На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления и работа антимонопольных органов в данной сфере.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 06.06.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Аннотация

Данная дипломная работа посвящена деятельности антимонопольных органов в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В ней рассмотрена система федеральных и местных органов управления, занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия; дан обзор работы антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей и судебной защиты потребителей; проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей антимонопольного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; выявлены актуальные проблемы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей; представлены выводы и предложения по их решению.
Содержание:

    Введение 4
    1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей 6
      1.1. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. 6
      1.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей. 14
    2. Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей 21
      2.1. Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей. 21
      2.2. Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде. 29
    3. Актуальные проблемы деятельности территориальных антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей (на примере ТУ МАП по СПб) 37
      3.1. Приоритетные направления работы в рамках реализации Закона и вопросы судебной защиты потребителей. 37
      3.2. Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 43
    Заключение 53
    Список литературы: 56
    Введение
    Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка, существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.
    Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.
    Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам относится министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России.
    Цель данной дипломной работы определить направления по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
    В соответствии с целью, выдвигаются следующие задачи:
    - определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
    - проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;
    - на примере Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике по Санкт-Петербургу рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;
    - выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;
    - определить основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, содержательной части, заключения и библиографии.

1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей

1.1. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей.

Государство формирует федеральную систему антимонопольных органов в целях осуществления определенного вида государственной деятельности - проведения политики по содействию формированию рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. Необходимость этого прямо вытекает из Конституции РФ, содержащей обязательство государства по поддержке конкуренции, недопущении и пресечении любой деятельности, нарушающей базовые принципы (единство экономического пространства, свобода предпринимательской деятельности и перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д.)[14, с. 85-93, 144-189].

В составе федерального антимонопольного органа образуется коллегия (в нее входят Министр МАП России, его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые и специалисты), а также управления, отделы и департаменты (например, Юридический департамент).

Данная организационная структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:

1) организационно-созидательные

2) контрольно-предупредительные

3) репрессивные

Этими задачами являются:

1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;

4) проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).

Каждый орган государственной власти, выполняя возложенные на него задачи, должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. (Функции и полномочия МАП РФ предоставлены в Приложении 1). Поэтому осуществление МАП России своих задач и функций также требует наделения его определенным кругом полномочий, составляющих его компетенцию:

1) В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:

· обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;

· дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;

· рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства Российской Федерации;

· дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;

· разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);

· формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

· осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;

Согласно главе 4 Закона «О защите прав потребителей» (в послед. редакции от 30 декабря 2001 г.) государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг[1]. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, а также иные федеральные органы исполнительной власти[23].

В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

· осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

· направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);

· направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

· направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

· вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

· вправе обращать в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

· только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей, и являются обязательными для них.

Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа). В отношении порядка рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения законных предписаний действует следующий нормативно-правовой акт - Положение о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвержденное приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.

Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции) как:

1.федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);

2.федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);

3.федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

4.Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

· осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);

· направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), требований о снятии с производства таких товаров (работ, услуг), прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

· предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания об их устранении содержится в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.

Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

П. 2 ст. 43 Закона определяет санкции, которые налагаются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (п. 3 ст. 42 Закона).

Так, согласно закону РФ "О стандартизации" Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления; формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ, если иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Процедура реализации Госстандартом своих полномочий установлена в Положение о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. № 293. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. (с изменениями от 10 июля 2001 г.) предусматривает осуществление государственного экологического контроля. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

· посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;

· выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;

· устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

· назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

· привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;

· принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

1.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей.

Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

- рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

- анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;

- извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;

- приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;

- защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.

Данные полномочия реализуются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[2].

