На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История развития Православной Церкви и отношений с государством. Церковь и государство. Церковь и политика. Преступность, наказание, исправление. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с церковью.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.03.2004. Сдан: 2004. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29
monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал (представительство)________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория государства и права

Тема: Государство и церковь. Правовое регулирование их отношений.

Выполнил студент: Постельный Юрий Анатольевич

№ контракта 0700020101021

Направление Юриспруденция

№ группы ЗЮ - 20201

Подпись студента_______________ Дата сдачи работы «_____» ___________2003 г.

Курсовая работа к аттестации допущена

Руководитель ______________________ ________________

(Ф.И.О.) (Подпись)

Работа принята ____________________

(подпись)

«_____»_______________ 2003 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение ___________________________________________________ 2
Глава I. История развития Православной Церкви
и отношений с государством ___________________________ 4
Глава II. Церковь и государство ________________________________ 10
Глава III. Церковь и политика __________________________________ 19
Глава IV. Преступность, наказание, исправление __________________ 22
Заключение _________________________________________________ 26
Библиография _______________________________________________ 29
Приложение _________________________________________________ 31

Введение
Резкий подъем интереса к религии - весьма характерная особенность духовной жизни России последнего десятилетия. Надо отметить, что и во многих странах мира близящийся конец века и тысячелетия связывают с апокалипсическими пророчествами “конца света”, и прежде всего из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, который был как будто бы предугадан религией. Поэтому очень и очень потянулись к ней, пытаясь найти в этом надежду и спасение.
Интерес к религии в российском обществе обострён и по иным причинам. Он естествен и понятен со стороны миллионов граждан, недавно обратившихся к вере в Бога, а вчера ещё далёких от религии, почти не знакомых с её историей, вероучением и культом. Но и неверующие в массе своей испытывают острую нужду в объективных знаниях о религии: ведь более полувека антирелигиозная пропаганда доносила о ней лишь скупые и предвзятые сведения.
В конце века наблюдается удивительный взлёт богоискательства, заметен отход от традиционных конфессий, появление множества “новых культов”, в том числе ориентированных крайне фанатически. Тревогу мировой общественности вызвали сообщения об изуверствах новоявленных сект “Дети Бога”, “Орден солнечного храма”, “АУМ Синрикё”, приверженцев безумного Дэйвида Кореша и т.п. Чаще всего в этих культах почитают новоявленных пророков и мессий, по-своему подражая традиционным верованиям. И всё же в среде сегодняшних богоискателей немало и тех, кто именует себя людьми религиозными, но веруют они во что-то неопределённое, сверхъестественное, запредельное, невыразимое словами. В то же время эти люди не считают себя мистиками. Тем более не относят себя к той или иной церкви. Религиозность ли это?
Религия, как уже говорилось, пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия и духовного мира. Несмотря на нечёткость внешних границ, религия - особая страна духовного мира. Главный ее признак - вера в сверхъестественные силы и существа и поклонение им.
Последние 10 лет сохраняется устойчивая тенденция: возрастание роли религиозного фактора в нашей общественной жизни. Постепенно возрастает число верующих, открываются вновь восстановленные храмы. О своем доверии к Церкви заявляет большая часть населения страны. Причем численность "доверяющих" Церкви существенно превышает процент верующих. Высокий уровень доверия к Православию встречается не только среди его приверженцев.
Даже далекие от Церкви люди в большинстве считают, что религия необходима как основа национального самосознания и культуры, как носительница ценностей. В сознании нашего народа во все века существования страны имелась самая тесная связь между Православием и национальной идентичностью. Православие идентифицируется с национальным образом жизни, выступает символом национального своеобразия, тем стержнем, который связывает воедино сегодняшнюю Россию с ее тысячелетней историей Киммо Каариайнен, Дмитрий Фурман. Религиозность в России в 90-е годы // Старые Церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб., М.: Летний сад, 2000.
Давно уже привычным фактом стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.

Глава I. История развития Православной Церкви

и отношений с государством.

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек своего времени.  

С Х в. строятся величественные храмы. С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г. преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.  

В ХII веке, в период феодальной раздробленности Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобице князей. И татаро-монгольское нашествие - это величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом  трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями.  

