На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Изучение глобальных проблем современности, охватывающих население всего земного шара, относящихся ко всем государствам. Проблемы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Особенности государственного экологического контроля.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 10.05.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ПРИРОДА
Общая характеристика глобальных проблем современности
Особенности современного мира, входящего в XXI век, заключаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, достиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руководствуется теорией нового политического мышления, а с другой - пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это сложный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе решения обострившихся глобальных проблем
Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложными; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.
Принято выделять несколько групп глобальных проблем:
- международное сотрудничество и упрочение мира;
- обеспечение прав и свобод человека;
- национальная и международная безопасность;
- экология;
- народонаселение или установление демографического равновесия планеты;
- научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;
- международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.
Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловленно и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:
1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;
2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-культурной и других областях;
3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;
4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольответного, демографического кризиса (или предкризисного состояния), соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;
5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;
6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.
Новое мышление государственных деятелей предлагает перешагнуть через то, что мир разделяет, ради общих человеческих интересов, ради жизни на Земле. Нормализация международных отношений в экономике, в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернализации, парнерства, поиска баланса интересов государств, т.к. без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутренней политике каждого государства прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побежденных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответственно в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, способные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического развития, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, общества и государства - с другой. Провозглашен и осуществляется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего выживания и прогрессивного развития человечества. Отсюда конверсия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.
Законодательство России по глобальным проблемам приводится в соответствие с международными стандартами. Но, к сожалению, в России имеются большие трудности, связанные с Чернобылем и событиями, порожденными переходным периодом в развитии общества и государства. В результате не все государственные программы полностью финансируются, не все законодательство материально и организационно обеспечено.
По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духовно-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.
Положение дел с экологией, продовольствием, энергетическими ресурсами и т.д. диктует необходимость повышения ответственности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия претворения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объединение усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершенствования средств коммуникации на основе утверждения в международных отношениях нового политического мышления, исходящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.
Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков законодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану общественного порядка, также необходимо сориентировать на решение глобальных проблем современности.
Заслуживают поддержки выделяемые в литературе основные тенденции глобализации мировой политики, относящиеся к каждому государству и всему мировому сообществу:
- понимание целостности современного мира и приоритета глобальных проблем как целей международной политики;
- создание вместо существующих военно-политических блоков международной системы содружества, все составляющие которой исходят из примата международного права над национальным, прежде всего применительно к общепризнанным правам и свободам человека, и международных форм - над национально-государственными;
- усиление взаимодействия государств при решении глобаль-ных проблем, ориентация внутренних функций на глобальное сотрудничество и решение задач мирового сообщества;
- повышение ответственности государств перед мировым сообществом за решение национальных проблем, могущих стать глобальными;
- повышение политической культуры сотрудничества на основе компромисса при выработке соглашений;
- разработка совместных с другими государствами содружеств или согласованных с ними научных программ решения глобальных проблем;
- ориентация национального законодательства на решение глобальных проблем современности.
Единство общества и природы
В современных условиях жизни человечества антропогенные воздействия на природу достигли опасной черты. На международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. (Рио-де-Жанейро) генеральный секретарь конференции Морис Стронг заявил: "Или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация". Со всей очевидностью перед человечеством встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы. Эти задачи стоят в первую очередь перед государствами с высокоразвитой промышленностью, энергетикой, автомобильным транспортом. Они воздействуют на выбор модели экономики, путей ее формирования, совершенствования в развивающихся государствах. Деятельность государства по охране природы и рациональному природопользованию можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которых возрастает в процессе развития цивилизации.
Общество неразрывно связано с природой, они пребывают друг с другом в диалектическом единстве. Само общество возникло в процессе эволюции биосферы. Земля является "домом человечества", окружающая человека природа - это сфера и условия его жизнедеятельности. Человек включен в природу, он - частица природы. Природа служит человеку, является непосредственным жизненным средством для человека.
