На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы.Анализ проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 17.3.2014. Сдан: 2013. Страниц: 94. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития исследовательских умений 7
1.1 Исторические аспекты исследовательского обучения, его сущность и содержание 7
1.2 Психолого-педагогические особенности исследовательской деятельности младших школьников 14
1.3 Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников и пути их реализации 18
Глава 2 Анализ проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении 24
2.1 Общая характеристика образовательного учреждения 24
2.2 Система управления в образовательном учреждении 28
Глава 3 Обобщение практической работы по развитию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста 30
3.1 Диагностика уровня развития исследовательских умений 30
3.2 Организация работы по развитию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста 35
3.3 Анализ проведенной работы по развитию исследовательских умений, повторная диагностика 39
4 Система Охраны труда и здоровьесбережения в образовательном учреждении 44
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 56


ВВЕДЕНИЕ

В сложившихся условиях социально-экономической жизни сегодняшнего общества возрастает потребность в людях самостоятельных, способных быстро адаптироваться к изменяющейся среде, а также способных с творческой стороны подходить к решению проблем. Современному ученику предстоит стать активным участником социально-нравственного развития страны, поэтому он должен быть готов проявлять самостоятельность в процессе обучения в школе, при получении профессии и на протяжении всей дальнейшей жизни.
Соответствие целям опережающего развития должно стать важнейшим результатом школьного образования. Это значит, что в школе изучение должно строиться не только на достижениях прошлых лет, но и должны внедряться технологии обучения завтрашнего дня. Учеников следует вовлекать в такую деятельность, в которой они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми для общения и свободно выражать свои мысли, принимать решения, помогать товарищам в проблемных ситуациях, доступно для окружающих формулировать интересы и адекватно оценивать свои возможности. Всем вышеперечисленным требованиям соответствует учебно-исследовательская деятельность, под которой принято понимать процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания, поэтому в образовательной практике необходимо создание определенных условий для включения обучающихся начиная с младшего школьного возраста в данную деятельность.
Исследовательская деятельность, есть процесс творческой деятельности, направленной на восприятие окружающего мира, выявление учащимися новых для них знаний. Она является средством активизации обучающихся, обеспечивает условия для эффективного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала; формирует интерес к изучаемому материалу, дает возможность существенно расширить рамки изучаемого материала, а также формирует обще учебные и исследовательские умения. Что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является новой и востребованной в обучении, так как именно она способствует индивидуализации и развитию личности и помогает формировать мотивацию к получению учащимся знаний. Данная деятельность является не просто одним из методов обучения, это путь формирования специфического стиля учебной деятельности, в основе которой лежит исследовательский подход, позволяющий преобразовать обучение в самообучение.
Решение проблем по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников прослеживается в трудах отечественных и зарубежных педагогов-классиков: Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Дж. Дьюи, Я. Коменский, Ж. Ж Руссо и др. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы М. И. Махмутовым, И. А. Ильницкой, Д. Б. Богоявленским, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности описаны А. И. Савенковым.
Исходя из научных трудов прошлых лет, современные педагоги стремятся организовывать исследовательскую деятельность школьников в практике обучения.
К сожалению, исследовательская деятельность учащихся активно организуется на базе среднего и старшего звена, а в начальной школе эта проблема затрагивается лишь поверхностно, так как считается, что младшие школьники не имеют достаточных умений и навыков для выполнения исследовательских работ. Однако отечественные психологи имеют богатый опыт изучения и организации познавательной и исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста (Петр Яковлевич Гальперин, Александр Ильич Савенков, Александр Владимирович Запорожец, Нина Федоровна. Талызина).
С 2012 года образование перешло на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В стандарте нового поколения цели и образовательные задачи представлены на трех уровнях. Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения все это важнейшие условия становления современной разносторонней личности именно формирование этих качеств и вошло в основу новых принципов обучения, на которых строится стандарт второго поколения. В стандарте особо отмечена необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Одним из основных направлений образовательного процесса по стандарту становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности.
Объект исследования: исследовательская деятельность младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития исследовательских умений.
