На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Подросток в зарубежной литературе ХХ века.Дети и родители (проблемы взаимоотношений в семье)

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Литература. Добавлен: 3.4.2014. Сдан: 2008. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:


1. Введение............................................................................................................ 2
2. Подросток в зарубежной литературе ХХ века............................................... 3
3. Дети и родители (проблемы взаимоотношений в семье).............................. 7
4. Тема школьной жизни (взаимоотношения учеников и учителей)............... 17
5. Подросток в современном мире (проблема самоутверждения)................... 19
6. Заключение........................................................................................................ 24
7. Список литературы........................................................................................... 25


1. Введение

Среди общепризнанных факторов влияния на формирование личности подростка (семья, школа, сверстники) немалая роль принадлежит литературе. «Воспитательное воздействие художественной литературы огромно, и потому - считал М.Горький, - она действует одновременно и одинаково сильно и на мысли и на чувства». [17]
Становление человека невозможно без приобщения к духовной культуре, а литература - часть этой культуры. Она поможет «Сформировать в душе юного человека ту основу и тот нравственный цемент, который не дает душе распадаться, не сделает ее способной на жестокость и подлость». (В.Амлинский).[12]
Интерес подростка к себе, своей личности, приводит к желанию сравнить себя с другими, выискивая сходства и различия, часто это бывают литературные герои. И здесь очень важно, каков духовный потенциал литературы - созидательный или разрушительный.
Подросток жаждет увидеть себя со стороны, причем не только ровесников - своих современников, но и ребят - героев произведений предшествующих лет.
Подростков привлекает добрая энергетика большинства книг, не лишенных, конечно, драматических конфликтов. Извечные проблемы: взаимоотношения со взрослыми (семья и школа), с ровесниками (школа и улица) сохранились, но претерпели существенные изменения, обусловленные социально-экономическими и общественно-культурными обстоятельствами.
Чтобы понять духовный мир современного подростка, я обратилась к литературным произведениям А.Лиханова, В. Железникова, Ю.Клепикова, Л.Симоновой и других писателей. Сопоставляя их мысли, чувства, переживания, я смогла полнее понять себя и своих ровесников, соотнести их проблемы со своими, понять их истоки, причины, и может быть, найти выход.
Произведения, выбранные для рассмотрения, адресованы не только непосредственно читателям определенного возраста, это и произведения общей («взрослой») литературы. Критерий отбора: близость проблемы читателю, доступность художественных средств.
В моем реферате рассматриваются темы нравственного становления подростка в художественной литературе 1960х-2000х годов. Выделен ряд основных тем, затронутых в произведениях: значение семьи; нравственное влияние учителя; коллектива сверстников, его роль в формировании личности подростка.


1. Подросток в зарубежной литературе ХХ века.

