На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение.Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 27.3.2014. Сдан: 2014. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы нейропсихологии детского возраста…………….. 5
1.1 Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение…… 5
1.2 Особенности современной нейропсихологии детского возраста……….. 12
2 Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста……… 16
2.1 Организация процедуры экспериментальной работы…………………… 16
2.2 Описание и результаты применения диагностических методик………… 18
Заключение………………………………………………………………………. 28
Список литературы…………………………………………………………….. 30


Введение

Изучение мозга как органа психической деятельности в последние пять десятилетий заняло одно из центральных мест в научных исследованиях ученых всего мира - неврологов, психологов, физиологов и других ученых. И именно эта область знаний является наиболее важной для нейропсихологии. Естественно, что поражения мозга в силу его такой высокой значимости в целостном организме человека могут привести к тяжелейшим последствиям из-за нарушения высших психических функций (ВПФ), таких, как речь и мышление, память и восприятие, письмо и чтение и других нарушений.
Естественно, в рамках нейропсихологии большое внимание уделяется различным нарушениям ВПФ у детей, их диагностике, исходя из определенных методологических и теоретических концепций о генезисе и строении ВПФ, их связи с мозгом, закономерностей их нарушения после локальных поражений мозга и новых принципов подхода к анализу дефектов ВПФ. Ведь, наиболее интенсивное развитие происходит именно в детском возрасте, когда формируется фундамент физического и психического здоровья человека, и от этого во многом будет зависеть его будущее. И очень важно на ранних периодах развития ребенка зафиксировать какой-либо дефект и с помощью специальных методов ликвидировать его.
К сожалению, многие современные исследователи констатируют тот факт, что ни одно из условий адекватного развития сегодня не выполняется удовлетворительно. Дети ослаблены нейросоматически, в той или иной мере депривированы, а взрослые все более снижают требования к ним.
Думается, что основной причиной всем очевидного неблагополучия является накопление критической массы несоответствия между биосоциокультурной средой существования современного человека и теми возможностями взаимодействия с ней, которые исконно обеспечивались эволюционно устойчивыми механизмами его нейропсихосоматической организации.
Сказанное выше объясняет актуальность выбранной темы исследования.
При этом во главу угла сегодня с неизбежностью становится вопрос о новом понимании специалистами разных направлений причин и следствий модификаций онтогенетического процесса, а не о попытках подогнать наблюдаемые феномены под имеющиеся нормативы. Тем более, что едва ли не каждый специалист, имеющий дело с проблемами индивидуальных различий в детском возрасте, многократно убеждался, что нормальное на определенных этапах развитие, под влиянием эндо- и экзогенных факторов, может характеризоваться признаками девиации. Они, в свою очередь, могут быть скомпенсированы, но могут и стимулировать накопление патологических стигм.
Цель работы заключается в анализе основных постулатов современной детской нейропсихологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность нейропсихологии как науки;
- рассмотреть основные положения современной нейропсихологии детского возраста;
- разработать и реализовать на практике программу исследования нейропсихологичесакой диагностики детей в возрасте 7 лет;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Предметом исследования являются основополагающие принципы детской нейропсихологии.
Объект исследования - дошкольники в возрасте 6-7 лет.
Методологическую базу исследования составляют работы таких авторов, как Л.С. Выготский, Ж.М. Глозман, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Е.Д. Хомская, Д.Б. Эльконин и др.
В качестве методов исследования применяются изучение специальной литературы, описание, сравнение, анализ и синтез.
1 Теоретические основы нейропсихологии детского возраста