Природа оказывает многостороннее воздействие на развитие общества. Жизнь и эволюция общества зависят от природных условий, запаса природных ресурсов. Влияние природы на развитие общества, человека находится в зависимости от исторического этапа, ступени развития общества. В поступательном движении человеческой цивилизации усиливается воздействие общества на природу. Общество и природа в своем единстве образуют саморазвивающуюся систему, в которой ведущим компонентом все более полно выступает общество.
Общество использует природные ресурсы, культивирует и преобразует природу. Оно воздействует на природу через материальное производство. В основе отношений человека к природе лежит его трудовая деятельность. Труд, выделивший человека из природы, в то же время соединяет его с природой. Сам труд представляет собой процесс, совершающийся между человеком и природой. В этом процессе человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. В то же время производственная деятельность, бытовая жизнь человека имеют негативные проявления по отношению к природе, загрязняют и истощают ее.
Для поддержания динамического равновесия между обществом и природой необходимы меры по ее охране от загрязнения, улучшению природы. "Очеловеченная" природа есть продукт труда, приспособленный к потребностям человека. Эта часть природы не может существовать без человека. Общество должно постоянно поддерживать в надлежащем состоянии "очеловеченную" природу как необходимое условие существования человека.
Закономерности и особенности взаимодействия общества и природы зависят от способов производства материальных благ, их смены в ходе истории человечества. В условиях первобытнообщинного строя, на ранних этапах его развития человек занимался собирательством, присвоением готовых продуктов природы. Позже человек переходит к производству материальных благ, необходимых ему для жизни. Рабовладельческое государство поддерживало меры по культивированию природы, развитию сельскохозяйственного производства, использованию рудных запасов, преобразованию природы (оросительные системы). Государство феодальной эпохи проводило природоохранительные меры, регулировало ответственность за нарушение законов о земле, ее недрах. Следует отметить, что исторически для прогресса цивилизации было характерно потребительское отношение к природе. Особенно зримо это проявилось в условиях капитализма, когда в величайшей мере получили развитие промышленное производство, транспорт. Потребительское отношение к природе выражается в безудержной эксплуатации природных ресурсов, в игнорировании экологических требований и норм охраны природы, рациональных начал природопользования.
Для поддержания определенного правопорядка в использовании земли, лесов, вод, полезных ископаемых, животного и растительного мира буржуазное государство принимает необходимые меры по охране законности в природопользовании, совершенствует экологическое законодательство в целях поддержания благоприятных природных основ жизни общества. Однако жизнь показывает, что меры по регулированию природопользования, охране природы, продиктованные интересами общества, часто нарушаются монополиями, не останавливающимися ни перед чем в погоне за прибылью и сверхприбылью. Экологический кризис стал реальностью в высокоразвитых капиталистических государствах, обострил напряженность в обществе.
Тяжелыми последствиями экологического характера, большими нарушениями целостности природной среды обернулись для нашей страны 30-е годы индустриализации, Великая Отечественная война, период послевоенного восстановления народного хозяйства, городов, сельских поселений, когда созидательные задачи решались величайшим напряжением сил общества, "любой ценой", в том числе и ценой качества природной среды. В 70-80-х годах возрастали нагрузки на окружающую природную среду.
Все это привело к тому, что в России сложилась кризисная экологическая ситуация, тяжелая природная обстановка в ряде регионов. Появилось много экологически бедствующих городов, целых регионов, возросла заболеваемость населения, связанная с загрязнением окружающей среды. Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. была экологической катастрофой, причинила большой урон здоровью жителей Белоруссии, Украины, России, нанесла страшный удар по природе. Эта авария обнажила всю остроту проблемы обеспечения безопасности атомных энергетических станций, работающих в нашей стране и в сопредельных государствах.