МАП РФ были разработаны Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям[19, с. 36-38]:

1) формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций. Подразделения по защите прав потребителей органов местного самоуправления:

- координируют деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;

- взаимодействуют с органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;

- подготавливают проекты нормативных актов органов местного самоуправления по вопросам защиты прав потребителей;

- вносят руководству органа местного самоуправления предложения по совершенствованию защиты прав потребителей;

- подготавливают предложения о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;

- оказывают помощь уполномоченным поселковых и сельских администраций в работе по защите прав потребителей;

- сотрудничают с общественными объединениями потребителей, содействуют развитию общественного потребительского движения;

2) Оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)

Органы местного самоуправления вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:

- при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;

- по утвержденному плану работы;

- по поручениям руководства органа местного самоуправления как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;

- совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

В случае невыполнения хозяйствующим субъектом требований органа местного самоуправления, предъявленного в рамках его компетенции, последний вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителей или о признании действий продавца (изготовителя, исполнителя) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий. Материалы могут быть переданы территориальным управлениям МАП РФ, другими контролирующими органам для принятия мер в рамках их компетенции.

Органы местного самоуправления являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
Законодательство предоставляет органам местного самоуправления право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления вправе согласно статье 44 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон) информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); при выявлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно - приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг). Также органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются органу местного самоуправления, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя.
По информации территориальных управлений МАП России в 2002 г. 2350 органов местного самоуправления (или 89% от их общего количества) занимались защитой прав потребителей. При этом в 25% органов созданы самостоятельные структурные подразделения по защите прав потребителей, а в 64% - специалисты по защите прав потребителей введены в другие структурные подразделения (см. также приложение 5). Как показывает практика, систематическая, масштабная и многоплановая работа по защите прав потребителей в муниципальных образованиях под силу органам местного самоуправления, имеющим самостоятельные структуры по защите прав потребителей.
Несмотря на то, что потребительские интересы связаны с широкой областью взаимоотношений, и их защита должна являться одной из составляющих социальной политики на местах, в последние годы наблюдается сокращение числа специалистов по защите прав потребителей в органах местного самоуправления.
Сдерживающим фактором для развития самостоятельных структур по защите прав потребителей в органах местного самоуправления является недостаточность финансирования последних. Вследствие этого уровень защищенности жителей административных центров значительно выше, нежели отдаленных населенных пунктов (сел и поселков). Но даже в такой форме деятельность специалистов по защите прав потребителей существенно влияет на уровень правовой защищенности граждан-потребителей. Учитывая значительные расстояния, разделяющие районные центры и многие населенные пункты, специалисты по защите прав потребителей районов используют такую форму, как организация выездных приемов потребителей.
Практика показывает, что деятельность органов местного самоуправления по защите прав потребителей повышает активность населения в этой сфере.
Объективно расширяется круг проблем, с которыми потребители обращаются в органы местного самоуправления. По наиболее сложным вопросам органы местного самоуправления, в свою очередь, обращаются за разъяснениями в федеральные органы исполнительной власти, в том числе в МАП России.
Больше всего обращений поступает в антимонопольные органы из муниципальных образований, где имеются структурные подразделения по защите прав потребителей. Меньше обращений граждан поступает из тех муниципальных образований, где специалисты совмещают функции по защите прав потребителей с другими обязанностями. Некоторые территориальные управления отмечают, что из городов и районов, где отсутствуют специалисты по защите прав потребителей, обращений в территориальные управления не поступает вообще. При этом следует отметить, что, если органы местного самоуправления имеют в своем составе специалистов по защите прав потребителей, то обращения потребителей и хозяйствующих субъектов поступают в территориальные управления МАП России при невозможности решить вопрос на месте или при несогласии с позицией отдела (специалиста) по защите прав потребителей.
Антимонопольные органы проводят анализ деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей и направляют информацию главам администраций городов и районов. Одновременно направляются рекомендации по созданию эффективного механизма защиты прав потребителей, обеспечивающего условия, при которых каждый житель города или района будет иметь возможность для реализации защиты своих прав и интересов. Территориальные управления МАП России оказывают органам местного самоуправления консультационную помощь, направляют информацию о возможности прохождения специалистами по защите прав потребителей стажировки в территориальном управлении; рассматривают материалы о нарушениях потребительского законодательства, поступающие от органов местного самоуправления; проводят семинары для специалистов, занимающихся защитой прав потребителей в органах местного самоуправления.

Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности. Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры. Во многих отделах по защите прав потребителей созданы списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты органов местного самоуправления направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.
Вывод:
В первой части первой главы рассмотрена система федеральных органов управления, занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав потребителей, их задачи и полномочия. Во второй части отражены полномочия органов местного самоуправления и их роль в контроле соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

2. Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей

2.1. Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

МАП России проводит государственную политику и осуществляет контроль в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития конкуренции на товарных и финансовых рынках; поддержки предпринимательства; обеспечения контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании деятельности субъектов естественных монополий в области связи.
Реализация этих задач во многом позволяет обеспечить сбалансированную защиту интересов добросовестных производителей, соблюдение конституционных прав и свобод граждан - потребителей.
Значительное место в политике по защите прав потребителей занимает пресечение нарушений со стороны недобросовестных товаропроизводителей и продавцов на рынке товаров (работ, услуг).
На обеспечение защитных мер направлена деятельность антимонопольных органов, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за производством и оборотом товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.
Территориальные управления МАП России способствуют усилению государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей. В этих целях территориальные управления МАП России рассматривают заявления и обращения граждан, оказывают консультационную и практическую помощь потребителям по вопросам законодательства о защите прав потребителей, принимают меры по восстановлению нарушенных прав потребителей, проводят проверки хозяйствующих субъектов как по собственной инициативе, так и по заданию МАП России, прибегают к мерам административного воздействия: возбуждают дела по признакам нарушения законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, а в случае их неисполнения постановления о наложении штрафов, осуществляют досудебную и судебную защиту прав потребителей.
Важнейшим направлением деятельности МАП России и его территориальных управлений является работа с обращениями граждан и юридических лиц[17, с. 7-14].
Динамика обращений по вопросам защиты прав потребителей, рассмотренных территориальными управлениями МАП России
в 1996-2002 гг.

