На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.3.2014. Сдан: 2012. Страниц: 96. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3
1. Теоретические основы использования информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика
1.1 Экономическая культура, ее сущность и функции 8
1.2 Основные подходы к определению понятия «информационные технологии» 18
1.3 Формирование экономической культуры старшеклассников и место информационных технологий в этом процессе 39
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика
2.1 Диагностический и пропедевтический этапы опытно- экспериментальной работы 52
2.2 Внедрение информационных технологий в процесс формирования экономической культуры старшеклассников 59
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 71
Заключение 75
Список литературы 78
Приложения 81

Введение

Актуальность исследования. На данном отрезке времени наша страна находится на этапе перехода к рыночной экономике, что и определяет актуальность задачи формирования у школьников экономического мышления, направленного на развитие творческого поиска, адаптацию к постоянно изменяющимся социальным, культурным и экономическим условиям.
Экономическое образование и воспитание предполагает усвоение учащимися основных понятий экономической науки, развитие представлений о способах производства и основах хозяйственной деятельности, экономических системах, знание их взаимосвязи с общественно-политическими системами, роли экономики в жизни и деятельности людей.
В нашей стране создание системы экономического образования представляется актуальной задачей. Выпускники казахстанских школ должны иметь представление об основах рыночной экономики, знать экономические термины и понятия, уметь выделять причины экономических событий и явлений, чтобы лучше ориентироваться в непрерывно меняющейся общественной жизни. Элементарные экономические знания позволяют молодежи понять роль и права человека в обществе, воздействуют на нравственное развитие молодежи, готовят учеников к адекватному восприятию общества и производства, которые будут существовать через 10-15 лет, помогают им определить для себя сферу деятельности, профессию в будущем.
На наш взгляд, который совпадает с мнением многих ученых, выпускникам школ необходимы базовые экономические знания, дающие целостное представление об экономике, а они могут быть получены только на основе систематического обучения.
Психолого-педагогическому осмыслению проблемы способствует анализ сущности и условий успешной социализации школьника в условиях рыночной экономики, проведенный в работах Г.М. Андреевой, В.Г. Бочаровой, Н.Ф. Головановой, Т.К. Клименко, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.И. Петрищева, М.И. Шиловой и др.
Проблема формирования экономических знаний выделяется в трудах экономистов И.Б. Иткина, И.Я. Клепач, Л.Н. Пономарева, В.Д. Попова, К.А. Улыбина, А.Н. Фалалеева. Социологический аспект проблемы экономической культуры учащихся рассматривается в исследованиях Л.П. Буевой, А.М. Гендина, Т.И. Заславской, М.И. Сергеева. Содержание, организация и методика экономического образования учащейся молодежи представлены в трудах А.Ф. Аменда, Ф. Крючкова, Л.П. Куракова, Л.П. Мельниковой, И.Б. Пермина, К. Розова, Н.П. Рябининой, А.Н. Хроменкова, Б.П. Шемякина, А.Т. Шпака.
Среди разнообразия современных форм и средств обучения, использование которых способствовало бы оптимизации процесса формирования экономической культуры, мы хотели бы отдельно рассмотреть информационные технологии. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Всего этого можно достичь за счет использования современных компьютерных технологий, как в течение урока, так и во внеурочной деятельности.
Возможности применения информационных технологий в учебном процессе давно исследуются учеными, об этом свидетельствуют работы Н.В. Апатовой, Ю.Д. Бабаевой, А.В. Бойко, Е.П. Велихова, А.Е. Войскунского, В.С. Гершунского, А.П. Ершова, В.А Извозчикова, Е.И. Машбица, Б.Е. Стариченко, Е.С. Полат, Н.В. Роберта, О.К. Тихомирова и др. Однако, до настоящего времени вопросу использование информационных технологий при обучении экономике в общеобразовательной школе уделялось недостаточно внимания.
Возникли противоречия между необходимостью совершенствования процесса формирования экономической культуры и малым количеством новых соответствующих методик; между эффективностью использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и их недостаточным применением в процессе формирования экономической культуры старшеклассников
Цель исследования: реализация и экспериментальная проверка эффективности использования информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика.
Объект исследования: процесс обучения экономики в средней школе.
Предмет исследования: информационные технологии как средство формирования экономической культуры школьников.
Гипотеза исследования: процесс обучения экономики в средней школе посредством информационных технологий будет происходить более эффективно если:
— изучены основные пути и средства формирования экономической культуры учащихся;
— определено значение информационных технологий в процессе формирования экономических знаний;
— рассмотрены способы использования информационных технологий в формировании экономической культуры старшеклассников;
— проведена работа по подготовке учителей к использованию информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
— На основе анализа научно-методической литературы установить состояние изученности проблемы, выявить и осмыслить понятийно-категориальное поле исследования.
— Определить сущность и содержание понятия экономическая культура.
— Рассмотреть основные подходы к определению понятия «информационные технологии» и выявить возможности их использования в процессе формирования экономической культуры старшеклассников.
— Создать комплекс мероприятий по использованию информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников и опытно- экспериментальным путем выявить степень его эффективности.