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками Московских князей. Св. Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал князя Димитрия Донского. Он, как позднее и св. Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал Московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранения государственного единства. Великий подвижник Церкви русской Преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от поработителей.  

Сохранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавры. Эта обитель и ее святой игумен Иов (Железо) многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях.  Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 г.). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.  

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.  

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским патриархом. Восточные патриархи признали за русским патриархом пятое по чести место.  

ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 гг.  

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону - личности очень яркой, выдающемуся церковному реформатору. Некоторая часть священнослужителей и мирян не поняла и не приняла богослужебных реформ Патриарха Никона и отказалась подчиниться церковной власти. Так возник старообрядческий раскол.  

Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода. Синод оставался высшим церковным органом Русской Церкви в течение почти двухсот лет.  

В Синодальный период своей истории (1721-1917 гг.) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские богословы и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.  

ХIХ век дал и великие образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.  

В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).  

Святитель Московский Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11.11.1917 г. года говориться: "Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!"  

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь уже априори была идеологическим противником, так как она и после октябрьского переворота, будучи институциональной частью царской России, решительно защищала старый строй. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов и монахинь, а также мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.  

Когда в 1921-1922 годах советское правительство потребовало выдачи церковных ценностей для оказания помощи голодающему населению из-за неурожая 1921 года, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

К началу Второй Мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Некоторым епископам удалось выжить в глуши или под видом священников. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие пропали без вести, или в катакомбах, тысячи священников сменили профессию.  

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале Второй Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе и Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Сразу для богослужений открылись храмы и священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной, моральной поддержкой дела защиты находящегося в опасности отечества - она оказала материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, но особенно это проявилось в финансировании танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.  

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в "патриотическом единении" был прием Сталиным 4.09.1943 года Патриаршего Местоблюстителя См. Приложение 1 митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).  

С этого исторического момента началось "потепление" в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем и любые попытки расширения деятельности Церкви вне стен храма, встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.  

Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой "хрущевской оттепели", когда в угоду идеологическим установка были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.  

Празднование Тысячелетия Крещения Руси, превратившееся в общегосударственный праздник, придало новый свежий импульс церковно-государственным отношениям и заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. 

Глава II. Церковь и государство.

Церковь, как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью
Падение Адама принесло в мир грехи и пороки, нуждающиеся в общественном противодействии,- первым из таковых было убиение Каином Авеля. Люди, понимая это, во всех известных обществах начали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро.
Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства. Из этого выходит, что анархия - отсутствие надлежащего устроения государства и общества,- а равно призывы к ней и попытка ее установления противоречат христианскому миропониманию.
Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» Библия. Книги Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1976, 1Тим. 2. 2.
. Одновременно христиане должны уклонятся от абсолютизации государственной власти и обожествлению властителей. Государство, как и иные человеческие учреждения, пусть даже и направленные на благо, может иметь тенденцию к превращению в самодовлеющий институт. Многочисленные исторические примеры такого превращения показывают, что в этом случае государство теряет свое подлинное предназначение.
Во взаимоотношениях между Церковью и государством необходимо учитывать различие их природ. Церковь основана непосредственно Самим Богом - Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии.
Наше государство является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами Конституция РФ. М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд. «ЭКМОС», 2001, ст.14
. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм - тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви.
Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В тоже время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.
Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами.
Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства паствами.
Церковь не властна умолкнуть и прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства.
Правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям. Следовательно они и определяют юридический статус Поместной Церкви или ее части, предоставляя им возможность нестесненного исполнения церковной миссии или ограничивая такую возможность. Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.
Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие при должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия:
· вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме;
· призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти;
· обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению;
· обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению.
Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.
Областями сотрудничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
· миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
· забота о сохранении нравственности в обществе;
· духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
· дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
· охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории культуры;
· диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
· попечение о воинах т сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
· труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
· наука, включая гуманитарные исследования;
· здравоохранение;
· культура и творческая деятельность;
· работа церковных и светских средств массовой информации;
· деятельность по сохранению окружающей среды;
· экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
· поддержка института семьи, материнства и детства;
· противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
В то же время существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
· политическая борьба, предвыборная агитация, компании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
· ведение гражданской войны или агрессивной войны;
· непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом о сохранении тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.
Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование (забота) перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такая забота может выражаться через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.