На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Русская народная сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 7.4.2014. Сдан: 2014. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития речи старших
дошкольником средствами русской народной сказки.
1.1 Психолого-педагогические исследования в области развития речи
старших дошкольников средствами русской народной сказки.
1.2 Особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте.
1.3 Русская народная сказка как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
2 Описание и анализ опытно-экспериментальной работы по проблеме развития речи старших дошкольников средствами русской народной сказки.
2.1 Выявление исходного уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.
2.2 Анализ системы занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
Заключение
Список литературы
Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
В ходе экспериментальной работы в ДОУ нами были выявлены противоречия:
1) между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития речи и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ;
2) между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ.
В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования русской народной сказки как средства развития речи детей.
Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление возможностей русской народной сказки как средства развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русская народная сказка, как средство развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система занятий по русской народной сказке будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:
- отбора образных выражений с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта;
- элементарного осознания детьми роли образных слов и выражений высказывании;
- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.
Цель, объект и предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) Изучить теоретические основы использования сказки в формировании образности речи детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития речи на основе русской народной сказки;
3) разработать и апробировать систему занятий с использованием русской народной сказки в развитии образности речи старшего дошкольного возраста;
4) проследить динамику изменения уровня развития речи детей в процессе экспериментальной работы.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем, анализ календарных планов воспитателей, педагогический эксперимент.
Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
База исследования: данное исследование проводилось на базе КГКП «Детский сад №1» в старшей группе детского сада.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных в практике дошкольных образовательных учреждений.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОМ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ


1.1 Психолого-педагогические исследования в области развития речи старших дошкольников средствами русской народной сказки

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.
На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш и др.
Идеи К.Д. Ушинского являются основополагающими в отечественной педагогике, если говорить о значении родного слова для введения детей в сознательное обладание сокровищами родного языка. Он говорил, что «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в тоже время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений… Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части, в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке».
Е.И. Тихеева стала продолжателем педагогических идей К.Д. Ушинского, и тоже в своих работах поддерживала его мысли о необходимости и важности обучения детей родному языку. Она писала, что «Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Языковое творчество русского народа - основа культуры речи детей». Тихеева отмечает, что необходимо работать над выразительностью речи.
Также проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных советских психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца. Эти вопросы находятся также в центре внимания многих современных исследователей детской речи (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина и др.).
Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.
О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задач речевого развития дошкольников считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений.
В теории русского языка образность речи принято понимать выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
Р. Стаценко считает, что образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.
М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина под речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В. Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим она прослеживает связь каждой речевой задачи с развитием образности речи [46].
Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.
Ученые называют разные средства развития речи.
С.В. Савушкина исследовала развитие речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного творчества. Казакова среди эффективных средств развития выразительности речи называла речевые игры и упражнения, игровые ситуации.
Танина предлагала развивать образность речи на основе художественной деятельности дошкольников.
C.C. Бухвостова придавала большое значение в развитии выразительности речи старших дошкольников малым формам фольклора.
Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Т.Б. Филичева и др. одним из наиболее эффективных методов развития речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом.
Л.Б Фесюкова предлагает использовать для развития речи приемы ТРИЗ .
Одним из наиболее эффективных путей развития речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности - русской народной сказки.
Сказка - это клад народной мудрости, традиций и языка - об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом - к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития - к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.).
Исследования О.М. Дьяченко показали, что образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.
Речь детей не будет , если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Л.Б. Берегова, В.И. Логинова указывают на то, что у старших дошкольников возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
З.А. Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот.
Исследователи отмечают, что старшие дошкольники правильно применяют выражения, особенно лаконичные, меткие выражения из народных сказок. Н.С. Карпинская приводит такой пример. Во время игры в «Кошки-мышки» мальчик, которому не удалось поймать ловко увернувшуюся от него «мышку», разводит руками и говорит: «Глядь, а девочки-то нет» (из сказки «Медведь и девочка»). Тот факт, что ребенок употребил указанное выражение в иной ситуации, чем это было в сказке, свидетельствует о том, что оно понятно ребенку и применяется им как форма выражения его мысли и чувства.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте появляется возможность использовать русские народн........


Список используемой литературы

1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2006-127 с.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. - М.: Педагогика, 1978.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.
5. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. - М.,2000
6. Выготский Л.С. Мышление и речь - В кн. Избранные психологические исследования М., 1956.
7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс. 2003.
8. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. - 2005. - №5.
9. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004. - 125 с.
10. Короткова Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе. - М., 1974.
11. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.
12. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию речи у старших дошкольников.Учебно-методическое пособие. Часть 1. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
13. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
14. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. - Ярославль: Академия развития, 2006-143 с.
15. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под редакцией Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 200 с.
16. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре - сказка. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - с. 125-127.
17. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. Художественное воспитание в детском саду. - М. 1954.
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. - 280 с.
19. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972. -78с.
20. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
21. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240с.
22. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
23. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
24. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. -М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 224с.
25. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1997. - 464 с.
26. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961.
Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. - Кишинев, 1986. - 110 с.
27. Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика, 1990. -384с.
28. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
29. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 1960. -348с.
30. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки.//Практический психолог.- № 10-11-1999. С.27-37.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.