На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучения проблемы принципов обучения иностранным языкам в школе

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.3.2014. Сдан: 2013. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

Происходящие экономические преобразования в стране, реформы в системе образования предъявляют новые требования и в области обучения иностранным языкам (лингводидактики).
Анализ основных теоретических положений лингводидактики свидетельствует о том, что требуют переосмыслений принципы процесса обучения иностранным языкам (методические, общедидактические принципы). Под принципами в настоящее время в дидактике и в методике понимаются исходные базовые положения, на основе которых происходит обучение и воспитание подрастающего поколения и которые лежат в основе метода.
Именно принципы определяют то, как организуется и проходит обучение, именно они лежат в основе всего учебного процесса и обеспечивают эффективную организацию обучения иностранному языку. Ни одна методическая проблема не может быть решена вне принципов обучения. В методике обучения иностранным языкам принципы рассматриваются либо при описании и анализе различных методов обучения (Д.Н. Александров, А.В. Воловик:, О.В. Громова, К-М. Карапетян, Т.Н. Капитонова, А.Н.Щукин и др.), либо в рамках различных учебников и учебных пособий по методике (А.А. Миролюбов, Н.И. Гез, С.К. Фоломкина, Н.В. Рахманов, И.Д. Салистра, М.В. Ляховицкий, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Р.К. Миньяр-Белоручев и др.). При этом у различных авторов не совпадает как количество выделяемых принципов, так и их содержание. Поэтому общепринятым является разделение всех принци­пов обучения иностранным языкам на общедидактические и мето­дические (М.В. Ляховицкий, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович и др.). Правда, не исключен и так на­зываемый «комбинированный» (в терминах В.В.Сафоновой) под­ход, включающий отдельные принципы как общедидактического, так и методического плана в одну группу.
Актуальность. Разрабатываемые принципы обучения иностранным языкам призваны моделировать современный процесс обучения иностран­ным языкам как открытый процесс, исключающий директивность со стороны учителя и неприятие содержания обучения со стороны ученика. Открытый характер процесса обучения означает, что он должен иметь ярко выраженную личностно ориентированную на­правленность, связанную с тем, что в центре этого процесса долж­на находиться языковая би/поликультуриая личность учащегося. Последнее положение является значимым для осмысления сущно­сти основных закономерностей (принципов) построения современ­ного процесса обучения иностранным языкам, к описанию кото­рых мы и приступим.
В отечественной теории обучения особо подчеркивается, что описание принципов есть ключ к созданию высокоэффективного учебно-воспитатель­ного процесса в любом типе учебного заведения и по любой учеб­ной дисциплине. Этим объясняется тот факт, что проблема прин­ципов обучения иностранным языкам традиционно находится в центре внимания отечественных ученых и учителей-практиков.
Всё выше сказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются принципы обучения иностранному языку.
Предметом исследования - особенности реализации общедидактических и методических принципов в процессе обучения иностранному языку.
Цель исследования: охарактеризовать особенности реализации общедидактических и методических принципов в процессе обучения иностранному языку.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать общедидакитические принципы обучения иностранным языкам;
- рассмотреть особенности реализации общедидакитических принципов в процессе обучения иностранному языку;
- выявить специфику методических принципов обучения иностранному языку;
- раскрыть сущность интенсивных методов обучения иностранным языкам;
- описать особенности использования принципов обучения на практике.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение передового педагогического опыта по реализации принципов обучения, теоретическое обобщение, анализ и сравнение.
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать результаты данного исследования в теории и практике современной методики преподавания иностранного языка, в практической деятельности педагогов и студентов, а также для дальнейших исследований по данной проблеме.


