Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Содержание государственной службы. Понятие государственной должности. Государственный служащий и служба. Правовой институт. Основные принципы государственной службы. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 21.09.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


26
ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра ____________________________________
Учебная дисциплина: Муниципальная служба

Курсовая работа

Тема 2. Государственная служба как социальный институт

факультет 0610 - государственное и муниципальное управление
Выполнила:
студентка
заочного отделения
* курса * группы

*************

Проверил:

_______________________

_______________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..


3

1. Содержание государственной службы………………..

1.1. Понятие государственной должности…………………………….

1.2. Государственный служащий и государственная служба………

1.3. Правовой институт государственной службы…………………..

2. Основные принципы государственной службы…...

3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и россия…………………………………..

5

5

7

10

13

18

Заключение…………………………………………………….

26

Список использованных источников………………………

27

ВВЕДЕНИЕ

Слово "служба" имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба). Здесь мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной деятельности, которая состоит в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей. Служащий - это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие - это профессионалы управления, социально-культурного обслуживания.

Закономерные для каждой страны увеличение объема управления, расширение систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. влекут непре-рывный рост числа служащих. Их количество возрастает абсолютно и относительно, т.е. растет их удельный вес в общем числе работающих.

Все служащие являются профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Служащие выполняют полезную работу. Специфика их труда состоит в том, что они:

ь обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляе-мых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обра-батывают, передают, хранят, создают информацию (исключение - служащие строевых подразделений);

ь воздействуют на людей, обслуживают их;

ь непосредственно материальных ценностей не создают, но обес-печивают условия для их производства;

ь обычно заняты умственным трудом;

ь работают возмездно, получают заработную плату;

ь занимают должности в легальных организациях, работают на про-фессиональной основе;

ь работают в «чужих интересах», то есть выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в интересах тех, кто оплачивает их работу.

По последнему признаку (кто финансирует служащих, кому они подчинены, в чьих интересах действуют) можно различать служащих следующих организаций:

1) государственных;

2) муниципальных;

3) частных;

4) международных Митрофанов М. В. Служащие международных организаций. - М , 1982..

В ст. 3 Закона об основах государственной службы содержит-ся такое определение: «Государственным служащим является граж-данин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен-ном Федеральным законом, обязанности по государственной долж-ности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Государственный служащий занимает государственную долж-ность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функ-ции.

Содержанием государственной службы является обес-печение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполня-ют государственные функции. Необходимо отметить, что государ-ственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а зна-чит, с осуществлением исполнительной власти.

Задачи, стоящие перед государством, решаются именно государственной службой. В своей работе госслужащие используют определенные техничес-кие средства, но в основном их достижения, эффективность деятель-ности всего аппарата, зависят от организации труда, умения, добросо-вестности, активности служащих.

В данной работе пойдет речь как о государственных служащих, так и вообще об институте государственной службы и социально-правовых аспектах его функционирования.
1. содержание государственной службы
1.1. Понятие государственной должности
Ученые-юристы понимают должность в государствен-ных организациях как простейший элемент, клеточку управленческой структуры. "Государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госорганов (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления" Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. // Государство и право. - №12. - 1996. - С.10..
С одной стороны, должность есть первичный, нерасчлененяемый компонент аппа-рата, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минималь-ный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, форма-лизации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управ-ленческом ансамбле. С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, юридическое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации.
Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих. "Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом, - с другой, являются должности. Должность - это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее за-нятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обя-занностей служащего" Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 6.
.
Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализован-ных "социальных позиций", юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменения личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной стороне дела.
Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая ее часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм ад-министративного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обес-печиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает людей на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение конкретной работы, занятие того или иного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.
Должность - это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться необходимые действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. А значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов - это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т.д.). Но если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать и т.п. - это его служебная обязанность. Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием - полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. Наукой управ-ления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их со-ответствие друг другу.
Что же касается еще одного компонента должности - личных прав, то их набор должен быть таким, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. При этом необходимо учитывать, во-первых, возможность государства (организации), а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допускать чрезмерного выделения обеспечения служащих из всей массы работающих, т.е. решать вопросы о социальном положении, в частности государственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем. как живут страна и се граждане.
До 1993 г. все служащие государственных организации в законодательстве, на практике и в науке признавались государственными служащими. Иными словами, су-ществовало широкое понимание государственной службы. Правовые акты последних лет исходят из узкого понимания. Поэтому теперь необходимо различать должность в государственной организации и ее разновидность - государственную должность т.е. должность в органе государственной власти.
Государственные должности подразделяются на СЗ РФ, 1995, №31, ст. 2990.:
1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федераль-ными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов РФ) для непосред-ственного выполнения полномочий государственных органов (президент, председатель правительства, руководители органов законодательной и исполнительной властей, де-путаты, министры, судьи и др.). Это государственные должности категории "А", их можно назвать политико-судебными;
2) должности, учреждаемые в установленном законодательством порядке для не-посредственного обеспечения исполнения полномочия лиц, замещающих должности категорий "А". Это государственные должности категории "Б", их можно назвать патронатными;
3) должности, устанавливаемые государственными органами для исполнения и обес-печения собственных полномочий - это государственные должности категории "В" (административные).
Действующее законодательство закрепило еще один формальный признак госу-дарственной должности: она должна быть включена в Реестр государственных должностей Российской Федерации. Он состоит из перечня политических должностей (категории "А") и государственных должностей государственной службы. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации вклю-чаются должности патронатные и административные (категории "Б" и "В"), клас-сифицированные по группам. Этот реестр утверждается Президентом Российской Федерации.

