На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Договор на туристское обслуживание.ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 16.3.2014. Сдан: 2014. Страниц: 107. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………….……………………………………. 1.1 Возникновение и особенности развития туризма как сферы общественных отношений в России……………………………………... 1.2 Экономическое и юридическое содержание туристической деятельности……………………………………………………………… 1.3 Правовое регулирование туристической деятельности ……………. ГЛАВА II ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА НА ТУРИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ………………………………….. 2.1 Туристский продукт как объект гражданского правоведения………………………………………………………………….. 2.2 Договор на туристическое обслуживание как инструмент реализации туристского продукта…………………………………………… 2.3 Правовая природа договора на туристское обслуживание…………. ГЛАВА III Элементы договора на туристическое обслуживание………….. 3.1 Профессиональные субъекты в договоре на туристское обслуживание…………………………………………………………………. 3.2 Правовое положение туриста в договоре на туристское обслуживание………………………………………………………………… 3.3 Особенности ответственности сторон по договору на туристское обслуживание…………………………………………………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 3 8 8 16 26 37 37 46 58 68 68 78 91 95 101 107
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Туристский бизнес - одна из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (World Travel a№d Tourism Cou№cil), в 2005 г. доля туризма в мировом ВВП составила 11%, доля занятых в туризме от общего числа экономически активного населения - 8,3%, доля туристских расходов в общем потреблении товаров и услуг - 10%, доля инвестиций в туристский сектор - 9%. С экономической точки зрения привлекательность туристского бизнеса для субъектов предпринимательства - в небольшом размере стартового капитала и быстрой окупаемости вложенных средств.
Развитие товарно-денежных отношений коренным образом влияет на систему общественных связей, объективно изменяя ее в сторону усложнения. Не является исключением и сфера туризма. Эта деятельность внесена в число приоритетных отраслей российской экономики. Концепция развития туризма в России предполагает совершенствование действующего законодательства о нем. В связи с этим резко возрастает значимость повышения эффективности правового регулирования общественных отношений, связанных с туристской деятельностью.
Высокую степень необходимости изучения гражданско-правового регулирования туристской деятельности всегда подчеркивали многие ученые - цивилисты. Так, С. С. Алексеев отмечал, что среди договорных обязательств, складывающихся между гражданами и организациями и имеющих перспективу дальнейшего развития, выделяются обязательства с участие туристских баз.
С.Н. Братусь обращал внимание на неурегулированность ответственности туристских организаций перед гражданами.
Современное гражданско-правовое регулирование туристской деятельности базируется на вновь принятом законодательстве, которое постоянно претерпевает серьезные изменения.
17 января 2007 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон № 12-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», основные положения которого вступили в силу с 1 июня 2007 г. Разработчики законопроекта преследовали цели изменить методы государственного влияния на туристический бизнес и обеспечить финансовую защиту прав и законных интересов потребителей туристских услуг в условиях прекращения с 1 января 2007 г. лицензирования турагентской и туроператорской деятельности. Также были обновлены и уточнены основные понятия в сфере туризма и туристской индустрии.
Вследствие этого потребовалось новое научное осмысление понятийного аппарата данной сферы законодательства. Следует также отметить, что нерешенным остался ряд практических проблем применения указанного закона. Требуют своего решения и теоретические проблемы договорного права в исследуемой области.
Степень научной разработанности темы. Проблемам правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации был посвящен целый ряд исследований. Среди них необходимо назвать работы по общим вопросам гражданско-правового регулирования туристской деятельности в России (Е. Л. Писаревского, О. В. Ткаченко, Л. В. Щенниковой, Ю. А. Чененова, и др.
Эти работы объединяет круг исследуемых вопросов (понятия туристской деятельности, сочетания публично-правовых и частноправовых аспектов правового регулирования в этой сфере, структура связей участников отношений в туристском бизнесе).
Договоры об оказании туристских услуг были предметом рассмотрения в работах В. М. Лебедева, А. Н. Ошнокова, К. С. Свиридова, Н. В. Сирик, С. Л. Соловьева, А. Е. Толстовой, Г. И. Тархова. Указанные авторы разрабатывали систему договоров, объединяющих усилия туристических фирм, предприятий туристской индустрии и туристов по получению желаемого результата.
