На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 16.3.2014. Сдан: 2012. Страниц: 97. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….……………………….3ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………….……………..….........................................................8
1.1. Сущность понятия «социальная активность»…………....…….…….…...8
1.2. Особенности проявления социальной активности детей в младшем школьном возрасте ……………………………………………….……………..19
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ……………………………………………………..32
2.1. Сущность понятия «Общественно-полезная деятельность»………....32
2.2. Методика организации общественно - полезной деятельности…младших школьников………………………………….…………………….……………..40
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента……………..………49
Выводы по главе 2…………………………………………………………....…57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………………...……59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...…………..62
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….67


Введение
Актуальность темы исследования: Формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня, даже при самых благоприятных условиях жизни, молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.
Социальная активность является одним из важнейших показателей социализации человека - усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Понятие «активность» в русском языке трактуется как нечто деятельное, энергичное, развивающееся [37, c.24]. В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии - политическая активность, в педагогике - активное обучение, в психологии - активность личности.
Само слово «активность» происходит от латинского «aktivus», которое обычно толкуется как действие, поступок, деяние. В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов.
В философии социальная активность рассматривается как тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды. Социальная активность является высшей формой активности. Ее отличительными особенностями являются: наличие четко выраженного момента творчества; принадлежность к чисто человеческой сфере; практически отсутствие пространственных временных границ, т.е. не ограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру [6, с.46].
В социологии социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития [29, с.184].
В психологической литературе она рассматривается как сложное состояние и одновременно свойство человека-представителя социального мира, взаимодействующего с окружающей действительностью, средой.
В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. Интегральной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. Социальная активность в педагогике рассматривается как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность».
Разные позиции наук к понятию социальной активности позволяют представить его как: сложное общественное явление, свойство личности и состояние деятельности.
К проблеме социальной активности личности человека обращено внимание многих исследователей (Е.А. Ануфриев, В.Ф. Бехтерев, Т.С. Лапина, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, В.А. Сластенин и др.). Мы рассматриваем социальную активность как интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к деятельности и как устойчивое свойство личности, ее характерологическая черта.
Исследование проблемы социальной активности проходит по нескольким аспектам, которые имеют большой интерес у ряда исследователей [4]:
- психологические и социологические основания социальной активности и деятельности личности (Б.Г.Ананьев, В.В.Аршавский, Л.С.Выготский, Ю.А.Гагин, В.П.Зинченко, Е.И.Исаев, В.В.Колбанов, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, В.С.Ротенберг, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов, В.И.Слободчиков, Е.Э.Смирнова, Д.Б.Эльконин, В.А.Ядов и зарубежные исследования- А.Адлер, А.Маслоу, Т.Парсонс, Ж.Пиаже, В.Франкл, Э.Эриксон,);
- идеи гуманистической, творческой, социально-активной образовательной среды (И.Ю.Алексашина, С.В.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, В.Г.Воронцова, Я.Корчак, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, С.В.Тарасов, А.П.Тряпицына, Н.И.Элиасберг);
-средства формирования социальной активности учащихся (Л.М.Ванюшкина, С.Г.Вершловский, О.С.Газман, Е.Б.Евладова, В.И.Журавлев, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, А.К.Колеченко, О.Е.Лебедев, А.С.Макаренко, Т.Н.Мальковская, А.Ф.Меняев, Т.Парсонс, К.Д.Радина, С.А.Шмаков, Н.Е.Щуркова);
- результаты исследований в области педагогического проектирования (Е.С.Заир-Бек, М.М.Поташник, О.Г.Прикот, В.Е.Радионов, Н.Ф.Радионова). . Актуальность воспитания социальной активности детей в учреждении начального общего образования обусловлена объективной потребностью динамично развивающегося российского общества в личности, обладающей социальной активностью. Накопленный учреждениями начального образования значительный потенциал реализации воспитания социальной активности детей в современном образовательном пространстве в соответствии с парадигмой личностно-ориентированного воспитания, не полно реализуется в практической деятельности. Научно-педагогическое сопровождение воспитания социальной активности детей в учреждении начального образования необходимо разрабатывать.