1.2. Государственный служащий и государственная служба

В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы» содержится определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен-ном федеральным законом, обязанности по государственной должности госу-дарственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».
Значит:
1) Государственным служащим может быть только гражданин РФ. Исключения из этого правила устанавливаются специальными нормами.
2) Государственный служащий занимает государственную должность и в уста-новленном порядке исполняет соответствующие обязанности: реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции.
3) За свою службу он регулярно получает денежное вознаграждение не менее заранее определенного размера.
4) Оплата труда государственных служащих производится за счет средств феде-рального бюджета или бюджета субъекта Федерации, т.е. во всех случаях за счет средств, собранных с налогоплательщиков.
Под государственной службой в законе понимается профессиональная деятельность лиц (замещающих государственные должности категорий "Б" и "В") по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще ч обладая всеми ее признаками, государственная служба имеет ряд спе-цифических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.
Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патерналистские и администра-тивные (категории "Б" и "В") государственные должности. Новый закон четко определяет субъектов государственной службы я при этом значительно сужает их круг.
Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений, даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п., теперь официально не считается государственной службой. Более того, не считает закон государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губер-наторов, судей и иных лиц, замещающих политико-судебные государственные долж-ности (категории "А").
По правовому положению служащих государственная служба подразделяется на гражданскую и милитаризованную. О последней в Законе "Об основах государственной службы" ничего не сказано. Но вряд ли стоит сомневаться в том, что, например, офицер милиции, таможенный инспектор, командир воинской части нахо-дятся на государственной службе. Фактически названный Закон является Законом об основах гражданской государственной службы и, конечно, жаль, что об этом прямо в Законе на сказано. Но очевидно и то, что отсутствие в законе четкого положения о том, что он регламентирует гражданскую службу и не распространяется на ми-литаризованную. не прекратило существования последней.
Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, осуществление государственных функций. Важно отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а, следовательно, с осуществлением исполнительной власти.
«В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов ис-полнительной власти, судов, прокуратуры и других органов государства. На службе у государства находятся также солдаты, офицеры и генералы армии и других во-оруженных формирований» Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 3..
В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансиро-вания.
Задачи, стоящие перед государством, соответственно полномочия государственных органов выполняют государственные служащие. В своей работе они используют технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих. Поэтому понятно, какое существенное значение для страны имеет государственная служба, а, следовательно, правильное определение целей и направ-лений труда служащих, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т.д. Некоторые ученые за рубежом утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что там, где надлежащим образом не организован труд служащих, государство испытывает серь-езные трудности.
К сожалению, засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом России. И хотя государственный аппарат в федеральных органах власти за последнее время обновился более чем наполовину, а в регионах примерно на треть. Бывший Президент РФ Б.И. Ельцин отметил: «...В поры управления глубоко проникла несогласованность действий различных подразделений аппарата, продолжается принятие решений без учета их последствий. В новой России мы во многом продолжаем руководить и управлять по-старому» Российские вести. 1995. 8 сентября..
Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается во всех сферах жизнедеятельности государства - в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Россия нынче подошла к тому рубежу, когда от качества государственной службы, ответственности чинов-ничества зависит судьба не только отдельных россиян, но и общее будущее. Государственная служба - важнейший инструмент государства. На всем пространстве России она должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована квалифицированными специалистами, способными глу-боко анализировать происходящие процессы, видеть далеко вперед, организовывать и проводить в жизнь принятые решения.
1.3. Правовой институт государственной службы

