Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Организация факторингового обслуживания на примере ОАО «Сбербанк»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.4.2014. Сдан: 2013. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы факторинговых операций ………… 6
1.1 История становления факторинговой деятельности …… 6
1.2 Тенденции развития факторинга …………………………. 14
1.3 Экономическая сущность, участники, классификация факторинговых операций ……………………………………….. 17
Глава 2 Организация факторингового обслуживания на примере ОАО «Сбербанк» …………………………......................................... 29
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сбербанк» …. 29
2.2 Характеристика основных финансовых показателей ОАО «Сбербанк» ……………………………………………………….. 31
2.3 Организация факторинговых операций в ОАО «Сбербанк» 33
2.4 Рентабельность факторинговых операций в ОАО «Сбербанк» ……………………………………………………… 40
Глава 3 Направления развития факторинговых операций в ОАО «Сбербанк" ……………………………………………………………… 44
3.1 Рекомендации для развития факторинга в ОАО «Сбербанк» в Калининском отделении г.Челябинска ………………………… 44
3.2 . Оценка эффективности предлагаемых мероприятий ………. 50
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в г. Челябинске …………..……......................... 53
Заключение ………………………………………………………………. 57
Список использованных источников ………………………………….. 60
Приложение А (Устав ОАО «Сбербанк») …………………………........ 62
Приложение Б (Отчет о прибылях и убытках) ................................... 63
Приложение в (Генеральная лицензия на осуществление банковских операций) .............................................................................................. 64



ВВЕДЕНИЕ

Факторинг не новая услуга на российском рынке, в настоящее время рынок услуг факторинга продолжает развиваться, что вызвано, с одной стороны, увеличением количества клиентов, осознавших выгоды использования факторинга и его преимущества перед другими финансовыми инструментами, расширением регионального присутствия операторов рынка и ростом бизнеса тех компаний, которые уже используют факторинг- с другой. Однако противоречивость законодательства и отсутствие специальных норм правового регулирования вызывают сложности во взаимодействии участников рынка и государственных органов.
Факторинговые операции призваны помогать поставщикам и покупателям вести бизнес, налаживать взаимовыгодные отношения. Ведь одним факторинг приносит ликвидацию кассовых разрывов, повышение оборачиваемости активов, возможность получения дополнительной прибыли за счет увеличения оборотных средств, возможность предложить более гибкие сроки оплаты товара, улучшение структуры баланса, и как следствие - конкурентное преимущество, что так необходимо в рыночной борьбе за покупателя. Другим - возможность увеличить объем закупок и срок отсрочки оплаты, привлечь новых клиентов. [11]
Факторинг появился из желания покупателей получать товар немедленно, а платить за него спустя какое-то время, а также из стремления поставщиков продавать большее количество товаров, расширять свой бизнес, путем завоевания конкурентных позиций.
За последние четыре года рынок факторинга увеличился в семь раз, и в 20012 году объем уступленных денежных требований в стране составил около 20 млрд. долл. Вместе с тем доля факторинговых операций в ВВП России с 1,1% в 20011 году достигла 1,6% в 2012 году. [32]
Сейчас рынок факторинга далек от насыщения и потенциал его значителен. Чтобы расширить рыночную долю или, с нуля построить факторинговый бизнес, компании необходимо преодолеть несколько серьезных барьеров, что отнимает массу времени, средств и сил. [16]
- Во-первых, необходимо разработать систему оценки рисков принимаемых на обслуживание компаний.
- Во-вторых, для успешной работы на рынке факторинга необходимо внедрить программное обеспечение, которое бы позволяло обрабатывать большое число сделок в достаточно короткий срок.
- В-третьих, надо вложить средства в расширение филиальной сети.
И, наконец, самым существенным барьером рынка факторинга является фондирование. По сути, факторинговый бизнес очень близок обычному торговому бизнесу, только в отличие от последнего, основным товаром факторинговой компании являются деньги. Соответственно, для того, чтобы иметь крепкие рыночные позиции, фактору необходимо хорошо отстроить процедуру поставки денежных средств. Факторинговый бизнес довольно затратный на начальном этапе, однако его доходность не вызывает сомнения.
Эффективность факторингового бизнеса в значительной степени зависит от самой организации осуществления факторинговых операций и уровня риска. Сложность оценки рисков, являющихся неотъемлемой частью обслуживания, требуют углубленного изучения механизмов функционирования факторинга. [21]
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью выявления основ эффективной факторинговой деятельности; изучения основных факторов, влияющих на эффективность факторинговых операций российских коммерческих банков; определения составляющих стоимости факторингового обслуживания, рисков и способов их минимизации; оценки факторинговой деятельности коммерческого банка.
