На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Охрана окружающей естественной среды. Принципы и объекты охраны окружающей естественной среды. Государственное экологическое регулирование. Государственное управление в области охраны окружающей естественной среды. Корректирования экологической политики.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 12.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


20
Вступление

Понятие "экология" (от oіkos- дом, жилье), предложенное в 1869 г. Э. Геккєлем, означает науку об отношениях растительных, животных организмов с окружающей средой. В 70-е года XX ст. образовалась социальная экология, или экология человека, которая изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды.
Экология влияет на все сферы человеческой деятельности, охватывает практически все стороны жизни на Земле. Загрязнение окружающей естественной среды - это отрицательный продукт хозяйственной деятельности, которая причиняет убытки национальному благосостоянию. Неблагоприятное влияние на окружающую среду приобрело катастрофических масштабов, в особенности в Украине, где произошла Чернобыльская катастрофа и другие техногенные катастрофы.
В современных условиях экологическая безопасность выступает важнейшим фактором формирования рыночной экономики, перехода к новой модели экономического возрастания. Без развитой экологии нет и не может быть развитой экономики.
Реформирование экономической системы в Украине невозможное без корректирования экологической политики. Экономическая ситуация в стране явным образом не оказывает содействие решению экологических вопросов. И ныне большое значение имеют административно-командные методы их решения, занижается значение, наблюдается спад в воспроизведении земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна. Все это снижает процесс воспроизведения и главной продуктивной силы общества - работника, человека. Сложилась ситуация, если введение новых методов регулирования экологии все большее противоречит внутренним закономерностям экологической безопасности. Все наши нелады связаны, прямо или опосредствованно, с чрезвычайно угрожающей экологической ситуацией, которая сложилась в государстве.
В Украине уже довольно давно произошли структурные деформации народного хозяйства, если преимущество отдавалось развитию сырьедобывающих областей промышленности - наиболее экологически опасных. Экономике Украины присущий высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких технологий, использование которых в промышленности и сельском хозяйстве осуществлялось в "наиболее дешевый" способ - без строительства соответствующих очистительных сооружений.
Отсутствие эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов защиты окружающей среды, низкое экономическое сознание общества, высокий уровень концентрации промышленности и интенсивное сельское хозяйство, непродуманное, экологически необоснованное размещение и наращивание производственных мощностей, финансирование и осуществление природоохранных мероприятий по остаточному принципу привели к высокой техногенной погрузке на естественную среду, к ее деградации, чрезмерного загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и земель, накопление в огромных количествах вредному, в том числе высокотоксических отходов производства.
И до сих пор во многих промышленных агломерациях и больших городах остаются высокими равные загрязнения атмосферного воздуха, йодного бассейна, земли, продуктов питания. Длится истощение и разрушение биологических ресурсов, ландшафтов и других ценных естественных комплексов.
Значительно усложнила ситуацию наибольшая в мире ядерная катастрофа на Чернобыльской АЭС, которая состоялась 26 апреля 1986 г. От взрыва на 4-му блоке станции выброс радиоактивных веществ в атмосферу длился до 6 мая, то есть практически 12 дней. В результате этого выброса были загрязненные воды, грунты, растения, здания, дорогие на десятки и сотни километров. Эта авария с ее крайне отрицательными медико-биологическими, экономическими и социальными следствиями причинила в Украине ситуацию, которая приближается к уровню глобальной экологической катастрофы.
Парламентом страны всю территорию Украины было объявлено зоной экологического бедствия.
В результате эти процессы могут привести к значительному ухудшению состояния здоровье людей, уменьшение рождаемости и увеличение смертности, которая угрожает вымираниям и биологически-генетической деградацией всего народа Украины.
Раздел 1. Необходимость охраны окружающей естественной среды.
