрен основной и факультативные виды градостроительного использования участка в пределах территориальной зоны.
Необходимо иметь в виду, что устанавливаемые Правилами градо-строительные регламенты отличаются от строительных норм, правил и стан-дартов, равно как и от введенных Федеральным законом «О техническом ре-гулировании» технических регламентов. Последние вскоре заменят эколо-гические нормативы, СНиПы и СанПиНы, которые фактически и так являются техническими регламентами по своей сути. Несомненно, к общим техническим регламентам будут отнесены различные защитные и охранные зоны [45].
В числе принципиальных отличий градостроительных регламентов от технических регламентов следует считать, во-первых, порядок утверждения. Градостроительные регламенты утверждаются актом органа местного самоуправления, технические регламенты - федеральным законом.
Во-вторых, принципиально отличается их сфера действия. Градостро-ительные регламенты определяют параметры и виды использования территории поселения в части застройки и т.д., то есть определяют внешнюю форму строительной деятельности в поселениях. Технические регламенты содержат нормы и правила безопасного ведения строительных работ (нормы строительной, экологической, технической и иной безопасности), то есть определяют сам порядок безопасного ведения строительства.
Таким образом, Градостроительный кодекс РФ впервые легально и однозначно ввел необходимость правового (территориального) зонирования и «Правил землепользования и застройки» для каждого муниципального образования, а в соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., планировка и застройка - это один из вопросов местного значения. Целевое назначение земель нашло свое продолжение в градостроительном регламенте, определяющем строительные и хозяйственные «изменения» недвижимости (и земельных участков).
Предусмотренный градостроительным законодательством порядок

уточнения пределов использования земельных участков в поселениях заключается в следующем:
1) назначение земель определяется через «разрешенное использование земельных участков»;
2) разрешенное использование устанавливается градостроительным регламентом, который содержит совокупность параметров и видов использо-вания участков, включая допустимые изменения объектов недвижимости;
3) градостроительный регламент разрабатывается и содержится в составе нормативных правовых актов органов местного самоуправления - «Правил землепользования и застройки», которые не являются градостроительной документацией;
4) «Правила» разрабатываются органами местного самоуправления на основе правового зонирования [37].
Администрация города посредством «Правил» получает возможность, во-первых, эффективно осуществить политику обустройства территории и регулировать местные программы; во-вторых, сохранять некоторые земельные участки (около 30%) для перспективного использования с помощью особых правовых процедур; в-третьих, использовать новые рычаги управления и контроля над ситуацией, перевести многие из сегодняшних «неуставных» отношений на правовую основу. Последнее возможно, поскольку «Правила» устанавливают полномочия разных субъектов, управлений и служб города, что позволяет администрации эффективнее использовать обращения в суд для достижения результатов в интересах городского сообщества; в-четвертых, появляется возможность выбора наиболее выгодного и эффективного использования недвижимости (и земельных участков) из нескольких разрешенных вариантов, что позволяет оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации без бюрократической волокиты.
Главное же заключается в том, что с введением системы правового зонирования в городе появляются ясные и «прозрачные» правила игры для всех участников инвестиционно-строительного процесса. В этом заинтересованы все: и администрация города, которая нуждается в четких основаниях для принятия решений, и застройщики (собственники недвижимости), которые нуждаются в общепринятых и ясных стандартах принятия решений, чтобы снизить возможность произвола со стороны чиновников. Кроме того, Правила предлагают упрощение и упорядочение процедур, связанных с передачей прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, а также с получением разрешительной документации, что при сегодняшней бюрократизации процесса является значительным шагом навстречу интересам инвесторов [18].
Однако, несмотря на ряд прогрессивных норм и решений, градострои-тельному законодательству в части установления правового режима земель по-селений не удалось избежать ряда недостатков. Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономи-ческой значимости этих земель в формировании благоустроенной среды прожи-вания. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточ-ной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков.
Кроме того, в подавляющем большинстве муниципальных образований России до сих пор не разработаны Правила землепользования и застройки (например, в Волгоградской области по состоянию на март 2004 г. они разработаны только в одном из 39 муниципальных образований). Причины этого носят объективный и субъективный характер. Не пытаясь отразить весь их спектр, хотелось бы обратить внимание на три из них. Во-первых, разработка Правил является весьма дорогой в финансовом отношении процедурой, в то время как стандартной ситуацией для большинства муниципальных образований является отсутствие необходимых денежных средств. Во-вторых, большинство должностных лиц органов местного самоуправления, от которых зависит разработка Правил, не заинтересованы в этом, поскольку установление четкой и «прозрачной» процедуры осуществления строительной деятельности (изменения параметров объектов недвижимости на участке) приведет к ликвидации многих существующих

коррупционных схем.