Тема реферата была выбрана мною не случайно. Огромное впечатление на меня произвел роман Дж.Сэлинджера «Над пропастью во ржи», и, не смотря на то, что творчество Дж. Сэлинджера приходится на середину ХХ века, его произведения близки современной молодежи.
Сэлинджера очень волновала проблема становления молодого человека, его сложного духовного мира. Роман «Над пропастью во ржи» полностью посвящен анализу жизни и поступков главного героя, Холдена Колфилда, пытающегося найти свое место в жизни. В центре романа - неизменно актуальная для каждого поколения людей проблема - вступление в жизнь молодого человека, сталкивающегося с суровыми реалиями жизни.
Больше всего на свете Холден боится стать такими, как все взрослые. Он уже был исключен из трех колледжей за неуспеваемость. Холден не хочет учиться лишь для того, чтобы жить как большинство обеспеченных американцев (это неприемлемо для героя), так как эта жизнь, по его мнению, ненастоящая и иллюзорная. Он много читает, пытаясь в книгах найти ответы на свои вопросы. «Вообще, я очень необразованный, но читаю много»[18] - исповедуется Холден. Но все равно, столкновения с реальной жизнью не избежать, и Холден конфликтует с учителями, родителями, одноклассниками. Он очень обидчив, нелюбезен, иногда бывает просто груб и насмешлив. Такой характер складывается у Холдена из-за душевного одиночества, из-за того, что его жизненные ценности не совпадают с критериями взрослых.
Холден одним из первых дерзнул обвинить современную ему Америку в самодовольствии, лицемерии, душевной черствости. Главное обвинение, которое герой бросает окружающему миру - это обвинение в фальши, в сознательном, а потому и особенно отвратительном притворстве.
Его возмущает отсутствие самой элементарной человечности. Кругом обман и лицемерие: лгут в привилегированной школе, что воспитывают хороших людей. Лжет учитель Спенсер, уверяя, что жизнь одинакова для всех людей. Пытаясь уйти ото лжи, недоверия между людьми, Холден выстраивает свой собственный мир.
«Все напоказ. Все притворство. Или подлость» [18], - так оценивает Холден свою бывшую школу, а с ней и тот социальный круг, в котором обитают его соученики, знакомые, родственники и он сам. Идеалы и цели, которыми руководствуются окружающие, образ жизни, который они ведут, в глазах Холдена «сплошная липа». Он не знает, как жить и во что верить. Понятно лишь одно: жить, как все, он не хочет и не может.
«Нормальное», деловое сообщество, поглощенное сиюминутными интересами, соображениями выгоды, престижа, материального успеха, получает от «бездельника» Холдена нелепые вопросы вроде того, куда деваются утки в Центральном парке, когда зимой замерзает пруд. Окружающие и знать не желают про этих уток, ясно давая понять вопрошающему, что есть в жизни заботы и поважнее. Отчасти это так - но только отчасти: равнодушие собеседников Холдена к уткам для автора знак агрессивного неприятия «организованным обществом» всего того, что не отвечает соображениям целесообразности.
Герои многих произведений, как известно - деятели. Холден Колфилд же на поступок трагически не способен. Даже на самый пустяковый. Не случайно в начале повести Сэлинджер заставит героя слепить снежок: Холден будет долго выбирать цель, да так и не выберет, а, в конце концов, по требованию кондуктора будет вынужден просто выбросить снежок на землю. По этой модели построены и дальнейшие действия Холдена. Ему н сидится на месте, ему то и дело хочется что-то предпринять, но его лихорадочная активность заканчивается ничем, за всякой попыткой комического действия - комическая или печальная невозможность его совершить. Поедет капитаном школьно фехтовальной команды - забудет в метро снаряжение, подведет товарищей. Гордо распрощается со своими бывшими одноклассниками - «Спокойной ночи, кретины!»[18], - но тут же поскользнется на ореховой скорлупе и чуть не свернет себе шею. Напишет по просьбе соседа по комнате сочинение - но не на тему, а потом, обидевшись на непонятливость заказчика, изорвет написанное. Купит сестренке Фиби ее любимую пластинку - нечаянно разобьет, вручит одни осколки. И так всегда и во всем. Только в мечте Холден - хозяин положения. Только в воображении он способен лихо расправиться с подлецом Морисом, дать выход запасам нежности и доброты, наладить правильные отношения с опротивевшим ему обществом. В реальности же все идет кувырком. Окружающий мир словно мстит своему юному критику за высокомерие, совершенно не подчиняясь ему. Увы, по всем признакам бунтарь больше походит на жертву.
Временами Холден позволяет себе совсем уж непростительные выходки: он может пустить дым сигареты в лицо симпатичной ему собеседнице, громким смехом оскорбить любимую девушку, глубоко зевнуть на дружеские увещевания расположенного к нему преподавателя. «Нет, я все-таки ненормальный, честное слово!»[18], - эти слова не случайно рефреном звучат в романе Сэлинджера.
Холдена и вправду, не назовешь благонравным юным джентльменом: он бывает и ленив, непоследователен и эгоистичен. Но неподдельная искренность героя, готовность рассказать обо всем без утайки, компенсируют многие недостатки его еще неустоявшегося характера.
Однако, с другой стороны, понятен и возрастной максимализм Холдена, понятна его ненасытная жажда справедливости и открытости в человеческих отношениях.
Поездка в Нью-Йорк сыграла огромную роль в формировании Холдена как личности. Он с удивлением замечает, что насилие и обман сосуществуют с милосердием и добротой. Две монахини, встреченные Холденом в вокзальном буфете, не только учат детей, но и собирают милостыню для бедных. Холден много думал над этим, постепенно понимал, как важна осмысленная, имеющая цель жизнь.
«Эти две монахини не выходили у меня из головы. Я все вспоминал эту старую соломенную корзинку, с которой они ходили собирать лепту, когда у них не было уроков», - с грустью думал Холден, понимая, что его знакомые никогда не отважатся на такую жизнь. Спасти детей от пропасти взрослой жизни, где царят насилие, лицемерие, недоверие и ложь: «... Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи, »[18] - таково заветно желание Холдена Колфилда.
Движение повести - это медленное освобождение от поверхностного отношения к жизни. Мечта Холдена о побеге на Запад и «осуществлении гармонии» иронически претворится в жизнь его вынужденным отъездом в калифорнийский санаторий-клинику, откуда, собственно, и ведет он рассказ о своих злоключениях. Другая его мечта - оберегать детей от пропасти (о ней говорилось выше) - при ближайшем рассмотрении тоже теряет свое идиллическое содержание. Критики эту пропасть расшифровали как «пропасть повзросления». Но спасать от повзросления - сомнительное благодеяние. Кажется, это прочувствовал и сам Холден. На последних страницах повести, наблюдая за детишками на карусели, которые, пытаясь поймать золотое кольцо, рискуют упасть, он произносит монолог о недопустимости вмешательства в их игру, в их мир: «Упадут так упадут»[18]. Это истина тем более ценная, что набрел на нее герой не чужим умом, не советами, а собственным опытом. Холден понятия не имеет, как станет жить дальше, ему пока нечего ответить настырному психоаналитику, желающему знать, будет ли он «стараться», когда снова поступит в школу. Важно не это: на смену былому раздражению по любому поводу - и по пустякам, и по действительно серьезным причинам - приходит спокойствие. Любовь к категорическим суждениям, похоже, начинает уступать место внимательному вглядыванию в реальную действительность со всеми ее качествами - и дурными, и хорошими. Вглядыванию в окружающих его людей - их теперь Холдену, по его собственному признанию, «как-то не хватает». Начав с тотального осуждения, он учиться понимать.

