На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Рассмотрение сущности, признаков (публичная власть, сбор налогов), функций, видов (традиционное, конституционное, правовое, социальное) государств. Определение проблем совершенствования державных механизмов. Анализ отраслевого и регионального управления.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 03.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
Тема: Государственные механизмы в системе управления
Челябинск, 2009 г.
Содержание
1. Введение
2. Сущность, основные признаки и функции государства
3. Классификация государств
4. Проблемы совершенствования государственных механизмов в управлении
5. Государственное отраслевое и региональное управление
6. Взаимодействие федерального центра и регионов
7. Список использованных источников и литературы
1. Введение
Важнейшими видами управления являются государственное и негосударственное (гражданское) управление. Каждое из них чрезвычайно сложно по структуре и функциям. Но вместе с тем имеет свою специфику, что и позволяет выделять их в особые виды управления. Главное различие между ними обычно проводят по субъектам управляющих воздействий. Государственное управление -- это такое упорядочение (регулирование) социальных событий и процессов, главным субъектом которого выступает особая политическая организация -- государство. Негосударственное управление, напротив, характеризуется тем, что в нем в качестве субъектов упорядочивающих социальных воздействий выступают различные общности -- организованные группы населения. С возникновением в той или иной стране гражданского общества все эти организованные группы населения консолидируются и становятся элементами единой системы -- гражданского управления.
Следует отметить, что понятия "государство", "государственное управление" и "государственная власть" используются как синонимы.
2. Сущность, основные признаки и функции государства
Любое общество не может существовать, не регулируя свою жизнедеятельность. Регулятивные функции сосредоточиваются в таком виде занятий, как управление. Основным вопросом, стержнем всякого управления является вопрос о власти. У кого власть -- тот и управляет, является субъектом социального управления. Социальные отношения, формирующиеся на основе осуществления властных функций, получили название властных отношений.
Власть есть возможность одних социальных групп оказывать управляющее воздействие на деятельность других. Или: власть -- это волевое отношение между людьми, способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю в обществе. Любая власть выступает как право и возможность одних распоряжаться, повелевать и управлять другими. Основой власти, ее концентрированным выражением являются отношения господства и подчинения. Исторический опыт свидетельствует, что власть -- обязательное и неизбежное условие устойчивого функционирования и успешного развития общества на всех этапах и во всех его сферах -- производственной и непроизводственной, материальной и духовной, гуманитарной и не гуманитарной.
Основная задача всякой власти -- поддержание в оптимальном состоянии данной общественной системы или ее частей, обеспечение их экономической, политической и духовной стабильности, целостности и независимости. Основной признак власти -- ее императивный (повелительный) характер: все, что она повелевает посредством нормативных установлений (законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций), необходимо выполнять.
Источники власти различны: политика, право, мораль, богатство, авторитет, сила, социальное положение, организация, владение информацией, знания, опыт, особые навыки и др. Основные разновидности власти: политическая, правовая, нравственная, экономическая, организационная, информационная, духовная, семейная и др. Политическая власть может быть государственной и негосударственной. Например, власть политической партии или политического движения, поддерживающаяся силою их авторитета, конечно, не имеет государственного характера.
Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. В первобытном обществе она носит сугубо общественный характер. Но с возникновением классов значительная ее часть постепенно приобретает политический характер и, помимо позитивной функции управления обществом, еще негативную функцию -- подавления неугодных, всех, кто против нее. Последнюю нередко называют карательной функцией. В результате власть, обеспечивающая привилегированное положение одних социальных групп и подавляющая сопротивление других, стала именоваться государством.
Что такое политика? Политика (греч.politikd -- искусство управления государством) -- это взаимоотношение классов, наций, этносов, экономических и политических группировок в борьбе за власть, за более комфортные условия своего социального существования. Несомненно, кто у власти, тот и добивается реализации своих политических, идеологических, организационных и других интересов. Именно такой силой и выступает государство как главная политическая организация общества.
Государство возникло примерно 5--6 тыс. лет назад в Месопотамии, Египте, Месоамерике, Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга. Однако его научная разработка стала осуществляться лишь с возникновением письменности и научного знания примерно 3--5 тыс. лет назад.
Чем государство отличается от системы самоуправления первобытного общества? Каковы его характерные признаки?
Главный отличительный признак государства заключается в наличии публичной власти. Эта публичная власть уже не совпадает с обществом, а стоит над ним. Она осуществляется особыми группами людей, постоянно занимающихся управленческой, военно-полицейской и другой работой. Публичная власть складывается из определенной системы учреждений и специальных организаций, называемых органами власти государства. К ним относятся правительство, чиновничий аппарат, представительные учреждения (общественные и местные), армия, карательные органы, разведка и контрразведка, учетно-регистрационные органы (статистические, налоговые, финансовые и др.). Государство располагает также средствами идеологического воздействия -- это церковь, школа, кино, пресса, телевидение и пр.
