Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Ценовая дискриминация: сущность и методы борьбы с ней

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 2.4.2014. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение…………………………………………………………………
1 Ценовая дискриминация как экономическая категория и явление…………………….
1.1 Сущность, цели и методы ценообразования…………………………………….
1.2 Сущность ценовой дискриминации: эволюция взглядов………………………
1.3 Причины и условия возникновения ценовой дискриминации………………..
1.4 Степени ценовой дискриминации………………………………………………..
2 Сущность ценовой дифференциации……………………………………
3 Регулирование ценовой дискриминации: мировой опыт и отечественная практика…..
Заключение………………………………………………………………
Библиографический список…………………………..


Введение

Одной из форм реализации монопольного предложения в настоящее время является проведение в отношении потребителей политики ценовой дискриминации. Это дифференциация цен для разных покупателей в зависимости от различий их индивидуального спроса, а также на разные единицы покупаемых товаров. Ценовая дискриминация является для компании одной из возможностей увеличить свою прибыль с каждого клиента. Суть данного метода заключается в том, что один и тот же товар продается разным потребителям по различной цене. Независимо от издержек.
Чтобы правильно оценить роль этого явления в современных экономических условиях, сформировать правильное отношение к нему, выявить плюсы и минусы, нужно, в первую очередь, разобраться в его структуре. А уже, исходя из этого, станет возможным формирование и применение методов, сглаживающих негативные последствий ценовой дискриминации в экономике нашего государства, находящегося в данный момент в состоянии кризиса. В этом заключается актуальность данной работы.
Теоретической основой исследования являются труды представителей кембриджской школы А. Маршалла и А. Пигу, основанных на идее необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь. Для них характерны субъективно-психологический подход к объяснению экономических категорий, отказ от поисков объективно существующих экономических законов, стремление применить теорию эволюции к общественному развитию.
Цель работы состоит в том, чтобы, разобравшись в сущности такого явления как ценовая дискриминация, обнаружить возможные методы борьбы с ней.
Отсюда вытекают следующие задачи:
· раскрыть сущность ценовой дискриминации как экономической категории;
· проанализировать влияние ценовой дискриминации на экономику;
· сформулировать основные методы борьбы с ней и оценить их эффективность.
Объектом данного исследования являются особенности ценообразования, отношения, возникающие в рамках этого явления, и их сущность.
Предметом же исследования являются сущность ценовой дискриминации и возможные способы её регулирования.
Методологической основой данного исследования послужили данные экономических наблюдений и экспериментов, т. е. в процессе подготовки работы по большей части использовались качественные методы. При анализе теоретических данных использовались принципы развития и практической осуществимости, на основе которых стало возможным выявление общих закономерностей и формирование выводов.
Информационной базой послужили статистические данные, данные региональных статей, размещенных в социальной сети, Федеральный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».





1 Ценовая дискриминация как экономическая категория и явление

1.1 Сущность, цели и методы ценообразования

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но, как пишет Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей. [10, с. 165]
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. Под рыночным понимается ценообразование, которое формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Государственное же формируется на основе назначения цен государственными органами. [11, с. 378]
Стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями фирмы в соответствии с системой маркетинга и отражать их. Естественно, что стратегии могут быть различны в широком диапазоне. Существуют три основных цели ценообразования:
· основная - на сбыте;
· на прибыли;
· на существенном положении.
В первом случае, предприятие заинтересовано в росте реализации или максимизации доли на рынке. Во втором - в максимизации прибыли, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечением быстрого поступления наличных средств. В третьем случае предприятию важно избегать влияния неблагоприятных правительственных действий, минимизировать результаты действий конкурентов, поддерживать хорошие отношения с участниками каналов сбыта продукции, стабилизировать цены. Ценообразование является составной частью общей системы маркетинга предприятия. Надо учесть все факторы, влияющие на ценовые решения - издержки производства, конкурентов, потребителей, правительство. Решающим является уровень издержек производства и реализации.
Но нельзя забывать, что затратное целевое поведение предприятия хотя и помогает им держаться на плаву, но недальновидно, не соответствует рыночной перспективе, поскольку в конечном итоге ведет к всеобщему росту цен, тем самым к банкротству многих предприятий. Установление цен включает в себя следующие этапы: постановка целей и задач ценообразования, определение спроса, издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены. Главная цель, которая ставится при принятии решений о ценах - увеличение прибыли.
Выделяют следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии: определение базовой цены, т. е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов; определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок. Применяются следующие основные методы расчета базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных комбинациях друг с другом.
Метод полных издержек, или метод Издержки плюс (Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing). Суть его в том, что к полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины.
Этот метод применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
Используется также метод стоимости изготовления (Conversion Cost Pricing), при котором полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:
· о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;
· об отказе или продолжении конкурентной борьбы;
· об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;
· по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
Метод маржинальных издержек (Direct Costing System) предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.
Пример. Предприятие по производству предметов домашнего обихода желает установить цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства - 10000 единиц.
Предположительно прямые затраты сырья и материалов на единицу изделия - 1000 руб. Прямые затраты труда на 17 единицу изделия - 400 руб. Предприятие планирует сумму постоянных затрат 2000 тыс. руб. в год и надеется получить 4000 тыс. руб. прибыли. Рассчитать цену с использованием метода маржинальных издержек. Планируемая выручка от продаж после возмещения переменных затрат составит: 2000 + 4000 = 6000 тыс. руб.
Желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия: 6000000 / 10000 = 600 руб. Совокупные переменные затраты на единицу изделия: 400 + 1000 = 1400 руб. Цена (переменные затраты на единицу изделия + желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия): 600 + 1400 = 2000 руб.