Отчасти вопросам квалификации договорных отношений в туризме посвящены работы М.И.Брагинского, В. В. Витрянского, Н. И. Волошина, А. Ю. Кабалкина, Я. Е. Парция, Д. П. Стригуновой, А. Е. Шерстобитова, Е. Д. Шешенина и др.
В подавляющем большинстве случаев договоры на оказание туристических услуг рассматривались как отношения между туристической фирмой и туристом в рамках положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Историческим аспектам развития туризма и законодательства о нем в определенной мере посвящено исследование Арцыбашева Д. В.
Указанные исследования исходят из заранее принятого в законе содержания договора об оказании туристских услуг, вместо того чтобы выявить такое содержание в результате анализа договорных отношений в гражданском обороте. Определить правовую природу договора, значит - раскрыть с точки зрения институтов действующего права сущность отношений, которые складываются между всеми ее участниками, найти место данного договора в системе известных гражданскому праву институтов. Перечисленными факторами объясняется необходимость обратиться к теме правового регулирования договора на туристическое обслуживание.
Цель исследования состояла в комплексном анализе правового регулирования договора на туристическое обслуживание. Для достижения указанной цели потребовалось решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и содержание туристской деятельности;
- определить понятие туристского продукта как объекта гражданских правоотношений в сфере туризма;
- выработать гражданско-правовое понятие договора на туристическое обслуживание и определить его место в системе видов гражданско-правовых договоров;
- уточнить правовой статус субъектов договора на туристическое обслуживание;
- проанализировать содержание договора;
- выявить особенности гражданско-правовой ответственности сторон по договору на туристическое обслуживание.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией туристского продукта по договору на туристическое обслуживание.
Предмет исследования - нормы гражданского законодательства, регулирующие деятельность по реализации туристского продукта по договору на туристическое обслуживание.
Методологическую основу исследования составляют современные методы научного познания, включая гносеологический, диалектический, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой, методы анализа, синтеза и толкования правовых актов и др.
Нормативную и эмпирическую базу работы составили Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Закон «Об основах туристской деятельности», Закон РФ «О защите прав потребителей» и другие нормативные правовые акты, а также международные документы по туризму: Манильская и Гаагская декларации по туризму, Соглашение о сотрудничестве в области туризма, заключенное в рамках СНГ, Директивы Европейского Экономического Союза «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все». При подготовке исследования использовалась судебная практика и статистические данные Федерального агентства по туризму РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных специалистов в области теории права и гражданского права: Т.Е. Абовой, С.С. Алексеева, Н.А. Баринова, И.Л. Брауде, М.И. Брагинского, Л.И. Брычевой, В.В. Витрянского, А.П. Дудина, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, В.А. Кабатова, Ю.Х. Калмыкова, В.В. Кваниной, О.С. Красавчикова, М.В. Кротова, Я.А. Куника, В.А. Лапача, Т.Л. Левшиной, М.Н. Малеиной, В.П. Мозолина, В.А. Ойгензихта, Ю.В. Романца, О.Н. Садикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Р.О. Халфиной, Е.Г. Шабловой, А.Е. Шерстобитова, Е.Д. Шешенина и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно является одним из исследований теоретического характера, посвященных договору на туристическое обслуживание.
Теоретическая и практическая значимость исследования < > состоит в том, что содержащиеся в ней выводы направлены на глубокое уяснение конструкции отношений, складывающихся при реализации туристского продукта и могут быть использованы в целях совершенствования отечественного законодательства и в практической деятельности при осуществлении туристской деятельности. Основные положения работы могут быть использованы в учебных целях.
Структура исследования < >. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Возникновение и особенности развития туризма как сферы общественных отношений в России

Туризм имеет глубокие исторические корни. Как свидетельствуют источники, еще древние греки совершали не только военные и торговые походы, но и познавательные. Памятники истории и культуры греческие граффити, содержат информацию о совершаемых водных путешествиях. Можно говорить о древнегреческих походах, как о путешествии, но зарождение туризма, как частного случая путешествия, по нашему мнению, произошло позднее.