Целью курсовой работы является комплексный анализ эффективности факторинговых операций коммерческого банка на примере Калининского отделения г. Челябинска ОАО «Сбербанк».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность факторинговых операций, проследив эволюцию развития факторинга от истоков до нынешних дней;
- описать сущность факторинговых операций;
- провести классификацию факторинговых операций;
- проследить тенденции развития факторинга;
- изучить организационно-правовую характеристику ОАО «Сбербанк»;
- проследить факторинговую деятельность в ОАО «Сбербанк»;
- проанализировать результаты факторинговых операций в ОАО «Сбербанк»;
- внести предложения по совершенствованию факторингового обслуживания в ОАО «Сбербанк»;
- оценить эффективность внедренных предложений в сфере факторинговых услуг в ОАО «Сбербанк»;
Первая глава курсовой работы посвящена исследованиям теоретических аспектов факторинговых операций. Во второй главе описана организационно-правовая характеристика ОАО «Сбербанк» и факторинговая деятельность ОАО «Сбербанк». В третьей главе внесены предложения для развития факторинговых услуг в ОАО «Сбербанк» и сделан анализ по их внедрению.
ГЛАВА 1 Теоретические основы факторинговых операций


1.1 История развития и современное состояние факторинговой
деятельности


Факторинг - это одна из древнейших форм торгового кредитования, история факторинговой деятельности - это история развития и становления бизнес отношений и конкурентных преимуществ.
Историки пришли к выводу, что первые отдельные черты операций факторинга можно обнаруживать еще 4000 лет назад во времена правления Хаммурапи - царя Месопотамии. Жители Месопотамии первыми развили письменность, упорядочили правила ведения бизнеса и правительственное регулирование, и предложили концепцию факторинга. После исчезновения цивилизации Хаммурапи факторинг нашел отражение в древней римской империи. Именно римляне первыми продали вексель со скидкой. Финикийцы, греки и римляне устанавливали вдоль Средиземного моря палатки, принадлежащие специализированным коммерсантам, которые принимали, хранили и продавали товар, и использовали факторинг для урегулирования своих торговых долгов. [21]
Новым витком в развитии факторинга явился период колониальных завоеваний. Великобритания, активно торговавшая со своими колониями, ввозила в Северную Америку текстиль, взамен на древесину и меха. Однако, ввиду недостаточно развитых коммуникаций и медленной транспортировкой товаров, трудностью с поиском покупателей, контролированием своей платежеспособности, а также существовавшими политическими, административными и таможенными барьерами, появляются агенты-посредники. Этими агентами выступали пилигримы и, согласно контракту, в котором они указывались как «Агенты-Факторы», перед ними ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Именно данный «колониальный тип» факторинга историки называют предшественником современных факторинговых операций. В 17 веке в Англии на волне бурного развития факторинговой деятельности, был образован Дом факторов, который и положил начало факторинговым операциям. [31]
В 19 веке с обретением независимости, экономика США начинает развиваться бурными темпами. Нацеленность на внутреннее совершенствование и процветание обусловило появление новой прослойки агентов-факторов, которые выступали не только в качестве доверенного лица, осуществляющего продажу и хранение товаров, но и в качестве агентов, гарантировавших оплату всех товаров, которые они продают от имени своего поставщика, если клиент окажется неплатежеспособным. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение.
К середине века США становятся мощной, экономически развитой державой, активно торгующей с Европейскими странами. В период высоких таможенных пошлин на текстиль, американские производители, поставляющие товар на европейский рынок вынуждены были изобретать собственные системы сбыта продукции. Ими был создан новый способ финансирования клиентов, включавший дисконты, исполнение денежных требований клиента, принятие финансовых рисков.
В конце 19 века кредитные организации США стали активными участниками факторинговых операций. В 1889 году в США появился первый в истории Закон о факторах, который признавал данную деятельность легитимной и формулирующей основные принципы проведения факторинговых операций. Однако под термином «фактор» этот закон понимал агента в самом широком смысле этого слова - сюда входили консигнационный агент (реализующий товар на условиях отсрочки платежа), брокер, агент и исключительными правами, аукционист, солиситор (адвокат, специализирующийся на самостоятельном ведении дел в судах), агент по продаже недвижимости и другие посредники. То есть закон охватывал институт классического представительства, к которому современный факторинг отношения не имеет. [23]
Факторинговые услуги в их современном представлении впервые были оказаны американским банком “First National Bank of Boston” в 1947 году, однако официально они были признаны в США в 1963 году, когда правительственная организация-контролер денежного обращения приняла решение о том, что факторинговые операции представляют собой законный вид банковской деятельности. [41]
В Европе факторинг стал широко использоваться с 50-х годов 20 века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый "рынок покупателя", где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками.
