На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик модернизация вооружения в период военных реформ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 8.4.2014. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение


Жизненная необходимость военных реформ подтверждается всем ходом развития государства и его вооруженных сил. Исторический опыт военных преобразований свидетельствует, что обычно они вызывались новыми политическими задачами государства, появлением новых видов вооружения, экономическими соображениями, изменениями уровня производства и техники, изменением общественного и государственного строя страны.
Изучение опыта модернизации и реформирования русской армии позволяет увидеть новые, недостаточно исследованные аспекты более широкой проблемы дискуссионного характера, связанные с историческим опытом реформ в России; трудностями реформирования военной организации в период буржуазных реформ; правовым обеспечением строительства армии Российской империи.
Во второй половине 19 века остро стоял вопрос о необходимости перевооружения армии. «Тяжкий опыт Восточной войны», - отмечал Д.А. Милютин, - «выказал крайнюю необходимость коренных преобразований в нашей артиллерии и в вооружении наших войск» [1, с. 70].
Необходимость преобразований обусловливалась также быстрым развитием военной техники (введение нарезного оружия, изобретение оружия, заряжающегося с казённой части). Это требовало приведения вооружения армии в соответствие с уровнем техники военного дела, что было особенно важно в связи с ростом милитаризма в Европе. В докладах того времени указывалось на необходимость скорейшего обеспечения как пехоты, так и артиллерии новыми видами вооружения. Вместе с тем отмечалась настоятельная потребность развития российской военной промышленности, дабы избежать зависимости от заграницы.
Сразу после окончания Крымской войны началась работа по перевооружению армии более эффективным типом оружия. «Россия не может», - говорилось в одном из докладов того времени Главного артиллерийского управления военному министру, - «да и не должна отставать от других первостепенных европейских держав в деле радикального перевооружения своей армии, каких бы чувствительных пожертвований это ни потребовало от государства» [1, с. 70].
С появлением новых форм боевых действий, связанных с развитием техники, от личного состава стало требоваться сознательное отношение к своим обязанностям, проявление инициативы. Как результат этого, усиливается и подвергается изменениям одиночная подготовка, направленная на обучение солдата к более самостоятельным действиям.
На протяжении второй половины 19 века шел непрерывный процесс вооружения армии более современными образцами нарезного стрелкового оружия. На артиллерийское управление была возложена обязанность изучить все системы нарезного оружия, снабдить ими русскую армию с наименьшими на это расходами и в течение возможно короткого времени.
Крупные изменения в военном деле, а также боевой опыт, приобретенный в ходе войн второй половины 19 века и введение нового, более совершенного, оружия потребовали повышения боевой подготовки войск. Ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне.
Тупая муштра, процветавшая в армии, воспитывала в солдате слепого исполнителя приказов начальства. С развитием техники от личного состава стало требоваться сознательное отношение к своим обязанностям, проявление инициативы. Как результат это­го усиливается и подвергается изменению одиночная подготовка, направленная на подготовку солдата к самостоятельным действи­ям. Отсюда в целях повышения боевой подготовки войск призна­валось необходимым обратить особое внимание на практическую сторону. Обучение войск требовалось проводить в условиях, близких к боевым. Для этой цели устраивались учебные маневры, стре­льбы, изучалось инженерное и саперное дело.
Военные реформы 1860-70-х гг. в целом значительно улучши­ли боевую подготовку войск, приблизили обучение к характеру боевых действий (маневры, практические стрельбы, саперные ра­боты). Однако следует отметить, что, несмотря на усилия передо­вых военных деятелей, к началу Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. войска не были полностью охвачены новой систе­мой обучения и боевой подготовки.
Если учесть все вышеуказанное, целью данной курсовой работы является изучение и анализ модернизации вооружения российской армии по военной реформе Д.А. Милютина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить приоритетные направления развития военной промышленности;
- охарактеризовать динамику перевооружения армии новыми стрелковыми и артиллерийскими системами;
- проанализировать развитие военной науки и боевой подготовки войск;
Объектом исследования является русская армия в третьей четверти 19 века.
Предметом исследования избраны преобразования в области военной промышленности, организации войск и их управления: развитие и модернизация вооружения в рассматриваемый период.