В литературе обсуждается вопрос о соотношении понятий «туризм» и «путешествие». Некоторые авторы считают, что понятия «туризм» и «путешествия» относятся к числу синонимов. Однако приравнивать указанные понятия было бы ошибкой. Между понятием «туризм» и «путешествие» существуют отличия в объеме, содержании и времени возникновения.
Так, в толковом словаре русского языка путешествие определяется как «поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам». А туризм представляет собой «организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а также носящие спортивный характер»7.
Таким образом, под туризмом правильнее понимать организованные путешествия с определенными целями. Туризм как понятие включает в себя достаточно широкий спектр услуг, далеко не ограничиваемых только перемещениями в пространстве.
Подтверждением возникновения туристской деятельности, направленной на организацию туристского путешествия, можно считать появление туристских проспектов при французском короле Карле Великом в VIII веке, которые предлагали путешествия из Франции в Палестину. Однако о бурном развитии деятельности в сфере туризма можно говорить лишь применительно к XVI веку, когда в Англии возникли туристские маршруты по Европе. В XVII веке именно в Англии возникло понятие «туризм», еще не тождественное по содержанию его современному значению.
Началом туризма в его нынешнем понимании принято считать 1841 год, когда Томас Кук организовал первую коллективную поездку на поезде. В 1841 году было открыто первое бюро путешествий «Томас Кук и сын». Именно Томас Кук первым стал осуществлять куплю-продажу туристско-экскурсионного пакета, определив стоимость создаваемого им продукта.
Это был групповой тур на отдых по железной дороге, в котором приняло участие 570 человек. Интересна точка зрения В. Сапруновой, что Томас Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, именно с его именем связывают зарождение туристской деятельности как особой сферы предпринимательства.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта (ст. 1).
В Российском туризме выделяют шесть периодов, каждый из которых имеет свою историю.
Просветительский период (до 90 г. XIX в.)
В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, одной из важных причин, побудивших её совершить путешествие, было «любопытство посмотреть чудеса образованного мира». К наиболее ранним путешествиям относят также перемещения купеческих караванов как внутри Руси, так и за ее пределами.
Вместе с христианством на Русь пришло и паломничество. Паломники, устремленные целями распространения своей религии, поклонения святыням, совершали труднейшие и длительные путешествия.
Помимо религиозных целей, путешествия паломником имели и познавательный характер. Рассказы паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, стали практиковаться путешествия для расширения кругозора и приобретения знаний. Пример показал сам Петр I, совершив в 1697-1699 гг. путешествие в составе великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали самым распространенным видом туризма в России. При чем, совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.
Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к «Московским ведомостям», где представил «План предпринимательского путешествия в чужие края». Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы.
С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения внутри страны (Ялта, Кавказские Минеральные воды). С XIX в. получают развитие горные восхождения, пешие прогулки и походы.
Первые туристские организации возникают на Кавказе, а впоследствии Кавказ становиться объектом иностранного туризма. В этот период возникают первые турфирмы.
В конце XIX в. возрастает популярность Крыма.
Таким образом, Просветительский туризм развивался в следующих направлениях:
a) Путешествия с торговыми, политическими, религиозными целями
b) Поездки с целью оздоровления
c) Образование первых туристских организаций
Предпринимательский туризм (1890-1917 гг.)
Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций.
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Туринг-клуб в Петербурге. Клуб был членом международной туристской организации, имел представителей за рубежом.
В 1901 году в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого было содействие развитию путешествий в горах.
Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов.
Таким образом, предпринимательский период характеризовался познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма.
Туристско-экскурсионная работа (1917-1930 гг.)
Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и становлением экскурсионного туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развертывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся. По мере возрастания интереса населения к туризму, встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов и так называемых организаторов туризма.
Определенные меры развития туризма принимались и со стороны государства: создание материально-технической базы и подготовка профессиональных кадров.
