На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Искусство парсуны 17-18 в.Развитие русского искусства в XVII - XVIII вв

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 1.4.2014. Сдан: 2013. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение…………………………………………………………………………3
1. Развитие русского искусства в XVII - XVIII вв………………………….5
2. Искусство парсуны XVII в………………………………………………….7
2.1. Становление и развитие парсуны. Особенности изображения……7
2.2. Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич, князь……………………10
2.3. Федор Иоаннович, русский царь. …………………………………11
2.4. Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря»…………………………………………………………………..…12
2.5. Портрет царя Алексея Михайловича………………………………13
2.6. Преображенская серия портретов…………………………………14
3. Портретное искусство XVIII в……………………………………………17
3.1. Портрет первой половины XVIII столетия…………………………17
3.1.1. Изображение государственного канцлера и сенатора графа Г.И. Головкина………………………………………………………………………19
3.1.2.Портрет напольного гетмана………………………………….…..20
3.1.3. Портрет Петра I……………………………………………………22
3.2. Особенности русского портрета середины XVIII века…………...24
3.2.1. Петр III…………………………………………………………..…..25
3.3. Портрет конца XVIII века………………………………………..….26
3.3.1. Портрет В.И. Майкова…………………………………………….27
3.3.2. Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова………………………...…29
3.3.3. Портрет знаменитого французского философа Д. Дидро……….30
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………….………..34
Приложение……………………………………………………………………..36


Введение

Богатейшую историю имеет русское изобразительное искусство. Во глубине далеких веков скрыты его истоки. До нас дошли бесчисленные памятники древности, которые убедительно свидетельствуют о непревзойденной искусстве старых русских мастеров. Фрески Киевской Руси, Новгорода, Пскова и Москвы, резьба по камню, дереву и кости, изумительные произведения прикладного искусства красноречиво повествуют о безмерной талантливости русского народа, о богатстве его искрометной фантазии.
Мировой славой увенчали себя безвестные строители старинных русских палат и соборов, так же как и знаменитые иконописцы Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков и многие другие. Древнее русское искусство, несмотря на свою исторически обусловленную связь с церковью, неизменно питалось народным творчеством, которое и придавало ему характер яркого своеобразия и черты убедительной жизненной правды. Традиции этого искусства были восприняты лучшими мастерами последующего времени.
Художники XVIII столетия, критически осваивая художественное наследие прошлого, отбрасывали многое из того, что представлялось им устаревшим и не отвечало новым требованиям. Их творчество, освобождаясь от религиозных пут, приобретало светский характер и все более обращалось к явлениям реальной жизни и к образу человека, своего современника.
Средневековое схематическое изображение человека давно уже потеряло всякий смысл. Портретному искусству предстояло сделать решительное усилие, чтобы человек смог увидеть себя на полет в своем подлинном, полном жизни облике.
XVIII столетие выдвинуло плеяду блестящих мастеров, создавших обширную портретную галерею своих современников.
Реалистические начала в русской живописи получили свое дальнейшее развитие. Если внимательно всмотреться в портретные работы русских мастеров первой половины XVIII столетия, то еще нетрудно заметить стойкое влияние уже изживающих себя художественных приемов, сказывающееся в некоторой условности и плоскостности изображения человека. Но по мере того, как русские живописцы совершенствовали свое мастерство, реалистическое содержание все решительнее вытесняло с их полотен последние черты средневековой скованности.
Портретное искусство XVIII столетия склонно было несколько приукрашать образ человека, что отвечало господствовавшим в эту пору эстетическим представлениям. На некоторых портретах того времени лежит печать известной идеализации и нарочитой парадности. Показа модель «в лучшем свете» - вот что требовалось от художника, который, в силу своей крайней зависимости от заказчика, вынужден в какой-то мере приукрашивать облик портретируемых им лиц. И все же в творчестве всех крупных русских мастеров сквозит отчетливое стремление преодолеть эту условность, что порой многим из них блестяще удавалось.
В XVIII веке в русской живописи произошла некоего рода революция, давшая толчок последующим изменениям в живописи России в новом времени. Целый ряд вопросов, касающихся творчества живописцев и их роли в развитии живописи в России до сих пор остается открытым, а их работы стали объектами комплексного изучения, следовательно, тема работы является сегодня актуальной. Целью данной работы является рассмотрение русской живописи XVII - XVIII веков, в частности изучение особенностей русского портрета.
Объектом исследования является русская живопись конца XVII - XVIII вв.
Предметом исследования - русская парсуна конца XVII - XVIII вв.


1. Развитие русского искусства в XVII - XVIII вв.