Методологическую основу исследования составили принципы объективности и историзма, предполагающие взаимообусловленность описываемых событий, зависимость их от экономического и политического развития государства. Основываясь на этих принципах, в данной работе использована совокупность исторических, научно-технических и историко-сравнительных методов исследования.


1 Историография и источники


Изучение истории преобразований в русской армии, в том числе и в ходе реформ Д.А. Милютина, разделяется на несколько крупных периодов, заметно отличающихся друг от друга по задачам, основной тематике, методам исследования, характеру и объему привлекаемых источников. Ход реформ обсуждался в военных журналах, впоследствии, вплоть до наших дней, ей посвящаются многочисленные труды военных исследователей.
Процесс перевооружения русской армии и ее оружия второй половины 19 века уже становились объектами исследования. В отечественной историографии можно выделить несколько направлений. Представителями одного направления являлись профессиональные военные, военные инженеры.
Одним из военных деятелей, понимавших всю важность и необходимость военных реформ в армии, был генерал от инфантерии М.И. Драгомиров, который выступил в защиту новых принципов организации войск и новой системы боевой подготовки, отвечавшей требованиям времени. М.И. Драгомиров стал одним из признанных военных идеологов пореформенной России. Он оставил труды, которые легли в основу создания русской военной педагогики как науки: «Сборник оригинальных и переводных статей», «Избранные труды» [7, с. 3]. М.И. Драгомиров одним из первых понял характер новых требований, предъявляемых изменившимся оружием к тактике, и выступил с рядом статей, в которых заявлял о необходимости более решительной перестройки системы боевой подготовки, ратуя за возрождение суворовской системы обучения и воспитания войск.
В это же время появляются первые специальные труды, авторы которых на основе обобщения различных материалов, в том числе архивных, делают попытку дать объективную оценку развитию и функционированию русской артиллерии.
Высоко оценивал русскую армию и С.М. Добровольский в своих трудах: «Основы организации центрального военного управления в России» [6, с. 12]. При оценке боеспособности армии существенным моментом в его концепции было признание превалирующей роли военной техники и артиллерийских систем. При этом, по мнению автора, морально-волевые качества войск и их технические возможности должны взаимно дополнять друг друга, что наблюдалось далеко не всегда.
Особый интерес представляет монография Александра Свечина «Эволюция военного искусства» в двух томах [24, с. 12]. А.А. Свечин - видный теоретик военного искусства, один из крупнейших стратегов начала 20 века, эпоха в становлении русской военной традиции. Книга охватывает период с древности до начала 20 века. Автор выстраивает единую линию развития военного искусства и раскрывает основные этапы становления стратегии на примерах крупнейших битв древности, Средневековья, нового и новейшего времени. В этих изданиях схематически очерчивается эволюция военного искусства 19 и начала 20 века; в отдельных главах прослеживается эволюцию важнейших областей - стратегии, оперативного искусства, тактики, организаций, техники.
Особое место в русской и советской историографии занимают исследования В.Г. Федорова. В.Г. Федоров - один из наиболее талантливых и самобытных русских ученых. Он объединил в себе прекрасные инженерные дарования и талант историка. В.Г. Федоров опубликовал книгу "Вооружение русской армии за 19 столетие"[28, с. 4] в 1911 г., в 1938 г. он выпустил двухтомную монографию "Эволюция стрелкового оружия" [29, с. 3]. Первый том посвящен истории превращения дульнозарядного оружия в казнозарядное, вплоть до появления трехлинейной винтовки 1891 г. Второй том полностью посвящен истории автоматического оружия. Особенность исследований В.Г. Федорова - отражение основных тенденций в процессе развития вооружения ряда стран мира, в том числе и России. Главная задача его исследований - анализ технической мысли оружейников, а цель научных изысканий - изобретение нового оружия. В первое десятилетие 20 в. В.Г. Федоров занимался конструированием автоматической винтовки, что ему блестяще удалось, а в 1916 г. представил в Артиллерийский комитет Военного министерства первый в мире автомат. Деятельность изобретателя как историка оружия имела прикладной характер.