Гипотеза исследования: чтобы у младших школьников развивались исследовательские умения, необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
- работа над развитием исследовательских умений должна протекать целенаправленно и систематично с постоянным учетом возрастных особенностей учащихся;
- для развития исследовательских способностей учитель должен создавать творческую среду, в которой ученик сможет реализовать все свои потребности и раскрыть все свои способности;
- сам учитель должен обладать знаниями, необходимыми для успешного развития исследовательских умений, творчески подходить к организации данной работы;
- со стороны учителя должна присутствовать постоянная педагогическая помощь учащимся на всех этапах работы по развитию исследовательских умений.
Цель исследования: определить педагогические условия для развития исследовательских умений младших школьников по средствам исследовательских методов обучения.
Исходя из гипотезы исследования, были выдвинуты следующие задачи:
- изучить исторические и психолого-педагогические аспекты исследовательского обучения.
- проанализировать исследовательские способности учащихся начальной школы;
- выявить педагогические условия, необходимые для развития исследовательских умений у младших школьников.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

1.1 Исторические аспекты исследовательского обучения, его сущность и содержание

В последние годы учителя стали активно использовать технологию исследовательской деятельности учащихся. Это обуславливается тем, что именно исследовательская деятельность дает возможность ребенку раскрыть весь свой потенциал, повысить у учеников мотивацию к обучению, преодолеть такие проблемы как: недисциплинированность у некоторых учащихся, их профессионального самоопределения. Проводятся многочисленные педагогические конференции, на которых обсуждаются проблемы организации исследовательской деятельности, а также формирование исследовательской компетенции учащихся. В школах организуются ученические конференции. Также проводятся ученические турниры и конференции районного и регионального уровня.
Ценность исследовательского обучения в том, что само исследование является внутренней потребностью ученика к открытиям чего-то нового, а также в том, что проблема, над которой он работает, вызывает интерес и является актуальной именно для него.
Под исследованием понимается - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности человека [17].
Исследовательское обучение - это самостоятельное освоение учащимися окружающего мира путем изучения его объектов, процессов и явлений. Это обучение, в котором учащийся попадает в ситуации, когда он самостоятельно овладевает понятиями и подходами к решению проблем в процессе освоения, которое в большей или меньшей степени направляет учитель. Поэтому содержание образования приобретает новое наполнение. Теперь это не только учебные знания, но и сама исследовательская деятельность, её структура, способы организации, а также умения необходимые для исследования. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, в которой ученик решает творческую, исследовательскую задачу заранее не зная, к какому результату придет, имеющая целью получение учеником нового субъективного знания.
Психологической основой исследовательской деятельности является поисковая активность, которая в свою очередь, зависит от исследовательского поведения. Исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его адаптации к изменяющейся среде. Базисом мотивации исследовательского поведения является любознательность, которая близка к понятию потребности в новых впечатлениях.
Мотивация исследовательского поведения в ряде случаев может оказаться сильнее, чем пищевая и оборонительная [3, 21-26].
Быстрый темп современной жизни постоянно сталкивает человека с огромным количеством бытовых профессиональных и глобальных проблем, поэтому овладение исследовательской компетенцией становится актуальной темой сегодняшнего времени.
В основе исследовательской компетенции лежат исследовательские способности, которые проявляются у учащихся в умениях видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, анализировать, наблюдать, проводить опыты, делать умозаключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся открывают для себя новые образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы), посредством этих открытий происходит развитие их творческих способностей, что в свою очередь повышает успешность учащегося в образовательной деятельности, так как творческая личность является более конкурентоспособной.
В ходе исследовательской деятельности развиваются качества важные для личностного роста индивида: предприимчивость (инициатива), способность к обдуманному риску, уверенность в себе, умение сотрудничать с партнерами, высокая работоспособность.
Учебные исследования в современной педагогике можно условно разделить на монопредметные, межпредметные и надпредметные. Монопредметные предполагают, что учащиеся ограничены рамками одного учебного предмета и направлены на его изучение. Межпредметные исследования требуют привлечения для решения проблемы знаний из различных предметов. Надпредметные - выходят за рамки предметов учебного плана общеобразовательного учреждения. Обучать учащихся основам исследовательской деятельности можно посредствам урока, дополнительного образования, защиту докладов, рефератов и проектов, научно-образовательную деятельность при планомерном применении в обучение исследовательского подхода.
