На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 77190


Наименование:


Курсовик Многопартийность в Казахстане: зарождение и особенности развития

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: 01.04.2014. Сдан: 2014. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3 1. Этапы и особенности развития многопартийности в Казахстане 4
2. Политические партии Казахстана на современном этапе и их типология 8
Заключение 12
Список литературы
Введение

Общеизвестно, какую роль играют политические партии в жизни любого общества. Их значение особенно возрастает во время перехода от тоталитаризма к демократии. В этот период партии, в первую очередь поддерживающие курс на общественные преобразования, становятся важнейшим механизмом политической мобилизации широких масс в поддержку демократизации социальной системы. Они выполняют свою важную функцию по привлечению широкого круга граждан к участию в политическом процессе, формируют у них необходимые для этого свойства и навыки.
Актуальность семестровой работы заключается в том, что у разных государств становление многопартийной системы проходит по-разному. И поэтому в данной работе я хотела бы рассмотреть особенности становления многопартийности в нашей стране и партии, которые существуют сегодня.





























1 Этапы и особенности развития многопартийности в Казахстане

Со дня обретения независимости Республика Казахстан стратегическим направлением своего развития определила построение демократического, правового государства. В то же время она не может развиваться здесь без формирования и функционирования института политических партий. Интенсификация партийного строительства является закономерным явлением и требованием жизни казахстанского общества.
Развитие института политических партий Казахстана проходило в несколько этапов. Первым следует считать период 1985 – 1989 гг., когда начали возникать независимые гражданские инициативы и объединения – от структур клубного типа до общенациональных движений.
Процессы радикального изменения советского общества в 1985 – 1991 гг. вызвали к жизни новые общественно-политические объединения и партии. Другая причина их появления заключается в возникновении объективной потребности обновления всех сфер общества. В этих условиях увеличивается самодеятельная активность масс, вырастают новые силы, способные выражать интересы этих масс. Кроме того, резко обострились противоречия между большинством трудящихся, не довольных социально-экономическим положением в стране, и официальными институтами, что привело к появлению альтернативных концепций изменения общества. При демократизации, гласности, плюрализме мнений у людей возрос интерес к самореализации, самоутверждению, активному участию в политической жизни.
Коренным переломом в политическом сознании казахстанцев, своеобразным взрывом накопленных независимых взглядов и настроений стали декабрьские события 1986 г. в Алматы. Произошел всплеск массового политического участия представителей различных слоев населения, прежде всего учащейся и рабочей молодежи. Волна репрессий разрушила зарождающиеся среди казахской молодежи и республиканской интеллигенции самодеятельные структуры.
Для защиты своих прав и статуса самодеятельные организации вынуждены были политизироваться. Таким образом, в рассматриваемый период произошел переход неформального движения из стихийного состояния в политическую реальность.
Второй этап 1990 – 1991 гг. Первые институциональные изменения в условиях еще советской партийной системы произошли в 1990 г., когда была отменена статья Конституции СССР о руководящей роли коммунистической партии. В период трансформации однопартийной системы в многопартийную были созданы первые общественные объединения - протопартии, в том числе политические, впоследствии преобразованные в партии, основные программные цели которых фокусировались на решении:
1) этнических вопросов: Партия национальной независимости «Алаш», Национально-демократическая партия «Желтоксан» и др.,
2) экологических проблем: Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск, движение «Арал-Балхаш».
Особенности формирующейся многопартийной системы в период до 1991 года заключались, с одной стороны, в поддержке общественно-экономических реформ, проводимых в СССР, политической лояльности к существующему режиму. Радикальность политических объединений проявлялась только в оценке проводимых реформ, а также критике политического руководства.
В начале 1991 года начали формироваться политические движения, пропагандирующие идеи национальной государственности. В Казахстане они приобрели значительную электоральную поддержку на основе борьбы за придание статуса государственного языка – казахскому, принятия и реализации Декларации о государственном суверенитете Казахстана, а также сохранения территориальной целостности от регионального сепаратизма.
В целом, в этот период, трансформация от общественно-политических организаций к партиям и собственно процесс образования новых партий носила номинальный характер, так как партии не обеспечивались широкой социальной и электоральной базой, а их популярность зависела от личной активности их лидеров.
Третий этап 1992 – 1995гг. Обретение независимости Республики Казахстан и становление рыночных отношений активизировали возникновение новых партийных образований. На политической карте страны появились объединения различной идеологической направленности – социалистические, либерально-демократические, национально-демократические, прокоммунистические и др.
В 1992 -1993 гг. начала нарастать политическая оппозиция со стороны многих партий и общественных объединений по отношению к политике Президента и правительства Республики Казахстан.
Всего на конец 1993 г. в Казахстане было зарегистрировано 396 общественных объединений, среди них 11 республиканских национально- культурных образований, 92 различных фондов. И во время выборов в Верховный Совет и органов представительной власти 250 объединениям, движениям и партиям было предоставлено право выдвижения своих кандидатов. В этот период были разработаны различные альтернативные программы по дальнейшему социально-экономическому и общественно-политическому развитию республики.