Метод рентабельности инвестиций (Return on Investment Pricing) основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Это единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара.
Пример.
Предприятие устанавливает цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства - 40000 ед., предполагаемые переменные затраты на единицу изделия - 35 руб. Общая сумма постоянных затрат - 700000 руб. Проект потребует дополнительного финансирования (кредита) в размере 1000000 руб. под 17% годовых. Рассчитать цену с применением метода рентабельности инвестиций. Переменные затраты на единицу 35 руб. Постоянные затраты на единицу изделия: 700000 / 40000 = 17,5 руб. Суммарные затраты на единицу изделия: 35 + 17,5 = 52,5 руб.
Желательная прибыль составит: (1000000 Ч 0,17) / 40000 = 4,25 руб./ед. (не ниже). Минимально допустимая цена изделия: 35 + 17,5 + 4,25 = 56,75 руб.

Методы маркетинговых оценок (Pricing based on Market Considerations) предусматривают, что предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар.

Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.


1.2 Сущность ценовой дискриминации: эволюция взглядов

Одной из форм реализации монопольного предложение является проведение в отношении потребителей политики ценовой дискриминации. Это дифференциация цен для разных покупателей в зависимости от различий их индивидуального спроса, а также на разные единицы покупаемых товаров.
Ценовой дискриминацией (от лат. discriminatio - различение) называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. [2, c.365] При этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей. Поэтому не всякое различие цен является дискриминационным, а единая цена не всегда свидетельствует об отсутствии ценовой дискриминации. Так, например, цены поставки, полностью учитывающие различия в транспортных расходах среди потребителей, расположенных на различных расстояниях от поставщика, не являются дискриминационными. Напротив, в том случае, когда поставка товара осуществляется самим поставщиком, единая цена для всех разноудаленных потребителей может рассматриваться как дискриминационная.
Совершенно конкурентное предприятие не устанавливает цен, оно является ценополучателем. Поэтому в условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна. Другое дело монополия. Монополист, будучи единственным продавцом товара, может продавать его по разным ценам на разных рынках или в разных количествах, т. е. осуществлять ценовую дискриминацию. Для этого необходимо, чтобы прямая эластичности спроса на товар по его цене у разных покупателей была существенно различной, а эти покупатели были легко идентифицируемы и была невозможна перепродажа товара покупателями. [1, c.223]
Впервые термин «ценовая дискриминация» ввел французский экономист Ж. Дюпюи. Он был первым, кто привлек внимание исследователей к факту ценовой дискриминации и попытался выяснить его смысл. Рассуждения Дюпюи изложены в статье «О мере полезности гражданских сооружений».
В о........


Библиографический список

1. Селищев А. С. Микроэкономика: учебник для вузов / А. С. Селищев. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
2. Гальперин В. М. Микроэкономика: учебник в 2-х томах / В. М. Гальперин. т. 2. - СПб.: Экономическая школа, 2007. - 503 с.
3. Косов Н. С. Основы микроэкономического анализа: учебное пособие / Н. С. Косов. - Тамбов: ТГТУ, 2006. - 144 с.
4. Макконелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т. / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. т.2. - М., 1996.- 400с.
5. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния. В 2-х томах / А. С. Пигу. т. 2. - Изд.: Прогресс, 1985. - 456 с.
6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т. Б. Бердникова. - М.: Инфра-М, 2007. - 215 с.
7. Морозова Т. Г. Государственное регулирование экономики / Т. Г. Морозова. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 255 с.
8. Автономов В. С. История экономических учений: учебное пособие / В. С. Автономов. - М.: Инфра-М, 2002. - 784 с.
9. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федер. закон. - Ростов: Феникс, 2002. - 32 с.
10. Салижманов И. К. Ценообразование: учебник для вузов / И. К. Салижманов. - М.: КноРус, 2008. - 299 с.
11. Лев М. Ю. Ценообразование: учебник для вузов / М. Ю. Лев. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 719 с.
12. Beчкaнoв Г. С. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс] //
Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa. Центр креативных технологий
< lib/micro/micro-0070/ > (05.11.2010).
13. Политика ценовой дискриминации [Электронный ресурс] // Онлайн учебник по экономике < politika-cenovoj-diskriminacii/> (05.11.2010).
14. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс] // BizTimes < index.php?artid=610> (05.11.2010).
15. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс] // Экономический журнал < mikroekonomika/98.html > (05.11.2010).
16. Гальперин В. В. 50 лекций по микроэкономике [Электронный ресурс] // В. В. Гальперин, В. М. Гальперин. Экономикс < index.php?ch=3&le=27&r=3&z=1> (05.11.2010).
17. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс] // Портал "Экономистъ" < page/mikroekonomikal/ist/ist-9--idz-ax254--nf-27.html> (10.11.2010).
18. Beчкaнoв Г. С. Что такое монополия [Электронный ресурс] //
Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa. Центр креативных технологий
< lib/micro/micro-0070/ > (10.11.2010).
19. Герасименко В.В. Дифференциация цен и ценовая тактика [Электронный ресурс] // В. В. Герасименко. Энциклопедия маркетинга < lib-mm/pricing/price_diff.htm> (10.11.2010).
20. Дифференциация цен [Электронный ресурс] // Планово-экономический отдел < ?p=79> (10.11.2010).





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.