Другой основной признак государства -- разделение населения по территориальному принципу, который имеет два аспекта. Во-первых, власть государства распространяется на всех граждан, проживающих на определенной территории независимо от их родственных отношений. Данный аспект связан с проблемой государственных границ, которые как бы очерчивают пространственную деятельность государства. Во-вторых, территориальный принцип свидетельствует о системе централизованного управления делами общества. Все население в государстве делится по принципу проживания на одной территории, т.е. вводятся более мелкие территориальные единицы, которые управляются государственными должностными лицами. Так, в рабовладельческом Риме население делилось по провинциям, в царской России -- по губерниям и волостям, в современной Франции -- по округам и департаментам.
Третий признак -- сбор государственных налогов. Для содержания огромного государственного аппарата и армии с населения взимаются налоги, а со временем для покрытия дефицита проводятся займы. Укрепляя государство как аппарат насилия над трудящимися, власть имущие классы в то же время возлагают на них все тяготы по содержанию этой машины. Получается довольно парадоксальная вещь: трудящиеся, по существу, за свой счет содержат государственную машину, которая их подавляет и угнетает. Налоги, которые эксплуататорское государство в принудительном порядке взимает с населения, ложатся тяжелым бременем на плечи трудящихся.
Кроме того, государство имеет ряд особенностей, отличающих его от других организаций в обществе. Например, только государство обладает всей полнотой власти и носит суверенный характер; только органы государственной власти наделены полномочиями издавать законы, осуществлять правосудие, применять меры государственного принуждения, проводить государственную политику в международных отношениях и т.д.
Сущность государства раскрывается в его функциях. Под функциями государства следует понимать главные направления его деятельности, вытекающие из коренных интересов формирующихся классов, наций, других влиятельных социальных групп. Любое государство характеризуется внутренними и внешними функциями.
Для государства важнейшей внутренней функцией является удержание в равновесии всех классов, наций, влиятельных социальных групп. Назначение внешних функций состоит в проведении внешнеполитической деятельности, отвечающей интересам данной страны (и той социальной группы, которая стоит у власти). Внешние функции государства зависят от внутренних и, в свою очередь, дополняют их.
Следовательно, государство есть публичная власть со своей территорией, населением и суверенитетом, имеющая армию, налоги и правовое обеспечение.
3. Классификация государств
Государство возникает в результате социального расслоения на богатых и бедных. Его история подчинена закономерности, которая состоит в том, что с изменением экономического строя происходит коренное изменение социальной структуры, а вместе с ней и характера государственной власти. Поэтому первоначально каждому экономическому строю общества соответствовал свой тип государства. Тип государства определяется типом социальной структуры, т.е. тем, какая общественная группировка осуществляет политическое господство.
Современные государствоведы обычно замалчивают марксистскую периодизацию исторических типов государств. По большей части они ведут анализ но другим критериям и выстраивают свои классификации. В частности, предлагается "выделить пять основных этапов эволюции государства: 1. Традиционное государство. 2. Конституционное демократическое государство. 3. Правовое государство. 4. Социальное государство. 5. Маркетинговая модель государства".
Авторы признают, что "данное деление во многом условно", объективно давая возможность высказаться и другим исследователям. Конечно, предложенная классификация более чем условна. Если в марксистской классификации в основу положено формационное деление истории общества, то в данной классификации никакого критерия не заложено. Просто перечислены пять, в основном случайных, "этапов", которые назвать этапами эволюции государства практически не представляется возможным.
Со времени Октябрьской революции 1917 г. в России, а затем и в других странах капиталистическое общество и, соответственно, его государство начинают эволюционировать в сторону постиндустриального (посткапиталистического) общества, проходя в разных странах свои специфические формы. Их не три, и не четыре, а огромное множество. По времени этот процесс более или менее совпадает с историей создания, а затем и разрушения социалистического государства в России и в других странах Европы и Азии. Государства, которые после этого возникали, были государствами постсоциалистического (посттоталитарного) общества и также подходят для объединения их с посткапиталистическими государствами в одно общее понятие "государство переходного периода".
Откуда и куда совершается этот "переход"? На вопрос "откуда" ответ достаточно прост -- в основном "от капитализма". В прежних капиталистических странах утверждали, что они строят "правовое общество", "общество всеобщего благоденствия" и т.д. В социалистических странах на этот вопрос отвечали: "переход будет от капитализма к социализму и коммунизму". Но, как показало дальнейшее развитие, ни капитализм, ни социализм не справились со своей задачей. Капитализм не построил "общества всеобщего благоденствия", а социалистическое общество не смогло построить коммунизм. И постиндустриальное и социалистическое государства так и остались государствами "переходного периода".