В настоящее время территория Украины страдает от непродуманных действий человека. В результате этих действий Украина в ближайшем будущем может стать зоной экологического бедствия. В настоящее время в водоемы сбрасывается 2,6 млрд. куб. г загрязненных стоков, а в атмосферу - 17,5 млн. т. опасных веществ, в частности промышленностью - 11 млн. т.
Очень большое количество загрязняющих веществ поступает в естественную среду в процессе сельскохозяйственной деятельности. Удельный вес пахотных земель в Украине составляет 55 %. Тем не менее из 42 млн. га. сельскохозяйственных угодий свыше 31 млн. га. подвергаются водной и ветровой эрозии, 10 млн. га. имеют повышенную кислотность, 4,7 млн. га. - земли засоленные и солонцеватые. За последние 15 лет из сельскохозяйственного оборота изъято 450 тыс. га, из которых 97 % - бывшие высокопроизводительные земли. Наибольший убыток приносит употребление пестицидов - ежегодно в мире их используется 4 млн т, тем не менее лишь 1 % влияет непосредственно на вредителей сельскохозяйственных культур. Остальное смывается в грунт и водохранилища, несется ветром, влияет на другие организмы. При разложении пестицидов в грунте, воде и растениях часто получаются еще более стойкие и более токсичные метаболиты. В результате ежегодно в мире происходит 0,5 млн. случаев отравлений пестицидами.
Значительное загрязнение грунтов, а следовательно, и сельскохозяйственных культур, связанное с применением минеральных удобрений. Ежегодно в мире на поля вносится 400 млн. - 500 млн. т. минеральных удобрений, гипса и фосфоритов.
Автомобильный транспорт (в мире насчитывается свыше 600 млн. автомобилей) дает 70-90 % загрязнений в городах (выбрасывает в атмосферу ежегодно близко 400 млн. т. углекислого газа, свыше 70 млн. т. углеводородов и свыше 40 млн. т. оксидов азота). Выхлопные газы автомобилей содержат свыше 200 химических соединений, подавляющее большинство из которых - токсичные и канцерогенные.
За последние годы в Украине наблюдалось уменьшение общего объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников. С 1995 по 1999 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников уменьшились на 1571 тыс. т, или на 28 % (сравнительно из 1990 г. - в 2-3 разы). Почти 83 % загрязнений попало в атмосферу от стационарных источников Донецко-Приднепровского региона. В особенности большой их объем наблюдается в г. Кривой Рог - свыше 10% и в г. Мариуполь- 8% от общего объема выбросов загрязняющих веществ по стране.
Объемы ежегодного образования отходов предприятий химико-металлургических, машиностроительных, топливно-энергетических, строительного, агропромышленного комплексов и отходов потребления достигают близко 600-700 млн. т. В Украине также ежегодно накопляется свыше 35 млн. куб. г бытовых отходов, которые обезвреживаются на 770 свалках и трех мусоросжигательных заводах.
Отходы накопляются в виде терриконов, отвалов, шламохранилищ, разного рода свалок, их насчитывается свыше 2700. Под ними занят близко 160 тыс. га земли, и эти площади ежегодно увеличиваются на 3 тыс. - 6 тыс. га. На сегодня общие объемы нагроможденных отходов оцениваются в 25 млрд. т., из которых свыше 4,4 млрд. т. относятся к токсичным.
В окружающую среду в Украине поступает 11,89 млн. т. загрязнителей поверхностных вод в год, что на душу населения составляет 234 кг. Сбросы загрязненных вод увеличились против 1990 г. в Полтавской области - в 8 раз, в Черниговской - в 6 раз, в Хмельницкой - в 5 раз, в Херсонской, Волынской, Запорожской, Луганской, Одесской и Харьковской областях - в 2 разы.
Потребление свежей воды составляло 76 % от уровня 1990 г., а выбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты возросли в 4,25 раза. Почти четверть от общего объема загрязненных сточных вод поступает в водоемы без любого очищения. Вообще по стране сброшен неочищенными 980 млн. куб. г стоков, которые почти вдвое большее, чем в 1990 г. и на 7 % большее, чем в 1995 г. Свыше 90 % загрязненных неочищенных вод приходятся на промышленные регионы Донецка, Днепропетровска, Запорожскую, Луганскую, Одесскую и Херсонскую области.