В педагогической теории и практике исследовательский подход известен ещё со времен Сократа, который использовал его элементы.
Теоретические разработки исследовательского метода заложены в трудах прогрессивных педагогов XVII - XIX вв. Исторической вехой для педагогики в целом явилось опубликование в 1632 г. «Великой дидактики» Яна Амоса Коменского. Коменский считал, что нужно учить так, - чтобы люди, насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.
Выдающийся французский мыслитель XVII века Жан-Жак Руссо предложил методику получения знаний, базирующуюся на самостоятельном исследовании ученика окружающей среды. В своём труде «Эмиль, или О воспитании» он писал: «Не нужно иной книги, кроме мира; не нужно иного наставления, кроме фактов... Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы... Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнаёт не потому, что вы ему сказали, а потому, что он сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её» [11, 67]. Целью воспитания является развитие познавательных способностей учащихся, привитие им любви к науке и поиску, в воспитании у них умений к самостоятельной работе, приобретению знаний через организацию наблюдений, сбор и исследование материалов.
Во второй половине XVIII века впервые в России была выдвинута идея исследовательского подхода в обучении. Огромное значение для его теоретической и практической реализации внесли революционеры-демократы.
Александр Иванович Герцен часто подчёркивал, что процессы поиска и открытия истины требует настойчивости и больших усилий со стороны учащегося. Одновременно он указывал, что творческое искание является процессом активной умственной самодеятельности. Оно оказывает влияние на формирование личности, вызывает стремление к деятельности: «Кто так дострадался до науки… Ему хочется действования, ибо одно действование может вполне удовлетворить человека. Действование - сама личность» [4, 124-131].
Николай Александрович Добролюбов, подчёркивая необходимость «давать ребёнку простор ума и действовать самостоятельно», средствами решения этой задачи справедливо считал науку и её методы [4, 342]. По мнению Добролюбова, активность и самостоятельность доминируют там, где используется «сравнительный метод» и учащиеся не ограничиваются односторонним изучением предметов, а изучают их с разных сторон. Учащимся для успешного получения новых знаний необходимо всматриваться в предметы, соотносить различные признаки, составлять понятия, классифицировать предметы, придумывать новые комбинации, из которых выводить следствия, то есть пробуждать деятельность рассудка. Только при таком обучении ярко проявляются первостепенные особенности детской психики: впечатлительность проницательность, способность к аналогии, умение классифицировать, жадное стремление к исследованию [4, 345-346].
Внушительный вклад в разработку исследовательского подхода в обучении внёс основоположник русской прогрессивной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Он ставил перед школой задачу научить детей учиться, для этого он настоятельно рекомендовал развивать у учащихся стремление и умение самостоятельно приобретать новые знания. К. Д. Ушинский напрямую связывал развитие познавательных способностей с совершенствованием методов обучения. Поэтому Ушинский требовал от преподавателей соединения приёмов обучения, в частности: предметного и словесного; сократическую беседу, логически приводящую к нужным умозаключениям; акроматического и эвристического, ставящего познавательные проблемы и содействующего их решению. Особое значение он придавал решению учащимися проблем, т.к. «вызывая из дитяти два или многие уже существующие в его душе представления, обращая внимание на противоречие и сходство этих представлений, наставник открывает своему ученику возможность самостоятельно или с необходимой помощью (чем меньше помощь, тем лучше) преодолеть противоречия и вывести свою истину».
Дидактические идеи К.Д. Ушинского разживались и конкретизировались в трудах его последователей - русских педагогов и методистов конца XIX- начала XX века - Василия Порфирьевича Вахтерова, Василия Ивановича Водовозова, Петра Федоровича Каптерева, Михаила Ивановича Демкова, Владимира Яковлевича Стоюнина [5, 31-45].