Играя решающую роль в политической системе общества, государство проходит в своей истории ряд ступеней и этапов. В самом общем виде государство эволюционировало от жесткой эксплуатации в антагонистическом обществе через переходные формы XX столетия (знаменовавшие собой борьбу за конституционное, правовое и социальное государство) к информационному государству. Поэтому в истории государства можно выделить три основных типа: традиционное государство, государство переходного периода и информационное государство.
Традиционное государство. Помимо функции управления обществом, и наряду с ним, оно выполняло и функцию по защите частной собственности и подавлению сопротивления эксплуатируемого класса. Соответственно трем антагонистическим обществам известны три разновидности эксплуататорских государств: рабовладельческое, феодальное и буржуазное. Каждое из них характеризуется своеобразным соотношением классовых сил, особой организацией государственного аппарата, своими задачами и специфическими методами осуществления политической власти.
К середине XX столетия существенно изменилась и выросла экономическая деятельность буржуазного государства. Во-первых, государство превратилось в крупного собственника. Буржуазная национализация ряда отраслей промышленности освободила монополии от затрат в тех сферах экономики, которые не дают высоких прибылей или требуют больших капиталовложений. Так, в Австрии и Швеции доля государственной собственности составляет более 25%, во Франции -- примерно 20% и т.д.
Во-вторых, государства стремятся создать долгосрочные экономические программы, которые сводятся по существу к определенной политике поощрения монополистов и к обеспечению их прибылей за счет перераспределения доходов одних социальных групп в пользу других.
В-третьих, государство выступает одним из главных заказчиков монополий, особенно в деле приобретения военной продукции. Милитаризация экономики на основе безудержной гонки вооружений выступает одним из основных средств, с помощью которого буржуазное государство пытается поддержать стабильность экономической жизни.
В-четвертых, государство предоставляет монополиям большие кредиты и крупные налоговые льготы, которые также увеличивают их доходы. Возрастание экономической деятельности буржуазных государств означает вместе с тем дальнейшее усиление вмешательства в трудовые отношения путем замораживания заработной платы, налоговой политики и т.д.
Производными от типа являются формы государства. Они определяются характером социальных противоречий, соотношением и расстановкой общественных сил в тот или иной период в данной стране и на международной арене. Формы государства различаются: по видам управления, по методам управления (политическим режимам) и по организационному устройству государства.
По видам управления выделяют монархию и республику. Монархия -- власть одного человека (короля, царя, императора), которая обычно передается по наследству. Республика -- власть, осуществляемая выборными органами (сенатом, парламентом и др.). По методам управления (политическим режимам) выделяют: демократические и антидемократические политические режимы.
По организационному устройству различаются государства простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные). Простое государство имеет лишь административно-территориальное деление (провинции, департаменты, округа). Сложное государство представляет объединение государств в виде федерации или конфедерации. Наиболее распространена форма федерации, т.е. союзного государства, включающего высшие (центральные) органы власти и органы власти субъектов федерации.
Тип государства и его форма находятся в определенном соотношении. Тип государства остается без изменения в рамках существования одной общественно-экономической ступени. Что же касается форм государства, то они могут быть различными в пределах одного и того же типа государства. Это значит, что одна и та же сущность государства в зависимости от конкретно-исторических условий может проявляться в различных политических формах. Они зависят непосредственно от соотношения социальных сил и степени обострения противоречий, от уровня сознательности и организованности населения, наконец, от влияния внешних факторов.
Государственная власть структурируется по вертикали и по горизонтали. Вертикальное разделение -- это деление власти между различными уровнями государственного управления (например, центральный, областной, районный). Горизонтальное разделение имеет место между тремя ветвями власти -- законодательной, исполнительной и судебной. Впервые идею о разделении власти на три ветви высказал в 1748 г. Щ.Л. Монтескье. Практическую реализацию эта идея получила лишь в 1778 г. в Конституции США.
Разграничение полномочий между законодательной и исполнительной властью необходимо для того, чтобы, во-первых, четко определить их функцию, компетенцию и ответственность; а во-вторых, гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и права личности, государство и общество.
Исполнительная власть занимает специфическое положение в системе государственного управления. Она характеризуется следующими особенностями:
* единством исполнительских и нормотворческих функций, т.е. не только исполняет законы, принятые законодательной властью, но и сама издает подзаконные нормативные акты или выступает с законодательной инициативой;
* относительной самостоятельностью, в постоянно меняющейся обстановке она должна оперативно принимать конкретные меры по своему усмотрению; в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия, внутренние и железнодорожные войска, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.д.;
* закрытостью, исполнительная власть осуществляет свою деятельность преимущественно без рекламы, широковещательных кампаний, за "закрытыми дверями".