Водоема страны загрязняются преимущественно сухими загрязнителями (7,2 млн. т.), хлоридами (2,6 млн. т.), сульфатами (1,65 млн. т.), зависшими веществами (0,2 млн. т.), нитратами (65 тыс. т.), аммонийным азотом (21 тыс. т), тяжелыми металлами (1800 т), нефтепродуктами (1200 т) и т.п.. Остается высоким уровень загрязнения поверхностных вод соединениями трудных металлов, азота. Увеличение содержания этих веществ отмечено в бассейнах речек Дуная, Днестра, Южного Буга, Северского Донца.
В Украине на одного жителя приходится 1130 куб. г воды на год, что в 15 раз меньшее, чем в странах Европы. Острый дефицит воды ощущают районы Донбасса, Крыма, Приднепровье. Загрязнены реки, в частности Днепр, Северский Донец и др., вследствие нарушения гидрологического режима из карты Украины ныне исчезло великое множество маленьких речек, озер и других водоемов.
Водные ресурсы Украины испытают постоянный жестокий химический прессинг. Треть промышленных и бытовых стоков вообще не очищается, а они содержат свыше 7 млн. т. вредных и ядовитых веществ, которые в йодной среде образовывают новые токсичные соединения.
Происходит термальное загрязнение естественных вод вследствие сбрасывания горячей воды из систем охлаждения электростанций и других промышленных предприятий. Возникает цветение воды, которое активизируется химическими элементами минеральных и органических удобрений, которые также попадают у водохранилища.
Ныне в Украине некачественную воду пьют 17 % население, которое служит причиной желчнокаменных заболеваний, вирусный гепатит и даже холеру.
С экологической точки зрения ныне Украина в значительной мере может служить печальным примером будущего человечества, моделью нашей несчастной планеты, где Красных книг уже не хватает для внесения безжалостно уничтоженных человеком видов флоры и фауны.
Чернобыль стал зловещим знаком человеческой судьбы, драматическим следствием неутешного противоборства с природой.
Неотделимость задач сохранения естественной среды и экономического развития была одной из главных проблем, которые рассматривались на Конференции ООН из окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Там были сформулированы такие установки:
- экономическое развитие, оторванное от решения экологических проблем, приводит к преобразованию Земли на пустыню, закрепляет обнищание и несправедливость;
- право на действие без учета задач экологии проторяет путь к коллективному самоуничтожению человечества.
Эти соображения положены в основу экономической политики развитых стран, где благодаря большим инвестициям в охрану окружающей среды и высокой технологической культуре являются определенные достижения в обработке прогрессивных средств природопользования. А что делать в нашей ситуации?
Ныне Украина в особенности остро ощущает следствия экологически непродуманного и нерационального экономического развития, в котором различают два типа: техногенный и постоянный. Характерными особенностями техногенного типа экономического развития есть изнурительное использование невозобновляемых видов естественных ресурсов (в первую очередь полезных ископаемых) и чрезмерная эксплуатация возобновляемых ресурсов (грунта, лесов и т.п. ) со скоростью, которая превышает возможности их воспроизведения и восстановление.
Украина, не имея достаточного количества собственных энергоносителей, продолжает "держаться" за ту структуру народнохозяйственного комплекса, которое сформировалось раньше, если беспрерывно поступали дешевые сырьево-енергетические ресурсы из России. Эта структура является губительной не только с точки зрения экологии, поскольку она плохо приспособленная для удовлетворения важнейших потребностей человека.
Из-за недостатков средств экологические проблемы в Украине ныне практически не решаются, хотя некоторые из них становятся все более угрожающими.