Идею исследовательского метода в обучении упорно развивал Василий Порфирьевич Вахтеров. Он говорил, что чтобы ученик был подготовлен к самостоятельному мышлению, необходимо создание школой таких условий, при которых ребенок будет обучен не только знаниям, но и способам их добывания: наблюдению, открытиям, изобретению чего-то нового, обобщению именно школа должна заботиться о том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному мышлению, а для этого важно, чтобы ученика не только учили знаниям, но тому, как их приобрести - наблюдать, открывать, изобретать, обобщать, сравнивать, классифицировать и выражать найденное - учили методам науки. «Надо, чтобы ученики привыкли самостоятельно делать выводы из фактов, пользуясь научными приёмами исследования. А это мы можем достигнуть тогда, когда будем ставить учеников в положение изобретателей» [1, 38-42].
Потребность в совершенствовании методов и форм обучения, а также применение тех, которые бы способствовали развитию инициативы, самостоятельности и творческих способностей подталкивали педагогов того времени на поиски.
Одним из таких методов обучения считали исследовательский, сущность которого педагоги этого периода видели, прежде всего, в том, что «ученик воспринимает новые факты и явления не со слов учителя, а путём самостоятельного искания и открытия их» [1,389-394]; в том, что этот метод ставит «ученика в положение самостоятельного исследователя, открывающего субъективно новые факты или отношения» [1, 395-400].
Станислав Теофилович Шацкий выдвинул метод, который, прежде всего, опирается на реальный опыт ребенка, выявленный педагогом. Организация занятий в школе для ученика должна строиться на базе опыта, который ученик получил в результате своей деятельности, постоянно увеличивая его объемы с помощью деятельности на уроках, так называемый организованный опыт (лаборатория), а также через соприкосновение с накопленным человечеством опытом постоянно устанавливая, связи всех этих видов опыта между собой. Для достижения результатов, при данном построении школьных занятий, должны включаться упражнения, дающие нужные навыки и умения для ребенка. Шацким С. Т. была разработана схема развития исследовательских умений и навыков у учащихся с указанием последовательности этапов проводимого ими исследования.
- постановка вопроса;
- первоначальная догадка о путях решения вопроса, проблем - гипотеза;
- изучение догадки, гипотезы путем наблюдения и эксперимента;
- решение проблемы и проверка;
- оформление результата через запись, рисунок, изготовление различных коллекций и т.д.
В педагогической науке, во все времена, широко рекомендовалось использование исследовательского метода в школьном образовании. Данный метод усиленно пропагандировался в области преподавания естественных наук, где имел успешное применение и выступал под разными названиями:
- «Лабораторно-эвристический;
- «Метод искания»;
- «Исследовательский метод»;
- «Опытно-исследовательский метод»;
- «Эвристический»;
- «Метод естествознания» и « метод лабораторных уроков»
Исследования детей применяются в образовательной практике с глубокой древности, а именно с того момента, когда у человечества появилась сама потребность в обучении. Эта общественная потребность берет начало из двух источников. Один их них это инстинктивное стремление младшего поколения постигать новый для себя опыт через подражание старшим и самостоятельное исследование окружающего мира. Второй источник это стремление и необходимость в передаче нажитого опыта приспособления к окружающей среде старших поколений младшему.
На протяжении всего своего взросления и дальнейшей жизни ребенок нуждается в притоке новой информации и поэтому всегда находится в поиске чего-то нового. Он осваивает мир через самостоятельную деятельность, в которой ребенок должен постоянно наблюдать, экспериментировать, делать выводы и умозаключения. А также через восприятие репродуктивным путем опыта старших поколений. На основе всего вышесказанного можно условно выделить два пути получения образования ребенком - репродуктивный и продуктивный. В образовании постоянно менялось соотношение репродуктивного и продуктивного путей получения знаний, постоянно на первый план выходил то один, то другой.
В современном образовании сохранилась тенденция доминирующего использования продуктивного пути, включающего в себя методы и приемы обучения направленные на самостоятельное получение знаний учащимися: исследовательский (метод проектов), частично-поисковый (эвристический метод), проблемное изложение и т.д.

1.2 Психолого-педагогические особенности исследовательской деятельности младших школьников

Данные исследований (Александр Владимирович Леонтович, Александр Николаевич Поддьяков, Анатолий Иванович Савенков), говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования [6, 34].