Правовой институт состоит из норм административного права. Он связан с Конституцией, с рядом финансово-правовых пра-вил, с уголовным, а особенно тесно - с трудовым правом.
Вопросы компетенции, деятельности государственных служащих регулируются всеми отраслями права. Например, работники агропро-мышленного комплекса часто обращаются к гражданскому, земель-ному праву, следователи МВД - к уголовному и уголовно-процессуальному, работники органов образования - к семейному. А инсти-тут государственной службы устанавливает только правовые основы ее организации и особенности правового положения государствен-ных служащих.
При советской власти так и не был принят закон о государ-ственной службе. Детально регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Существовали Временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г., ука-зы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в неко-торых отраслях, Единая номенклатура должностей служащих (утв. Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г.), Положение о дисципли-нарной ответственности в порядке подчиненности (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932 г.), перечни № 1 и 2 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров (лица, должности которых попали в эти перечни, - а таких лиц было более 20 млн., - не имели права обжаловать в суд свое увольнение).
Названными актами перечень основных источников института государственной службы, существовавших до 90-х гг., почти исчер-пывался. Негативную роль в законодательном регулировании и на-учной разработке этих вопросов сыграла Программа КПСС, приня-тая XXI съездом партии (1962). В ней говорилось: «Необходимо вести дело к тому, чтобы... навыками управления овладевали все более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе пере-стала быть особой профессией».
После провозглашения в 1990 г. государственного суверените-та РСФСР, распада в 1991 г. СССР в России была создана новая, значительно расширенная, измененная нормативная база государствен-ной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных актов, а также актов субъектов Федерации. Новейший правовой материал отличается от того, который был до начала 90-х гг. тем, что он:
ь состоит из актов Федерации и ее субъектов;
ь более полно регулирует организацию государственной службы, правовое положение служащих;
ь в этом институте повышена роль закона;
ь воплотил многие идеи правового государства (разделение госу-дарственной власти, плюрализм в экономике и политике и др.);
ь по-новому решил вопросы о понятии государственной службы, государственных служащих, их защите, о классификационных раз-рядах государственных служащих и об ограничениях их прав, об их отношении к политическим партиям. Важнейшее место в рассматриваемом институте принадлежит Конституции РФ. Многие ее статьи (1, 10, 12, 32, 71, 78, 83, 89 и др.) прямо или косвенно закрепляют основы государственной службы.
Следующим по значению актом, создавшим правовой фунда-мент государственной службы, является Закон об основах государ-ственной службы. Он закрепил общие положения, регулирующие оба существующих в России уровня государственной службы: федеральной и субъектов Федерации. В XX в. это первый комплекс-ный акт такого содержания, принятый и действующий на территории России.
Конституция и указанный выше Закон содержат положения, относящиеся и к федеральной службе, и к службе субъектов Феде-рации. А вторая группа актов регламентирует только тот или дру-гой уровень. Это: Положение о федеральной государственной служ-бе, утвержденное Указом Президента от 22 декабря 1993 г.; законы о государственной службе субъектов Федерации. А в 1997 г. был принят Кодекс государственных должностей Иркутской области (по содержанию - кодекс госслужбы области).
Третья группа источников института - федеральные акты, регулирующие правовой статус отдельных видов государственной службы. В их числе Федеральные законы: «О прокуратуре Россий-ской Федерации»; «О статусе судей в Российской Федерации»;
«О воинской обязанности и военной службе»; «О службе в таможен-ных органах».
Такую же юридическую силу имеют утвержденные Верховным Советом Российской Федерации в 1993 г. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Положение о про-хождении службы в органах налоговой полиции.
Многие вопросы правового статуса работников налоговых инс-пекций регулируются Указом Президента от 31 декабря 1991 г. «О государственной налоговой службе». Еще одним примером под-законных актов является постановление Правительства от 16 января 1995 г. «О военизированных горноспасательных частях по обслужи-ванию горнодобывающих предприятий металлургической промыш-ленности и Дисциплинарном уставе военизированных горноспаса-тельных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности».
В четвертую группу источников института государствен-ной службы входят акты, регламентирующие отдельные элементы организации службы в целом или только определенных ее видов. Это, например, акты, регулирующие исчисление стажа, аттестации, кон-курсы, ответственность служащих.
В ст. 4 Закона об основах государственной службы содержит-ся такое правило: «На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с осо-бенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом».
Иными словами, нормы трудового права в отношениях органов государственной власти, строевых подразделений со своими служа-щими могут использоваться лишь тогда, когда соответствующие воп-росы не регулируются административно-правовым институтом госу-дарственной службы.