Исходя из выше сказанного целью работы является, выявить педагогические условия организации общественно-полезной деятельности младших школьников как средства воспитания их социальной активности.
Объект исследования: процесс воспитания социальной активности младших школьников.
Предмет исследования: процесс организации общественно-полезной деятельности младших школьников.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что общественно-полезная деятельность в учреждениях начального общего образования будет способствовать успешному формированию социальной активности младших школьников, если:
- осуществляется поэтапное формирование отношения учащихся к себе как субъекту общественной деятельности, основанное на комплексной диагностике социальной активности в процессе реализации программы общественно-полезной деятельности в учреждениях начального общего образования;
- процесс формирования социальной активности младших школьников строится на принципах: включенности учащихся в реальные социально значимые отношения; организации и функционирования развивающей среды, с учетом психосоциальных и личностных особенностей учащихся;
- осуществляется создание общественно ценного продукта, обеспечивающего повышение личностной значимости каждого учащегося и возникновение атмосферы эмоционального принятия;
- активизируются субъект-субъектные взаимодействия детей в ходе воспитательно-образовательного процесса, способствующие созданию социальной направленности общения младших школьников.
В соответствии с указанным объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «социальная активность» и «общественно-полезная деятельность
2. Выявить особенности формирования социальной активности у младших школьников, определить критерии и уровни развития социальной активности;
3. Подобрать методики адекватные предмету исследования, провести обследование детей младшего школьного возраста и дать интерпретацию полученным результатам;
4. Составить и апробировать комплекс мероприятий, способствующих воспитанию социальной активности младших школьников на основе результатов полученных в ходе констатирующего эксперимента;
5. Проследить и проанализировать динамику изменений уровня сформированности социальной активности у младших школьников.
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы будут использоваться следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опросные методы, эксперимент, методы математической обработки данных.
Эксперимент проводился на базе школы № 70 города Красноярска. В исследовании принимало участие 47 детей в возрасте 9-10 лет. Исследование проводилось с сентября 2010 по апрель 2013 года.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике работы начальной школы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка используемой литературы, приложения.


ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Сущность понятия «социальная активность».
Многолетняя система образования, действовавшая в России, сформировала человека, практически не готового к бурным социальным изменениям в обществе, самостоятельного в принятии жизненно важных решений.
Потребность общества «в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, свободно ориентирующихся в сложной социально-экономической и политической ситуации, способных принимать решение и достигать результата в соответствии с поставленной целью, брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других» [17, с.57] приводит к необходимости формирования социальной активности личности, так как даже при самых благоприятных условиях жизни, молодежь часто бывает инертной, не заинтересованной в самостоятельной деятельности, способной лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.
Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед системой образования качественно новые задачи - реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной личности.
В целях решения поставленных задач многие образовательно-воспитательные учреждения ориентированы в своей деятельности на создание оптимальных условий для развития способности учащихся устанавливать адекватные отношения с действительностью в процессе саморазвития. Обучение в начальной школе является первой ступенью в формировании качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющихся в социально ценных видах деятельности. И хотя, в начальных классах еще невозможно достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте [17, с.16-20].
На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой развития общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности, как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально значимой деятельности [2].
Социальная активность реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникающих потребностей. Сегодня существенно расширилось социальное пространство, где протекает жизнедеятельность учащихся, активизируется их включение в многообразные отношения в процессе усложняющейся деятельности. Социальная активность является интегральным общественным свойством, характеризующим состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими индивидами (общностями, коллективами, группами) в деятельности, необходимость которой обусловлена личными и общественно значимыми интересами и целями [25, с.6-30].
Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов.
При изучении психологической и педагогической литературы нами обнаружены следующие определения социальной активности. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой дается следующее определение активности личности: «Активность личности - представляет собой деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества» [20, с.8].