Для правильной организации исследовательской деятельности в начальной школе, необходимо учитывать психолого-педагогические особенности данного возраста.
О широких возможностях развития ребенка в младшем школьном возрасте свидетельствуют значительные изменения в его психологическом облике: в познавательной, эмоционально-волевой - личностной сферах, психических процессов. На протяжении данного периода ребенок развивается как активный деятель, познающий окружающей мир и самого себя, приобретая при этом собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным:
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- для развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
- для раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- для становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- для усвоения социальных норм, нравственного развития;
- для развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов. Младший школьный возраст - это период интенсивной ориентации ребенка в сфере социально-предметных отношений и опережающего развития операционно-технической сферы деятельности и познавательных способностей;
- для развития личности ребенка возможно лишь при ее активной позиции [19].
Большое воздействие на активность и самостоятельность учащихся оказывают познавательные интересы, которые, как и все психические процессы, формируются в деятельности. Интерес к постижению новых знаний является залогом успешного обучения и эффективности образования в целом и главным мотивом исследовательского поведения. Развитие интеллекта и воспитание всесторонне развитой личности происходит благодаря познавательному интересу, полученных знаний, а также процессу их приобретения.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [13, 39]. Здесь школьники открывают для себя новые знания, способы действий. В основе исследовательской деятельности лежит исследовательская активность, рост которой приходится на 6-8 лет: ребёнок проявляет высокую сензитивность к новизне, к открытию нового в обычном. С началом школьного обучения часть детей (20-25%) становятся пассивными в постановке вопросов; у 20-25% наблюдается рост активности. У большинства детей (50-60%) активность колеблется в зависимости от условий общения и обучения [16, 89]. Все вышесказанное свидетельствует о целесообразности активного использования исследовательских задач, проектов, деятельности, основывающейся на принципе свободного выбора темы, проблемы. Ребенку доставляет наибольшее удовольствие и он с наибольшей готовностью вовлекается в те виды деятельности, которые воспринимает как выбранные свободно.
В зависимости от меры вовлечения учащегося в собственное исследование, открытие новых знаний, происходит развитие познавательных интересов к предмету изучения.
Сергей Леонидович Рубинштейн пишет: «Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Будучи выражением общей направленности личности, интерес охватывает и направляет все психические процессы: восприятия, памяти, мышления… Интерес вместе с тем активизирует деятельность личности» [9, 46].
Познавательные интересы в младшем школьном возрасте неустойчивы, носят ситуативный характер.
Внимание это основа исследовательского поведения, определяющаяся психологическими ощущениями: происходит ли тут что-нибудь интересное? нет ли здесь угрозы?
В среднем младшие школьники могут усиленно, без перерывов, учиться в течение пяти- семи минут, поэтому педагог при планировании урока должен оставлять время на переработку учащимися нового знания, на связь нового материала с уже изученным, оценивание, обдумывание выводов.
Важно использовать только 20 - 40% учебного времени для напряжения внимания учащихся.
По мнению Клауса Фопеля, многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Осмыслить и структурировать материал, найти в обучении свои личностные смыслы, переработать полученную информацию («информация должна отлежаться»)- на все это требуется специальное время. Поэтому необходимо использовать приемы на развитие критического мышления: обсуждение полученного опыта учащимися в группах, размышление об этом в одиночку или заполнение учащимися специальных дневников, написание эссе, сочинений и т.д. [15,105].
Исследовательской деятельностью человека главным образом руководит правое полушарие головного мозга, которое отвечает за целостное синтетическое мышление. Левое полушарие отвечает за обработку получаемой информации, в том числе и той информации, что добыта в ходе исследовательского поиска. Исследовательское поведение, активизируя работу обоих полушарий, способствует согласованному развитию познавательных процессов и формирует у учащихся целостную картину мира.
Проведенный анализ проблемы исследовательских умений учащихся (Валентин Иванович Андреев, Светлана Петровна Арсенова, Галина Андреевна Дзида, Виктор Валентинович Успенский и др.), организации исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей позволил выделить пять групп исс........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.