В-третьих, разработка районными (городскими) архитекторами градостроительных регламентов и утверждение их Правилами землеполь-зования и застройки само по себе «автоматически» не решает всех проблем в сфере градорегулирования, поскольку необходимо одновременное принятие и ряда иных документов органами местного самоуправления - о межевании, о черте поселений, о порядке проведения торгов, о публичных сервитутах, о минимальных и максимальных размерах земельных участков и т.д.
Ситуация с практически повсеместным отсутствием на местном уровне правил землепользования и застройки (и вытекающими из этого проблемами в плане защиты прав граждан и их объединений в сфере градостроительной деятельности) обуславливает необходимость вмешательства в данный процесс органов государственной власти, затрудняемый, однако, двумя причинами.
Во-первых, планировка и застройка территории муниципального образования является вопросом местного значения, что следует из Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (аналогичная норма была закреплена и в его предыдущей редакции). Во-вторых, согласно п. 1 ст. 87 Бюджетного кодекса РФ, к числу расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, относятся «прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления». Поскольку вопросы планировки и застройки территории поселений являются вопросом местного значения, финансируемого из местного бюджета, органы государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ не вправе вторгаться в сферу компетенции органов местного самоуправления и административными методами «ускорять» разработку правил землепользования и застройки, так необходимых гражданам и юридическим лицам, находящимся в пределах городских поселений. Более того, отдельные попытки вторжения субъектов РФ в муниципальные градостроительные вопросы (например, в установлении видов территориальных зон в муниципальных образованиях) уже получили негативную оценку в юридической литературе [43].
Что же следует предпринять в данной ситуации? На наш взгляд, разработка каких-либо карательных санкций в отношении должностных лиц органов местного самоуправления ничего не даст для решения указанной проблемы. Представляется, что одним из вариантов решения проблемы является выделение определенной доли денежных средств из федерального бюджета (бюджета субъекта РФ) органам местного самоуправления на разработку правил застройки, то есть использование не административных, а финансово-экономических рычагов воздействия на местные власти.
Перечень конкретных мероприятий по разработке правил землепользования и застройки территории муниципальных образований субъекта РФ с указанием объема и источников их финансирования может быть предусмотрен, например, долгосрочной или среднесрочной целевой программой субъекта РФ.
До разработки указанных документов отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для ........


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская Газета - 25 декабря - 1993г.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации: От 29.12.2004 № 188-ФЗ.-В ред. от 31.12.2005.-Ст. 19, п. 1
3. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.
4. Федеральный закон «О введение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ.
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 № 131-ФЗ.
6. Федеральный закон “Об общих принципах организации законодатель-ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” в редакции от 04.07.2003 № 95-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 18 октября 1995 № 169-ФЗ.
8. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 28.09.2001 №137-ФЗ.
9. Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 22.12.2004 № 196-ФЗ.
10. Афанасьева Т., Трутнев Э., Якубович Е. Градостроительное законодательство России на пути реформ. М., 1996.
11. Аюшева С.Д. Особенности обращения взыскания на заложенные жилые помещения//Законодательство. 2005. N 1
12. Башмаков Г.С., Беляева З.С., Иконицкая И.А. Современные проблемы нового земельного законодательства. // Государство и право. 1995. № 8.
13. Бижанов А.Х. Комплексный подход к развитию городской территории. // Вестник Казахской головной архитектурно-строительной академии, №4 (21), Республика Казахстан, г. Алматы, 2006
14. Бижанов А.Х. Модели потребительских предпочтений на современном рынке жилья: / Моск. гос. строит. ун -т. М.: МГСУ, 2006
15. Бижанов А.Х. Формирование программы устойчивого развития города как системы: Сборник научных трудов / Моск. гос. строит. ун -т. М.: МГСУ, 2006, 0,35 п.л.
16. Будем город городить // Российская газета, 1 декабря 2005.
17. Волкова Т.В. Правовые основы управления земельными ресурсами Российской Федерации / Под ред. К.Г. Пандакова. Саратов, 2003.