Глава 1. Общедидактические принципы обучения иностранным языкам


1.1 Характеристика общедидакитических принципов обучения иностранным языкам

Принципы - это исходные, основополагающие положения, в ко­торых отражаются и обобщаются самые существенные стороны по­знавательной и практической деятельности [19, c. 49].
Термин «принцип» происходит от латинского слова principium - «основа», «первоначало». Отсюда принцип обучения - это пер­вооснова, закономерность, согласно которой должна функциони­ровать и развиваться система обучения предмету [3, c.139].
Под принципами обучения понимаются исходные положения, ко­торые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Они относятся к числу базисных категорий методики, реализация которых в учебном процессе обеспечивает его эффективность. Принципы обучения являются отражением и обобщением су­ществующих в природе закономерностей. Это обстоятельство послужило основанием для парадоксального, на первый взгляд, утверждения о том, что «принципов в природе нет; в природе существуют лишь закономерности. Познавая законы природы и стремясь к их эффективному использованию, человек выдви­гает на их основе принципы...» [17, c. 105].
В нашем случае принципы призваны определять стратегию и тактику обучения английскому языку на начальном этапе практически в каждой точке учебного процесса. Из этого следует необходимость и важность знания их учителем и умение практически ими руководствоваться в органи­зации и проведении учебно-воспитательного процесса по предмету.
Принципы обучения можно рассматривать в двух планах: в теоре­тическом (то есть исследовательском), помогающем проникать в суть каждого иа них, и в практическом - для использования их в качест­ве правил, требований к проведению обучения английскому языку.
Анализ литературы, в которой с большей или меньшей глубиной и подробностями рассматриваются принципы обучения, показывает, что существуют разные подходы к выделению номенклатуры принципов и раскрытию их содержания.
В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иност­ранному языку, лежат дидактические принципы, впервые сформулиро­ванные великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в книге «Великая дидактика». В течение веков эти принципы сохраняли и сох­раняют свою силу, но, естественно, они уточнялись, получали, исходя из меняющихся условий, соответствующее толкование, модифициро­вались и в советской педагогике имеют единую с воспитанием диалектико-материалистическую основу, отвечают требованиям общественного прогресса, находят свое выражение в педагогическом процессе, в дея­тельности учителя и учащихся. Такими принципами являются: науч­ность, доступность и посильность, наглядность в обучении, индивиду­альный подход к учащемуся в условиях коллективной работы с клас­сом и др.
Прогресс в изучении закономерностей обучения, новые задачи, вы­двигаемые обществом развитого социализма, которые призвана решать школа, вызывают необходимость совершенствования системы принци­пов обучения. Этому способствуют развитие общей теории управления человеческой деятельностью и использование системного и деятельностного подхода в дидактике. Они позволяют выявить основные компоненты учебного процесса. К ним относятся: задачи, содержание, методы, средства, формы и результаты обучения. «К каждому из этих компонентов обучения, как и к процессу в целом, должны быть предъ­явлены определенные основополагающие требования, которые и явля­ются принципами обучения» [18, с. 162]. В современной дидактике выделяются следующие принципы обучения.
1. Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых. (Задачи обучения.)
2. Принципы научности обучения, связи обучения с жизнью, систематичности и последо­вательности обучения; доступности обучения. (Содержание обучения.)
3. Принципы наглядности обучения; сознательности и активности обучаемых при руководящей роли преподавателя; сочетания различ­ных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содер­жания обучения. (Методы обучения и соответствующие им средства.)
4. Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. (Формы организации обуче­ния.)
5. Принцип создания необходимых условий для обучения. (Усло­вия для обучения.)
6. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития. (Результаты обучения.) [19, c. 50]

Рисунок 1.1 - Принципы обучения иностранным языкам

Как видно, приведенные дидактические принципы, как они сфор­мулированы Ю. К. Бабанским, отражают весь цикл учебно-воспитательного процесса по любому предмету школьного обучения.
Принципы обучения историчес­ки конкретны, отражают общественные потребности людей, изменяются и совершенствуются под влиянием общественного прогресса и развития базовых для методики дисциплин. Систе­ма принципов, будучи открытой, допускает включение новых принципов и переосмысление уже существующих [21, c. 148].
Каждый учебный предмет по-своему реализует дидактические прин­ципы, исходя из своей специфики, что позволяет различным авторам выделять дидактические, общеметодические, специфические и другие принципы обучения иностранному языку (С. Ф. Шатилов, М. В. Ля-ховицкий, Г. В. Рогова, Н. И. Гез, А. А. Миролюбов и др.).
Далее мы остановимся на общедидактических принципах, преломленных в обучении иностран­ному (английскому) языку. Эти принципы отражают основные положения теории об­разования и обучения, разрабатываемые в дидактике. Они ис­пользуются в преподавании разных дисциплин и не зависят от предмета обучения. В то же время применение дидактических принципов в каждой конкретной дисциплине имеет свои осо­бенности, отражающие специфику изучаемого предмета [21, c. 149].
Дидактические принципы обучения впервые были сфор­мулированы Я.А. Коменским (1592-1670). Название многих из них сохранилось до наших дней, хотя содержание измени­лось в связи с развитием педагогики и смежных с педагогикой дисциплин.