Проблемы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, экологической безопасности для здоровья человека относятся к общечеловеческим проблемам. За минувшие 10-15 лет во всех промышленно развитых странах разработан и осуществлен комплекс экономических, технических, технологических, юридических мер, направленных на охрану окружающей природной среды. Создано и развивается "право окружающей среды", призванное предотвратить, смягчить вредные последствия промышленного развития.
Становится все очевиднее, что проблема охраны окружающей среды не может быть правильно понята и решена, если ее сводить лишь к технико-экономическим и технологическим аспектам, игнорировать или недооценивать социально-политическую и экономическую сущность этой проблемы. Задачи обеспечения рационального использования и охраны окружающей среды могут быть фундаментально решены при урегулировании отношений между развитыми странами и развивающимися государствами, странами "Север" и странами "Юг", которые в настоящее время находятся в неравных экономических отношениях.
Современная кризисная ситуация во взаимоотношениях общества и природы поставила человечество перед необходимостью переосмыслить исторический опыт и выработать новую модель развития цивилизации. Научный анализ показывает, что модель промышленного развития, использованная богатыми, промышленно развитыми государствами, исторически исчерпала себя. В настоящий момент существует огромный разрыв в использовании природных ресурсов высокоразвитыми странами и остальными развивающимися государствами. Так называемый "золотой миллиард" населения Земли, который по численности составляет 20%, а потребляет 80% мировых ресурсов. Если развивающиеся страны, справедливо стремящиеся поднять уровень жизни своих народов, пойдут тем же путем, каким прошли развитые страны, то Земля в ресурсном и экологическом отношении не сможет выдержать. Возьмем один пример. Индия, население которой составляет 16% от мирового, дает в настоящее время 3% выбросов вредных газов в атмосферу. США - население 5% от мирового - выбрасывает 25% вредных газов. Таким образом, пропорционально у Индии может быть 80% "всемирной грязи".
Но есть еще великий Китай, население стран Африки, Латинской Америки. Признаки всемирной катастрофы просматриваются очевидно, если мыслить традиционными категориями и параметрами развития цивилизации. Научные разработки и внедрение новейших ресурсов и энергосберегающих экологически приемлемых технологий не решают кардинальным образом противоречия между обществом и природой, связанную с этим гуманистическую задачу обеспечения для всех людей права на благоприятную окружающую среду. А обеспечение экологического благополучия общества, права человека на здоровую окружающую среду являются необходимыми условиями, составными частями всего дела обеспечения права человека на достойную жизнь.
Ученые отмечают, что новая модель развития человеческой цивилизации потребует от мирового сообщества, входящих в него государств установления эффективного централизованного регулирования экономического развития, распределения произведенной продукции. В сложившейся ситуации, чтобы сохранить свою среду обитания, человечество нуждается в достижении разумного самоограничения, строгих пропорций в соотношении природного, социального и технологического факторов.
Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и природы
Экологическая политика в Российской Федерации, как и в других республиках бывшего Советского Союза, основывалась на ряде концептуальных принципов:
а) регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека;
б) предупреждение возникновения вредных антропогенных воздействий в связи с развитием хозяйственной и иной деятельности;
в) оздоровление и улучшение экологической обстановки в городах и районах, где уже проявились существенные отрицательные последствия человеческой деятельности;
г) сохранение в первозданном виде как уникальных, так и типичных природных комплексов и экосистем, а также отдельных видов животных и растений.
В принятом в 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации Законе "Об охране окружающей природной среды" определены основные принципы охраны окружающей природной среды. Природопользование, охрана окружающей природной среды - это проблема укрепления естественной основы материального и духовного производства, улучшения условий жизни, труда и отдыха граждан. Это одно из важнейших направлений повышения благосостояния народа, ибо природа - первоисточник материальных благ, красоты человека, она органически связана с развитием демографических процессов и состоянием здоровья населения. Естественно, что первым основным принципом охраны окружающей среды в Законе назван приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
Важным принципом охраны окружающей природной среды в Российской Федерации является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущению необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения.
Экологическая политика государственных органов и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.