При комсомольских комитетах создавались бюро туризма, при которых организовывались секции пригородного, лагерного, дальнего туризма.
Объединение комсомола и профсоюзов по туристским вопросам позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для лагерей.
Кроме того, была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма.
Итак, этот период характеризовался:
a) Созданием мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности
b) Формированием рынка туристских услуг
c) Созданием туристской инфраструктуры: гостиниц, ресторанов
d) Формированием туристского рынка.
Организационно-централизованный период (1930-1970)
В 1927 году в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов, которое позже было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий. Общество имело четкую организованную структуру. ОПТЭ осуществляло почти 90% туристско-экскурсионной работы в стране. С 1929 года при Обществе стали организовываться детские туристско-экскурсионные станции.
В 1929 году было основано Всесоюзное акционерное общество «Интурист», что было связано с началом развития иностранного туризма.
К началу 30-х годов прошлого столетия спортивный и экскурсионный туризм стал массовым явлением.
Период с 1936 по 1970 года характеризуется введением новых организационных форм управления. В 1936 году ОПТЭ было ликвидировано, а все имущество перешло в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма. В ведении ТЭУ находилась вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения.
В 1937-1940 годах была проведена реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жесткое государственно-партийное регулирование капиталовложений, кадров и географии рекреационной деятельности.
В послевоенное время туристско-экскурсионные учреждения восстанавливались медленно.
Было организованно международное молодежное бюро «Спутник», которое занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами.
Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путевки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных.
Наряду с плановым туризмом получает развитие самодеятельный туризм.
Кроме восстановления разрушенного войной туристского хозяйства, развитие различных видов туризма, организационно-централизованный период также характеризуется созданием материальной базы для рекреационного туризма и лимитирование внешнего (выездного) туризма.
Административно-нормативный период (1970-1990 гг.)
Туризм в это время использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Внедряются новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми
Туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей.
В октябре 1980 г. в постановлении Центрального Комитета КПСС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» были определены задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания и т.д.
Важным направлением деятельности туристских организаций в 80 ых годах было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краев, областей и республик.
Основными характеристиками данного периода является:
a) Развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования
b) Распространения новых форм обслуживания (семейный отдых)
c) Создание крупных и комфортабельных комплексов
d) Создание научной основы изучения туризма.
Переходный период (с 1990 г.)
В этот период осуществляется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности этого периода:
a) Переход от монопольного уклада к многоукладному (туристические предприятия становятся собственностью разных владельцев)
b) Формирование туристского рынка на основе новых законов
c) Изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (шоп-тур, тур с целью изучения языка)
d) Возникновение большого числа средних и малых предприятий туризма
e) Рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
Становление туризма в нашей стране имеет свою историю, обычно ее делят на шесть периодов, каждый из которых наделен собственной историей и характеристикой.
Современное состояние туризма в России отличается динамичностью и стабильностью развития. Отмечается увеличение потока туристов не только выездного туризма, ну и внутреннего, улучшается качество обслуживания, разрабатываются новые маршруты туров. Однако наряду с положительными аспектами развития туризма, существует и обратная сторона: недостаточная развитая туристская инфраструктура, повышение цен на гостиницы в главных центрах туристского маршрута - Москве и Санкт-Петербурге, малое количество средств размещения туристов (2-3 «звезды»), и частое несоответствие цены качеству. Эти и другие причины могут привести к снижению темпов развития туризма в нашей стране, оттоку молодых кадров, и соответственно, к снижению поступлений в бюджет государства от туризма.


1.2 Экономическое и юридическое содержание туристической деятельности

Для более ясного понимания экономических аспектов туризма важно также проследить эволюцию определения «турист». Первое международное определение этого понятия было принято в 1937 году в рамках Комитета экспертов Лиги наций.
В качестве рекомендации указывалось: «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет».
Римская конференция ООН по туризму и путешествиям 1963 года также предприняла попытку дать определение понятия «турист». Однако представители стран-участников не смогли прийти к единому мнению.