— Разработать систему пропедевтических мер по подготовке учителей школ к использованию информационных технологий в преподавании экономики в старших классах общеобразовательной школы.
Методологическую основу исследования составили философские трактовки всеобщей связи и взаимообусловленности явлений; деятельностная теория формирования знаний, умений и навыков; принципы единства сознания и деятельности; принцип взаимосвязи теории и практики; фундаментальные основы развития образования; концептуальные основы реформирования отечественной образовательной системы.
Теоретической основой исследования явились идеи системного (В.Г. Афанасьев, В.С. Ильин, В.В. Краевский и др.), деятельностного (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), личностного (В.С. Ильин, В.А. Сластенин и др.), акмеологического (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.Г. Ситников и др.), технологического (В.П. Беспалько, В.Ю. Питюков, Л.Ф. Спирин и др.) подходов в обучении и воспитании. В работе также были использованы и учтены положения новой образовательной парадигмы (В.Ф. Взятышев, Л.И. Романкова, В.В. Краевский, В.П. Казначеев, В.Е. Шукшунов и др.), а также подходы к использованию информационных технологий в образовательной практике (Н.А. Аминов, М.Н. Берулова, Т.Г. Везиров, Ю.С. Брановский, В. Тихомиров и др.).
В ходе исследования использовались следующие методы:
Теоретические - анализ психолого-педагогической, философской, научно-технической и учебно-методической литературы; нормативно-законодательных документов Республики Казахстан в области образования; концептуальный анализ ранее выполненных дипломных исследований; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в контексте формирования экономической культуры старшеклассников.
Эмпирические - обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, ранжирование), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа имени Аллы Уразбаевой, Казталовского района, п. Казталовка. Исследованием было охвачено более 40 учащихся 9-11 классов средней общеобразовательной школы.
Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.
— Поисково-теоретический (октябрь - декабрь 2012 г.). Осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической, научно- технической литературы, научных публикаций и дипломных исследований последних лет. На данном этапе были определены исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, терминологический аппарат, основные задачи исследования.
— Экспериментальный (январь - март 2013 г.). На данном этапе была проведена диагностика уровня сформированности экономической культуры у старшеклассников, изучены формы и средства преподавания экономических дисциплин в школах, осуществлен комплекс мероприятий по внедрению информационных технологий в процесс формирования экономической культуры. В ходе констатирующего эксперимента были подвергнуты проверке гипотеза исследования.
— Обобщающий (апрель 2013 г.). Осуществлены анализ и обобщение результатов исследования, уточнены теоретические положения, систематизированы и обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы, подведены итоги исследования, оформлен текст дипломной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определена значимость формирования экономической культуры в целостном развитии личности старшеклассника;
- выявлена специфика использования средств информационных технологий в процессе организации занятий по дисциплине экономика;
- разработан комплекс мероприятий (компьютерное моделирование экономики и менеджмента, проведение деловых игр и практикумов, виртуальное управление банками и решение экономических задач, применение на уроках экономики обучающих и контролирующих программ, создание проектов и презентаций), по использованию информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- конкретизировано понятие «экономическая культура старшеклассника», определены пути и методы ее формирования;
- обоснованы методологические подходы (личностный, деятельностный, интегративный, технология саморазвития личности старшеклассника) к формированию экономической культуры старшеклассников средствами информационных технологий;
- разработан педагогический инструментарий формирования экономической культуры посредством информационных технологий, обеспечивающий развитие целостного подхода к обогащению личности старшеклассника.
Практическая значимость исследования:
- разработаны критерии и показатели уровня экономической культуры старшеклассников;
- внедрен в учебный процесс общеобразовательных школ комплекс мероприятий по применению информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников;
- разработан спецкурс для учителей общеобразовательных школ по использованию информационных технологий в преподавании экономики в старших классах.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась методологической базой исходных параметров и применением комплексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и задачам исследования, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязанностью, репрезентативностью объема выборок, качественным и количественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы.
Положения, выносимые на защиту:
— Экономическая культура как важная составляющая базовой культуры личности в условиях становления рыночных отношений выдвигается в разряд особо значимых, ибо она социализирует личность и становится основой проектирования ее жизнедеятельности.
— Использование информационных технологий в процессе формирования экономической культуры старшеклассников способствует оптимизации этого процесса, ее взаимодействию с другими компонентами развития личности, а также выходу этого процесса на более высокий качественный уровень.
— Определенные в результате экспериментальной работы критерии сформированности уровня экономической культуры старшеклассников (мотивационный, когнитивный, поведенческий), позволяют выявить уровень экономической культуры старшеклассников и на этой основе спроектировать действия по дальнейшему, более эффективному ее формированию.
4. Разработанный комплекс мероприятий по формированию экономической культуры старшеклассников средствами информационных технологий включающий в себя компьютерное моделирование экономики и менеджмента, проведение деловых игр и практикумов, виртуальное управление банками и решение экономических задач, применение на уроках экономики обучающих и контролирующих программ, создание проектов и презентаций, способствует формированию экономической культуры старшеклассников.


