На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Содержание государственной службы. Понятие государственной должности. Государственный служащий и служба. Правовой институт. Основные принципы государственной службы. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 21.09.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


26
ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра ____________________________________
Учебная дисциплина: Муниципальная служба

Курсовая работа

Тема 2. Государственная служба как социальный институт

факультет 0610 - государственное и муниципальное управление
Выполнила:
студентка
заочного отделения
* курса * группы

*************

Проверил:

_______________________

_______________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..


3

1. Содержание государственной службы………………..

1.1. Понятие государственной должности…………………………….

1.2. Государственный служащий и государственная служба………

1.3. Правовой институт государственной службы…………………..

2. Основные принципы государственной службы…...

3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и россия…………………………………..

5

5

7

10

13

18

Заключение…………………………………………………….

26

Список использованных источников………………………

27

ВВЕДЕНИЕ

Слово "служба" имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба). Здесь мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной деятельности, которая состоит в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей. Служащий - это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие - это профессионалы управления, социально-культурного обслуживания.

Закономерные для каждой страны увеличение объема управления, расширение систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. влекут непре-рывный рост числа служащих. Их количество возрастает абсолютно и относительно, т.е. растет их удельный вес в общем числе работающих.

Все служащие являются профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Служащие выполняют полезную работу. Специфика их труда состоит в том, что они:

ь обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляе-мых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обра-батывают, передают, хранят, создают информацию (исключение - служащие строевых подразделений);

ь воздействуют на людей, обслуживают их;

ь непосредственно материальных ценностей не создают, но обес-печивают условия для их производства;

ь обычно заняты умственным трудом;

ь работают возмездно, получают заработную плату;

ь занимают должности в легальных организациях, работают на про-фессиональной основе;

ь работают в «чужих интересах», то есть выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в интересах тех, кто оплачивает их работу.

По последнему признаку (кто финансирует служащих, кому они подчинены, в чьих интересах действуют) можно различать служащих следующих организаций:

1) государственных;

2) муниципальных;

3) частных;

4) международных Митрофанов М. В. Служащие международных организаций. - М , 1982..

В ст. 3 Закона об основах государственной службы содержит-ся такое определение: «Государственным служащим является граж-данин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен-ном Федеральным законом, обязанности по государственной долж-ности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Государственный служащий занимает государственную долж-ность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функ-ции.

Содержанием государственной службы является обес-печение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполня-ют государственные функции. Необходимо отметить, что государ-ственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а зна-чит, с осуществлением исполнительной власти.

Задачи, стоящие перед государством, решаются именно государственной службой. В своей работе госслужащие используют определенные техничес-кие средства, но в основном их достижения, эффективность деятель-ности всего аппарата, зависят от организации труда, умения, добросо-вестности, активности служащих.

В данной работе пойдет речь как о государственных служащих, так и вообще об институте государственной службы и социально-правовых аспектах его функционирования.
1. содержание государственной службы
1.1. Понятие государственной должности
Ученые-юристы понимают должность в государствен-ных организациях как простейший элемент, клеточку управленческой структуры. "Государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госорганов (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления" Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. // Государство и право. - №12. - 1996. - С.10..
С одной стороны, должность есть первичный, нерасчлененяемый компонент аппа-рата, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минималь-ный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, форма-лизации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управ-ленческом ансамбле. С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, юридическое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации.
Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих. "Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом, - с другой, являются должности. Должность - это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее за-нятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обя-занностей служащего" Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 6.
.
Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализован-ных "социальных позиций", юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменения личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной стороне дела.
Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая ее часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм ад-министративного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обес-печиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает людей на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение конкретной работы, занятие того или иного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.
Должность - это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться необходимые действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. А значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов - это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т.д.). Но если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать и т.п. - это его служебная обязанность. Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием - полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. Наукой управ-ления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их со-ответствие друг другу.
Что же касается еще одного компонента должности - личных прав, то их набор должен быть таким, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. При этом необходимо учитывать, во-первых, возможность государства (организации), а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допускать чрезмерного выделения обеспечения служащих из всей массы работающих, т.е. решать вопросы о социальном положении, в частности государственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем. как живут страна и се граждане.
До 1993 г. все служащие государственных организации в законодательстве, на практике и в науке признавались государственными служащими. Иными словами, су-ществовало широкое понимание государственной службы. Правовые акты последних лет исходят из узкого понимания. Поэтому теперь необходимо различать должность в государственной организации и ее разновидность - государственную должность т.е. должность в органе государственной власти.
Государственные должности подразделяются на СЗ РФ, 1995, №31, ст. 2990.:
1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федераль-ными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов РФ) для непосред-ственного выполнения полномочий государственных органов (президент, председатель правительства, руководители органов законодательной и исполнительной властей, де-путаты, министры, судьи и др.). Это государственные должности категории "А", их можно назвать политико-судебными;
2) должности, учреждаемые в установленном законодательством порядке для не-посредственного обеспечения исполнения полномочия лиц, замещающих должности категорий "А". Это государственные должности категории "Б", их можно назвать патронатными;
3) должности, устанавливаемые государственными органами для исполнения и обес-печения собственных полномочий - это государственные должности категории "В" (административные).
Действующее законодательство закрепило еще один формальный признак госу-дарственной должности: она должна быть включена в Реестр государственных должностей Российской Федерации. Он состоит из перечня политических должностей (категории "А") и государственных должностей государственной службы. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации вклю-чаются должности патронатные и административные (категории "Б" и "В"), клас-сифицированные по группам. Этот реестр утверждается Президентом Российской Федерации.