Под влиянием данных особенностей, при отсутствии надлежащих "сдержек и противовесов" исполнительная власть имеет тенденцию захватывать властные функции, подминать под себя две другие ветви государственной власти и мигрировать в сторону авторитарного, тоталитарного и даже деспотического режимов. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед законодательной и судебной властями, а также осуществлением в различных формах социального контроля (институт выборов, отчеты перед населением, освещение в печати, на радио, телевидении и др.).
Исполнительная власть -- это подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона". Она вторична по отношению к законодательной деятельности, осуществляется в процессе повседневного и непосредственного руководства политико-административным, хозяйственным и социально-культурным строительством.
Характерной чертой исполнительной власти является ее авторитарный характер. Все исполнительные органы при решении вопросов определяющую роль отводят руководителю этого органа. Именно единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает их персональную ответственность за результаты работы этого органа. Нередко единоначалие первого руководителя дополняется совещательной коллегиальностью.
В.И. Ленин принцип разделения государственной власти на три ветви не воспринял. Он считал опровержением этого принципа опыт Парижской коммуны, которую вслед за К. Марксом называл "работающей корпорацией", соединявшей принятие законов с осуществлением их исполнения. Ленин довольно долго прожил в Швейцарии и с интересом изучал вопросы государственного строительства и местного самоуправления. Б начале XX в. швейцарские городские коммуны (Женева, Берн, Люцерн, Цюрих и др.) окончательно отказались от практики невозможного в то время решения муниципальных (местных) дел общинным сходом. Этот основной тип муниципального уклада был построен почти повсеместно по следующей четырехступенчатой схеме:
1) муниципальный избирательный корпус как база;
2) вышедший из его лона распорядительный совет;
3) исполнительный орган;
4) наверху всей пирамиды -- должностное лицо в роли высшего представителя муниципальной коммуны.
Начиная с 1920-х гг. этот тип муниципального уклада был изменен в ряде стран Европы, где отказались ради экономии и простоты конструкции от особого исполнительного органа. Исполнительные функции были поручены единолично высшему должностному лицу муниципального образования. В других случаях распорядительная и исполнительная власти были соединены в едином представительном органе.
Судя по всему, именно этот западноевропейский опыт послужил основой для конструирования Лениным механизма государственной власти в виде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые объединяли законодательную и исполнительную власть. Данный теоретический вывод он реализовал в деятельности советской власти в России, что было вполне оправданно и полезно в тех чрезвычайных условиях (революция, гражданская война, военная интервенция), но сказалось крайне негативно в условиях мирного развития. Ленинскую конструкцию использовали и в других социалистических странах.
Государственная власть характеризуется рядом особенностей:
1) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью;
2) обязательностью -- верховенством ее решений для всех других социальных властей;
3) легальностью в использовании силы в пределах государства;
4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений;
5) многообразием средств воздействия -- помимо правовых и насильственных используются также экономические, информационные, моральные и др.
Основные способы государственного властвования:
* демократический, когда власть осуществляется при участии исполнителей ее решений, народа;
* либеральный, на основе принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также уважения свободы личности, ее фундаментальных прав;
* конституционный, когда правление осуществляется в рамках закона;
* авторитарный, при единоличном правлении с использованием неприкрытого насилия против всех неугодных;
* тоталитарный, при полном огосударствлении всех управленческих процессов в обществе;
* деспотический, при всевластии, произволе и опоре на насилие. Данные формы государства зарекомендовали себя как наиболее
распространенные и жизнеспособные. Они не только были в прошлой истории, но имеют значительное место и в современном мире.
4. Проблемы совершенствования государственных механизмов в управлении
В нашей стране традиционно сохраняется подход, основанный на тезисе об исключительном единстве государства и права, в силу чего все государствоведческие проблемы рассматриваются практически только в рамках юридических наук. Политический аспект деятельности государства (как главной политической силы общества) по разным причинам (и прежде всего также политическим) не исследовался.
Политический характер государственного управления
Государство от имени господствующего класса в прошлом, теперь в значительной мере от политической или экономической группировки и в будущем, предположительно, от всего общества осуществляет руководство общественными делами. По мере своего формирования государство начинает усложнять свою структуру и делится первоначально на уровни (этажи) управления, затем -- на формы властеосуществления (законодательную, исполнительную, судебную) и, наконец, на две функциональные части - политическую и политико-административную. Все структурные составляющие государства являются государственной властью и имеют политический характер.
В составе государства и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.