1. Теоретические основы использования информационных технологий при организации занятий по дисциплине экономика

1.1. Экономическая культура, ее сущность и функции

Развитие рыночных отношений создало объективную потребность в формирования экономической культуры нового поколения. Многие школы пересматривают свой учебно- воспитательный процесс вводят в учебный план программы по экономическим дисциплинам, открывают собственные производства, привлекают специалистов для просвещения и т.д. Однако, при этом нередко выявляется негативная тенденция экономической культуры школьников, проявляющаяся в невежественном представлении школьников о современной экономике, в безнравственном ее восприятии. Анализ научных исследований показывает, что школа на данный момент не имеет научно-обоснованной организации образовательной среды, формирующей экономическую культуру школьника, хотя, определенные теоретические предпосылки в философии, экономике, социологии, психологии и педагогике имеются.
Так, в теоретических работах и практическом опыте выдающихся педагогов П.П. Блонского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др., утверждается, что непосредственное участие детей и подростков в производстве материальных благ, в процессе их распределения, позволяет понять сущность экономических преобразований. В философских исследованиях В.К. Драчева, А.Г. Здравомыслова, В.П. Тугаринова, А.К. Уледова экономическое воспитание рассматривается во взаимо­связи с другими направлениями воспитания.
Для того чтобы грамотно и эффективно провести исследование по формированию экономической культуры старшеклассников нам необходимо было рассмотреть сущность этой культуры, ее основные составляющие.
Понятие «культура» в целом обозначает специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. [8, С.146]
Ни один феномен не удостоился стольких определений, как культура. М.С. Каган приводит в качестве примера результаты работы американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона, зафиксировавших все определения культуры, данные с конца XIX в. и до середины XX в. Их накопилось около 200. Такое обилие неудивительно, поскольку это понятие охватывает множество явлений и процессов, касающихся взаимоотношений человека с природой и приводящих к ее преобразованию. М.С. Каган выделяет три этапа развития культурологической мысли. Первый этап, начавшийся с античной философии и закончившийся к XVIII в., характеризуется как «время зарождения культурологического знания в континууме онтологических, теологических и эпистемологических проблем»; второй связан с осознанием культуры как целостного поля человеческой деятельности; третий знаменует широкое развитие различных конкретно-научных культурологических дисциплин [4, С.66]. Современная философия соединяет в себе познание, ценностное объяснение и прогнозирование перспектив развития культуры. Каждая из конкретных наук вносит свое видение этого предмета. Социология использует понятие культуры в тесной связи с понятием общества, рассматривая в качестве основных макросоциологических проблем следующие: значение и развитие культуры как социального института, создающего материальные и духовные условия общественной жизни, наследуемые поколениями; специфику социальной жизни, определяемую наличием процесса социализации, в отличие от биологической жизни; проблемы многообразия и сходства различных культур, влияние культурного наследия на сознание и поведение людей.
На наше представление о культуре влияют взгляды Т. Парсонса и М. Вебера, исследующих обусловленность социального действия культурой, создающей ценности как эталоны, на которые ориентировано поведение людей. Среди множества определений культуры наиболее значимым, с нашей точки зрения и для наших исследовательских целей, представляется то, которое классифицирует этот феномен как социальную память общества. Представление о культуре как социальной памяти общества впервые было разработано в американской социологии еще в 20-е годы XX в. (И.С. Майер). В советской социологии подобная трактовка впервые была поддержана Ю.А. Левадой в конце 1960-х годов. Это определение применимо и к тому аспекту культуры, который стал предметом нашего рассмотрения, - экономической культуре. Определение социальной памяти общества как специфического механизма, обеспечивающего и воспроизводящего эталоны поведения, оправдавшие себя в прошлом и соответствующие новым потребностям развивающегося общества, положено в основу ее изучения авторами, первыми обратившимися к исследованию экономической культуры (Т.И. Заславской, Р.В. Рыбкиной). Эти авторы определили основные функции, выполняемые ею:
1) трансляционную, т.е. функцию передачи ценностей, норм, потребностей, предпочтений;
2) селекционную; т.е. функцию отбора упомянутых элементов;
3) инновационную - формирующую новые ценности, нормы, потребности, предпочтения и т.п., соответствующие новым, изменившимся условиям. [13, С. 24]
Несмотря на краткость определений, по нашему мнению, они передают в целом сущность рассматриваемого феномена. Актуальность же его изучения в настоящее время для Казахстана не только не снизилась, но даже повысилась, поскольку происходящие в стране реформы осуществляются столь медленно и тяжело во многом именно из-за отсутствия понимания политическими и экономическими элитами значимости учета специфики казахстанских социокультурных условий.
Уровень культуры личности определяется ее социализованностью, приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей. Становление экономической культуры личности означает приобщение ее к ценностям науки и к опыту позитивного, социально полезного поведения в экономической сфере.
Выделение экономической культуры в общей ее структуре в рамках социологического подхода - явление достаточно позднее, однако можно отметить устойчивый интерес к этой проблеме в отечественных исследованиях последних лет. Это объясняется тем, что экономическая культура выступает важным фактором социально- экономического прогресса, ибо ее непосредственная функция - повышение экономической и социальной эффективности общественного производства.
