На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие экономической деятельности как объекта конституционно - правового регулирования.Содержание экономической деятельности как объекта конституционно-правового регулирования

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 24.3.2014. Сдан: 2014. Страниц: 55. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие экономической деятельности как объекта конституционно - правового регулирования.
1.Содержание экономической деятельности как объекта конституционно-правового регулирования………………………………………………………...6
2. Конституция России как правовая основа экономики. Конституционные принципы регулирования экономических отношений……………..…………10
3. Экономические основы Устава Курской области………………..…………21
4. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии концепции «конституционной экономики»……………………………………28
Глава 2. Экономическая основа конституционного строя по Конституции РФ 1993 года.
1. Свобода экономической деятельности в РФ и единство экономического пространства на всей территории РФ как экономические основы конституционного строя………………………………………………….…......36
2. Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя………………………………………………………………………………41
3. Гарантия различных форм собственности в РФ как экономическая основа конституционного строя………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………………….52
Библиографический список


Введение.

В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрализму форм собственности, когда вместе должны уживаться частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Актуальность темы курсового исследования обусловлена политико-правовой и социально-экономической природой нового Российского государства, в фундаменте которого вызревают и начинают превалировать принципиально иные по сравнению с предшествующими социалистическими десятилетиями развития базисные экономические (рыночные) отношения
В качестве стержневой конструкции новой экономики России выступают наиболее общие конституционные принципы: народовластия (демократизма), правового социального государства, разделения властей, неприкосновенности собственности, свободы договора, стабильности гражданского оборота. Как отмечает Г.А. Гаджиев[17], конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя России, представляющие собой фундаментальные
устои социально-экономического, правового и, в
частности, конституционного строя.
Одним из важнейших последствий конституционной реформы в Российской Федерации стало прогрессирующее возрастание роли рыночных механизмов в государственно управляемом и самоуправляемом секторах отечественной экономики на базе конституционных устоев. Это предопределяет острую актуальность научного осмысления бурных трансформаций базисных экономических отношений через призму именно взаимодействия юридической и фактической конституций Российского государства.

Комплексный характер исследуемой проблематики предопределил обращение к таким сферам юридической науки, как: государственное (конституционное) право, теория права и государства, финансовое (включая бюджетное) право, экономика и право и другим. Разумеется, в качестве системообразующего критерия и условия выполнения исследования приоритетом пользовался механизм конституционно-правового регулирования в единстве предмета и метода государственно-правовой науки и отрасли.
Ключевые вопросы исследования экономических основ конституционного строя Российской Федерации разработаны главным образом в трудах С.А. Авакьяна[9], М.В. Баглая[11], Н.А. Богдановой[12], Н.С. Бондаря[13], Г.А. Гаджиева[17], Е.И. Козловой[18], О.Е. Кутафина[18], Чиркина[23], Румянцева О.Г[20] и др.
Вместе с тем работ, специально посвященных современным экономическим основам российского конституционного строя явно недостаточно, практически отсутствуют диссертации по этой проблематике, выполненные и защищенные юристами в последние годы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании конституционно-правового института «экономические основы
строя Российской Федерации» на базе системного анализа общих принципов и закономерных взаимосвязей постулатов государственно-правовой науки с нормами Конституции России.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся между государством и обществом (в лице уполномоченных органов) и субъектами экономической деятельности.
Предмет исследования - конституционные принципы правового регулирования экономических основ в России, его состояние, практика применения.
Задачи исследования:
1) исследовать понятие «экономическая деятельность;
2)проанализировать содержание конституционных принципов современной экономики;
3) исследовать конституционное закрепление и правовую природу основ экономического строя современной России;