В литературной традиции ХХ века подросток - это герой, который выходит из детства и пытается найти свое место в обществе. По природе своей он бунтарь. Причины его бунта не только возрастного, но и социального характера: протест у героя вызывает мир взрослых и социальные порядки, в нем установленные. Несмотря на разные жизненные реалии, между героями-бунтараями есть нечто общее. Юный американец Холден Колфилд из повести Сэлинджера и герои-подростки других произведений равно нетерпимы ко всем проявлениям фальши и лжи к окружающим людям. Персонажи современной литературы тоже склонны к обличениям, но вот стиль их откровений заметно изменился. На смену исповедальному тону, с характерным для него потоком лирических признаний, пришел ироничный дневниковый стиль с элементами сатиры и комической игры.
Образец подростковой литературы такого рода - повесть английской писательницы Сью Таундсенд «Тайный дневник Андриана Моула». Она написана в форме дневниковых записей, которые ведет четырнадцатилетний подросток.
Дневник включает в себя «документы» разного рода: перечни дел и покупок, выписки из книг и газет, письма, расписки и многое другое. Из этого житейского мусора восстанавливается картина жизни мальчика, типичная по современным меркам: ссоры между родителями, придирки школьных учителей, хлопоты по хозяйству и уход за домашними животными. К этому списку проблем надо прибавить подростковые комплексы по поводу внешности и ума.
Принцип мозаики в изложении событий соответствует разброду мыслей и чувств автора дневника. Сам герой при этом не замечает комических несоответствий. В манере простака он рассказывает о своих бедах («Итак, самое худшее случилось: я весь в прыщах, а родители расходятся»)[19], характеризует окружающих и самого себя («Читал комиксы до утра, мы, интеллектуалы не какие-нибудь обычные люди, нам положено до утра не спать»)[19].
Подшучивая над своим героем, английская писательница не остается в рамках игры с подростковым сознанием. Наивность Андриана повторяет наивность «англичанина», «европейца» - все это разные проявления стереотипов массового сознания. Например, к таким стереотипам относиться участие в широко рекламируемой благотворительной деятельности. Она заключалась в том, что «добрый» мальчик отнес бедным старые подшивки детских журналов. Вместо благодарности - перед носом захлопнутая дверь.
Предметом комического абсурда становятся даже демократические права и свободы: они тоже понимаются героем на обывательском уровне. Например, Андриан и его друзья создают носочный комитет, чтобы добиться от руководства школы права носить красные носки. В итоге, члены этого комитета носят красные носки под черными, и им все равно, что жмут ботинки - принципы превыше всего.
Создается впечатление, что Андриан - персонаж комический, не похожий на бунтарей прежней литературы, но это не так. У героя С.Таундсенд есть своя жизненная позиция, не сводимая к расхожим истинам, рекламе и расчету. Так, став членом общества «Добрые самаритяне», Андриан поначалу рассчитывает на освобождение от уроков. Удобно и то, что его опекаемый - 86-летний старик. Но цинизм быстро слетает после знакомства героя со старым Бертом. Дневник мальчика наполняется ежедневными записями о хлопотах, связанных с заботой о больном одиноком человеке.
Свобода Андриана проявляется и в собственном мнении по поводу общественных ценностей. Высказывая свои впечатления о произведениях классической литературы, герой никогда не повторяет чужих слов. Некоторые его оценки выглядят комично («Читал «Войну и мир», в целом неплохо»)[19], но всегда искренне: все прочитанное Андриан соотносит со своей жизнью.
Вообще, подросток в современной литературе - это герой, идейно подготовленный и хорошо осведомленный в социально-политических вопросах. Не последнюю роль здесь играет школа, ученики которой активно обсуждают современные проблемы («Я не согласен с сахаровским анализом причин возрождения сталинизма, мы проходим Россию в школе, так что я знаю, что говорю»)[19]. ........