Замечательным исследователем оружия является военный инженер В.Е.Маркевич. Его наиболее интересное исследование "Ручное огнестрельное оружие" [16, с. 4] опубликовано в 1939 г., переиздано в 1996. Он также дает многочисленные сведения об оружии многих стран мира со средних веков до начала 20века. Но качество его исследований уступает исследованиям В.Г. Федорова, так как основной упор В.Е. Маркевич делает на техническую сторону. Практически - это больше военно-технический справочник, чем историческая монография, хотя некоторые общеисторические аспекты В.Е. Маркевич вскользь упоминает (войны). Основная задача его исследований - справочная помощь коллекционерам оружия, а также музейным работникам - хранителям оружия, реставраторам. Во время Великой Отечественной войны Маркевич проявил свои инженерные качества, сконструировав на базе трехлинейки снайперскую винтовку. В последние годы жизни В.Е. Маркевич работал старшим научным сотрудником Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде.
Следующая группа исследований представлена трудами историков русской армии. Среди них необходимо выделить монографию П.А. Зайончковского "Военные реформы 1860 - 1870 годов в России" [8, с. 6]. Специальная глава исследования посвящена перевооружению армии. П.А. Зайончковский обратил внимание в этой главе на последовательность эволюции огнестрельного оружия в 60 - 70 гг. 19 века. Негативным явлением исследователь считал медленность перевооружения, консерватизм и космополитизм военных чиновников. Недостаток военных преобразований Д. А. Милютина по П.А. Зайончковскому - их половинчатость и незавершенность, а также преклонение перед Западом.
В ряду работ касающихся истории военных реформ второй половины 19 века, ведущее место занимает монография П.А. Зайончковского «Перевооружение русской армии в 60-70 годах 19 века» [9, с. 12]. Автор, прослеживая осуществление военных реформ, отмечает, что преобразования в армии явились прямым результатом социально-экономических сдвигов, происходивших в России в пореформенную эпоху. Зайончковский П.А. выделяет одну из важнейших проблем - процесс перевооружения армии, который мог быть осуществлён лишь на основе развития русской военно-технической мысли.
Наиболее приближенным к теме нашего исследования является исследование Л.Г. Бескровного "Очерки по источниковедению военной истории России" [3, с. 4]. Во введении Л.Г. Бескровный указывал, что "источниковедение занимается изучением письменных военно-исторических источников" [3, с. 15]. Комплексного исследования всех типов военных источников он не проводил. Ценность его исследования состоит в том, что он дает картину изменения всей совокупности воинских уставов в течение второй половины 19 века, а уставам он придавал огромное значение, считая их главным видом военных источников. Изменению уставов способствовало изменение особенностей постоянно совершенствующегося оружия. Эта мысль проходила через монографию Л. Г. Бескровного, но он не ставил перед собой задачу анализировать особенности строевого оружия.
Проблемы развития армии и флота Российской империи в пореформенный период находят своё отражение и в монографии Л.Г. Бескровного «Русская армия и флот в 19 веке» "[2 , с. 6]. Это первое в отечественной исторической науке исследование, в котором автор использовал в качестве источника «Всеподданнейшие доклады и отчеты. Автор дает развернутую картину перевооружения армии. В исследовании были освещены, с одной стороны, статистические показатели, с другой - показана тесная связь между техническим переворотом и эволюцией в процессе производства новых образцов вооружения. Принятые на вооружение русской армии новые образцы оружия дали возможность констатировать военному министру П.С.Ванновскому: «Все армии снабжены ныне ружьями далеко не совершенной системы. Русская система была самая дальнобойная и, главное, простая и надежная в обращении...» [2 , с. 314].
Военные реформы в России в 60-70-е годы 19 века привлекали и привлекают внимание также зарубежных ученых, при этом как иностранцев, так и российских исследователей, оказавшихся на чужбине. Одним из таких является известный ученый-эмигрант А.А. Керсновский. Книга А.А. Керсновcкого «История Русской армии» [10, с. 3] - это очерки по истории армии, большей частью о начале прошлого века. В этом издании книга вышла в 4-х томах. «Основная идея этого труда,- говорит автор в предисловии к своей Истории русской армии,- это самобытность русского военного искусства, неизреченная его красота, вытекающая из духовных его основ, и мощь русского военного гения - мощь, до сей поры, к сожалению, недостаточно осознанная...»[10, с. 647]. А.А. Керсновский рассматривает армию как составную, нераздельную часть национального организма, выявляя ее значение в жизни и истории русского народа [10, с. 648]. Между тем А.А. Керсновский высоко оценивал результаты преобразований в артиллерии, отмечая, что она «по-прежнему стреляла отлично как на полигонах, так и на полях Болгарии и в горах Закавказья»[10, с. 251].