Соответственно реализация туристского продукта - это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором (ст. 1 Федерального закона).
По смыслу закона понятие договора о реализации туристского продукта совпадает по своему содержанию с договором на туристическое обслуживание.
Другие страны используют понятие «контракт на путешествие» (travel co№tract). В научной литературе, в частности работе А.П. Иванова «Правовое регулирование международных туристских отношений» (1974 г.), сделкой, опосредующей отношения между туристской фирмой и туристом, называется туристский договор то же время сущность всех этих договоров выражается в предоставлении некой комплексной туристской услуги, включающей в себя элементы перемещения, проживания и других услуг в сфере туризма (то есть в реализации туристического продукта), как это было показано ранее.
В российской юридической науке давно ведется спор, основанный на положениях Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», о том, можно ли рассматривать договор о реализации туристского продукта как договор купли-продажи.
По свидетельству С.Л.Соловьева, на практике, как показали результаты проведенного исследования, в настоящее время заключаются различные виды соглашений: договор возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию, договор купли-продажи туристского продукта. Данные, полученные автором при опросе сотрудников тридцати туристических фирм, показали, что в 16-ти из них заключается договор возмездного оказания услуг, в 8-ми - купли-продажи туристского продукта, в 6-ти - так называемый «договор с клиентом», который не относится ни к одному из соглашений, закрепленных законодателем в ПС РФ. В связи с этим следует выделить две наиболее распространенные точки зрения на данную проблему. Одна из них совпадает с позицией авторов Закона о туристской деятельности. Сторонники данной позиции рассматривают турпродукт как товар или же как право (гарантии) на услуги, реально осуществляемые другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с туристом.
В обоснование своей позиции сторонники турпродукта - товара (имущественного права) приводят возможность в случае такого признания более гибкого ведения бухгалтерского учета и налогообложения операций, связанных с его (турпродукта) формированием, продвижением и реализацией. Кроме того, использование данной конструкции позволяет более эффективно защищать интересы потребителей услуг, в том числе от недобросовестных действий контрагентов туроператора.
Гражданско-правовые договоры, признаваемые самостоятельными договорными типами, обычно имеют существенные различия практически во всех своих элементах: предмете, субъектном составе, содержании.
Участниками договора на туристическое обслуживание, как показано выше, являются как профессиональные субъекты - турфирма, предприятия туристской индустрии, так и турист - физическое лицо. Полагаем, имеет смысл рассмотреть сначала правовой статус профессиональных субъектов договора.
Классификация профессиональных субъектов в туризме может быть проведена по критерию деления на виды на основе экономической функции, в которой они выступают в хозяйственном обороте.
По этому критерию профессиональных субъектов в туризме можно поделить на посредников, а также на лиц, которые непосредственно оказывают туристам туристские услуги, входящие в тур.
К посредникам в сфере туризма, прежде всего, следует отнести турфирмы (туроператоров, турагентов), которые, за редким исключением, в процессе своей туристской деятельность не оказывают туристских услуг своим клиентам непосредственно, а организуют оказание туристских услуг туристу силами третьих лиц. Таким образом, их деятельность основывается на ст. 780 ПС РФ, в которой заложена возможность исполнения обязательств по оказанию услуг силами третьих лиц.
Что касается лиц, непосредственно оказывающих туристские услуги, то к их числу относятся: гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги, организации - перевозчики, страховщики, организации общественного питания, организации, предоставляюпдие туристам объекты и средства развлечения, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов - переводчиков. Их объединяет то, что они, во-первых, предоставляют отдельные виды услуг, входящих в туристское обслуживание; во-вторых, непосредственно оказывают туристам только воспроизводимые ими услуги.
В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности туристская индустрия включает в себя всю совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного литания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Указанные лица являются профессиональными участниками рассматриваемых отношений.
При этом особую роль в них Закон отводит туристической фирме, в качестве которой могут выступать туроператор или турагент.
Прежде всего необходимо определить роль турагента в реализации туристского продукта.