1.1 Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение

Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирова­ния новой дисциплины - нейропсихологии. Эта отрасль психологи­ческой науки начала складываться в 20-40-е годы XX века в разных странах и особенно интенсивно - в нашей стране.
Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 1920-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга создания нейро­психологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р. Лурия.
При этом на основе изуче­ния различных форм психической деятельности Л.С. Выготскому у удалось сформу­лировать основные положения:
- о развитии высших психических функций;
- о смысловом и системном строении сознания (Л. С. Выготский, 1956, I960).
Исходя из этих теоретических положений, он обратился к исследо­ванию изменений, возникающих в высших психических функциях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различ­ных отделов мозга в осуществлении разных форм психической дея­тельности.
В его первых нейропсихологических исследованиях, проводившихся им совместно с А.Р. Лурия, делалась попытка установить, какие более элементарные нарушения (в зрительном восприятии, в организации простых двига­тельных актов и др.) наблюдаются при нарушении речевых процессов, то есть выяснить на патологическом материале зависимость между отно­сительно несложными формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психической деятельности.
На материале поражений подкорковых структур при паркинсониз­ме Л.С. Выготский и А.Р. Лурия выделили особые формы компенса­ции двигательных дефектов, которые осуществляются при участии сложно опосредованных корковых уровней организации действия (с по­мощью смысловой системы опор).
Исследования Л.С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных пси­хических процессов, но и разработке нейропсихологических путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. На основании этих работ им были сфор­мулированы принципы локализации высших психических функций че­ловека. Л.С. Выготский впервые высказал идею о том, что мозг чело­века обладает новым принципом организации функций, который он обозначил как принцип «экстракортикальной» организации психических процессов (с помощью орудий, знаков и прежде всего языка). По его мнению, возникшие в процессе исторической жизни формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга человека новых «межфункциональных отношений», которые делают возмож­ным развитие высших форм психической деятельности без существен­ных морфологических изменений самого мозга. Позднее эту идею о но­вых «функциональных органах» развивал и А.Н. Леонтьев (1972).
Положение Л. С. Выготского о том, что «человеческий мозг облада­ет новым по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческо­го сознания», относится, несомненно, к од­ному из самых фундаментальных положений отечественной нейро­психологии.
Наблюдения над процессами психического развития ребенка при­вели Л.С. Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последователь­ном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие из­менения «межфункциональных» отношений) как основной законо­мерности психического развития. Он сформулировал положение о разном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функ­ции в детском возрасте и у взрослого человека. В детском возрасте очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих выс­ших психических функций. Так, нарушение первичных гностических зон коры (зрительной, слуховой, кинестетической) в раннем детстве приводит к глубокому недоразвитию высших форм соответствующей познавательной деятельности. Иная картина возникает при пораже­нии этих же зон коры головного мозга у взрослого человека. Возраст­ные изменения в строении «межфункциональных отношений» приво­дят к тому, что роль соответствующих участков коры головного мозга в осуществлении сложных форм психической деятельности и их си стемное влияние существенно меняются. У взрослого человека реша­ющее значение в организации психической деятельности приобретают вторичные и третичные отделы коры головного мозга, сохранность которых необходима и для осуществления относительно более про­стых, но зависимых от этих зон психических процессов. Поэтому по­ражение гностических зон коры в раннем детстве приводит к последо­вательному недоразвитию всех более высоких, надстраивающихся над ними уровней мозговой деятельности, а поражение этих же зон коры у взрослого человека вызывает нарушения в работе более элементар­ных, но зависимых от этих зон уровней сенсорных актов.
Приведенные факты были обобщены Л. С. Выготским в известном положении о неодинако­вом системном влиянии очаговых поражений мозга на высшие психи­ческие функции на разных этапах психического развития. Он отмечал, что «при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебраль­ным дефектом, при прочих равных условиях больше страдает в функ­циональном отношении ближайший высший по отношению к пора­женному участку центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр; при распаде наблюдается обрат­ная зависимость: при поражении какого-либо центра при прочих рав­ных условиях больше страдает ближайший к пораженному участку низший, зависящий от него центр и относительно меньше страдает ближайший высший по отношению к нему центр, от которого он сам находится в функциональной зависимости».
Е.Д. Хомская подчеркивает, что идея о неодинаковом эффекте при поражении одних и тех же зон коры на разных этапах психического развития является одн........

Список литературы

1. Ахутина, Т.В. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева // А. Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. - М.: ООО Федоровец, 2003. - С. 181-189
2. Бизюк, А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие / А.П. Бизюк. - СПб.: Речь. 2005. - 293 с.
3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности / Л.И. Божович. - Воронеж, 2005. - 164 с.
4. Выготский, Л.С. Научное наследство психики / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т, - Т. 6. - М.: Педагогика, 1983. - 400 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т, - Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: астрель, 2008. - 671 с.
7. Выготский, Л.С. Психология и учение о локализации психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 488 с.
8. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
9. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - СПб.: Пи­тер, 2008. - 80 с.
10. Гордеев, О.С. Педагогика детства: Учебник / О.С. Гордеев.- М.: Альянс, 2009.- 278 с.
11. Кулагина, И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - Ижевск: УРАО, 1999. - Электронная версия. - 91 с.
12. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
13. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие / Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.
14. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером: Учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. Образования / В.Н.Могилева. - М.: Академия, 2007. - 240 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
16. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2006. - 720 с.
18. Сеина, С. А. Проблема многоуровневого обеспечения регуляции поведения / С. А. Сеина // Ученые записки: электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. - 2009. - № 3. - С. 122-128.
19. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2005. - 319 с.
20. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
21. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология: Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
22. Хомская, E.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов / Е.Д. Хомская. - СПб.: Питер, 2011. - 496 с.
23. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.