С середины 20 века начал развиваться международный факторинг. Программа страхового поощрения экспорта, проводимая президентом Кэннеди в 1961 году, подтолкнула американские банки на исследование европейского рынка. В следствии чего, “First National Bank of Boston” создал холдинговую компанию в Швейцарии «International Factors Group» (IFG), целью которой было развитие национальных факторинговых компаний. Деятельность ассоциации сосредоточилась в области организации проведения международных факторинговых операций для различных компаний по всему миру. В настоящее время в состав IFG входит около 89 Факторов и 13 компаний на правах спонсоров, которые осуществляют свою деятельность более чем в 50 странах мира. В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей. [26]
В 1968 году с целью защиты интересов независимых факторинговых компаний по всему миру, была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией, объединяющей в настоящее время 216 факторинговых компаний из 62 стран мира. FCI призвана способствовать росту международной торговли посредством развития факторинга. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных.
Факторинговые операции приобрели широкое распространение на международном рынке, однако участники торговых отношений столкнулись с ситуацией отсутствия правового регулирования отношений по факторинговому обслуживанию. В этих условиях ясно обозначилась потребность в разработке правовых норм регулирующих международные операции по финансированию под уступку денежного требования. [24]
28 мая 1988 года в Оттаве была подписана Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям, устанавливающая общие юридические рамки операций, контроль за равновесием интересов различных участников при факторинговых операциях. В соответствии с положениями данной конвенции операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:
1. наличием кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
2. ведением бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;
3. инкассированием его задолженности;
4. страхованием поставщика от кредитного риска.
Конвенция была подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров.
Мировой рынок факторинга условно можно разделить на два пути развития: на американскую и европейскую модели.
Европейская модель предполагает создание крупных, но узкоспециализированных компаний-факторов, которые, как правило, имеют банковское происхождение. Данные компании были сформированы в конце 1950-х годов дочерними структурами банков. Позднее они отмежевались от материнских структур и обрели полную независимость.
В американской модели все наоборот: факторинговые компании создавались в 1960-е годы частными предпринимателями без участия банков. Банки вскоре заинтересовались новым бизнесом и приобрели некоторые факторинговые компании в управление или собственность, расширив, таким образом, свой банковский портфель. Тем не менее, на американском рынке по-прежнему сохраняется множество сравнительно небольших факторинговых компаний. [19]
Российский рынок факторинга сегодня идет по европейскому пути: в большинстве случаев факторинговые компании у нас появляются как подразделения банков и банковских структур. [29]
История развития факторинга в России насчитывает лет 20.
Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.
Однако, слабая подготовка работников, отсутствие соответствующей справочной и научной литературы, отсутствие практического опыта в осуществлении факторинговых операций, а также необходимость выполнения плана реализации, плана прибыли от реализации обусловили подмену факторинга банковской гарантией, что привело к неправильному пониманию его сущности. С 1 июля 1992 года Промстройбанк прекратил практику факторинговых операций.
В 1992 году Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок. [3]
На уровне закона отношения по договору финансирования под уступку денежного требования впервые были урегулированы частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 марта 1996 г. Указанному договору посвящены положения главы 43 ГК РФ. При разработке данной главы были широко использованы положения Конвенции ООН «О международном факторинге», хотя Россия по настоящее время не является участницей этой Конвенции.
После кризиса 1998 года произошел определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.
Но по-настоящему рынок факторинга в России стал развиваться в начале 2000-х годов. Растущий интерес к услуге финансирования под уступку дебиторской задолженности был вызван общей положительной динамикой развития экономики страны, а также усилением конкурентной борьбы на рынках.[40]
В июне 2001 года была создана Восточно-Европейская Факторинговая Ассоциация (ВЕФА). Ассоциация является добровольной, некоммерческой организацией, основной цель которой является содействие росту факторингового рынка на территории стран СНГ и Восточной Европы и повышению привлекательности региона на «факторинговой карте мира». Одной из ключевых задач деятельности Ассоциации является внедрение единой нормативной базы для ведения межфакторного бизнеса, что, несомненно, обеспечит крайне необходимую правовую основу для деятельности участников международного рынка факторинговых услуг, создавая таким образом благоприятные условия для их хозяйственной деятельности и облегчая взаимодействие факторинговых банков и компаний разных стран. [15]
Недавно ВЕФА приняла новое направление в своем стратегическом развитии - объединение национальных факторинговых ассоциаций и оказание им помощи в развитии их местного рынка факторинговых услуг.
Знаковым событием для рынка факторинга в России стала регистрация 27 июля 2007 Ассоциации факторинговых компаний. Целью создания Ассоциации является содействие развитию рынка факторинга в целом, а также защита интересов членов Ассоциации, формирование нормативно-правовой базы и правил поведения на рынке, содействие развитию международного факторинга, оказание информационных услуг. Инициаторами ее создания стали крупнейшие игроки рынка факторинга: ЗАО ФК "Еврокоммерц", ЗАО Банк "Национальная Факторинговая Компания" и ЗАО "Межрегиональная Факторинговая Компания "ТРАСТ". [39]
Российский рынок факторинга развивается стремительными темпами, его потенциальная емкость довольно высока: в него входят объем рынка товарных кредитов и отсрочки платежа, которые поставщики смогут предложить только благодаря использованию факторингового финансирования.
Однако противоречивость законодательства и отсутствие специальных норм в отношении регулирования данной деятельности вызывают сложности во взаимодействии участников рынка и государственных органов. Основной проблемой является не столько отсутствие определения факторинга в законодательстве, сколько неразбериха по поводу лицензирования данной деятельности. [37]
Лицензирование различных видов деятельности осуществляется на основании Федерального закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако, согласно данному документу, лицензирование деятельности по финансированию под уступку денежного требования не требуется. Кроме того, законодателем не установлен лицензирующий орган, а, следовательно, коммерческая организация, которая предоставляет услуги факторинга, не может получить лицензию на осуществление данной деятельности.
В январе 2008 года вступил в законную силу Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального зак........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации;
2. Федеральный закон № 115 - ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», с изменениями от 28.11.2007;
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1, с последними изменениями;
4. Положение 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
5. "Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории российской федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 n 302-п) (ред. от 11.10.2007)
6. "Положение о порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" (утв. ЦБ РФ 14.11.2007 n 313-п)
7. Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям (факторингу);
8. Конвенция ООН от 12 декабря 2001 года, резолюция №56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговле;
9. Бабичев С. Н., Многоликий факторинг, - Управление компанией № 11, 2010;
10. Ваулина Ю., Как прожить взаймы до оплаты по контрактам, - Эксперт Волга, № 44 (84), 26 ноября 2007 года;
11. Велиева И., Куда дрейфует рынок факторинга РФ, - Московский комсомолец, 4 марта 2008;
12. Гришина О., Риск - менеджмент и факторнг, - Российский рынок факторинга в первом полугодии 2008 года. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»; Жарковская Е.П., Банковское дело: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега - Л., 2008. - 440 с.;
13. Деловая неделя, - Образование Ассоциации Факторинговых компаний, 31.07.2012;
14. Забелина Н., Гуляева В., Финансирование последней надежды, - Финанс, 10 июля 2009;
15. Кожина Л.М., Построение оптимальной технологии осуществления факторинговых операций, - Факторинг и торговое финансирование, 1/2008;
16. Колодяжный В., Факторинг на российском рынке, - Коммерческий директор, № 2, февраль 2009;
17. Красовский С., Практические аспекты факторинга, - Финансовый директор, № 7-8 (61-62) июль-август 2011 года
18. Лефель А.О., Факторинг - как инструмент финансирования оборотных средств предприятий, - Автореферат, 2008;
19. Максименко О., Этапы большого пути, - Финансовые услуги, № 2 (2), 2007;
20. Новоселова Л.А., Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг.-М.: «Статус», 2009. - 494 с.;
21. Покаместов И., Стешина М., Третьякова А., Оптимизация факторинговой деятельности за счет автоматизации процессов, - Управление в кредитных организациях, № 4-2007;
22. Покаместов И.Е., Подлеснова А.Ю., Бюджетирование и бизнес планирование факторинговой деятельности, - Факторинг и торговое финансирование, 1/2008;
23. Покаместов И.Е., Факторинг: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум - М.: МЭСИ, 2008
24. Самиев П., Фактор нашего времени, - Приложение к газете «Коммерсантъ» № 100/С(3676) от 13.06.2007;
25. Смирнов Е.Е., Развитие факторинга в России, - международные банковские операции, №3 (13)/2006;
26. Терещенко О., Финансирование без залога, - Московский комсомолец, 18 марта 2008;
27. 28. Фельдман А., Экономический смысл факторинговых операций, - Коммерческий директор, № ѕ, март-апрель 2009;
28. Чернышева М., Велиева И, Самиев П., Российский рынок факторинга в первое полугодие 2009 года. - Рейтинговое агентство «Эксперт РА»;
29. Чернышева М., Велиева И, Самиев П., Российский рынок факторинга в первое полугодие 2008 года. - Рейтинговое агентство «Эксперт РА»;
30. Финансовы новости торговли, - Фактор роста, 18 апреля 2011;
31. Финансовые услуги, - Приложение к еженедельному журналу «Финанс», - Что будет с рынком, 10 июля 2012;
32. Энциклопедия Экспертиза рынка факторинга, - Эксперт РА, май 2011;
33. www.businessvoc.ru < >34. www.cbr.ru < >35. www.factoring.ru < >36. www.factofingpro.ru < >37. www.factorings.ru < >38. www.nomos-factor.ru < >39. www.raexpert.ru < >40. www.rbk.ru < >41. www.risk-manage.ru/researcn/factor;
42. www.sberbank.ru < >43. www.worldbank.org



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.