1.2 Реализация общедидакитических принципов в процессе обучения иностранному языку

К общедидактическим принципам обучения иностранному языку относятся принцип воспитывающего обучения, сознательности, активности, наглядности, доступности и посильности, прочности и индивидуального подхода. В процессе обучения иностранному языку данные принципы реализуются через систему правил. Рассмотрим их применительно к каждому названному принципу.
Принципы воспитывающего обучения. В отечественной дидактике подчеркивается ведущая роль принципа воспитывающего обучения, который прежде всего проявляется в самой постановке целей обучения различным пред­метам в школе и пронизывает весь учебно-воспитательный процесс.
В обучении иностранному языку также реализуется этот принцип. Учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает большим воспи­тательным, образовательным и развивающим потенциалом, а поэтому может вносить свой вклад в развитие гармонической личности. Так, иностранный язык способствует формированию трудового, нравственного, эстетического воспитания. Обучение иностранному языку способствует также развитию общих учебных умений, поскольку он принадлежит к разряду пред­метов, требующих большой систематической самостоятельной работы со стороны учащихся.
Таким образом, при обучении английскому языку следует использовать все возможности для реализации этого принципа [19, c. 63].
1. В доступной для учащихся форме отражайте на уроках важное в жизни страны. Используйте каждую возможность для воспитания у детей любви к Родине, к природе, уважения к людям, воспи­тывайте в них чувство интернационализма, чувство справедливости, добра и т. д.
2. С первых уроков английского языка учите учащихся общению - нормам поведения. Учите их слу­шать собеседника, прививайте им культуру речевого поведения.
3. Формируйте у учащихся культуру интеллектуального труда; учите их работать с разными компонентами УМК: учебником, книгами для чтения, звукозаписью и т. п.
Наглядно это можно представить следующим образом:

Рисунок 1.2 - Правила реализации принципа воспитывающего обучения

Принцип сознательности. Содержание данного прин­ципа, получившего свое обоснование в рамках сознательно-сопо­ставительного метода, состоит в том, что учащиеся осознают осваиваемые действия и операции с языко­вым материалом (прежде всего грамматическим). Иными словами, навыки и умения владения языковым материалом формируются на сознательной основе [3, c.141].
В обучении английскому языку принцип сознательности должен реализовываться в целена­правленном восприятии и осмыслении изучаемых явлений, их твор­ческой переработке и применении учащимися в ходе выполнения речевых действий, то есть при уяснении функции данного явления в речевом общении. Осмысление должно обеспечиваться [19, c.65-66]:
- через ситуативную обусловленность предлагаемого для усвоения материала: в данной ситуации вот так нужно сказать. Действительно, если учитель говорит по-английски "My name is Pyotr Ivanovich", то нет сомнений в том, что осмысление наступит. Использование реаль­ных и условно реальных ситуаций помогает обеспечивать правильное понимание. Соотнесенность с конкретной ситуацией обеспечивает осознание воспринимаемого - I am eight years old - вот как нужно сказать это по-английски. Дальнейшая работа углубляет понимание, обеспечивает учащимся осознание формы и содержания усваиваемого материала и применение его при выполнении различных упражнений, направленных на развитие навыков и умений в его использовании в устной и письменной речи;
- через контекст и другие языковые средства (синонимы, анто­нимы, определения, словообразовательные элементы), способные обес­печивать догадку - «ага-реакцию» - и подвести к осмыслению. Хотя этот путь не всегда является кратчайшим, он мобилизует познаватель­ные силы учащихся и связан с активной мыслительной деятельностью;
- через наглядность, позволяющую соотносить слышимое с види­мым и таким образом связывать предмет, действие, явление с его словесным выражением;
- через перевод на родной язык;
- через выделение характерных признаков в усваиваемом матери­але в целях создания ориентировочной основы для правильного вы­полнения действий с таким материалом.
Сознательность учащихся в обучении должна проявляться также в понимании изучаемого материала, то есть в умении логически свя­зывать последующее с предыдущим, выделять главное в воспринимае­мой на слух или при чтении информации, различать главное и второ­степенное, существенное и несущественное, в умении пользоваться приобретаемыми знаниями, навыками и умениями в решении возника­ющих практических (коммуникативных) задач: что-то сказать, спро­сить, почитать, написать и т. п. Указанные выше средства, обеспечи­вающие сознательность в обучении иностранному языку, органически включаются в общий процесс развития познавательных сил учащихся, их памяти, воображения, речи, мышления и формирования инициа­тивности, настойчивости и других положительных черт личности.
И, наконец, к сознательности в обучении следует отнести и овладе­ние детьми приемами самостоятельной работы по иностранному языку, которые дают им возможность расширять свой словарь, приобретать знания по изучаемому языку и через язык совершенствовать свои речевые умения.
Из вышесказанного о принципе сознательности при обучении анг­лийскому языку можно вывести следующие правила, которые позво­ляют его реализовать [19, c. 67].
1. Обеспечивайте осмысление усваиваемого материала всеми воз­можными средствами, включая и родной язык. Однако помните, что выбор этих средств должен соотноситься с общей коммуникативной ориентацией процесса обучения, а поэтому избегайте многословных объяснений и перевода там, где в них нет необходимости.
2. С первых уроков английского языка учите детей учиться, то есть не делайте того, что дети уже могут сделать сами; обеспечивайте их приемами самостоятельной работы с языком.
3. Раскрывайте детям целесообразность выполняемой по языку работы и обеспечивайте им «видение» собственного продвижения (прогресса) в овладении языком.