В заключение этой главы, переходя к рассмотрению принципов и социального института государственной службы, следует сказать, что сейчас популярны идеи о необходимости принятия служебных кодексов как федерального, так и субъектов Федерации.
2. основные принципы ГОСУДАРСТВЕННОЙ службы
В ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Россий-ской Федерации» провозглашено:
Государственная служба основана на принципах:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностны-ми инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен-ного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предме-тов ведения между Российской Федерацией и субъектами Россий-ской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее испол-нение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государствен-ных органах.
Внимательное изучение текста статьи позволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной службы:
* законность (п. 1, 2, 3, 6, 7);
* демократизм (п. 4, 6, 9);
* профессионализм (п. 8, 10, 11, 12).
Законность и демократизм - общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно про-являются в организации государственной службы. А профессиона-лизм - это ее специфический принцип.
Анализ всего массива правовых актов, образующих институт го-сударственной службы, позволяет сделать вывод о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защищенности служащих.
Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти - эффективности.
Принцип законности означает признание:
а) верховенства Конституции, федеральных законов над иными правовыми актами;
б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;
в) приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государствен-ный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты. Можно назвать такие направления реализации идеи законности: служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями, он должен сам соблюдать законы, его права должны быть защищены.
Важнейшие проявления принципа демократизма:
а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих ин-тересам граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичных интересов он обязан руководствоваться последними;
б) общедоступность государственной службы. Ст. 32 Конститу-ции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с наличием граж-данства, владением государственным языком, с возрастом по-ступления на службу, совместной службой родственников, со-вместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограниче-ния обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более высокого возраста для занятия дол-жности, предельного возраста и срока пребывания на ней, тре-бований определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу в милицию принимаются лица, достигшие 18 лет, год-ные по состоянию здоровья, имеющие среднее образование;
в) гласность в осуществлении государственной службы. Она связана с реализацией ст. 29 Конституции, закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию лю-бым законным способом, гарантирующей свободу массовой информации; статьи 42, провозглашающей право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей сре-ды, с конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здо-ровья людей. Гласность должна быть и в отношениях с раз-личными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. Законодательством закреплено и право служащих получать информацию, необходимую для работы, знакомиться с личными делами и т. д.;
г) разделение государственной власти на законодательную, ис-полнительную, судебную. Это важнейшее проявление демок-ратизма всей государственной деятельности, всего государ-ственного механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.
Таким образом, демократизм проявляется в содержании служ-бы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, обще-доступность).
Исполнять обязанности врача или учителя необходимо на про-фессиональной основе, то есть постоянно, в течение определенного вре-мени, в рамках определенного коллектива и за регулярно получаемое вознаграждение.
Профессионализма требует и административная деятельность. Во-первых, для нее нужна компетентность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стиму-лирует приобретение знаний, их повышение, накапливание опыта рабо-ты. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует органи-заторских способностей. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер административной власти предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, професси-онально. В-четвертых, административная деятельность требует высокой четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Профессиональные начала позволяют обеспе-чить более высокий уровень дисциплины, так как служащий за работу получает заработную плату, с нею связывает карьеру и др.
Принцип профессионализма государственной службы предполагает:
а) компетентность работников, то есть знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повыше-ния квалификации. Кстати, у военнослужащих, работников ми-лиции физическая и служебная подготовка проводятся в обя-зательном порядке в рабочее время. Одна из основных обя-занностей служащего - поддерживать уровень своей квалификации;
б) систематическое, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отноше-ний. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, ме-тодами руководства; к тому же ощущение устойчивости пси-хологически раскрепощает и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.