1.2. Государственный служащий и государственная служба

В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы» содержится определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен-ном федеральным законом, обязанности по государственной должности госу-дарственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».
Значит:
1) Государственным служащим может быть только гражданин РФ. Исключения из этого правила устанавливаются специальными нормами.
2) Государственный служащий занимает государственную должность и в уста-новленном порядке исполняет соответствующие обязанности: реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции.
3) За свою службу он регулярно получает денежное вознаграждение не менее заранее определенного размера.
4) Оплата труда государственных служащих производится за счет средств феде-рального бюджета или бюджета субъекта Федерации, т.е. во всех случаях за счет средств, собранных с налогоплательщиков.
Под государственной службой в законе понимается профессиональная деятельность лиц (замещающих государственные должности категорий "Б" и "В") по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще ч обладая всеми ее признаками, государственная служба имеет ряд спе-цифических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.
Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патерналистские и администра-тивные (категории "Б" и "В") государственные должности. Новый закон четко определяет субъектов государственной службы я при этом значительно сужает их круг.
Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений, даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п., теперь официально не считается государственной службой. Более того, не считает закон государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губер-наторов, судей и иных лиц, замещающих политико-судебные государственные долж-ности (категории "А").
По правовому положению служащих государственная служба подразделяется на гражданскую и милитаризованную. О последней в Законе "Об основах государственной службы" ничего не сказано. Но вряд ли стоит сомневаться в том, что, например, офицер милиции, таможенный инспектор, командир воинской части нахо-дятся на государственной службе. Фактически названный Закон является Законом об основах гражданской государственной службы и, конечно, жаль, что об этом прямо в Законе на сказано. Но очевидно и то, что отсутствие в законе четкого положения о том, что он регламентирует гражданскую службу и не распространяется на ми-литаризованную. не прекратило существования последней.
Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, осуществление государственных функций. Важно отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а, следовательно, с осуществлением исполнительной власти.
«В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов ис-полнительной власти, судов, прокуратуры и других органов государства. На службе у государства находятся также солдаты, офицеры и генералы армии и других во-оруженных формирований» Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 3..
В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансиро-вания.
Задачи, стоящие перед государством, соответственно полномочия государственных органов выполняют государственные служащие. В своей работе они используют технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих. Поэтому понятно, какое существенное значение для страны имеет государственная служба, а, следовательно, правильное определение целей и направ-лений труда служащих, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т.д. Некоторые ученые за рубежом утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что там, где надлежащим образом не организован труд служащих, государство испытывает серь-езные трудности.
К сожалению, засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом России. И хотя государственный аппарат в федеральных органах власти за последнее время обновился более чем наполовину, а в регионах примерно на треть. Бывший Президент РФ Б.И. Ельцин отметил: «...В поры управления глубоко проникла несогласованность действий различных подразделений аппарата, продолжается принятие решений без учета их последствий. В новой России мы во многом продолжаем руководить и управлять по-старому» Российские вести. 1995. 8 сентября..
Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается во всех сферах жизнедеятельности государства - в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Россия нынче подошла к тому рубежу, когда от качества государственной службы, ответственности чинов-ничества зависит судьба не только отдельных россиян, но и общее будущее. Государственная служба - важнейший инструмент государства. На всем пространстве России она должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована квалифицированными специалистами, способными глу-боко анализировать происходящие процессы, видеть далеко вперед, организовывать и проводить в жизнь принятые решения.
1.3. Правовой институт государственной службы