«Экономическая культура - это система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, неприятие настроений "уравниловки", создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.» (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -М., 2003).
Экономическая культура - это приоритетная ценность человека, входящая в состав общей культуры. Она характеризует виды хозяйственной деятельности в социальном развитии общества и проявляется в производстве, обмене и потреблении общественного продукта.
Экономическую культуру также определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Культура экономическая характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его развития и включается в себя как материальный продукт, материальные услуги, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей. Экономическая культура отражает меру гуманизации общественного воспроизводства, способствует ее дальнейшему обогащению.
Исследователи отмечают, что ядром экономической культуры общества является развитое общественное экономическое сознание, где формируются ценностные, нормативные основы экономического бытия, тем самым, развитое общественное экономическое сознание является идейным источником созидательной деятельности в экономической сфере. Рассмотрение сущности экономической культуры общества позволяет осознать ее тесную взаимосвязь с типом мышления, менталитетом и традициями народа. Именно эти факторы определяют ценности и идеалы, находящие выражение и закрепление в экономической системе общества. [7, С. 12]
Экономическая культура общества оказывает прямое воздействие на экономическую культуру личности, т.к. индивидуальное экономическое сознание включает три основных компонента: знания (представления, взгляды), а также чувства и волю субъекта. Это отражает совокупность явлений общества как позитивных, так и негативных. Побудительными факторами к позитивному, волевому действию являются установки личности.
Экономическое сознание может формироваться стихийно (микросреда) либо в процессе экономического образования. Система образования является важнейшим социокультурным регулятором развития общества. Задача экономического образования - помочь осознать социальные ценности в экономической сфере, понять смысл действующих законов, их общественную и личную значимость. В этом случае, даже столкнувшись с негативными явлениями в экономической сфере, человек будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие этой норме и требующие устранения. [16, С. 33]
При становлении экономической культуры чрезвычайно важно учитывать преемственность как составляющую духовной культуры, ибо ломка вековых традиций, селективный подход к культурному наследию, ведут к утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения людей, не восприимчивых к культурно-историческому наследию, не способных отличать временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеческими ценностями - факторы, способствующие деградации общества, дестабилизации общественных структур.
Важнейшей функцией культуры является регулирование социальных и иных отношений, упорядочивание, нормирование, ограничение, стандартизация и т.п. поступков людей, всей деятельности, всех взаимодействий в обществе. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры.
В современную эпоху культурные факторы в значительной мере определяют экономический потенциал общества, стабильность политической системы, экологическую и демографическую ситуацию и многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны. Ошибки в сфере культурной политики (которая становится в современном обществе основным фактором любой политики) являются первопричинами тяжелых социальных недугов и многих кризисов, в том числе и экономических.
Существование взаимосвязи между экономическими знаниями, убеждениями, методами экономического мышления и активной экономической деятельностью - важный фактор перехода к рыночным отношениям. В понятии «экономическая культура» отражается динамика и формы взаимосвязи этих явлений.
Для понимания сущности сегодняшних и прогнозирования завтрашних тенденций в рыночной экономике необходимо изучать их в связи с явлениями духовной жизни общества, с культурой.
Связь культуры и экономики двухсторонняя. Какое место среди других факторов экономики занимают культурные; действительно ли их роль значима? От ответа на эти вопросы в немалой степени зависит и стратегия управления экономикой.
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы необходимо рассмотреть механизмы влияния культуры на экономику. Прежде всего, отметим, что подобное влияние происходит через ценности и социальные нормы, регулирующие деятельность экономических институтов - планирование, снабжение, рынок, финансы; через поведение разных групп работников и их положение в обществе. Культурные факторы, регулирующие развитие экономики, формируются и вне экономики - в сферах морали, религии, политики, идеологии, права. Вырабатываемые здесь образцы поведения, далее ассимилируются экономикой, входят в «плоть» и становятся частью экономической культуры. Например, понятия «совесть» и «честь» как таковые не носят экономического характера, принадлежат сфере нравственности. Но эти моральные качества регулируют экономику.
Влияние на экономику внешнего культурного воздействия, а также ценностей, норм, рождающихся внутри нее самой, приводит к тому, что экономика как бы насыщается культурой. Вследствие этого характер ее развития начинает зависеть от качества воспринятой ею культуры. Впитывая одни культурные регуляторы, экономика становится динамичной, способной четко реагировать на изменения внешней среды; впитав другие, она, напротив, становится нечувствительной к новому, негибкой, не способной к прогрессивному развитию.
Поскольку все значимые явления экономической жизни, например, формы отношений, виды деятельности связаны с соответствующим культурным сопровождением, то и причины многих хозяйственных трудностей и кризисных явлений недавнего прошлого связаны с дефицитом тех или иных средств культуры.