Активность личности проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении и формируется под воздействием среды и воспитания. Из этого следует, что активность социальная - это родовое понятие, относительно видовых: общеполитической, трудовой, познавательной и других.
Активность - способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается или сохраняется ее субъектность. Присущий личности способ организации и регуляции жизни на основе интеграции ее потребностей, способностей, отношений к жизни так или иначе учитывает требования, обращенные к личности со стороны общества и обстоятельств. Поэтому активность включает и инициативу, исходящую из потребностей, притязаний, отношений личности, и ответственность, в форме которой личность учитывает объективную жизненную необходимость. Активность структурирует по ценностным и временным параметрам жизненное, межличностное, социально-психологическое пространство, проектирует деятельность, поведение и общение [3, с.334]. Активность включает в себя жизненные результаты, опыт личности, ее обобщения оптимальных конструктивных и неоптимальных жизненных стратегий на ценностной основе.
Социальная активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом-носителем социальной активности выступает человек, социальная группа и другие общности. Как общественное свойство личности, социальная активность развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, социальная активность может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность [3, с.39-40].
Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия субъекта.
Социальная активность личности тесно связана с внутренней мотивацией поведения индивида, его устремлениями, потребностями и интересами [30, с.39].
Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. Значение социальной активности определяется её содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно и в какой сфере общественной жизни человек её проявляет [52, с.167].
В каждом виде деятельности проявляются и совершенствуются различные виды активности:
* двигательная активность - подвижность в процессе познания действительности; общение;
* умственная активность - оптимальность усвоения доступного детям социального (эмоционального, логического, нравственного, трудового, художественного) опыта;
* трудовая активность - участие в играх, посильном труде, учении;
* эстетическая активность - самостоятельность и творчество в процессе создания детьми выразительных образов в игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности;
* этическая активность - проявление бережного отношения ко всему, что сделано природой и человеком, доброжелательность в общении с детьми и взрослыми, выражающаяся в сочувствии, сопереживании, сострадании, помощи.
Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других.
Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой.
Существует большое количество определений понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что социальная активность специфическим образом мотивирована. Следует отметить, что мотивационная структура социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности - это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности.
При исследовании структуры мотивов социальной активности необходимо учитывать сложившиеся в науке представления о структуре психологических феноменов. В психологической литературе под структурой понимается совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Конфигурация и характер связей внутри системы и является ее структурой, остающейся неизменной при изменениях (в определенных пределах) системы, например, при изменении состава элементов.
Согласно научным представлениям В.В. Новикова, любая структура представляет собой единство целого и составляющих его элементов, что предполагает между целостностью и каждым элементом наличие ряда сложных подструктур, то есть промежуточных структур различных уровней [35].
В структуре мотивов социальной активности выделяются три подструктуры: подструктура потребностей, подструктура внутреннего контроля, подструктура целей. Эти подструктуры состоят из различных мотивационных компонентов, обусловливающих социальную активность личности. В процессе формирования мотивов социальной активности происходит актуализация тех или иных мотивационных компонентов. Мотивационные компоненты, составляющие структуру мотивов социальной активности, представлены психологическими образованиями, формирующими различные мотивы, а также психологическими и социальными факторами, оказывающими влияние на процесс мотивации.
К. А. Абульханова-Славская считает, что в мотивах и в процессе их формирования актуализируется система способов взаимодействия личности с обстоятельствами ее жизнедеятельности, избранный субъектом способ осуществления жизни. Мотивация складывается из выработанного субъектом ценностного и психологического способа реализации своих потребностей при данных требованиях и обстоятельствах, которые типичны для его жизни [3].
Мотивационные образования, составляющие данную подструктуру мотивов социальной активности, обеспечивают сознательный выбор человеком предмета и способа удовлетворения своих потребностей. В подструктуру внутреннего контроля входят интересы и склонности личности, убеждения, идеалы, система ценностей, социальные установки и психологические отношения личности, которые осуществляют нравственный контроль при выборе цели, релевантной актуальной потребности, а также средств и способов достижения этой цели.