При написании данной курсовой работы использованы следующие научные методы исследования:
Юридический метод, который включает юридико-техническую методику и методы толкования закона. Толкование закона возможно по способу уяснения смысла и юридической формы грамматическим, логическим, сравнительным, по объему - аутентичным, расширительным, ограничительным.
Сравнительный метод предполагает сопоставление различных правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства и различий.
В основу работы положены результаты исследований, проводившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам теории государства и права, конституционного права.
Для написания курсовой работы были использованы статьи следующих авторов: Гаджиева Г.А. «Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность», «Конституционные принципы рыночной экономики», Гаворкяна М.В. «Понятие экономической деятельности как объекта конституционно - правового регулирования».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав: «Глава 1. Понятие экономической деятельности как объекта конституционно - правового регулирования», «Глава 2. Экономическая основа конституционного строя по Конституции РФ 1993 года». Заключения и библиографического списка.


Глава 1. Понятие экономической деятельности как объекта конституционного - правового регулирования.

1. Содержание экономической деятельности как объекта конституционно-правового регулирования.

Термин «экономическая деятельность» используется в ч.1 ст. 8 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Второй раз термин «экономическая деятельность» встречается в ст. 34 Конституции России. Её часть 1 гласит: « Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». И далее часть 2 ст. 34 провозглашает: « Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Естественно содержание понятия «экономическая деятельность» в самой Конституции не раскрывается. Некоторые авторы комментариев к Конституции РФ для уяснения содержания понятия «экономическая деятельность» обращаются к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВД) ОК 004 - 93. Во введении ОКВД сказано, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы ( оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). При этом экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). Основываясь на данных положения ОКВД, Ю.А. Дмитриев предлагает понимать под экономической деятельность по созданию общественно полезного продукта. На мой взгляд, данное определение относится скорее к экономике, чем к праву.
То, что определение экономической деятельности по созданию общественно полезного продукта не подходит для конституционного права, подтверждается и решениями Конституционного суда РФ.
Говоря об экономической деятельности, С.А. Авакьян[10] отмечает, что объединительная роль конституционного регулирования состоит также в закреплении общественно полезного назначения экономической деятельности.
Рассматривая экономическую деятельность как объект конституционно - правового регулирования, С.В.Белых[14] предложил следующее определение: это хозяйственная активность индивидов, их объединение по производству, распределению, перераспределению и потреблению материальных благ, в рамках товарно - денежного обмена, предпосылкой которой является владение, пользование и распоряжение данными благами для удовлетворения собственных и чужих материальных потребностей. Однако многое в данном определении можно подвергнуть критике. Во - первых, рамки товарно - денежного обмена, установленные автором для экономической деятельности. Во - вторых, предпосылками хозяйственной активности не обязательно являются владение,, пользование и распоряжение материальными благами. Более правильно было бы их назвать - целью экономической деятельности. Но не только их. Ограничивать потребности, которые можно удовлетворить с помощью экономической деятельности, исключительно материальными тоже ошибочно, их круг гораздо шире. Следует рассматривать в качестве цели экономической деятельности не только материальные, но и духовные ценности.
Чрезвычайно важным является вопрос об объекте экономической деятельности - это только материальные блага или и материальные и духовные вместе? Более правильной представляется вторая точка зрения. Её, например, придерживается Б.А. Страшун[21], понимая под системой экономических отношений отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Дополнительным аргументом в пользу признания духовных благ, объектом экономической деятельности является гражданское законодательство. Так, ст. 128 Гражданского кодекса РФ нематериальные блага отнесены к объектам гражданских прав (а точнее - правоотношений). Таким образом духовные блага в целом являются объектом и экономической деятельности.
Е.П. Губин и П.Г.Лохно[19] определяют экономическую деятельность как процесс воспроизведения материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление. Однако экономическая деятельность может существовать не только при производстве и товарно - денежном обмене. Следует согласиться с замечанием С.В. Белых[14], что присваивающее хозяйство при первобытнообщинном строе также является экономической деятельностью.. Данное утверждение верно в отношении семейно - подсобной деятельности.
Удачным следует признать достаточно широкое определение экономической деятельности как совокупности действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредствам производства и обмена материальными благами и услугами. В целом определение экономической деятельности тесно связано с определением самой экономики.
Достаточно широкое понятие экономикой деятельности дает М.Н.Бродский[15] - это система общественных отношений по производству, распределению и обмену материальных благ. Но данное определение хорошо тем, что оно не исключает наличия нерыночной экономической деятельности - благодаря указанию на распределение материальных благ.