В курсовой работе использованы некоторые материалы из книги Л.Г. Захаровой «Великие реформы в России 1856-1874» [4, с. 6]. В этот сборник включены исследования российских и зарубежных, в основном американских, ученых, разрабатывающих проблемы одного из ключевых этапов русской истории - Великих реформ середины прошлого века. Это первая в современной историографии попытка рассмотреть все важнейшие преобразования в комплексе, их истоки, значение, экономический и общественный фон. Представлены новые, оригинальные подходы, не изучавшиеся ранее аспекты реформ, а также широкие концептуальные обобщения и выводы.
Первую группу источников составляют многочисленные записки, проекты, заметки Д.А. Милютина посвященные разным вопросам военного и военно-политического характера.
Важным источником данного исследования являются «Дневник» [18, с. 6] и «Воспоминания» [17, с. 9] Д.А. Милютина. «Дневник» охватывает период с 1873 по январь 1900 г и представляет огромный научный интерес, так как автор сообщает там чрезвычайно много интереснейших фактов, касающихся всех областей государственной жизни. П.А. Зайончковский опубликовал только часть «Дневника», который охватывает период с 1873 по 1882 г., т.е. за то время, когда Д.А. Милютин был военным министром. Однако и после отставки он оставался членом Государственного совета и Военного совета, продолжал получать секретные доклады, вел обширную переписку с государственными деятелями, встречался с ними лично, находился в курсе важнейших событий внутренней и внешней политики правительства.
В каждом томе «Воспоминаний» содержится специальная глава «Дела военного министерства», подробно освещается состояние армии, и ее управление за истекший год [17, с. 458]. Эти главы представляют собой изложение содержания докладов за соответствующие годы.
Д. А. Милютин самое пристальное внимание в проводимых под его началом реформах армии уделял вопросам модернизации вооружения и реконструкции военной промышленности.
В основу работы вошли Государственные официальные документы: в сборнике «Полное собрание законов Российской империи» [20, с. 3] представлены постановления, касающиеся реорганизации центрального военного управления, улучшения качества военного образования, судебной системы; большой интерес представляют ежегодные «Своды военных постановл........


Список использованных источников и литературы

1. Бережной, Е.А. Военная история: учебник для высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ / Е.А. Бережной, Б.К. Подгорбунский. - М.: Воениздат, 2006. - 242 с.
2. Бескровный, Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке: Военно-экономический потенциал России / Л.Г. Бескровный. - М.: Наука, 1973.-
3. Бескровный, Л.Г. Очерки по источниковедению военной истории России / Л.Г. Бескровный.- М.: Академия наук СССР, 1957.- 451с.
4. Бушнелл, Дж. Д. Милютин и Балканская война: Испытание военной реформы : Великие реформы в России 1856-1874/ Дж. Бушнелл, Л. Г. Захарова, Б. Эклоф. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 336с.
5. Гречко, А. А. Советская Военная Энциклопедия: В 8 т. / А. А. Гречко. - М.: Воениздат, 1976 - 1980.
Т.1 А - Бюро военных комиссаров, 1976. - 640 с.
6. Добровольский, А.М. Основы организации центрального военного управления в России и важнейших западноевропейских государствах / А. М. Добровольский [Электронный ресурс]. - СПб.: Воен. тип., 1901. - 427 с. - Режим доступа: www.bibliard.ru/podborka_war/- Дата доступа: 13.02.2012.
7. Драгомиров, М.И. Избранные труды / М.И. Драгомиров. - М.: Воениздат,1956. - 685 с.
8. Зайончковский, П. А. Военные реформы 1860-1870 годов в России / П. А. Зайончковский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1952. - 371 с.
9. Зайончковский, П. А. Перевооружение русской армии в 60-70 годах XIX в. / П. А. Зайончковский. - М.: АН СССР, 1951. - 380 с.
10. Керсновский, А. А. История русской армии: В 4-х т. / А. А. Керсновский. - М.: Голос, 1993. - 658 с.