Различия в деятельности турагента и туроператора заключаются в объеме полномочий (и соответственно обязанностей) по формированию и продвижению тура.
Зачастую турагент не входит в прямое взаимодействие со средствами размещения, питания, перевозки, развлечения, в связи с тем, что по своей природе агент не занимается формированием туристских услуг (турпродукта).
Турист на стадии заключения договора напрямую не взаимодействует со средствами размещения, питания, перевозки, развлечения, по той причине, что услуги, оказываемые данными субъектами, входят в туристскую путевку, а это значит, что отношения с ними возникают в этот момент у туроператора.
Турист как заказчик и потребитель туристских услуг взаимодействует напрямую либо с туроператором либо с турагентом.
Туроператор, выполняя функцию формирования, продвижения и реализации туристского маршрута взаимодействует со всеми субъектами: с турагентом, туристом, средствами размещения, питания, перевозки, развлечения и государственными органами.
Турагент и туроператор вступают в отношения с государственными органами в связи с необходимостью получения лицензии, подтверждения качества и др.
Для статистических целей было разработано понятие «временный посетитель», с которым согласилось большинство представителей стран - участников. Гаагская декларация по туризму (14 апреля 1989 года) предложила следующее определение иностранного туриста.
Иностранным туристом является любой человек:
а) который намерен совершить путешествие и/или совершает путешествие в любую другую страну помимо той, которая является его постоянным местом проживания;
б) основной целью путешествия которого является поездка или пребывание сроком не более трех месяцев, за исключением тех случаев, когда разрешено пребывание на больший срок или возобновлено трехмесячное разрешение;
в) который не будет осуществлять какую-либо оплачиваемую деятельность в посещаемой стране вне зависимости от того, было ли ему это предложено или нет, и
г) который в конце указанной поездки или пребывания в обязательном порядке покинет посещаемую страну или для возвращения в страну его постоянного проживания, или для поездки в другую страну.
С учетом норм международного права российский законодатель в 1996 году определил туриста как «гражданина, посещающего страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющего не менее одной ночевки».
Экскурсанты - лица, посещающие или временно пребывающие в стране или местности, вне места своего постоянного проживания, короткое время, не более 24 часов.
В настоящее время в статистике туризма все типы путешественников, занимающихся туризмом, определяются как посетители.
В связи с этим термин «посетитель» представляет собой основу концепции всей системы статистики туризма. В соответствии с основными типами туризма «посетители» классифицируются следующим образом: «международные посетители» и «внутренние посетители»
Международные посетители включают в себя следующие категории: туристы (ночующие посетители) и однодневные посетители.
1) к туристам относят посетителей, которые осуществляют по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране;
2) к однодневным посетителям относят тех, кто не осуществляет ни одной ночевки в посещаемой стране в коллективном или индивидуальном средстве размещения.
Это определение включает пассажиров круизов, которые прибывают в какую-либо страну на круизном судне и возвращаются каждую ночь на судно для ночевки, даже если судно находится в порту несколько дней.
В эту группу по той же логике включены владельцы или пассажиры яхт и пассажиры - участники групповых поездок, ночующие в поезде.
Таким образом, статистические данные не должны включать путешествующих лиц, которые в юридическом смысле не въехали в страну.
Термин «внутренний посетитель» в статистике туризма означает «любое лицо, проживающее в какой-либо стране, которое путешествует в какое-либо место, находящееся в этой стране за пределами его обычной среды на срок, не превышающий 12 месяцев; и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».
Внутренние посетители включают в себя также категории туристов (ночующие посетители) и однодневных посетителей.
Приняв за основу определения, разработанные Статистической комиссией ООН по статистике путешествий и туризма, многие страны, тем не менее, допускают определенные отклонения от этих определений. Так, например, одни государства считают международными туристами только тех лиц, которые находились в стране посещения не менее трех дней, другие - двух недель, третьи - одного месяца. Или другой пример: согласно рекомендациям в категорию туристов не следует включать лиц, путешествующих по стране посещения транзитом.