Вывод.
Таким образом, Конституция РФ не раскрывает понятие «экономическая деятельность». Определение экономической деятельности было предложено многими авторами, но наиболее полное, на мой взгляд, принадлежит М.Н.Бродскому: «экономическая деятельность - это система общественных отношений по производству, распределению и обмену материальных благ.


2. Конституция России как правовая основа экономики. Конституционные принципы регулирования экономических отношений.

Содержащиеся в ст. 8 Конституции РФ принципы формируют основы конституционного экономического строя. Эти принципы лежат в основе большой совокупности конституционных норм, связанных между собой логико - правовыми связями и в силу этого представляющих собой определенное единство, подсистему конституционно - правовых норм, построенную с использованием концепции «экономической конституции» Усилиями экономистов и юристов Германии, Франции, Испании, Италии, СЩА, Португалии создана теоретическая конструкция, встроенная в систему конституционного права, которая пытается объяснить, как Конституция регулирует экономические отношения.
Она позволила связать в единое целое такие разнородные и противоречивые явления как свобода экономической деятельности и интервенция государства в сферу экономики.
Как подсистема конституционно - правовых норм, экономическая конституция охватывает:
1) принципы основ конституционного строя о свободе экономической деятельности, о едином экономическом пространстве, о многообразии и равноправии различных форм собственности, о защите конкуренции (ст. 8), о социальном характере государства (ст. 7);
2) конституционные нормы об основных экономических правах и свободах и основных правах, имеющих хозяйственно - конституционное значение, а так же о конституционных гарантиях предпринимательства, о чем говорится в ч 1. ст. 34:«Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»,
В определении экономических основ конституционного строя большое значение строя имеет ч. 1 и 2 ст.75 о деятельности Центрального банка.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
«Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.
Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов».
3) нормы, устанавливающие конституционный экономический публичный порядок. Общей тематикой объединены положения Конституции РФ, касающиеся финансов и налогов, ч.3 ст. 75:
«Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП и национального дохода страны, воздействуют на капитал на всех ........


Библиографический список.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011)
3.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
5.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.05.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011)
7. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
8. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
9. Авакьян С.А. Конституционные основы экономических отношений: развитие проблемы // Конституционные основы экономических и социальных отношений. Конституционная юстиция: материалы IV Всероссийской научной конференции по конституционному праву. 31 марта - 1 апреля 2006 г. / под ред. А.А. Ливерского.
10. Авакьян А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М., РЮИД, 2007.
11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 2004.
12. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М., Юристъ, 2001.
13. Бондарь Н.С., Капранова Ю.В. Конституционное измерение равноправия граждан Российской Федерации. - Ростов н/Д., Изд-во Рост, ун-та, 2002.
14. Белых С. В. Свобода предпринимательской деятельности как конституционно - правовая категория в Российской Федерации / отв. Ред. С.А. Авакьян. - М., 2003.
15. Бродский М.Н. Законодательная база экономического развития. - М., 2002.
16. Гаворкян М. В. Понятие экономической деятельности как объекта конституционно - правового регулирования / Конституционное и муниципальное право / №11, 2011.
17. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). - М., Юристъ, 2002.
18. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., Юристъ, 2002.
19. Предпринимательское право: учебник / под ред. Е. П. Губина, П.Г. Лохно. - М., 2010.
20. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). - М.: Изд-во «Юрист», 1994.
21. Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура //Журнал Российского права. 1997. № 4.
22.Топорнин Б.Н. Европейское право. - М., 2003.

23 . Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. - М., Юристъ, 2002.
24. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М., 1997.
25. Экономический словарь / под ред. А.И. Архипова. - М., 2001.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.