Рисунок 1.3 - Правила реализации принципа сознательности

Принцип активности. Достижение сознательности учащихся в обучении неразрывно свя­зано с их активностью. В обучении иностранному языку принцип активности приобретает особо важную роль, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый обучающийся является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность на протяжении всего курса обучения этому предмету.
Принцип активности предполагает речевую активность уча­щихся в ходе урока, что означает напряженность психических процессов в деятельности обу........


Библиография

1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. / И.Л. Бим. - М.: Высшая школа, 1988. - 339с.
2. Галиева, Я.Н. Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку / Я.Н. Галиева. // Первое сентября. - 2009. - № 8. ­- С.21-23.
3. Гальскова, Н.Д., Гез, И.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие. / Н.Д. Гальскова, И.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
4. Гез, И.И., Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А.А., Фоломкина, С.К., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / И.И. Гез, М.В. Ляховицкий. - М.: Педагогика, 1992. - 412с.
5. Дудина, Е.Н. Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку / Е.Н. Дудина. // Вестник ТГПУ. - 2009. - Вып.2. - С.
6. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещенье, 1998. - 183с.
7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам. / И.А. Зимняя - М.: Педагогика, 1991. - 367с.
8. Ламзин, С.А. Методические принципы как основа теории обучения иностранным языкам: автореф. дисс. … докт. пед. наук: 13.00.02 / С.А. Ламзин. - Рязань, 2002. - 43 с.
9. Лозанов, Г. Суггестопедия при обучении иностранным языкам. / Г. Лозанов. // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - Вып. 1. - М., 1973.
10. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков. / М.В. Ляховицкий. - М.: Педагогика, 1981. - 297с.
11. Маслыко, Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Под ред. Маслыко Е.А., Бабинской П.К., Будько А.Ф., Петровой С.И. - Мн.: Вышэйшая школа, 1999. - 385с.
12. Методика обучения иностранным языкам в средней школе./ Под ред. Роговой Г.В., Рабинович Ф.М., Сахаровой Т.Е. - М.: Просвещение, 1991. - 354с.
13. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / отв. ред. А.Н. Шамов. - М.: АСТ, 2008. - 368 с.
14. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словник терминов методики обучения языкам. / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Стелла, 1996. - 144 с.
15. Миролюбов, А.А., Парахина А.В. Общая методика преподавания иностранных языков. / А.А. Миролюбов. - М.: Астрель Пресс, 1998. - 524 с.
16. Оглуздина, Т.П. К вопросу о принципах обучения иноязычной языковой компетенции в теории и методике обучения иностранным языкам / Т.П. Оглуздина. // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 922-926.
17. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. / Е.И. Пассов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 384с.
18. Педагогика: Учебник / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 479 с.
19. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов. - 3-е изд. - / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2000. - 232 с.
20. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам Базовый курс лекций: Пособие для студентов ВУЗов и учителей. / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещенье, 2002. - 239с.
21. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учеб­ное пособие для преподавателей и студентов. / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.