11. Ключевский, В. О. Курс лекций / В. О. Ключевский. - СПб.: Нев. Диалект, 2000. - 237 с.
12. Кони, А.Ф. Собрание сочинений: в 8 т. / А.Ф. Кони. - М.: Высшая школа, 1968. - Т.5. - С. 225
13. Корнилов, А.Н. Курс лекций по истории России XIX века / А.Н.Корнилов. - 2-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1993. - 447 с.
14. Крылов, В. М. О преобразованиях в отечественной артиллерии в годы военных реформ второй половины XIX века / В.М. Крылов //Военно-исторический журнал. - 2005. - №8. - С. 50-53.
15. Крылов, В. М. Милютинские военные реформы в артиллерии //Военно-исторический журнал.- 2002.- №1.- с 65-69.
16. Маркевич, В.Е. Ручное огнестрельное оружие / В.Е. Маркевич; под общ. ред. Н.Л. Волковского. - 2 - е изд. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2005. - 496 с.
17. Милютин, Д. А. Воспоминания 1860 - 1862 г. / Д. А. Милютин. - М.: Редакция альманаха «Российский архив», 1999. - 559 с.
18. Милютин, Д. А. Дневник генерал - фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина. 1876-1878: сборник биографической информации / Д. А. Милютин ; ред. Л. Г. Захарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : РОССПЭН, 2009. - 704 с.
19. Осипова, М. Н. После крымской войны. Великие реформы второй половины XIX в. / М. Н. Осипова //Военно-исторический журнал. - 1992.- № 2. - С. 8-14
20. Полное собрание законов Российской империи [Электронный ресурс].-Собрание. 2 .- Т.34.- №34514. - Санкт- Петербург, 1861. - 179 с. - Режим доступа: www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=263.- < e-res/law_r/coll.php?part=263.-> Дата доступа: 18.03.2012.
21. Положение о полевом управлении войск в военное время [Электронный ресурс].- 1868. - 300 с. - Режим доступа: www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx < Lib/pages/item.aspx>? itemid=4790.- Дата доступа: 04.01.2012.
22. Экшут, С. К. Фельдмаршал Милютин - почва и судьба / С.К. Эшкут // журнал Родина. - 2007. - № 6. - С. 10-13
23. Савинкин, А. Е. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова / А.Е. Савинкин, Н. В. Домнин. - М.: Русский путь, 2000. - 184 с.
24. Свечин, А.А Эволюция военного искусства / в 2-х т. /А.А. Свечин.- М. - Л.: Воениздат,1928. - Т.2.- 514 с [Электронный ресурс]. - Режим доступа: genrogge.ru/svechin27/index.htm.- Дата доступа: 20.01.2012
25. Скалон, Д.А. Столетие военного министерства: 1802 - 1902 гг. Приложение к историческому очерку развития военного управления в России: в 13 т / Н.А. Данилов, Н.М. Затворницкий [Электронный ресурс]. -1902. - Т.1.- 189 с.- Режим доступа: book-old.ru/...Stoletie.../1902.-100-e-voennogo-..- Дата доступа:02.03.2012
26. Тарле, Е. В. Крымская война: в 2-х т / Е. В. Тарле. - М.: АСТ, 2005. - 720с.
27. Устав о воинской повинности. // Реформы Александра II. -М., 1998. - С. 338-380.
28. Федоров, В.Г. Вооружение русской армии за XIX столетие / В.Г.Федоров [Электронный ресурс].- СПб: Нева, 1911.- 482 с. - Режим доступа: books.tr200.ru › Военная история. - Дата доступа: 07.01.2012
29. Федоров, В.Г. Эволюция стрелкового оружия: в 2-х ч. / В.Г.Федоров [Электронный ресурс]. - М.: Воениздат, 1938. - Ч.1. - 199 с. - Режим доступа: www.kodges.ru › ... › Военное оружие < url?url= army/orujie/&rct=j&sa=X&ei=q8hyT-aEOMjtOb-4nNAO&ved=0CCQQ6QUoADAA&q=%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2+%D0%B2+%D0%B3+%D1%8D%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%8F+2+%D1%82&usg=AFQjCNEPgKHnwNBdVkVQRCd7kz1mclkq4w&cad=rja>. - Дата доступа: 13.02.2012.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.