Правовой институт состоит из норм административного права. Он связан с Конституцией, с рядом финансово-правовых пра-вил, с уголовным, а особенно тесно - с трудовым правом.
Вопросы компетенции, деятельности государственных служащих регулируются всеми отраслями права. Например, работники агропро-мышленного комплекса часто обращаются к гражданскому, земель-ному праву, следователи МВД - к уголовному и уголовно-процессуальному, работники органов образования - к семейному. А инсти-тут государственной службы устанавливает только правовые основы ее организации и особенности правового положения государствен-ных служащих.
При советской власти так и не был принят закон о государ-ственной службе. Детально регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Существовали Временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г., ука-зы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в неко-торых отраслях, Единая номенклатура должностей служащих (утв. Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г.), Положение о дисципли-нарной ответственности в порядке подчиненности (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932 г.), перечни № 1 и 2 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров (лица, должности которых попали в эти перечни, - а таких лиц было более 20 млн., - не имели права обжаловать в суд свое увольнение).
Названными актами перечень основных источников института государственной службы, существовавших до 90-х гг., почти исчер-пывался. Негативную роль в законодательном регулировании и на-учной разработке этих вопросов сыграла Программа КПСС, приня-тая XXI съездом партии (1962). В ней говорилось: «Необходимо вести дело к тому, чтобы... навыками управления овладевали все более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе пере-стала быть особой профессией».
После провозглашения в 1990 г. государственного суверените-та РСФСР, распада в 1991 г. СССР в России была создана новая, значительно расширенная, измененная нормативная база государствен-ной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных актов, а также актов субъектов Федерации. Новейший правовой материал отличается от того, который был до начала 90-х гг. тем, что он:
ь состоит из актов Федерации и ее субъектов;
ь более полно регулирует организацию государственной службы, правовое положение служащих;
ь в этом институте повышена роль закона;
ь воплотил многие идеи правового государства (разделение госу-дарственной власти, плюрализм в экономике и политике и др.);
ь по-новому решил вопросы о понятии государственной службы, государственных служащих, их защите, о классификационных раз-рядах государственных служащих и об ограничениях их прав, об их отношении к политическим партиям. Важнейшее место в рассматриваемом институте принадлежит Конституции РФ. Многие ее статьи (1, 10, 12, 32, 71, 78, 83, 89 и др.) прямо или косвенно закрепляют основы государственной службы.
Следующим по значению актом, создавшим правовой фунда-мент государственной службы, является Закон об основах государ-ственной службы. Он закрепил общие положения, регулирующие оба существующих в России уровня государственной службы: федеральной и субъектов Федерации. В XX в. это первый комплекс-ный акт такого содержания, принятый и действующий на территории России.
Конституция и указанный выше Закон содержат положения, относящиеся и к федеральной службе, и к службе субъектов Феде-рации. А вторая группа актов регламентирует только тот или дру-гой уровень. Это: Положение о федеральной государственной служ-бе, утвержденное Указом Президента от 22 декабря 1993 г.; законы о государственной службе субъектов Федерации. А в 1997 г. был принят Кодекс государственных должностей Иркутской области (по содержанию - кодекс госслужбы области).
Третья группа источников института - федеральные акты, регулирующие правовой статус отдельных видов государственной службы. В их числе Федеральные законы: «О прокуратуре Россий-ской Федерации»; «О статусе судей в Российской Федерации»;
«О воинской обязанности и военной службе»; «О службе в таможен-ных органах».
Такую же юридическую силу имеют утвержденные Верховным Советом Российской Федерации в 1993 г. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Положение о про-хождении службы в органах налоговой полиции.
Многие вопросы правового статуса работников налоговых инс-пекций регулируются Указом Президента от 31 декабря 1991 г. «О государственной налоговой службе». Еще одним примером под-законных актов является постановление Правительства от 16 января 1995 г. «О военизированных горноспасательных частях по обслужи-ванию горнодобывающих предприятий металлургической промыш-ленности и Дисциплинарном уставе военизированных горноспаса-тельных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности».
В четвертую группу источников института государствен-ной службы входят акты, регламентирующие отдельные элементы организации службы в целом или только определенных ее видов. Это, например, акты, регулирующие исчисление стажа, аттестации, кон-курсы, ответственность служащих.
В ст. 4 Закона об основах государственной службы содержит-ся такое правило: «На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с осо-бенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом».
Иными словами, нормы трудового права в отношениях органов государственной власти, строевых подразделений со своими служа-щими могут использоваться лишь тогда, когда соответствующие воп-росы не регулируются административно-правовым институтом госу-дарственной службы.