18. Высоковский, А.А., Трутнев Э.К. Концепция правового зонирования города: Методы разработки на примере Хабаровска. М., 1999.
19. Грабовый П.Г., Осташко В.Я., Бижанов А.Х. и др. Управление рисками в недвижимости. - М.: Реалпроек», 2005
20. Еремичев И.А., Алексий П.В., Жилищное право: -М.: ИНФРА-М, 2005,
21. Иванов А. Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе РФ//Хозяйство и право. 2005. N 6.
22. Иванова Н.В., Грабовый П.Г., Бижанов А.Х. и др. Управление развитием объектов муниципальной недвижимости. -М.: Московский государственный строительный университет, 2005
23. Кичихин А.Н., Марткович И.Б., Щербакова Н.А. Жилищные права. Пользование и собственность: Комментарии и разъяснения. -М.: Юристъ, 2004
24. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29.12.04 № 190-ФЗ (постатейный). А.Н.Королев, О.В.Плешакова, - М.: Юстицинформ, 2005. - с. 512.
25. Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации / Отв. ред. Г.А. Жилин. -М.: ИНФРА-М, 2004
26. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищева, А.Ю. Якимова. - М.: 2002.
27. Коптев Д.В., Булыгин В.И., Ройтман В.М., Шалошников В.И., Орлов Г.Г., Виноградов Д. В., Румянцев В.С. Безопасность труда в строительстве - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2003. - с. 246.
28. Копылов М.Н., Мохаммад С.А. Экологическое районирование в международном и внутригосударственном праве: Уч. пособ. -М., ПРИОР, 2003.
29. Корнеева И.Л. Жилищное право Российской Федерации. М.: ПРИОР, 2002.
30. Костецкий Н.Ф. Жилищный фонд России: проблемы сохранения и воспроизводства / Н. Ф. Костецкий, В. Т. Черемисин// Экономика строительства. - 2002. - N 12
31. Костецкий Н.Ф. Зарубежный опыт государственного регулирования воспроизводства жилищного фонда, его сохранения и модернизации / Н. Ф. Костецкий, А. И. Гурко // Экономика строительства. - 2003. - N 1,
32. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000.
33. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений: Учеб. - практ. пособие. М., 2004. С. 151.
34. На чужой каравай - рот разевай. Сценарии дальнейшего развития Градостроительного кодекса // Квартира, дача, офис. 21 ноября 2005.
35. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. М.: Республика, 1993.
36. Правовое зонирование города. Введение в проблемы градорегулирования в рыночных условиях / Под ред. Э.К.Трутнева, 2-е изд., доп. - М.: Фонд Институт экономики города, 2002. - с. 376.
37. Правовое зонирование: опыт разработки «Правил землепользования и застройки» в городах России / Под ред. У. Валлетты и А. Высоковского. М., 1999.
38. Рекомендации по планировке и застройке жилых районов и микрорайонов: М., 1999. - с. 264.
39. Седугин П.И. Жилищное право. -М.: ПРИОР, 1998. С. 73-74.
40. Семеняка А. Как купить жилье в кредит//Аргументы и факты. 2004. N33.
41. Смирнова О.А. Управление развитием городского жилищного фонда / Санкт-Петербургский гос.ун-т экономики и финансов; О.А.Смирнова;С.-Петерб.гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000
42. Смоляр И.М. Градостроительное право. Теоретические основы. М., 2000.
43. Сокол - Номоконов Э.Н., Макаров А.В. О градостроительных нормативно-правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 1. С.28.
44. Стражников А.М. Стратегия капитального ремонта жилищного фонда в современных экономических условиях // Экономика строительства. - 2003. - N 4
45. Тимофеев Л.А. Проблемы экологического нормирования водоснабжения населения. Саратов, 2003. С.28.
46. Тихомирова Л.В. Новые правила оплаты жилья в Российской Федерации. - М.: 2005.
47. Трутнев Э. Использование городских территорий. Зарубежная и отечественная практика - М.: ВНИИТАГ Госкомархитектуры, 2002
48. Трутнев Э. Комментарии по отдельным вопросам применения нового Градостроительного кодекса РФ// Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 7 мая 2005
49. Чернышов Л.Н., Грабовый П.Г., Бижанов А.Х. и др. Руководство для мэра по организации и управлению городским хозяйством. - М.: Реалпроект, 2004
50. Шепелев Н. П., Шумилов М. С. Реконструкция городской застройки. -М.: Высшая школа, 1994



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.