Парсуна - произведение русской портретной живописи конца XVII - XVIII вв. Термин «парсуна» был введен в 1854 г. русским исследователем И. Снегиревым, однако первоначально он означал то же, что «персона», то есть просто портрет. В парсуне соединяются черты и приемы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры.
Парсуна представляла собой почти реалистическое изображение человека, правда, еще плоскостное чрезмерно графическое, очень близкое к иконописи, однако похожее на модель, передающее довольно верно внешность человека, его характерные черты.
Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи. Во второй половине XVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры. Искусство парсуны просуществовало до 1760-х гг., а в провинциальных русских городах парсуны писались и позднее.
Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIII века.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщения» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные способы выражения, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконопись.
Вступая на позиции искусства нового времени, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи - иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию - произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела - представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы.


2. Искусство парсуны XVII в.

2.1. Становление и развитие парсуны. Особенности изображения.

В XVII столетии, когда в России усиливались светские тенденции и обозначился острый интерес к европейским вкусам и привычкам, художники стали обращаться к западноевропейскому опыту. В такой ситуации, когда наблюдаются поиски портретности, появление парсуны вполне закономерно.
«Парсуна» (искаженное «персона») с латинского переводится как «особа», не «человек» (homo), а некий тип - «царь», «вельможа», «посол» - с подчеркиванием понятия рода [15, с.107]. Парсуны - светские парадные портреты в интерьере - воспринимались как знак престижности. Русской знати было необходимо приспособиться к новым культурным веяниям, проникавшим в традиционные формы бытового уклада. Парсуна хорошо подходила для культивируемой в княжеско-боярской среде церемониальной обрядности торжественного придворного этикета, для демонстрации высокого положения модели.
В парсуне, прежде всего, подчеркивалась принадлежность изображенного к высокому чину. Герои предстают в пышных одеяниях, в богатых интерьерах. Частное, индивидуальное в них почти не выявлено.
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV-XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются характерные атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
В парсуне всегда было главным - подчинение сословным нормам: столько значительности и импозантности в персонажах. Внимание художников сосредотачивается не на лице, а на позе изображенного, богатых деталях, аксессуарах, изображении гербов, надписей.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию - боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от «реалистического» европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности» [16, с.28].
Первоначально парсуна практически не отличалась от икон. Лицо имело неподвижное выражение, взгляд изображенного был устремлен не на зрителя, а на самого себя. Одежда изображалась как расцвеченная красками плоскость. В подобной технике выполнены портреты русских царей (Федора Ивановича, Ивана IV), полководцев (М.Скопина-Шуйского) (см. Приложение).
Возможно, авторами первых парсун становились художники, приглашаемые в Россию из Литвы и Украины. Они видели русские иконы и старались подражать им, чтобы угодить вкусам заказчика. Но уже в начале XVII века парсуны стали писать и кремлевские живописцы.
Особенности изображения на парсуне определялись и тем, что часто художник был ограничен в количестве сеансов и часто был вынужден рисовать по памяти. Поэтому лицо и одежда портретируемого иногда изображались в разных ракурсах.
Во второй половине XVII века в искусстве парсунной живописи появились два направления. Одни художники писали только лицо портретируемого, лишь намечая верхнюю часть фигуры. Вторые изображали портретируемого во весь рост. Вероятно, образцами служили парадные портреты, которые были популярны среди польской и литовской аристократии. В них не только........

Список литературы

1. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ / Е.В. Анисимов. - Л., 1989.
2. Балакина, Т.И. История культуры России / Т.И. Балакина. - М., 1995.
3. Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность: учебное пособие изд.2 переизд. и доп. / Т.С. Георгиева. - М.: Юрайт, 2012.
4. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева. - М., 2011. - Вып.3.
5. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. - М., 2009.
6. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века / Б.И. Краснобаев. - М., 2008.
7. Культурология: курс лекций / под. ред. А.А. Радугина. - М., 2000.
8. Основы теории и истории культуры / под. ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 2010
9. Гнедич П. П. Всемирная история искусств./ под ред. Гнедич П. П. - М.: Современник, 2013.
10. Европейская живопись 13- 20 вв.: Энциклопедия /Рос. акад. художеств, 2013
11. История искусств: Учеб. пособие / Авт-сост.: А. А. Воротников, О. Д. Горшковоз, О. А. Еркина. -Минск: Соврем. литератор, 2012
12. Камминг Р. Художники: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев. -Лондон; М.: Дорлинг Киндерсли: Слово, 2008
13. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. - М., Искусство, 2013
14. Науч. - исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств; Л. С. Алешина, Т. С. Воронина, Н. Ю. Золотова и др. Редкол.: В. В. Ванслов и др. -М.: Искусство: NOTA BENE, 2012
15. Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков до наших дней: Пер. с фр. /Ред. рус. пер. Н. Молок. -М.: Терра, 2005.
16. Л. И. Лифшиц. История русского искусства. Искусство X-XVII веков. М. 2007.
17. Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955
18. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.
19. Ю. Дьяконова. От персоны к парсуне. «Русский исторический портрет» в ГИМе. Газета «Культура». № 1-2 (7410) 15 - 21 января 2009
20. Черная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. - М.: Языки славянской культуры, 1999.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.