Какова же все-таки связь между экономикой и культурой? На первый взгляд, между тем, что ценят люди, и динамикой национального дохода прямой связи нет. Если же учесть роль, которую культура играет в жизни общества, то наличие этой связи становится очевидным. Действительно, в культуру входят не только ценности и нормы нынешних поколений, появившиеся вместе с ними. Сегодняшние ценности, к которым мы стремимся, нормы, которые мы реализуем в своем сегодняшнем поведении, это отражение недавней истории страны, и всей многовековой истории народа. Культура - это своеобразный механизм, который отбирает из имевшихся в прошлом ценностей и норм те, которые могут служить настоящему, полезны ему; транслирует эти ценности живущим поколениям, вооружает их определенными стереотипами сознания и поведения; обновляет унаследованные из прошлого ценности и нормы с учетом происходящих в обществе изменений. Таким образом, культура обеспечивает то, что принято называть социальной памятью общества. Она связывает нынешнюю экономику (работников, экономические институты и отношения) с экономическим развитием страны в прошлом, в сегодняшнюю практическую деятельность. Она сохраняет и распространяет традиции мастеров-умельцев, традиции экономической взаимопомощи внутри коллективов, взаимоотношений с «верхами», отношения к разного рода официальным бумагам и прочее.
Следовательно, воздействие культуры на экономику и соответственно роль экономической культуры на разных этапах развития общества могут быть различными. В недавнем прошлом, в условиях советской власти, эти два общественных явления были сильно идеологизированы, политизированы. Эта тенденция проявилась прежде всего в том, что основу оценки хозяйственных форм, инициатив, видов экономической культуры составляла общественная собственность на средства производства, что создало у людей иждивенческую психологию, игнорировало личностные интересы, нарушало единство творческого мышления и экономической деятельности, полностью отражало природу партийно- административной системы и т.д.
Задачи оздоровления экономики общества требуют формирования высокой экономической культуры общества и личности. Новая экономическая культура, ее содержание и сущность в конечном счете проявляются и закрепляются в процессе свободной самореализации человеком и обществом своего потенциала.
Какова сущность, содержание и функции экономической культуры? Экономическая культура представляет собой единство экономических знаний, убеждений и практической деятельности в их динамике.
Структурообразующими элементами экономической культуры выступают экономическое сознание, экономическое отношение и экономическая деятельность.
Носитель экономической культуры - это человек, который в процессе деятельности вступает в сферу экономических отношений.
С тех пор, как возникло человеческое общество, люди постоянно накапливали, развивали и совершенствовали свои знания о материальном производстве, о хозяйственной деятельности. Эти знания, отражающие наиболее существенные стороны процесса производства и распределения материальных благ и используемые для организации и управления природно-хозяйственной деятельностью, образуют особую форму общественного сознания - сознание экономическое. Оно, прежде всего, есть отражение и осознание закономерностей развития экономики общества, форм ее организации и управления. Поскольку человек - главная производительная сила общества, то всемерное развитие его экономической сознательности представляет собой мощный субъективный фактор развития производительных сил в целом.
Экономическое сознание есть осознание людьми своего места в системе и процессе производства. Сознание - это синтез знания и отношения к нему. Следовательно, осознание уже несколько иное качество по сравнению со знанием. Знание есть как результат осознания бытия, так и результат осознания чувственного. Поэтому можно утверждать, что сознание содержит прочувствованное знание. Сознание-итог переживания познаваемого и оценка объекта познания. Знания, прошедшие такое качественное преобразование в мышлении субъекта, есть уже не просто знания. Они приобретают значение сознания. Без него не может существовать и развиваться экономическая культура.
Экономическое сознание имеет в основном два уровня: обыденное и теоретическое. Обыденное экономическое сознание базируется преимущественно на эмпирических представлениях о развитии экономики общества, об экономике отрасли, предприятия, на котором работают люди, о повседневных событиях, явлениях экономической жизни, например, о ходе выполнения текущих задач, изменениях нормативов, тарифных ставок, размеров поощрений, цен, премий и т.д., об организации тех её областей - торговля, сфера услуг и т.п., с которыми человек повседневно сталкивается. Обыденное экономическое сознание обусловлено практическим мышлением, исходит подчас лишь из личных интересов, быстро реагирует на изменения в сфере его основных материальных и духовных потребностей (в заработной плате, новых формах распределения и потребления благ, в новых товарах и т.д.). Следовательно, взгляды сформировавшиеся на уровне обыденного сознания, зачастую прочны, ибо они, как правило, добываются собственным, эмпирическим опытом и проходят через чувственную сферу. Поэтому важно осуществлять «перевод» теории на научно-популярный язык, обогащая обыденное сознание, экономическую культуру. [27, С. 155]
Формирование теоретического уровня экономического сознания связано с системой знаний, отражающей сущность экономической деятельности, экономическую политику как теорию экономического и социального развития страны, целевые программы (например, приватизационную), экономическое развитие отраслей народного хозяйства, отраслевые и конкретные курсы экономики и организации труда и т.д.
Культура порождается, поддерживается обществом и обслуживает его, обеспечивает устойчивость и воспроизводство общественных отношений. В этом смысле экономическая культура зависит и от экономических отношений. Это подтверждается самим содержанием экономических отношений и экономической деятельности, взаимосвязью экономической культуры с экономической жизнью.
Как известно, в общественном бытии главное место занимает экономические отношения. Они объективны и являются базисом культуры вообще, в том числе и экономической культуры, пронизывают и определяют все виды общественного сознания, включая экономическое, находят свое выражение в нем.