В марте 1994 года состоялись выборы в Верховный Совет 13 созыва, особенностью которых стало предоставление возможности участия политических партий, общественных объединений и движений. «По данным Центральной избирательной комиссии из 175 депутатов Верховного Совета 13 созыва 75 человек были избраны от политических партий и других общественно-политических организаций, в том числе от: СНЕК – 57 человек, Федерации профсоюзов Казахстана – 11, НКК – 9, СПК – 8, РОСД «Лад» - 4, Республиканского совета женских организаций – 3 и по одному депутату от организации ветеранов РК, Демократического комитета по правам человека, Республиканской партии Казахстана, Союза молодежи Казахстана, Международного общественного комитета «Арал-Азия-Казахстан», Крестьянского союза Казахстана, Конгресса предпринимателей Казахстана, Союза промышленников и предпринимателей Казахстана».
В этот период были созданы партии Народного единства, в которую преобразовался СНЕК, Демократическая, Народно-Кооперативная, Возрождения и Республиканская политическая партия труда, которые поддержали официальный политический курс. Большинство же оппозиционных партий и движений еще в апреле 1994 г. объединились в неформальный блок – Координационный совет общественных объединений «Республика».
Четвертый этап 1996 – 2001 гг. После проведения выборов в Мажилис Парламента в 1995 г, наблюдалось некоторое затишье в развитии партийно-политической системы и нарастании противоречий между оппозиций и правящей элитой, что привело к ускорению и принятию новых законодательных актов.
В 1996 г. в Казахстане начался этап совершенствования законодательных основ многопартийного партийного строительства, о чем говорит принятие в июле этого года Закона РК «О политических партиях в Республике Казахстан», который был направлен на ограничение условий для формирования политической монополии одной партии. Законодательными условиями было закреплено организационное партийное строительство в стране по территориальному принципу, запрещено создание политических партий в государственных органах, а также формирование и деятельность военизированных политических партий.
Этот период характеризуется активной деятельностью по внутрипартийному строительству, развитию партийной территориальной сети, совершенствованию программной базы. В этот период происходит общая активизация политических партий, общественных объединений и движений. Основные причины динамичного развития внутренних общественно-политических процессов в Казахстане были обусловлены предстоящими выборами в 1999 г. выборами в Мажилис Парламента РК. Поводом послужили изменения и дополнения от 7 октября 1998 г, в Конституцию Республики Казахстан. Особенность парламентских выборов 1999 г. заключалась в том, что достижение целей - повышение уровня демократизации казахстанского общества и широкое отражение общественно-политических электоральных интересов - было достигнуто путем применения (впервые в Центральноазиатском регионе) смешанной системы выборного законодательства: увеличена численность депутатского корпуса с 67 до 77 человек и введена избираемость 10 депутатов на основе партийных списков по территории единого общенационального округа. Причем, в Конституции определено, что распределение депутатских мандатов на основе партийных списков допускается партиями, набравшими не менее 7 % голосов избирателей, принявших в голосовании.
Особенности политической партийной системы Казахстана в этот период характеризовались:
• развитием политического плюрализма;
• возможностью выдвижения кандидатов на пост Президента страны, в Парламент и Маслихаты;
• формированием партийных списков для выборов в Парламент;
• отсутствием механизма реального участия в управлении государством;
• малочисленной численностью большинства партий;
• не владение современными политическими технологиями;
• схожестью программных целей и задач;
• формированием системной оппозиции.
Пятый этап начинается с 2002 г. Летом 2002 г. были приняты поправки к Закону РК «О политических партиях», согласно которому были увеличены требования к минимальному количеству членов партии с 3000 до 50000 человек (с минимальным числом 700 членов в каждой из 14 областей и двух городах республиканского подчинения). В соответствии с принятыми поправками, все действующие политические партии должны пройти перерегистрацию. Кроме этого, закон установил статью, регламентирующую роспуск партии по решению суда в случае, если партия дважды не зарегистрирует свое участие на выборах. Из 19 действующих на тот момент партий в комитет регистрационной службы Министерства юстиции обратилось 11. Из них 7 партий прошли государственную перерегистрацию. Позднее две из них влились в пропрезидентскую партию "Нур Отан" (Гражданская и Аграрная партии).
11 ноября 2008 года правительство Казахстана одобрило поправки в закон "О политических партиях", которыми упрощается процедура регистрации политпартий. В частности, законопроект предусматривает снижение численности сторонников политической партии, требуемой для ее регистрации с 50 тысяч до 40 тысяч человек, при этом региональный ценз снижается с 700 до 600 человек. Кроме того, увеличивается срок предоставления документов для государственной регистрации партии с двух месяцев до четырех месяцев. При этом, нарушения по спискам членов партии, "не влияющие на их общее количество, не будут являться основанием для отказа в государственной регистрации".
На сегодняшний день в республике действуют 10 официально зарегистрированных партий. При этом не исключено создание в будущем и новых. В то же время наличие этих партий на политической арене не говорит о том, что в Казахстане сложилась и действует подлинная многопартийность, приравненная к стандартам развитых зарубежных государств.