Однако в нашей стране они включаются в статистические данные, так как при большой протяженности территории подобные лица (особенно при транзите по железной дороге) находятся длительное время в пути и пользуются туристскими услугами.
Согласно глоссарию терминов международного туризма, путешественники, т.е. лица, путешествующие вне мест своего постоянного проживания, далеко не все относятся к категории туристов.
Временные рабочие, транзитные пассажиры, не покидающие транзитное пространство в аэропортах, военные, дипломаты, иммигранты, потенциальные иммигранты, кочевники, беженцы и др. также путешествуют из страны в страну и в пределах своей страны, однако в статистике туризма не учитываются и не относятся к категории туристов.
Таким образом, категории «туризм» и «турист» еще нуждаются в определенных уточнениях и единообразном толковании в целях определения четкого предмета международных договоров и соглашений в области туризма.
Туризм - категория экономическая, потому что госу........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации // Собрание Законодательства 2010. - № 5, (4 февр.). - С. 1485 - 1498 (ст. 375).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (Ч.I), / Собрание законодательства. - 2009. - № 34 - С. 1325 - 1566
3. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СПС Гарант
4. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ // СПС Гарант
5. Об основах туристической деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // СПС Гарант
6. О некоммерческих организациях Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // СПС Гарант
7. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-I // СПС Гарант
8. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I // СПС Гарант
9. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристического продукта: Постановление Правительства РФ от 11. 02.2002 г. №95 // СПС Гарант
10. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 954-р // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2902;
11. О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов: Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 // СПС Гарант
12. Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания: Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 // СПС Гарант
13. Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 // СПС Гарант
14. Об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства: Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 года № 1142 // СПС Гарант
15. О туризме и туристической деятельности в Челябинской области: Закон Челябинской области от 31 декабря 1999 г. № 51-ОЗ //www/ zelsak.ru

Использованная литература

1. Александрова, А.Ю.: Международный туризм / А. Ю. Александрова. М.: Аспект-пресс, 2009. 345 с.
2. Андреев, В.И.: Бюро международного молодежного туризма. -М.: Инфра - 2009 г. - 453 с.
3. Афонина, Е.В. О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Е.В.Афонина // Вестник ВАС РФ. - 2000. - № 7;
4. Балабанов, И.Т. Экономика туризма. - М.: Финансы и кредит, 2011. - С. 6-15;
5. Биржаков, М.Б.: Введение в туризм / М.Б.Биржаков - С-Пб.: Торговый дом «Герда», 2009. - С.8.;
6. Бирюков, П.Н. Правовое регулирование туристической деятельности / П.Н.Бирюков. Воронеж, 2009. - 342 с.
7. Борисов, К.Г. Международный туризм и право / К.Г.Борисов М.: Инфра- 2009. - 324 с.
8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия / Главный редактор Т.Г. Музрукова - Электронная версия;
9. Власов, А.А. Туризм / А.А.Власов - М.: Высшая школа,2011. - С. 5;
10. Волошин, Н.И.Туристическая деятельность как предмет правового регулирования / Н.И.Волошин // Экономика и право. - 2009. - № 11. - С. 57;
11. Вольвач, Я.В. Международный туризм и право / Я.В.Вольвач //Адвокат № 8, август 2012 г;
12. Гражданское право России / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого общая часть (курс лекций), Москва, 2009. - 321с.