7. Список литературы:

1. Арзамасцева И. Герой из истории детства // Литература. - 2008.- №5. - с.85-87.
2. Демина Н.Н. Лиханов А. Роман «Никто» // Литература в школе.- 2005. - №7. - с.40.
3. Железников В.К. Чучело - 2, или Игра мотыльков: Повесть.- М.: ООО «Киностудия
«Глобус»», 2001.- (Серия «Чучело»).
4. Искандер Ф.А. Авторитет // Ночной вагон: повести и рассказы.- М.: Панорама, 2000
5. Клепиков Ю. Незнакомка.- М.: Астрель Аст, 2005 .
6. Коротков Ю. М. Абориген //.- М.: Дет. лит., 1989. -С. 33-97.
7. Коротков Ю.М. Седой // Коротков Ю. Дикая любовь: Повести. - М., 1998.-С.89-276.-
(Опасный возраст).
8. Костюхина М. Откровения подростка // Литература . - 2007.-№19.-С.22-26.
9. Лиханов А. Лабиринт: мальчишечий роман.- М: Детство. Отрочество. Юность,
2005.- (Уже не дети...).
10. Лиханов А. Никто: роман.- М: Детство. Отрочество. Юность, 2005.-
(Уже не дети...).
11. Лиханов А. Сломанная кукла: повесть // Путеводная звезда. - 2002. - №2.
12. Михалева Т.И Современный подросток в современном мире: проблема
формирования личности подростка в литературе 1960-х-2000-х годов.- М.: Русская
школьная библиотечная ассоциация, 2007.
13. Мурашова Е.В. Барабашка - это я! // Мурашова Е. Барабашка - это я!: Повести. -
М., 1998.-С.147-264.- (Опасный возраст).
14. Мурашова Е.В. Обратно он не придет!.. // Мурашова Е.В. Барабашка - это я!:
Повести. - М., 1998.-С.5-146.
15. Мурашова Е.В. Полоса отчуждения // Костер.-1991.-№ 1-4.
16. Симонова Л. Круг: повесть.- М.: Дет. лит., 1990.
17. Слово о книге: афоризмы, изречения, литературные цитаты.- М.:Книга,1981. -
С.110.
18. Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи: роман. - М.: Эксмо, 2006.- (Зарубежная
классика).
19. Таундсенд С. Тайный дневник Андриана Моула.- М.: Фантом - Пресс, 2003.
20. Тубельская Г.Н. Не только «Гарри Поттер» // Школьная библиотека. - 2003.- С.45-
48.
21. Энциклопедия литературных героев. - М.:Аграф,1999.
22. Энциклопедия литературных произведений.- М.:ВАГРИУС, 1988.







Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.