На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Внутренний и внешний государственный долг России.Система управления государственным долгом в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 13.3.2014. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего и
внешнего государственного долга 3
1.1. Сущность и понятие государственного долга 3
1.2. Роль государственного долга в рыночной экономике 6
1.3. Причины возникновения государственного долга 10
1.4. Внутренний и внешний государственный долг 14
Глава 2. Система управления государственным долгом
в Российской Федерации 18
2.1. История возникновения государственного долга России 18
2.2. Нормативно - правовая база по вопросу государственного долга
Российской Федерации 20
2.3. Управление государственным долгом в современной России 24
Глава 3. Анализ динамики государственного долга и
проблем, связанных с его управлением 28
3.1. Общая структура и динамика государственного долга РФ 28
3.2. Проблемы управления внешним и внутренним долгом РФ 32
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Приложения 44
Введение

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.
С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сло­жилось. Политика в области государственных заимствований, управле­ния суверенны­ми долгами для большинства стран является важной составляющей государственной финансовой политики. От ее эффек­тивности зависят международный имидж государства, отношение по­литиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финан­совых организаций, а также международный суверенный рейтинг. Чрезмер­ный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.
Цель данной курсовой работы - исследование сущности внутреннего и внешнего государственного долга и анализ методов по его управлению.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи исследования:
раскрыть экономическую сущность государственного долга, его роль в рыночной экономике, причины возникновения и составляющие;
проанализировать современное состояние внешнего и внутреннего долга РФ;
исследовать пути совершенствования управления госдолгом.
Предметом исследования является система управления государственным долгом в РФ. Объектом выступил государственный долг РФ.
Цель, задачи, предмет и объект исследования определили структурное построение курсовой работы: она состоит из введения, трех глава, заключения, списка литературы и приложений.
Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.
Глава 1. Теоретические аспекты внутреннего и внешнего
государственного долга

1.1. Сущность и понятие государственного долга

В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюд­жета. На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юри­дическими лицами, иностранными государства­ми, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обя­зательства по государственным гарантиям, пре­доставленным РФ.
В Бюджетном кодексе даны следующие опре­деления: внешний долг - обязательства, возника­ющие в иностранной валюте; внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте России. Следующая формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга: Государственными внешними заимствования­ми Российской Федерации являются привлекае­мые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международ­ных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обяза­тельства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения та­ких кредитов (займов) другими заемщиками. Го­сударственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ.
При определении всего (внутреннего и внеш­него) госдолга используется следу­ющая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государст­вом долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начислен­ные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
В соответствии с Бюджетным кодексом в объ­ем государственного внутреннего долга России включается основной долг, то есть номинальные суммы долга по государственным ценным бума­гам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, получен­ным от бюджетов других уровней, по государст­венным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обяза­тельства по госгарантиям, предо­ставленным РФ, и сумма основного долга по кре­дитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов по ос­новной сумме госдолга, то долг го­сударства не увеличивается на сумму невыпла­ченных процентов.
Государственный долг России может быть в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заклю­ченных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- договоров и соглашений о получении РФ бю­джетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
- договоров о предоставлении РФ государст­венных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе между­народных, заключенных от имени РФ, о пролон­гации и реструктуризации долговых обязательств

1.2. Роль государственного долга в рыночной экономике

Главной выгодой для государства, обосно­вывающей полезность госдолга, явля­ется возможность привлекать в бюджет заемные де­нежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).
Размер сальдо бюджета и объем реального вало­вого внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволя­ет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увели­чения инфляции, а за счет роста денежной массы соз­даются условия рефинансирования долга. В зависи­мости от соотношения названных двух факторов условно выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике.
1. Классический подход к определению роли го­сдолга в экономике заключается в ис­пользовании государственных займов в качестве суб­ститута (заменителя) налоговых поступлений. Данный подход связан с отно­шением к госдолгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.
В фазе понижения деловой активности снижают­ся поступления в бюджет. Правительство заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъ­ектов увеличение налоговых ставок усиливает нега­тивные тенденции в экономике, поэтому целесооб­разно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.
Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического ста­билизатора только при условии устойчивого эконо­мического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень нало­гов и компенсировать снижение доходной части за­емными денежными ресурсами.
Понятие «снижение деловой активности» означа­ет кратковременное сокращение темпов экономиче­ского развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1% за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что име­ет место экономический спад (Он сопровождается банкротством крупных компаний, ухуд­шением состояния банковской системы, ростом без­работицы, снижением потребления).
В период экономического спада целесообразно снижать размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказыва­ет весомое отрицательное влияние как на госфинансы, так и на экономику в целом.
Классический подход к определению роли госдолга в экономике состоит в ис­пользовании его в качестве суб­ститута налогов и заключается в том, что объем госзаймов увеличивают в фазе сниже­ния деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе эконо­мического спада и в период, предшествующий эконо­мическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
Классический подход предоставляет правитель­ству возможность не менять уровень налогообложе­ния или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преиму­щество классического подхода.
2. Альтернативный подход основан на пря­мо противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в пери­од, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают госу­дарственный долг.
В данном подходе есть свое рациональное зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом пре­имуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем де­нежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Мак­симальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере го­сзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад дело­вой активности - сократили займы, наступил эконо­мический спад - минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюд­жета в данном случае существенно ниже.
В рамках рассматриваемого подхода государст­венный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие.. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономи­ческого спада дефицит бюджета существенно ухуд­шает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг - это финансо­вый механизм ускорения экономического развития. Для России госдолг остается экономи­ческой проблемой и никаких выгод экономике государства не приносит.
Два подхода (классический и альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие «сбалансированно­сти» бюджета. В Европейском сообществе бюджет признается сбалансированным, если выполняются два ограничения - на размер дефицита (3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост экономики невозможен без увеличения энергопотреб­ления, а это означает, что нужно строить новые элек­тростанции, тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономическо­го роста являются непростыми сами по себе, их приходится решать в усло­виях международной конкуренции за ресурсы, за ус­ловия международной торговли.