В заключение этой главы, переходя к рассмотрению принципов и социального института государственной службы, следует сказать, что сейчас популярны идеи о необходимости принятия служебных кодексов как федерального, так и субъектов Федерации.
2. основные принципы ГОСУДАРСТВЕННОЙ службы
В ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Россий-ской Федерации» провозглашено:
Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностны-ми инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен-ного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предме-тов ведения между Российской Федерацией и субъектами Россий-ской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее испол-нение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государствен-ных органах.
Внимательное изучение текста статьи позволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной службы:
* законность (п. 1, 2, 3, 6, 7);
* демократизм (п. 4, 6, 9);
* профессионализм (п. 8, 10, 11, 12).
Законность и демократизм - общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно про-являются в организации государственной службы. А профессиона-лизм - это ее специфический принцип.
Анализ всего массива правовых актов, образующих институт го-сударственной службы, позволяет сделать вывод о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защищенности служащих.
Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти - эффективности.
Принцип законности означает признание:
а) верховенства Конституции, федеральных законов над иными правовыми актами;
б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;
в) приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государствен-ный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты. Можно назвать такие направления реализации идеи законности: служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями, он должен сам соблюдать законы, его права должны быть защищены.
Важнейшие проявления принципа демократизма:
а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих ин-тересам граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичных интересов он обязан руководствоваться последними;
б) общедоступность государственной службы. Ст. 32 Конститу-ции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с наличием граж-данства, владением государственным языком, с возрастом по-ступления на службу, совместной службой родственников, со-вместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограниче-ния обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более высокого возраста для занятия дол-жности, предельного возраста и срока пребывания на ней, тре-бований определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу в милицию принимаются лица, достигшие 18 лет, год-ные по состоянию здоровья, имеющие среднее образование;
в) гласность в осуществлении государственной службы. Она связана с реализацией ст. 29 Конституции, закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию лю-бым законным способом, гарантирующей свободу массовой информации; статьи 42, провозглашающей право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей сре-ды, с конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здо-ровья людей. Гласность должна быть и в отношениях с раз-личными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. Законодательством закреплено и право служащих получать информацию, необходимую для работы, знакомиться с личными делами и т. д.;
г) разделение государственной власти на законодательную, ис-полнительную, судебную. Это важнейшее проявление демок-ратизма всей государственной деятельности, всего государ-ственного механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.
Таким образом, демократизм проявляется в содержании служ-бы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, обще-доступность).
Исполнять обязанности врача или учителя необходимо на про-фессиональной основе, то есть постоянно, в течение определенного вре-мени, в рамках определенного коллектива и за регулярно получаемое вознаграждение.
Профессионализма требует и административная деятельность. Во-первых, для нее нужна компетентность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стиму-лирует приобретение знаний, их повышение, накапливание опыта рабо-ты. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует органи-заторских способностей. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер административной власти предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, професси-онально. В-четвертых, административная деятельность требует высокой четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Профессиональные начала позволяют обеспе-чить более высокий уровень дисциплины, так как служащий за работу получает заработную плату, с нею связывает карьеру и др.
Принцип профессионализма государственной службы предполагает:
а) компетентность работников, то есть знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повыше-ния квалификации. Кстати, у военнослужащих, работников ми-лиции физическая и служебная подготовка проводятся в обя-зательном порядке в рабочее время. Одна из основных обя-занностей служащего - поддерживать уровень своей квалификации;
б) систематическое, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отноше-ний. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, ме-тодами руководства; к тому же ощущение устойчивости пси-хологически раскрепощает и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.