Рис.1

Из графика (рис.1) видно, что произошло снижение количества обращений в отчетный период, это, в определенной мере, объясняется усилением разъяснительной и просветительной работы среди потребителей и хозяйствующих субъектов в рассматриваемой области. В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по прежнему остаются продажа товаров с недостатками, предоставление услуг ненадлежащего качества, а также непредоставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях, продавцах), нарушение сроков исполнения услуг.
Специалисты по защите прав потребителей органов местного самоуправления берут на себя основной груз рассмотрения обращений потребителей по месту их жительства, что позволяет территориальным управлениям МАП России больше внимания уделять аналитической и профилактической работе, методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, обучению специалистов. Анализ показывает, что в регионах, где органы местного самоуправления имеют специалистов по защите прав потребителей, количество поступивших обращений потребителей значительно превышает количество обращений в территориальные управления МАП России.
Основным направлением в работе антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является профилактика нарушений и их устранение в добровольном порядке.
В этих целях антимонопольные органы используют различные формы и методы работы. Среди них - согласование нормативных правовых актов, затрагивающих права потребителей, дача специалистами центрального аппарата МАП России официальных разъяснений по законодательству о защите прав потребителей, информационная и просветительская работа через средства массовой информации, консультирование и оказание практической помощи в разрешении конфликтных ситуаций не только потребителям, но и предпринимателям, проведение целевых проверок отдельных секторов потребительского рынка товаров, работ, услуг и др.
Для устранения нарушений антимонопольные органы применяют предусмотренные законодательством административные процедуры - возбуждают дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, выдают предписания, налагают штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний. Данные меры применяются в соответствии с приказом МАП России от 04.04.96 №42 (в редакции приказа МАП России от 11.03.99 № 71), которым утверждено «Положение о порядке рассмотрения МАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» [8].
Итоги дел по защите прав потребителей, завершенных территориальными управлениями МАП России в 2002 г. (включая дела, перешедшие с предыдущих периодов), представлены в приложении 2. Итоги работы территориальных управлений МАП РФ по контролю соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отраслевом разрезе предоставлены в приложении 3[22].
Приоритетными в деятельности МАП России и его территориальных управлений в этой области являются меры, направленные на пресечение правонарушений.
Статьей 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, установлены требования к информации о товарах (работах, услугах), которая в обязательном порядке должна сопровождать товар.
Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей.
Статьями 12-14 Закона «О защите прав потребителей» установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)[10, с. 28-37]. Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа за нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре.
Законодательством в области технического регулирования и стандартизации установлены требования к безопасности и качеству продукции, в том числе приобретаемой для личных нужд. Эти требования содержатся в федеральных законах «О техническом регулировании», «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[4], «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законе Российской Федерации «О ветеринарии» и др.
В то же время нормы указанных законов, которыми установлены требования к информации о товаре, качеству и безопасности продукции, далеко не всегда подкреплены мерами по обеспечению их единообразного применения, в том числе требованиями к маркированию, упорядочению способов нанесения информации о товаре. Эти требования должны содержаться в государственных стандартах и иных нормативных документах, принимаемых в соответствии с положениями норм законодательных актов.
Отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений, классификации, маркирования и идентификации продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области, массовым жалобам граждан-потребителей и добросовестных товаропроизводителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества, не обеспеченных информацией, позволяющей потребителю сделать осознанный выбор.
С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» развертывается работа по реформированию нормативной базы в области стандартизации.
В процессе осуществления технической реформы предусматривается сокращение и упорядочение функции по контролю производства и оборота товаров (работ, услуг), номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, и расширение номенклатуры изделий, соответствие которых может быть подтверждено декларацией.
Это предполагает плавное реформирование системы стандартизации и обязательного подтверждения соответствия. Переход на технические регламенты должен быть согласован с мерами по соблюдению обязательных требований, содержащихся в государственных стандартов и иных документах в области стандартизации.
В настоящее время идет формирование программы разработки технических регламентов на 2003 - 2010 годы. Существует реальная возможность включить в ее разделы разработку технических регламентов, требования которых были бы сопряжены с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части способов предоставления необходимой и достоверной информации о товаре.
Ослабление антимонопольного контроля на стадии экспертной оценки и согласования устанавливаемых требований по безопасности, может спровоцировать возникновение нездоровой конкуренции уже на начальной стадии формирования технической политики, создание технических основ для вытеснения отечественных товаропроизводителей с рынков, производящих изделия массового назначения. Наступление такого события чревато отрицательными последствиями для потребителей и добросовестных отечественных товаропроизводителей.
Учитывая опасность его возникновения, МАП России включил в пункт 13 проекта постановления Правительства Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по обеспечению развития конкуренции в Российской Федерации», выносимому на заседание Правительства, поручение Госстандарту России о введении обязательной экспертизы требований по безопасности процессов производства и продукции,
Широкое распространение получила продажа товаров по образцам с применением дистанционных продаж и рекламы.
При использовании этих форм торговли имеет место значительный рост нарушений прав потребителей на надлежащую информацию о товаре.
Отсутствие в Федеральном законе «О рекламе» положений, предусматривающих ответственность за не предоставление необходимой информации о рекламодателе, изготовителе, продавце усложняет реализацию норм Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», приводит к ущемлению прав потребителей при заключении и исполнении договора розничной купли-продажи[3].
При доставке товаров по почте с применением рекламы: не доводится информация (или представляется в искаженном виде) о его сертификации, сведения о противопоказаниях; не даются консультации по правилам применения (эксплуатации) товара. Потребители узнают о товаре и его недостатках после того как он продан[5].
Возникающие нарушения провоцируют заметный рост устных и письменных обращений, направляемых в МАП России и его территориальные управления. Во многом это является следствием несогласованности требований статьи 7 Федерального закона «О рекламе» с нормами Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части нанесения обязательной информации при рекламировании товаров.
Подобные нарушения возникают и при продаже других товаров профилактического назначения. Часто продавец (агент) передает товар, который не соответствует образцу или описанию, качество которого не отвечает информации о нем. При этом не доводится информация о правилах использования товара, действиях в связи с обнаружением недостатков. Имеют случаи, когда до потребителя не доводится техническая документация, в том числе инструкция по эксплуатации.
Продажа товаров по рекламе с применением розыгрышей приобретает в последнее время массовый характер и усложняет соблюдение правил продажи товаров по образцам с применением дистанционных продаж.
Законодательным актом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка организации и проведения лотереи, установленного Указом Президента Российской Федерации.
В то же время, антимонопольные органы вправе обратится в суд с иском о прекращении распространения такого рода организациями ненадлежащей рекламы или о их ликвидации за неоднократное и грубое нарушение прав потребителей.
Увеличение продаж посредством рекламы вызвано еще и тем, что ее применение позволяет продавцу-рекламодателю в наиболее выгодном свете продемонстрировать с экрана телевизора и других средств массовой информации товар. Часто оказывается, что реклама не содержит информации о том, у кого потребитель приобретает товар, кто является его изготовителем, а сообщает только контактный телефон, по которому можно заказать рекламируемый товар. Информация о местонахождении продавца, как правило, отсутствует также и у рекламораспространителя.
Такая схема продаж позволяет недобросовестному продавцу обманывать потребителя и уходить от ответственности, предусмотренной Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Данные обстоятельства порождают массовые обращения граждан за защитой своих прав. Однако, часто усилия контролирующих органов не приводят к ожидаемым результатам, поскольку установление местонахождения фирм, осуществляющих продажи посредством рекламы (в том числе, через радио- и телемагазины, по почте), требует значительных временных затрат, либо вовсе невозможно.