Экономические отношения непосредственно связаны с производственными (материальными). Но не тождественны им. Производственные отношения по своей структуре состоят из сложной системы двух групп: организационно-технических и экономических отношений. Когда речь идет об экономических отношениях, то имеется в виду такой способ, каким люди в определенном обществе производят средства к жизни и обменивают между собой продукты.
Таким образом, в широком смысле слова сюда можно отнести всю технику производства и транспорт. Понятие «экономические отношения» далее включает в себя и географическую основу, на которой эти отношения развиваются.
В центре экономических отношений находится не производственный процесс, как таковой, не производственные отношения людей, а их суть, выражающая проблемы собственности, распределения, обмена и потребления. Это есть отношения - которые связаны с собственностью, распределением, обменом и потреблением. Следовательно, экономические отношения - отношения по поводу собственности. [17, С. 77]
Экономическая культура связана не только с производством. К ней следует подходить более широко. Как было отмечено выше, культура охватывает также распределение, обмен и потребление. Находясь в органическом единстве, они представляют собой цельную экономическую деятельность.
Экономическая деятельность - целенаправленная деятельность в сферах производства, распределения и потребления материальных благ, основанная на сознательном формулировании цели и охватывающая всю сферу общественного производства. Она - средство формирования экономической культуры и одновременно является показателем уровня, достигнутого культурой.
Можно условно принять, что различаются три уровня экономической деятельности: материально предметная, управленческая и познавательная. Материально - предметный уровень экономической культуры выражает сущность труда и связанные с ним материальные условия. Управленческий уровень отражает единство и действенный характер органического соединения знаний и практики в социально-экономических процессах. Экономическое мышление проявлятся в процессе познания. На уровне экономического мышления людьми познаются экономические знания. Экономическое мышление в основном формируется в двух направлениях. С одной стороны, происходит непосредственное мысленное воспроизведение людьми экономических отношений (эмпирическим, опытным путем), с другой - усвоение и мыслительная переработка накопленных обществом экономических знаний по учебникам, статьям, научным трудам - теоретическим путем.
В системе экономической культуры общества функционирует экономическая культура личности. Экономическая культура личности представляет собой её саморазвитие, человек не только создает, обогащает и потребляет ценности этой культуры, но и в процессе своего развития поднимается на новую, более высокую свободу в экономической деятельности. В трудовой активности человека отражаются и воплощаются такие компоненты экономической культуры как экономический идеал, общественный долг, убеждение, необходимость, ответственность, потребление т.п. При этом особое место занимает творчество.[34, С. 115]
Экономическую культуру личности можно охарактеризовать как совокупность, единство и функционирование экономических знаний, убеждений и практических действий. Она включает в свою структуру следующие компоненты:
— Определенный уровень экономических знаний (совокупность экономических знаний, информации, представлений и т.п.);
— Способность практического применения экономических знаний (высокая сознательность, способность хозяйствования, деловитость, предпринимательство и т.п.)
Между экономической культурой общества и экономической культурой личности существует сложная и взаимная зависимость.
Культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию. Экономическая культура, например, современной России отличается своим содержанием, сущностью и приверженностью к национальным традициям, требованиям перехода к рыночной экономике. В то же время уровень экономической культуры отдельных лиц отстает от уровня экономической культуры независимости, экономические знания и убеждения, экономическое мышление и поведение пока еще не отвечает требованиям экономической теории и практики переходного периода.
Экономическая культура является одной из важнейших предпосылок экономического поведения, как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности [15, с. 111-112]. Ценности, связанные с экономикой - это принятые в обществе и у его отдельных групп устойчивые представления о том, какие экономические блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какие экономические отношения для них предпочтительны. Нормы в сфере экономики - это представления людей, а также их действия в сфере экономики, которые признаются полезными, правильными, нужными в тех или иных связанных с экономикой ситуациях [26, С. 30]. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет; накапливает) экономические ценности и нормы, необходимые для выживания и дальнейшего развития экономики, накапливает эталоны соответствующего экономического поведения, транслирует из прошлого в современность ценности и нормы, лежащие в основе труда, потребления, распределительных и других экономических действий и отношений, обновляет ценности и нормы, регулирующие развитие экономики, являясь тем резервуаром, откуда черпаются новые образцы поведения [28, с. 14-15]. Экономическая культура при взаимодействии с менталитетом нации формирует экономическое мышление индивидов, в результате определяется программа индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие.
Экономическое мышление - это процесс познания человеком, социальной группой, обществом в целом экономической действительности, осознания своего места в экономических отношениях и выработки на этой основе принципов своей деятельности [34, С. 95]. На основе особенностей казахстанского менталитета складывается особый тип казахстанского экономического мышления, который формируется как сочетание свойств Запада и Востока. В основе казахстанского экономического мышления лежит государственное экономическое мышление, связанное с восточными цивилизациями и несущее такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, пренебрежение правом и законностью.