Подструктуру внутреннего контроля составляют также способности, знания, умения и навыки в определенном виде деятельности и их оценка человеком. Кроме этого в данную подструктуру мотивов социальной активности входит уровень притязаний личности как степень мобилизации человека для достижения определенной значимой для него цели. На уровень притязаний отказывают влияние такие психологические и социальные факторы как оценка человеком своих возможностей, условий и вероятности достижения цели, а также сама социальная ситуация и ее оценка человеком.
Таким образом, социальная активность представляет собой способ организации и развития видов человеческой деятельности, это готовность к решению общественно-значимых задач в характерных видах деятельности, а также является выражением творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира.
Философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.В.Зеньковского, А.Гуддинса, Э.Дюркгейма, Д.Дьюи, П.Наторпа, А.В.Луначарского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и др.
Теоретическим основам, организации, определению содержания формирования социальной активности учащихся в современном воспитательно-образовательном процессе посвящены диссертационные работы Д.Д.Вишневского, М.Б.Рамазанова, В.П.Ростовского, Л.Н.Фарафоновой и др.
Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и исследований показал, что структура социальной активности остается мало разработанной, основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших школьников, и не затрагиваются вопросы формирования социальной активности в младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения детей в новую систему отношений с действительностью [26]. По этой причине исследования данной работы проводились на основе информации о социальной активности личности, а не конкретно младшего школьника. Понятие «социальная активность» встречается у представителей разных наук. В настоящее время в педагогической науке это понятие рассматривают с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.
А.В. Мудрик развитие социальной активности личности рассматривает, как «многогранный процесс очеловечивания человека», включающий в себя непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира.
«В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, - социально активный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако мы видим, что чаще всего молодые люди, фактически растворившиеся в социуме, не готовы и не способны к той активности, которая нужна для противостояния среде и воздействия на нее. Насколько это противоречие будет велико, связано во многом с тем типом общества, в котором развивается человек, с тем типом воспитания - характерным, как для общества в целом, так и свойственным отдельным учебным заведениям» [32].
Л.Ю. Гордин и О.Н.Козлов считают, что социальная активность личности - это составная часть воспитания. При этом под воспитанием понимается объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений.
В.А. Сластенин трактует социальную активность в субъектно-деятельностном подходе, и понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовывать себя как творца, организатора, распределителя собственной жизни. В свою очередь среда, организованный процесс со своими отношениями, нормами, знаниями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психическим регуляторам жизнедеятельности человека.
В.С.Мухина, рассматривает социальную активность как потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями [33, c.347], у Е. П. Поликарповой социальная активность - качество, «присущее каждому человеку, но при этом активность может быть разной по объему, характеру, направленности, форме, уровню» и В.Д. Луганского, считающего, что процесс развития социальной активности нельзя отнести к какому-то одному периоду жизни человека - он протекает всю жизнь. Тем не менее, можно выделить наиболее интенсивный этап - это молодые годы. В.Д. Луганский определяет развитие социальной активности личности учащегося как целенаправленный непрерывный процесс его включения в систему общественных связей и как результат усвоения им опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения личных и социально значимых потребностей.
Для того чтобы в каждом конкретном случае можно было определить факт наличия или отсутствия социальной активности и оказать влияние на её протекание, необходимо выделить показатели, критерии, определяющие социальную активность.
Так Е.А. Ануфриев выделил следующие критерии:
1. Степень развития, максимальное использование дарований, талантов, склонностей человека в процессе участия в общественной деятельности.
2. Степень сознательности.
3. Бескорыстность [6, c.46].
Некоторые авторы в качестве критериев рассматривают свободное время, затраченное на определённые виды деятельности, наличие элементов соревновательности, сверхнормативн........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.