13. Гражданское право России /под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого том 2 -М., 2009. - С.576;
14. Грушевая, Е.П.: Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях / Е.П.Грушевая //Сов. государство и право. - 1992. -№1. -С.82;
15. Гужин, Г.С. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме / Г.С.Гужин - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2011. - С.16;
16. Гуляев, В.Г. Организация туристической деятельности / В.Г. Гуляев - М.: Нолидж, 2009. - С.18;
17. Данилова, Л.Я.: Специфика организационных правоотношений возникающих при оказании туристических услуг / Л.Я.Данилова // Вестник СГАП, 2012, №4(41). - с.67;
18. Зинченко, С.В. Ничтожные и оспоримые сделки в практике предпринимательства / С.В.Зинченко // Хозяйство и право. - 2012. - № 2. - С. 123;
19. Злобина, Л.В.: Невыполнение туристическая фирмой договорных обязательств перед партнерами / Л.В.Злобина // Главный бухгалтер. - 2010. - № 4. - С. 25-28;
20. Новицкий, И.Б.: Римское право / И. Б. Новицкий - М, 2009. - С.189;
21. Кабалкин, А.В.: Договор возмездного оказания услуг / А.В.Кабалкин // Российская юстиция. - 2010. -№3. -С.14;
22. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А.Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 2011. - С.24;
23. Киселев Ю.В.: Финансовая газета, № 4, 2003 г. Региональный выпуск. - С.24;
24. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / под ред. О.Н. Садикова. - М.:Инфра-М, 1995. - С.128;
25. Красавчиков О.А.: Гражданско-правовой договор и его функции. Свердловск, 2009. С.18-20;
26. Красавчиков, О.А.: Сфера обслуживания: гражданско-правовой аспект / О.А.Красавчиков // Гражданское право и сфера обслуживания: Сборник научных трудов - М., 2010 г- С.24;
27. Кротов, М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве: Учебное пособие / М.В.Кротов - Л.,2010. -С.12;
28. Кузин, Д.В. Гражданско-правовой договор и его функции / Д.В. Кузин // Российский налоговый курьер - № 21, ноябрь 2012 г;
29. Лебедев, В.М.: Договор обслуживания на туристических базах СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Свердловский юридический институт. / В.М. Лебедев - Изд-во ЧМУ, 2011, с.34.
30. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / под ред. В.А. Квартальнова - М.: Финансы и статистика. - 2001. - С. 17.;
31. Мохов, Г.А. Гражданско-правовой договор и его функции / Г. А. Мохов // Главбух. Отраслевое приложение «Учет в туристической деятельности», № 3, 2011 г.;
32. Мохов, Г.А. Международный туризм и право / Г.А. Мохов // Главбух, Отраслевое приложение «Учет в туристической деятельности», № 4, 2012 г.;
33. Никонорова, Ю.В. Гражданско-правовая ответственность в туризме / Ю.В.Никонорова // Вестник Московского университета МВД России , 2009, №10- 67 с.
34. Никонорова, Ю.В. Государственное регулирование туристской деятельности / Ю.В.Никонорова // Вестник Московского университета МВД России , 2010, №10- 67 с.
35. Никонорова, Ю.В. Гражданско-правовая ответственность в туризме . Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук / Ю.В.Никонорова // Вестник Московского университета МВД России , 2009, №10- 67 с.
36. Парций, Я.Е.: Правовое регулирование туристическо-экскурсионных услуг / Я.Е. Парций // Экономика и жизнь. - 2009. - № 44. - С. 35-38.;
37. Парций, Я.Е. Научно-практический комментарий Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» / Я.Е.Парций // Хозяйство и право. - 2011. - № 1 - 12.;
38. Парций, Я.Е. Законодательство о туризме в Российской Федерации и за рубежом / Я.Е.Парций // Хозяйство и право. - 2011. - № 1 - 12.;
39. Парций, Я.Е. . Гражданско-правовая ответственность в туризме / Я.Е.Парций // Хозяйство и право. - 2011. - № 1 - 12.;
40. Садиков, О.Н.: Договор и закон в новом гражданском праве России / О.Н. Садыков // Вестник ВАС РФ. 2010. № 2. С. 137.;
41. Садиков, О.Н.: Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / О.Н.Садыков - М: Юристъ, 2009 г.;
42. Свиридов, К.С.: Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг, диссертация / К.С.Свиридов. - Санкт-Петербург, 2009;
43. Шешенин, Е.Д. Система договорных связей в обязательствах по оказанию услуг / Е.Д.Шешенин - М., 2009г.;
44. Шешенин, Е.Д.: Предмет обязательства по оказанию услуг / Е.Д.Шешенин //Сб. уч. тр. Свердловского юридического института. Вып.3. Свердловск, 2011. - С.151.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.