2 Политические партии Казахстана на современном этапе и их типология
На сегодняшний день в Казахстане действуют следующие политические организации:
• Народно-демократическая партия "Нур Отан"
• Демократическая партия "Ак Жол"
• Коммунистическая партия Казахстана
• Партия патриотов Казахстана
• Казахстанская социал-демократическая партия "Ауыл"
• Партия "Руханият"
• Демократическая партия "Адилет"
• Коммунистическая народная партия Казахстана
• Общенациональная социал-демократическая партия
• Народная партия "Алга!"
Эти партии можно классифицировать по нескольким признакам:
Проправительственные (Народно-демократическая партия «Нур Отан», партия «Руханият», Демократическая партия «Адилет»)
Оппозиционные (Демократическая партия «Ак Жол», Общенациональная социал-демократическая партия, Народная партия «Алга!», Коммунистическая партия Казахстана, партия патриотов Казахстана, Казахстанская социал-демократичнская партия «Ауыл», Коммунистическая народная партия Казахстана)
Правящие (Народно-демократическая партия «Нур Отан»)
Коммунистические (Коммунистическая партия Казахстана)
Консервативные (Коммунистическая народная партия Казахстана)
Социал-демократические («Нур Отан», «Ак Жол», Партия патриотов Казахстана, «Ауыл», партия «Руханият», «Адилет», ОСДП, «Алга!»)
Народно-демократическая партия «Нур Отан». Партия возникла на основе Общественного штаба в поддержку кандидата в Президенты Нурсултана Назарбаева в феврале 1999 года путем слияния Демократической партии Казахстана, Партии Народного единства Казахстана, Либерального движения Казахстана и общественного движения "За Казахстан-2030". Социальную базу Партии составляют работники бюджетных организаций, государственные служащие, студенты, научная и творческая интеллигенция, представители малого и среднего бизнеса. Партия "Нур Отан"- это партия Президента, призванная озвучивать и популяризировать политику исполнительной власти.
Основной своей целью Партия считает: активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества, повышение жизненного уровня граждан, утверждение социальной справедливости и сохранение стабильности в стране, укрепление межнационального и межконфессионального согласия, "воспитание у граждан чувств патриотизма и ответственности за всестороннее и гармоничное развитие Республики Казахстан".
Демократическая партия «Ак Жол». Политическая партия в Казахстане, позиционирующая себя, как "конструктивная оппозиция". Партия образовалась на основе общественного объединения "Демократический выбор Казахстана" (ДВК). В январе 2002 года из-за разногласий с организаторами движения ДВК часть членов Политсовета движения объявили о создании новой демократической партии "Ак Жол" (Светлый путь). В апреле 2004 года Партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана.
Партия "Ак Жол" являлась одним из инициаторов создания Координационного совета трех партий (ДВК, КПК и "Ак Жол") по выдвижению единого кандидата от оппозиции на предстоящих в 2006г. президентских выборах. Партия так же активно участвует в работе согласительных комиссий среди оппозиции по выработке рекомендаций по дальнейшей демократизации Казахстана. Председатель ДПК "Ак Жол" – Байменов А. М.
Цели партии: независимый, процветающий, демократический и свободный Казахстан. Фундаментальные ценности: демократия, независимость, свобода, справедливость.
Коммунистическая партия Казахстана. Коммунистическая партия, действующая в Республике Казахстан, считает себя правопремницей республиканской компартии - Коммунистической партии Казахстана. Абдильдин Серикболсын Абдильдаевич - Первый секретарь КПК.
Своими основными целями партия считает: создание условий для построения в республике общества свободы и социальной справедливости, основанного на принципах научного социализма; построение коммунистического общественного строя. Выступает за интернационализм.
Партия издает газету "Правда Казахстана", пять газет местных партийных органов в Актюбинской, Акмолинской, Жамбылской, Костанайской и Кызылординской областях. Сотрудничает с газетами "АиФ Казахстан", "XXI век".
Партия патриотов Казахстана. Партия занимает нейтральную нишу. Критика действующей власти ограничивается выявлением недостатков чиновников и их злоупотреблений служебными полномочиями. Лидер Партии, генерал Гани Касымов, активный участник всех созываемых по инициативе Президента и его Администрации совещаний по налаживанию диалога с оппозицией и выработке дальнейших мер по демократизации страны.
Партия декларирует следующие цели: формирование и осуществление национального возрождения народов Казахстана; построение правового демократического государства, гражданского общества с рыночной экономикой на основе реализации и защиты прав и свобод граждан; приобщение к участию в управлении государственными и общественными делами социально активной части общества; обеспечение устойчивого развития страны; создание высокого качества жизни человека и уделение приоритетного внимания здоровью человека.
Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл». Своими целями Партия декларирует: усиление государственного регулирования и поддержку агросектора; защиту интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан, утверждение социальной справедливости и сохранение стабильности в стране; укрепление межнационального и межконфессионального согласия. Калиев Гани Алимович - Председатель партии.
Для Партии характерны отсутствие известных имен в списках, неопределенность в направлении деятельности. Анализ программных установок не позволит выявить каких-либо принципиальных отличий, какие обычно являются базой для политического структурного обособления.
Партия «Руханият». Своими главными задачами Партия видит: подъем экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества. Партия намерена играть "роль моста между исполнительной властью и народом" и проявлять "твердость и стойкость в борьбе за социальное равенство и экономическое процветание страны". Социальная база Партии - работники сфер образования, здравоохранения, науки и культуры, государственные служащие, административные и инженерно-технические кадры предприятий и учреждений, предприниматели, студенты.
На сегодняшний день активность партии "Руханият" выражается лишь в беспрекословной поддержке всех инициатив власти. Жаганова Алтыншаш Каиржановна - Председатель Партии.
Демократическая партия «Адилет». Своей главной задачей Партия считает построение в Казахстане правового демократического социального государства, создание эффективной, передовой и развитой экономической системы, формирование гражданского общества.
ДПК позиционирует себя в качестве проправительственной партии. По мнению ряда экспертов, Партия была искусственно создана, незадолго до парламентских выборов, с целью дезориентировать электорат и отвлечь его голоса от Демократического выбора Казахстана. Нарикбаев Максут Султанович - Председатель Демократической партии "Адилет".
Коммунистическая народная партия Казахстана. Партия возникла в результате раскола Компартии Казахстана (КПК). Идея создания Партии принадлежит 12 членам ЦК Компартии Казахстана, вышедшим из ее состава из-за разногласий с первым секретарем ЦК КПК С.Абдильдиным. В Коммунистическую народную партию Казахстана из КПК перешли около 15 тыс. человек. Косарев Владислав Борисович - Первый секретарь ЦК КНПК.
Согласно политической платформе Партии, в основе деятельности КНПК лежит марксистко-ленинская идеология, адаптированная к новым условиям общественного развития. КНПК стремится прийти к власти в стране через участие в выборах.
Для достижения программных целей Партия намерена использовать все законные формы борьбы, включая блоки и союзы с другими политическими и общественными силами страны, международным коммунистическим и рабочим движением, сохраняя при этом свою внутреннюю самостоятельность. Партия не скрывает своих намерений добиваться передачи в собственность государства базовых отраслей экономики - энергетики, транспорта, сферы коммуникаций и информационных систем, разработки полезных ископаемых.
Общенациональная социал-демократическая партия. Оппозиционно настроенная политическая партия Казахстана. Туякбай Жармахан Айтбаевич - Лидер ОСДП.
Согласно заявленным целям ОСДП последовательно работает над воплощением в политической практике Казахстана ценностей мирового социал-демократического движения, принципов Свободы, Справедливости, Солидарности, ставит перед собой задачи построения демократического, правового, социального государства, инновационной экономики, осуществления новой гуманитарной политики.
Среди основных требований партии введение моратория на продажу земли, справедливое общественное распределение доходов от продажи природных ресурсов, снижение пенсионного возраста до 55 лет для женщин и до 59 лет для мужчин, повышение пенсий, зарплат, пособий, стипендий, создание новых рабочих мест и преодоление скрытой безработицы, бесплатное образование на всех ступенях, обеспечение максимально доступного и качественного здравоохранения, экологическая безопасность личности, снижение налогов для малого и среднего бизнеса, реальное развитие инфраструктуры села, ликвидация кланово-олигархического характера экономики и ее переориентация на нужды простых людей, создание подконтрольной народу системы власти, честные и альтернативные выборы, независимая, неподкупная и справедливая судебная и правоохранительная система.
Ценностями партии в словах ее главного лозунга провозглашены "Свобода! Справедливость! Солидарность!"
Народная партия «Алга!». Правоприемница Народной партии "Демократический выбор Казахстана", которая была закрыта по решению суда в январе 2005 года. Партия выступает как яростный критик политики действующего Президента.
В качестве основной проблемы партия видит суперпрезидентскую политическую систему, где глава государства не контролируется никем.
Козлов Владимир Иванович - Председатель народной партии "Алга!"