1.3. Причины возникновения государственного долга

Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.
В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств........

. Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.09.2010) // СПС КонсультантПлюс - < cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=105312>
2. Федеральный закон Российской Федерации от 13.11.1992 г. №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» // Российская газета. - №279. от 29.12.1992.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.1997г. №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №10. - ст. 1184
4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // СПС КонсультантПлюс - < cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106486>
5. Федеральный закон от 03.11.2010 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // СПС КонсультантПлюс - < cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106384>
6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 №931 (ред. от 07.08.2004) "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" // СПС КонсультантПлюс - < cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=48832>
7. Алферов, В. Рынок внешнего долга России // Рынок ценных бумаг. - 2010. - №1. - С. 16.
8. Аналитическая записка по вопросу формирования и использования показателей, характеризующих состояние государственного внешнего долга РФ // Бюллетень Счетной палаты РФ. - 2008. - №1 (121).
9. Астапов А. Управление внешним и внутренним государственным долгом России // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 2. - С.26
10. Бескова И.А. Управление государственным долгом // Финансы. - 2009. - №7. - С. 61 - 62.
11. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга // КоммерсантЪ. - 2009. - №59. - с.3.
12. Ворожцов П.А. О принципах политики России в области управления государственным долгом // Рынок ценных бумаг. - 2008. - №18. - С.20-24.
13. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - 7 - е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2008. - с. 627.
14. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б., Юнити, М. 2007, с. 140
15. Елкович П.Н. Внешний долг России // Экономика и жизнь. - 2007. - №3.
16. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике // Деньги и кредит. - 2004. - №5. - с.43 - 49.
17. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. - 2003. - №2. - С. 18-26
18. Колпакова Г.М. Государственный долг РФ. - М.: Финансы и статистика. 2010. - 496 с.
19. Красавина Л.Н. Внешний долг России: уроки и перспективы // Деньги и кредит. - 2008. - № 9. - с.70 - 77.
20. Красс М.С., Цвирко С.Э. Модель управления динамикой государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №4. - с.48 - 55.
21. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом РФ // Финансы. - 2009. - №5. - с.20 - 22.
22. Моисеев А.К. Внешний долг России - состояние и проблемы платежеспособности // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 4. - С. 99 - 107.
23. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2 - е, перераб. и дон. - М: ИНФРА - М, 2009. - 272 с.
24. Подъяблонская Л.М. Финансы. Учебник для вузов. -М: Юнити-Дана, 2010 . - 407с.
25. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность // Экономист, 2007. - № 3. - С. 31 - 40.
26. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации // Деньги и кредит. - 2006. - № 6. - с. 23.
27. Стахович Л.В., Рыжаковская Л.Ю. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом // Финансы и кредит. - 2009. - №15. - с.56 - 63.
28. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 512 с.
29. Хейфец Б.А. Управление государственным долгом в царской России //Финансы. - 2003. - №11. - с.67 - 70.
30. Хоминич И.П. Из истории государственного долга России // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. - 2005. - №4. - с.107 - 115.
31. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования //Рынок ценных бумаг. -2005. -№16. -С.63-66
32. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать // Финансовый контроль. - 2009. - №2. - С. 35.
33. Ярмоков П.В. Государственный долг России // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №5. - С. 25 - 32.
34. < >35. < >36. < >


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.