Сегодня все большее влияние на поведение людей оказывают элементы рыночного экономического мышления, имманентные Западу: чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, прагматизм, гибкость, адаптивность, предприимчивость, готовность действовать в условиях конкуренции [37, С. 96]. Экономическое поведение человека в Казахстане отличается от экономического поведения западного человека. Рационализм экономического поведения и западноевропейском варианте тождественен стремлению к получению выгоды не в результате случайного акта, а в результате постоянного сопоставления дохода и издержек, что выступает нормой поведения. В Казахстане в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте возникнуть не мог. Экономическое поведение здесь часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу. Это отличительная особенность казахстанского человека вносит моменты неопределенности в ситуации, сопряженные с экономическим выбором. Иными словами, при моделировании экономического поведения человека в Казахстане необходимо учитывать, может быть, в несколько большей степени субъективную рациональность, поскольку в основе экономического поведения лежат особенности казахстанского менталитета и казахстанского экономического мышления.
Таким образом, экономическая культура общества служит предпосылкой формирования и развития экономической культуры личности, а последняя способствует воспитанию творческого подхода к делу у отдельных индивидов, их активности в процессе создания материальных благ.
Качество экономических процессов адекватно экономической культуре как результату экономического образования, изначально закладывается в средней школе. В зависимости от выбранных школой педагогических ориентации и ценностных оснований формирование экономической культуры школьника происходит в образовательной среде на основе усвоения экономических знаний Поэтому, экономическая культура школьника - это результат экономического образования, который проявляется в знаниях экономических процессов (потребление, обмен и производство- базовая экономическая практика), в использовании их в собственном и общественном жизнеобеспечении, в характере межличностных отношений при решении экономических задач.
Исходными сущностными характеристиками воспитания экономической культуры являются:
1. Воспитание целостной личности: природных особенностей (здоровья, способностей мыслить и правильно действовать); социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником); свойств субъекта экономической культуры (гуманности, духовности, творчества); общечеловеческих ценностей (честь, совесть, добро, свобода, справедливость, равенство, любовь).
2. Реализация потребностей старшеклассников в профессиональном самоопределении.
3. Развитие мотивационно-ценностного отношения к своей учебной деятельности.
4. Воспитание ценностных ориентаций и нравственных идеалов, присущих лучшим образцам казахстанского бизнеса. [39, С. 224]
Основные показатели экономической культуры базовая экономическая практика как основа экономических знаний, нравственные ориентации в экономической деятельности, вклад в общий труд коллектива (коллективизм), самооценка, экономический прогноз, творческая деятельность в сфере экономики, мотивация к непрерывному образованию.
Повышение экономической культуры общества и личности в современных условиях - насущная общественная задача. Целенаправленная творческая деятельность человека в различных сферах экономической жизни общества, получение качественных результатов составляет основное содержание экономической культуры общества. Следовательно, современная экономическая культура, направлена на повышение уровня жизни, благосостояния каждой семьи и каждого человека.

1.2. Основные подходы к определению понятия «информационные технологии»

В настоящее время развитие общества характеризуется процессом информатизации, использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализации всех сфер человеческой деятельности и демократизацию общества. Эта общая закономерная тенденция имеет непосредственное отношение к такому важнейшему структурному элементу общественного развития государства, как система образования. По этой причине одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для интенсификации всех уровней образовательного процесса, повышения его эффективности и качества, подготовку обучающихся к рациональной организации жизни.
Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней и реализуемых в них образовательных процессов.
Новые информационные технологии, как развитие информатики, представляют собой совокупность моделей, методов и средств обработки данных с непосредственным интеллектуальным доступом пользователя в вычислительную среду для формирования знаний.
Целью новых информационных технологий является формирование и использование информационного продукта в соответствии с потребностями человека.
Новая информационная технология - это целостная технологическая система из методов и средств, обеспечивающая целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается информационная технология.
Основная идея развития новых информационных технологий - превратить ЭВМ в удобного партнера для непрограммирующего и неискушенного в архитектурах ЭВМ пользователя при поиске решений, не формализуемых или слабо формализуемых задач, которые возникают в его профессиональной деятельности.
Информационные технологии имеют почти 50-летнюю историю, и возникновение их связывают с появлением в середине двадцатого века электронной вычислительной машины (ЭВМ), изменившей существующий до этого процесс овладения знаниями. Есть несколько подходов к определению информационных технологий обучения, которые будут рассмотрены далее, но для более глубокого понимания рассмотрим их развитие в ретроспективе.
Первый этап возникновения информационных технологий приходится на 50-60-е годы двадцатого века. В этот период только появились первые электронные вычислительные машины, которые предполагалось использовать для автоматизации вычислений. Но уже в 1954 году Б. Скиннер выдвигает идею программированного обучения, предлагая использовать ЭВМ как средство автоматизации педагогического труда. Идею подхватывают ученые Н.В. Талызина, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, которые для повышения эффективности программированного обучения предлагают теорию поэтапного формирования умственных действий. На данном этапе происходит теоретическая разработка идеи использования компьютеров в учебном процессе, где ЭВМ отводится роль нового технического средства обучения, роль «экзаменатора», «репетитора», т.е. начинают развитие компьютерные технологии обучения. Как отмечает Н.Д. Никандров, в 1959г. в США было около 100 конструкций обучающих машин и всего 2-3 программы, которые можно было считать дидактически пригодными и ценными. [27, С. 119]
Второй этап (60-70-е годы двадцатого века) приходится на разработку автоматизированных обучающих систем (АОС). Педагоги начинают понимать, что лавинообразное в........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агапова, О.И. О трех поколениях компьютерных технологий обучения / О.И. Агапова, А.О. Кривошеева, А.С. Ушакова // Информатика и образование, 2004. - №2. - С. 34-41.
