Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 2.4.2014. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Монополия, её сущность, причины возникновения. Понятие монопольной власти, её показатели 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Источники монопольной власти 6
1.3 Показатели монопольной власти 8
1.3.1 Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли) 8
1.3.2 Коэффициент Лернера 9
1.3.4 Коэффициент Папандреу 10
2. Специфика ценообразования на монопольном рынке 13
2.1 Государственный контроль над монополиями 13
2.2.1 Антитрестовские законы 13
2.2.2 Исследование формы контроля над ценами 16
2.2.3 Регулирование цен 17
2.2.4 Регулирование цен на практике 19
3. Особенности современной монополизации экономики, её последствия 21
3.1 Общественные издержки монопольной власти 21
3.2 Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26



ВВЕДЕНИЕ

В современном мире на фоне развитости различных рынков принято говорить о совершенной конкуренции как единственном инструменте для достижения роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически не существует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
Основная цель данной курсовой работы - раскрыть понятие монополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объект исследования - экономика страны.
Основные задачи: дать определение монополии и монопольной власти выявить ее преимущества и недостатки, показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий, отразить современные тенденции развития монополий.
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, её виды, критерии измерения, а также некоторые предприятия монополисты на белорусском рынке.
Тема данной работы является актуальной, так как Республика Беларусь имеет переходную экономику. Государство, сталкиваясь с проблемой монополии, должно решить, как будет регулировать монополии. У страны есть выбор: либо сохранить существующие монополии, либо провести приватизацию этих предприятий.


1. Монополия, её сущность, причины возникновения. Понятие монопольной власти, её показатели

1.1 Основные понятия
Монополия - такая ситуация на рынке, когда один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты: продавец является единственным производителем данного товара (продукта), реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей; монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок, является законодателем цены. То есть монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, так как по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает. Также характерной чертой для монополии является то, что на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения, примерами естественных монополий могут служить предприятия общественного пользования - электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке.
Монопольная власть - это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью. Степень монопольной власти относительна, если на рынке действует не один, а несколько производителей аналогичной продукции [1, с. 68-69].
Монополист как единственный производитель товара находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса) [1, с. 72].

1.2 Источники монопольной власти

Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна) - с менее эластичной кривой спроса.
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
Эластичность рыночного спроса. Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.
Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей [2, с. 121-122].
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов. Иногда для вступления в дело имеются естестве........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. А. Пигу. "Экономическая теория благосостояния". том 2., Москва: Прогресс, 1985 - 250 с.
2. В.Ф.Максимова. Рыночная экономика (учебник), Москва: ”Соминтек", 1992 - 200 с.
3. Д. Линдсей, Э. Долан. Рынок: микроэкономическая модель, Санкт-Петербург, 1992 - 254 с.
4. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика, Санкт-Петербург, 1994 - 250 с.
5. О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: Указ Президента Республики Беларусь, 28 марта 2006 г., № 182 // Интернет-портал Беларусь сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 412/ . - Дата доступа: 18.11.2011
6. К. Макконнелл, С.Брю. Экономикс, Москва, 1992 - 486 с.
7. П. Самуэльсон. Экономика, Москва, 1964 - 304 с.
8. П. Хейне. Экономический образ мышления, Москва: Дело, 1991 - 250 с.
9. Ф. Кенэ. Избранные экономические произведения, 310, Москва, 1960;
10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, Москва, 1993 - 210 с.
11. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 томах. Москва, 1992 .
12.Розанова Н.М. Экономическая теория фирмы: Учебник / Н.М.Розанова. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009. - 447 с





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.