Система организации и управление природопользованием, охраной окружающей среды, контроля за этими процессами, которые сформировалась за административно-командной системы и за государственной собственности на все национальные богатства, оказалась несостоятельной осуществлять эффективное экологическое регулирование развития продуктивных сил общества, решать сложные эколого-экономические проблемы.
Раздел 2. Принципы и объекты охраны окружающей естественной среды.

Охрана окружающей естественной среды, рациональное использование естественных ресурсов, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека - обязательное условие постоянного экономического и социального развития Украины,
С этой целью Украина проводит экологическую политику, направленную на сохранение безопасного для существования живой и безжизненной природы окружающей среды, на защиту жизни и здоровья населения от отрицательного влияния загрязнения окружающей естественной среды, на достижение гармоничного взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воспроизведение естественных ресурсов.
В современных условиях различают два типа экологической политики: пассивную политику и активную. Пассивная политика выходит из идеологии сдерживания возрастания загрязнения. Она основывается на использовании преимущественно административно-распорядительных инструментов, экологических стандартов и норм, разрешительных процедур. Активная политика ориентирована на последовательное сокращение загрязнения. Для этого применяются экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п.
Украинское государство правовыми рычагами регулирует отношения в области охраны, использование и воспроизведение естественных ресурсов, обеспечении экологической безопасности, предотвращении отрицательного влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую естественную среду и ликвидации его последствий.
Экологическое регулирование в Украине осуществляется через соответствующие нормативно-правовые акты. В течении 1991 - 1995 гг. утверждено ряд экологических законов. Одним из основных нормативных актов есть Закон Украины "Об охране окружающей среды" (1991 г.). Закон определяет основы и рамки деятельности относительно защиты окружающей среды, предусматривает реализацию государственных экологических программ, утверждает право собственности на естественные ресурсы.
Законом определены такие цели: регулирование защиты окружающей среды, использование естественных ресурсов и поддержания экологической безопасности; предотвращение возможного вреда окружающей среде от экономической и другой деятельности; сохранение естественных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других естественных комплексов, уникальных территорий и естественных объектов, которые являются частью исторического и культурного наследства Украины.
(Другими нормативно-правовыми актами в этой сфере являются: Земельный кодекс Украины (1992г.), Законы Украины "О природно-заповедном фонде" (1992г.), "Об охране атмосферного воздуха" (1992г.), "О животном царстве" (1993г.), Лесной кодекс Украины (1994г.), Кодекс Украины о недрах (1994г.), Законы Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность" (1995г.), "Об экологической экспертизе" (1995г.), "Про исключительную (морскую) экономическую зону Украины" (1995г.), Водный кодекс Украины (1995 г.), Законы Украины "Об утилизации радиоактивных отходов" (1995 г.), "Об отходах" (1998 г.) и др.
Верховной Радой Украины ратифицировано значительное количество международных экологических соглашений. Настоящие соглашения касаются не только глобальных вопросов защиты окружающая среда, а и вопросов защиты и сохранение биологического и генетического многообразия естественных экосистем.
Основными принципами охраны окружающей естественной среды, провозглашенными в Законе Украины "Об охране окружающей среды", есть:
- приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов нормативов и лимитов использование естественных ресурсов во время осуществления хозяйственной, управленческой и другой деятельности;
- гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;
- предупредительный характер мероприятий из охраны окружающей естественной среды;
- экологизация материального производства на основе комплексности решений по вопросам охраны окружающей среды, использование и воспроизведение возобновляемых естественных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;
- сохранение пространственного и видового разнообразия и целостность естественных объектов и комплексов;
- научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основании объединения междисциплинарных знаний экологических и технических наук и прогнозирование состояния окружающей естественной среды;
- обязательность экологической экспертизы;
- гласность и демократизм в принятии решений, реализация которых влияет на состояние окружающей естественной среды, формирование у населения экологического мировоззрения;
- научно обоснованное нормирование влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающую естественную среду;
- безвозмездность общего и платность специального использования естественных ресурсов для хозяйственной деятельности;
- взыскание платы за загрязнение окружающей естественной среды и порчи качества естественных ресурсов, компенсация вреда, причиненной нарушением законодательства об охране окружающей естественной среды;
- решение вопросов охраны окружающей естественной среды и использование естественных ресурсов с учетом меры антропогенной переменчивости территории, совокупного действия факторов, которые отрицательно влияют на экологическую обстановку;
- объединение мероприятий по стимулированию охраны и ответственность за порчу окружающей среды;
- решение проблем охраны окружающей естественной среды на основе широкого международного сотрудничества.