2. Андреев, A.A. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. / А.А. Андреев. - М.: ВУ, 2005 г. с. 43-48.
3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. / Н.В. Апатова. - М.: ИОШ РАО, 2004. - 228 с.
4. Бойко, А.В. Новые информационные технологии в организации индивидуализированного процесса обучения / A.B. Бойко // Информационные технологии в общеобразовательной школе. - Новосибирск, 2000.
5. Бордовский, Г.А. Новые технологии обучения; вопросы терминологии / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков // Педагогика, 2003. - №5. - С. 12-15.
6. Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе / Е.П. Велихов // Информатика и образование, 1996. - № 1.
7. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 265 с.
8. Долинер, Л.И. Информационные и коммуникационные технологии обучения: проблемы и перспективы. / Л.И. Долинер. // Информатика и образование, 2003. -№6. -С. 125-128.
9. Ершов, А.П. Концепция информатизации образования / А.П. Ершов и др. // Информатика и образование, 1998. -№6. - С. 3-31
10. Зарецкая, И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников. / И. Зареченская // Школа. - 1998 - №5.
11. Информатизация общего среднего образования. Под ред. Д.Ш. Матроса. -М.: Педагогическое общество России, 2004.
12. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова //Информатика и образование, 2003 - № 4. - С. 21 - 27.
13. Краткая экономическая энциклопедия. - СПб, 1998, с.426.
14. Латышев, В.Л. Компьютерные технологии обучения / В.Л. Латышев. -М.: МАИ, 1992.
15. Любимов, Л.Л. Экономическое образование в Казахстане: Есть ли выход? / Л.Л. Любимов //Бизнес-образование. -№3, 1997.
16. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В.Рубцова. -М., 2000.
17. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е.И. Машбиц. - М.: Педагогика, 2006. - 80 с.
18. Моисеев, H.H. Информатика: новые пути познания законов природы и общества / H.H. Моисеев // Вестник АН СССР, 1985. N 5 - С. 128-135.
19. Нисимчук A.C. Экономическое образование школьников. / А.С. Нисимчук. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2009.
21. Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов // Материалы научно-практической конференции. - Москва, 2002. - 132 с.
22. Парамонова, Е.Е. Формирование экономической культуры учащихся подросткового возраста как актуальная проблема / Е.Е. Парамонова // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. 2003 . № 14. - С. 241-244
23. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.
24. Попов, А.Н Экономическая культура социальной сферы : учеб. пособие / А.Н. Попов, Г.Н. Пряхин, Ю.Р. Лутфуллин. - Челябинск : УралГАФК, 2004.-35 с.
25. Попов, А.Н. Экономическая культура: теория и практика : учеб. пособие / А.Н. Попов, А.В. Горшков, А.Е. Кенжибаев. - Челябинск : Издательский дом Обухова, 2000. - 158 с.
26. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании / И.В. Роберт // Дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 129 с.
27. Рывкина, Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в Казахстане. / Р.В. Рывкина. -М.: Наука, 1994. С.30.
28. Селезнева, H.A. Качество образования и информационные технологии в образовании / H.A. Селезнева // Информационные технологии в образовании: Материалы Всероссийской научной конференции - М.: ИТО, 2000.
29. Семенов, A.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семенов // Информатика и образование. - 2001. - №2. - С.2-7.
30. Сергеева, Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т.А. Сергеева //Информатика и образование, 1991. - №1. - С. 3-10.
31. Талызина, Н.Ф. Внедрение компьютеров в учебный процесс - научную основу / Н.Ф. Талызина // Сов. Педагогика, М.: Педагогика. - 1985. - №12. - С.34-38.
32. Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе / А.Ю. Уваров // Педагогическая информатика, 1993, № 1.
33. Уваров А.Ю. Интернет в школе: смена парадигмы // Информатика и образование. - 2001. - №3. - С.7-10.
34. Философский энциклопедический словарь. / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - Москва: Государственное научное издательство "Советская энциклопедия", 1983. - 564 с.
35. Хайлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS, 1993. Зима. T.I. Вып.1. С.41.
36. Хуторской, А.В. Концепция дистанционного образования /A.B. Хуторской. - Internet: < >37. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии: В 2ч. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий. / Ю.А. Шафрин. - М., 2000. - 320 с.
38. Щетинин, В. Знать и уметь. / В. Щетинин, Н. Хроменков, Б. Рябушкин // Образование и рынок. - 1998 - №3
39. КАРЛ: Учебное пособие для преподавателей:- М.: Финансы и статистика, 1999.-430с. 16с.
40. Эрроу К. Информация и экономическое поведение / К. Эрроу // Вопросы экономики. 1995. №5. С.98.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.