2.2. Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде.

Защита прав потребителей, осуществляемая судом общей юрисдикции и ми-ровыми судьями (далее суды), обеспечивает наиболее полное восстановление нару-шенных прав потребителей путем удовлетворения имущественных и неимущест-венных ин-тересов потребителей, чьи права были ущемлены, и является важнейшим способом защиты прав потребителей.
Число исков о защите прав потребителей, как показывает статистика, публи-куемая Верховным Судом Российской Фе-дерации, постоянно растет. В 1998 году таких исков предъявлено - 27,1 тыс., в 1999 - 31,6 тыс., 2000 -46,9 тыс., 2001 - 42,6. В связи с введением института мировой юстиции меньшее число исков о за-щите прав потребителей предъявляется в районные суды. Так, в 2001 году район-ными судами рассмотрено 34,1 тыс. исков, мировыми судьями - 8,5 тыс. исков[25].
Защита прав потребителей в суде осуществляется, прежде всего, потребите-лями самостоятельно. Рост обращений потребителей в суд за защитой своих прав является результатом действия ряда факторов, в частности, проводимой антимоно-польными органами, органами местного самоуправления, общественными объеди-нениями потребителей политики, направленной на просвещение потребителей в об-ласти защиты их прав, возрастания активности указанных органов в оказании по-мощи потребителям в защите их прав в суде и, как результат, повышение правовой культуры потребителей.
Следует отметить, что уровень правовой обоснованности заявляемых потре-бителями исков возрос.
Значительно облегчает потребителям самостоятельную защиту прав в суде и предоставленные ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребите-лей» процессуальные льготы: освобо-ждение потребителей от уплаты государственной пошлины и возможность предъ-явления потребителями исков не только по месту нахождение ответчика, но и по месту своего жительства или по месту причинения вреда (статья 17 Закона). В настоя-щее время процессуальные льготы, предоставляемые потребителям, закреплены в недавно принятом Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (вводится в действие с 1 февраля 2003 г.). При этом в части выбора потребителем подсудности указанные льготы расширены по сравнению с установленными Зако-ном Российской Федерации «О защите прав потребителей». Согласно статье 29 указанного Ко-декса потребитель вправе по своему выбору предъявить иск в суд по месту житель-ства или месту пребывания истца либо по месту заключе-ния или месту исполнения договора. Иск к организации, вытекающий из деятельно-сти ее филиала или предста-вительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федера-ции, может быть предъяв-лен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации. Иски о возме-щении вреда, причинен-ного увечьем, иным повреждением здоровья могут предъяв-ляться истцом также в суд по месту его жительств и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.