Объектами правовой охраны окружающего естественной среды в Украине являются:
- окружающая естественная среда как совокупность естественных и природно-социальных условий и процессов;
- естественные ресурсы, как привлеченные в хозяйственный оборот, так и неиспользуемые в экономическом процессе в данный период (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и другая растительность, животное царство);
- ландшафты и прочие естественные комплексы;
- территории и объекты природно-заповедного фонда;
- здоровье и жизнь людей.
Раздел 3. Государственное экологическое регулирование

Экологическое регулирование - это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей.
Важную роль относительно этого сыграет институт права, которое четко фиксирует для физических и юридических лиц границу допустимого в их экологическом поведении и предусматривает юридическую ответственность за нарушение этой границы. Однако основной объем загрязнений и других видов нарушение качества среды, источником которых есть материальное производство, транспорт и т.п., не может быть устранен одномоментно в силу экономических и технологических ограничений. Относительно этих источников загрязнений именно и применяется экологическое регулирование, которое рассчитанное на более или менее значительный срок.
Основы экологического регулирования вводятся в действие законами об охране окружающей естественной среды.
Для эффективного экологического регулирования первоочередное значение имеет выбор правильных методов и инструментов (рычагов) регулирование. На ранних стадиях экологического регулирования, которое выходило из идеологии сдерживания возрастание загрязнение пассивное регулирование, применялись в основному административно-распорядительные инструменты, экологические стандарты и нормы, разрешительные процедуры. Во время перехода к новой идеологии в политике охраны окружающей среды, ориентированной па последовательное уменьшение загрязнения (активное регулирование), применялись некоторые экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п. В странах с развитой рыночной экономикой в структуре механизмов прямого регулирования (административно-правового принуждения) появились новые и перспективные как административно-распорядительные, так и экономические инструменты.
Механизмы прямого экологического регулирования являются гибкими, то есть дают возможность дифференцированно подходить к объекту смыкания и разных экологических ситуаций, а также к определению меры жесткости регулирования. Эти механизмы не выключают, а наоборот, предусматривают предоставления государственной помощи предприятиям, в частности на техническое перевооружение. Это дает удовлетворительные результаты относительно главного критерия экономической эффективности регулирования - величина удельных затрат для сокращения выбросов. В реальной практике экологического регулирования стран Запада величина государственного стимулирования достигает, по наиболее скромным оценкам. 0,1 %ВВП.
В странах Запада механизмы экологического регулирования существенно изменились, и процесс этот длится. Главные векторы этой эволюции - установление более темных связей между регулирующими органами и каждым объектом регулирования, а также усовершенствование и обогащение арсенала как регламентационных, так и (в особенности) экономических инструментов. В обобщенном виде механизм прямого экологического регулирования, применяемый в странах с развитой рыночной экономикой, имеет такую структуру:
1. Регуляционные инструменты
1.1. Попытки принуждения:
1.1.1. Порядок обязательного оценивания влияния па окружающую среду - экологическая экспертиза.
1.1.2. Прогрессивные нормативы снижения уровня выбросов (эмиссионные нормативы).
1.1.3. Экономические санкции, административная, гражданско-правовая уголовная ответственность за невыполнение требований эмиссионных нормативов.
1.2. Инструменты материального стимулирования и поддержки:
1.2.1.Инструменты, связанные с природоохранной деятельностью государства.
1.2.2. Прямое и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.