Заключение

Рассмотрев данные вопросы, можно сказать, что становлению подлинной многопартийности в Казахстане препятствуют ряд факторов и причин.
Во-первых, антипартийный синдром, связанный с монопольным господством правящей партии, насаждавшей в обществе одну господствующую идеологию. Нужна кропотливая работа, а главное – практика функционирования партий в системе власти, чтобы убедиться, что существование правящих партий не приводит к партийной диктатуре при наличии оппозиции.
Во-вторых, в Казахстане, как и в других государствах Центрально-Азиатского региона, важным фактором политических отношений остаются связи общинного характера: семейно-родовые, родоплеменные, клановые и т.д. Эти связи порождают патронально-клиентальный способ организации власти. Разделение происходит не по социально-экономическому, а по родоплеменному признаку, что, безусловно, препятствует формированию партий по западному образцу.
Неразвитость партий связана и с тем, что в переходном обществе имеет место инверсия, характерная не только для процесса становления партий, но и новой политической системы в целом. Инверсия состоит в том, что партии создаются до созревания необходимых социально-экономических и социально-культурных предпосылок. На этой основе складываются социальные группы, чьи интересы и призваны защищать политические партии.
И только принятие государством, при активном участии представителей общественности, соответствующих мер по созданию необходимых условий для эффективного партийного строительства сможет исправить существующее положение и способствовать нормализации процесса партийного строительства в республике.














Список литературы

1 Бабакумаров Е., Булуктаев Ю., Кушербаев К. Казахстан сегодня: мир политических партий. – Алматы, 1995
2 Байтелесов Ж., Мырзабай К. О политических партиях // Саясат. – 2002. - №5
3 Чеботарев А. Особенности партийного строительства в Республике Казахстан // Саясат. – 2001. - №5, 7-8
4






















Подать заявку на покупку Курсовик по Политологии

Ваше предложение по стоимости за работу: