На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Культура умственного труда магистров при работе с различными источниками информации

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 13.4.2014. Сдан: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение……………………………………….…………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры умственного труда магистров при работе с различными источниками информации……...………7
1.1 Подходы к пониманию «культуры умственного труда»………..………….7
1.2 Особенности работы с различными источниками информации………….11
1.3 Формирование культуры умственного труда магистров……...…………..18
Глава 2. Особенности воспитания культуры умственного труда у магистров при работе с различными источниками информации……………………..…..30
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента…………….30
2.2 Формирующая программа эксперимента…………….…………………….33
2.3 Контрольный этап эксперимента……………………………...……………35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………..…..40
Приложение………………………………………………………………..……..43


Введение

Современная ситуация развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, и педагогической в том числе. Одной из важнейших задач образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития обучающихся, ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирования умений и навыков учебного труда. Постепенно приходит осознание того, что интеллектуальный потенциал нации создает надежный капитал - человеческий, обеспечивающий процветание России за счет культуры труда, прежде всего, высокоинтеллектуального. Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями и навыками. Главное - не столько их количество, сколько качество и умение (готовность, потребность) их добывать и творчески применять в разных ситуациях, создание нового знания - интеллектуального продукта, так высоко ценимого в современном обществе. Все это предполагает формирование у обучающихся готовности и привычки к умственному труду (К.Д. Ушинский). В связи с этим большое внимание необходимо уделить формированию общей культуры современного студента, ядро которой составляет культура умственного труда.
Образование как процесс природосообразного развития и саморазвития личности может соответствовать современным представлениям о человеке только тогда, когда соединяет в себе все значимые феномены культуры. Данное положение нашло отражение в государственном документе - «Концепции модернизации российского образования…», предполагающем, что проводимая модернизация утвердит ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Для этого образовательные учреждения любого уровня должны направить свои усилия на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также создание опыта организации самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося за качество своего обучения, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Модернизация российского образования связывается с усилением его культурообразующей функции. Это предполагает воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение нравственных ценностей как основы культуры. Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии.
Исследование проблемы культуры умственного труда вызвало интерес ученых разных наук. Так, философское осмысление данного понятия представлено в работах В.С. Библера, П.С. Гуревича, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева и других ученых, которые рассматривают культуру как совокупность многообразных проявлений человеческой деятельности.
Психологи, обращаясь к названной проблеме, рассматривают культуру умственного труда как систему приемов, методов, привычек, определяющих стиль умственной работы (Д.Б. Богоявленская, Н.Ш. Валеева, П.Я. Гальперин, Л.П. Доблаев, В.Я. Ляудис, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина и др.).
Большой интерес к изучению проблемы умственного труда и интеллектуальной деятельности обучающихся проявляет и педагогическая наука и практика.Педагоги выделяют, прежде всего, культуру учебного (умственного) труда (О.А. Абдуллина, М.А. Данилов, М.И. Донцова, Н.П. Ерастов, В.Д. Кукушкин и И.Ф. Неволин, Н.Д. Никандров, В.О. Пунский, и др.), технику организации учебной деятельности (В. Граф, И.И. Ильясов, В.П. Кузовлев и др.), технику чтения и работы с книгой (Л.П. Доблаев, Г.Г. Гецов, Г.Г. Граник, С.И. Поварнин, М.Д. Смородинская и др.), изучают данный вопрос с позиций выделения в качестве компонентов умения и навыки (В.С. Безрукова, Е.Л. Белкин, А.В. Усова, Д. Хамблин и др.), отмечают влияние физиологии и гигиены на умственный труд и его качество (И.А. Арнальди, К.В. Бардин, В.В. Ефимов и др.), научную организацию умственного труда и учебного процесса (Ю.К. Бабанский, А. Буйлис, А.М. Колесова, Д.Я. Тригер и др.).
Анализ изученной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культуры умственного труда свидетельствует о том, что сама проблема, несмотря на ее важность, современными исследователями высшей школы мало освещена и недостаточно разработана. В то же время знакомство с научными источниками позволяет сделать вывод о том, что современной наукой накоплен богатый фонд многоаспектных идей, опираясь на которые возможно решить задачу формирования культуры умственного труда студентов-магистров за время их обучения в вузе в новых социальных условиях.
Объект исследования - культура умственного труда студентов-магистров.
Предмет исследования - использование различных источников информации при формировании культуры умственного труда.
Цель курсовой работы: изучить особенности формирования культуры умственного труда у магистров при работе с различными источниками информации.
Задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к пониманию «культуры умственного труда» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать основные источники учебной информации.
3. Выявить особенности формирования компонентов культуры умственного труда.
4. Провести экспериментальное исследование, направленное на формирование культуры умственного труда магистров.
Гипотеза исследования: формирование культуры умственного труда магистров будет эффективной только при комплексном подходе к решению проблемы, включая работу с различными источниками информации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения о сущности и функциях культуры как феномена социальной жизни; о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительности; о культуре умственного труда как интегрированном качестве личности; о детерминированности развития ребенка содержанием и способом деятельности, изложенными в работах А. Г. Громцевой, М. 3. Биболетовой, П. Я. Гальперина, И. А, Зимней, Е, Н. Кабановой-Меллер, В. Н. Карташовой, В.П. Кузовлева, Вл. П. Кузовлева, Н.В. Кузовлевой, И. Я. Лернера, Н. А. МенчинскоЙ, В. М. Розина, Е. И. Пассова, Д. И. Фельдштейна, В. М. Филатова и др.
База исследования: ЕГУ им. И.А. Бунина.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.


Глава 1. Теоретические основы формирования культуры умственного труда магистров при работе с различными источниками информации
1.1 Подходы к пониманию «культуры умственного труда»

Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании и имеет множество смысловых оттенков не только в обиходном языке, но и разных науках, где ему придается различное содержание и разное толкование.
При всем своем многообразии определений рассматриваемого понятия, остановимся на тех, которые имеют прямое отношение к базовому понятию нашего исследования - культуре умственного труда:
«культура - совокупность достижений производственных, общественных и духовных отношений людей, высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» (С.И. Ожегов);
«культура - общепринятый способ мышления» (К.Г. Юнг);
«культура - это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности» (В.С. Библер).
Проблемы организации умственного труда рассматривались в работах деятелей русского просвещения, например, выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского. Изучением вопросов эффективной организации труда и обучения занимался известный физиолог Н.Е. Введенский, утверждавший, что «при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности» [15, 77].
Учебный (умственный) труд отличается от любого другого вида труда тем, что главным его результатом является изменение самого обучающегося обогащение его новой системой знаний, умений и навыков, отношений к действительности и пр. (П.Я. Гальперин, А.К. Маркова, В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.Н. Скаткин и др.). В связи с этим, главный воспитательный эффект учебного труда выражен в новых особенностях личностного развития человека.
Доказано, что хорошо организованный умственный труд оказывает большое воспитательное воздействие на обучающегося: способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умения беречь время; формирует не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности. Однако позитивные качества личности умственный труд воспитывает лишь в том случае, если студент умеет учиться.
В сфере образования в настоящее время сформулированы понятия «культура познавательной деятельности» (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) и «культура учебного труда». Эти понятия, вместе с тем, рассматриваются в качестве фундаментальной части другого - более широкого понятия - «культуры умственного труда» (Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Н.П. Ерастов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская и др.).
В психолого-педагогической литературе в настоящее время выделяются основные направления во взглядах на формирование культуры умственного труда:
- культура умственного труда при работе с отдельными источниками информации, например, работа с книгой (Т.И. Акатова, В.С. Безрукова, Г.Г. Гецов, Г.Г. Граник, Л.П. Доблаев, С.И. Поварнин, И.В. Усачева и др.);
- культура умственного труда через выделение отдельных ее компонентов (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Кирсанов, Н.А. Менчинская и др.);
- культура умственного труда как синтетическое качество личности (Т. Бьюзен, А.Г. Войтов, А.С. Границкая, М.А. Данилов, Н.П. Ерастов, Л.И. Рувинский и др.);
- культура умственного труда как система рациональных способов умственной деятельности, для которых необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления (Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук);
- культура умственного труда, объединяющая все указанные направления (Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, А. Буйлис, Н.Ф. Головатый, В.О. Пунский, Д.Я. Тригер и др.).
В.П. Кузовлев определяет культуру умственного труда как синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу [19, 35]. При всех различиях в подходах к определению понятия культуры умственного труда есть и общее: культура умственного труда является важнейшим условием и предпосылкой реализации основных функций обучения в их взаимосвязи и тем самым личностно-ориентированного образования в целостном педагогическом процессе (П. А. Менчинская, Е; Н. Кабанова-Меллер, П. Я. Гальперин).
Таким образом, культура умственного труда - ядро общей культуры - проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (личностный, эстетический, интеллектуальный, организационно-технический, гигиенический компоненты), позволяющие в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. В структуру умственного труда включено планирование, организация этапов работы, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана.
Мы разделяем точку зрения Н.Ф. Талызиной, убежденной в том, что личностный компонент - главный компонент, обеспечивающий готовность обучающихся к усвоению учебного материала, формирующий познавательные мотивы, интересы, мировоззрение и духовный мир личности, а складывающиеся при этом личностные позитивные отношения студентов к самому учебному процессу, его направленность оказывают воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.
Интеллектуальный компонент обслуживает операциональную сторону процесса познания и обеспечивает овладение содержательной стороной учебной информации, процесс выполнения самостоятельной работы. По мнению Л.С. Выготского, именно интеллектуальный фактор занимает центральное место в понятии «культура умственного труда» [22, 35].
Гигиенический компонент предполагает знание и выполнение санитарно-гигиенических норм при организации учебной деятельности, умения разумно расходовать свои физические силы, определять и грамотно распределять нагрузку, чередовать различные виды деятельности с целью предупреждения переутомления и сохранения здоровья.
Эстетический компонент обеспечивает основу эмоционально-ценностного отношения личности к интеллектуальному труду. К эстетическому компоненту культуры умственного труда относят: культуру слушания, культуру монолога и диалога, культуру спора; культуру общения студентов между собой, с преподавателями вуза, с сотрудниками вуза, с детьми в период прохождения профессионально-педагогической практики; внешний вид студента; оформление научных, учебных и творческих работ и д........


Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Уч. пособ. для студ. вузов / Г. С. Абрамова. М.: Академ, проект, 2000. - 624 с.
2. Андреев В. И. Педагогика/ В.И. Андреев. Казань: ЦИТ, 2000. - 608 с.
3. Бабаинский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М., 2003.
4. Баранов С.П. : Педагогика. - М., 2004.
5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на Дону, 2006.
6. Башун, О.В. Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя как проблема современной педагогики [Текст] / О.В. Башун // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал, серия «Педагогика. Психология». - № 3, т. 13. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - С. 66-68
7. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания. Пособие для студентов вызов. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994 - 304 с.
8. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда: Учебное пособие. - Казан. Гос. Технол. Ун-т. Казань, 2001. - 160 с.
9. Границкая А.С Научить думать и действовать. - М., 2003.
10. Елютин Б. П. Развитие высшей школы / Б. П. Елютин.-М., 1991.-С. 46.
11. Ерастов Н. П. Культура умственного труда / Н. П. Ера-стов. Ярославль, 1973. - 112 с.
12. Зайцева Т. П. Энциклопедия современного учителя / Т. П. Зайцева. М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство ACT»», 2000. - 336 е.: ил.
13. Зайцева, С. С. Культура умственного труда как педагогический феномен / С. С. Зайцева // Вестник УРАО. - М., 2007. - № 1. - С. 42-45.
14. Зайцева, С. С. Основы самостоятельной работы студентов вуза / С. С. Зайцева. - Н. Новгород : Нижегор. коммерч. ин-т, 2006. - 25 с.
15. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 2005.
16. Калмынова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 2002.
17. Кузовлев В. П. Проявление компонентов культуры умственного труда при работе с компьютерами: межвузовский сборник научных трудов / В. П. Кузовлев. М., 1998. - С. 19.
18. Кузовлев В. П. Философия активной учебной деятельности учащихся: монография / В.П. Кузовлев, А. В. Музальков. Елец: ЕГУ им. А.И. Бунина, 2004.
19. Кузовлев В. П. Воспитание активной позиции учащихся в овладении культурой умственного труда / В.П. Кузовлев // Формирование творческой активности ученика и студента. Омск, 1978.
20. Кузовлева Н.В., Пачина Н.Н. Компетентностный подход в формировании культуры умственного труда при подготовке магистра начального образования// «Начальная школа», 2011г. - № 4.
21. Пассов, Е. И. Методические рекомендации для студентов по работе с памятками для формирования приёмов учебной деятельности у учащихся 4-х классов / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, М. А. Иванова. Липецк, 1985. - С. 3-9.
22. Руднянский, Я. Как учиться Текст. / Я. Руднянский. М: Просвещение, 1992.-С. 172.
23. Русакова, Г. А. Стратегия научения как одно из направлений воспитания культуры умственного труда Текст. / Г. А. Русакова: межвузовский сборник научных трудов. М., 1997. - С. 100.
24. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 302 с.
25. Попова, А. Формировать культуру умственного труда Текст. / А. Попова // Учитель. 2002. - № 4. - С. 16-21.
26. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда: Учеб. пособ. / Н.С. Пряжников. М.-Воронеж: Ин-т практ. психологии; НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.
27. Рыблова, А. Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе: теоретические проблемы, вопросы технологии: монография / А. Н. Рыблова. Саратов: СГТУ, 1999. - 141 с.
28. Солдаткин, В. И. Основы открытого образования. Российский государственный институт открытого образования Текст. / В. И. Солдаткин. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 680 с.
29. Усачева, И. В. Самостоятельная работа студентов с книгой: Учеб.-метод. пособ. / И. В. Усачева. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 88 с.
30. Учимся учиться / Под ред. А. М. Зимичева. Л: Лениздат, 1990.205 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.