На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Объектом изучения выступает государство, как субъект гражданских прав. Понятие и виды субъектов гражданских прав. Правовые особенности гражданских правоотношений регулируются Конституцией Украины и нормами национального гражданского законодательства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 15.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
МВД УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЕВПАТОРИЙСКИЙ УКП ХЭПУ
Курсовая работа
По дисциплине:
"Гражданское право"
на тему:
"Государство, как субъект гражданского права"
Выполнил студент 2 курса 205 группы
Евпаторийского УКП ХЭПУ
Кравчук Ольга Васильевна
Адрес ул. Верхнефонтанная 17,
с. Верхние Фонтаны,
Симферопольский район
АРК 97573
г. Евпатория 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3
      Раздел 1. Понятие и виды субъектов гражданских прав по законодательству 5
      Раздел 2. Правовые формы участия государства в гражданских отношениях 13
      Раздел 3. Органы и представительства, через которые действует государство в гражданских отношениях 20
      Раздел 4. Гражданско-правовая ответственность государства по гражданским обязательствам 24
    Заключение 29
    Список использованных источников 32

Введение

Предметом исследования в курсовой работе служит предмет гражданского права.

Непосредственным объектом изучения в курсовой работе выступает государство, как субъект гражданских прав.

Цель работы - на основании анализа правовых документов (Конституции Украины и Конституции АРК, Гражданского Кодекса Украины) дать правовую характеристику объекта в соответствии с предметом изучения в работе.

Для достижения поставленной цели предполагается решить задачи следующего содержания:

· выделить понятие и виды субъектов гражданских прав по законодательству, выделить особенности такого субъекта, как государство;
· охарактеризовать правовые формы участия государства в гражданских отношениях, показать непосредственные и опосредствованные формы государства в гражданском обороте через созданные юридические лица;
· перечислить органы и представительства, через которые действует государство в гражданских отношениях, проанализировать их компетенцию;
· представить гражданско-правовую ответственность государства по гражданским обязательствам;
· обобщить результаты исследований в работе в виде выводов.
Гражданское право, как самостоятельная отрасль права Украины, регулирующая имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, несомненно, является основой регулятивной деятельности государства. В соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины "О собственности" за государством закреплено имущество, обладает государство казной, поэтому как субъект государство не может не принимать участия в гражданском обороте, и в этом случае государство, представляет интересы народа Украины.
Актуальность исследования вытекает из особенностей государства, как властного института, по сравнению с другими субъектами гражданского права Украины в возможностях осуществления гражданских правоотношений. Интерес исследования связан также со сравнительно небольшой изученностью данного вопроса в материалах правовой, юридической литературы.

Раздел 1. Понятие и виды субъектов гражданских прав по законодательству

Гражданские правоотношения - это урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные неимущественные отношения, участниками которых выступают носителями гражданских прав и обязанностей Гражданское право: В 2 т. Том I. Отв. ред. Е. А. Суханов. - М., БЕК, 2000, стр.11.

Структура гражданских правоотношений состоит из трех основных элементов.

Продемонстрируем элементный состав гражданских правоотношений на рис 1.1 Гражданское право Украины, Учебник// Под ред. Пушкина В.В., Самойленко В.М., Харьков, 1996, стр.29..

Рис.1.1. Структура гражданских правоотношений.

Правовые особенности гражданских правоотношений для субъектов, объектов регулируется Конституцией Украины и нормами национального гражданского законодательства. Актами гражданского законодательства являются также другие законы Украины, которые принимаются согласно Конституции Украины и Гражданском Кодексу Украины.

Гражданские отношения могут регулироваться законами, принятыми Верховной Радой Украины, актами Президента Украины в случаях, установленных Конституцией Украины. Актами гражданского законодательства являются также постановления Кабинета Министров Украины. Иные органы государственной власти Украины, органы власти Автономной Республики Крым также могут издавать нормативно-правовые акты, регулирующие гражданские отношения, лишь в случаях и в пределах, установленных Конституцией Украины и законом.

Гражданские отношения регулируются одинаково на всей территории Украины.

Гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождающих гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать непосредственно из актов гражданского законодательства. В случаях, установленных актами гражданского законодательства или договором, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей может быть наступление или не наступление определенного события.

Субъект гражданских прав - это любое лицо, поведение которого регулируется нормами гражданского законодательства Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003// Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, раздел 2..

Субъектами гражданских правоотношений выступают его участники.

Участниками гражданских прав выступают физические лица, юридические лица и государство. Представим на рис 1.2. состав участников гражданских правоотношений.

В некоторых гражданских правоотношениях субъекты имеют специальное название. Например, в обязательственном праве отношение наделенного правами субъекта называют кредитором, а другого, который имеет обязательства, - кредитором.

Рис.1.2. Участники гражданских правоотношений.

Понятие субъекта гражданских правоотношений напрямую связано с определением объекта гражданских прав.

Объектом гражданских правоотношений является конкретное благо, способное удовлетворить определенные потребности людей, ради которых они и вступают в правоотношения Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003// Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, раздел 3..

К объектам гражданских правоотношений относят

имущество (вещи)

Результаты интеллектуальной деятельности

Личные неимущественные права (действия, в том числе и услуги)

Отразим на схеме состав объектов гражданских правоотношений (рис.1.3).

Рис.1.3. Объекты гражданских правоотношений.

Однако вернемся к характеристике субъектов гражданского права.

Основными субъектами гражданских правоотношений в Украине выступают физические лица, юридические лица и государство.

Рассмотрим кратко правовую характеристику каждого из вышеперечисленных субъектов, представленных в гражданском Кодексе Украины.

Физические лицо, согласно Гражданскому Кодексу Украины, это человек, как участник гражданских отношений. Гражданская правоспособность физического лица наступает с момента рождения. Для осуществления гражданских прав физическое лицо должно иметь гражданскую дееспособность. Полная гражданская дееспособность по гражданском законодательству Украины наступает с 18 лет Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003// Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, раздел 2, статьи 24-26..

Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003// Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, раздел 2, статья 80-81..

Юридическое лицо наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде.

Однако основным содержанием изучение в данном разделе служит содержание субъекта гражданского права в лице государства.

Каждое лицо-участник правоотношения должно обладать определенным набором юридических и физических качеств, характеризующих его именно как участника, субъекта права. К таким качествам относятся наличие у лица гражданской правоспособности и гражданской дееспособности.

Меж тем государство нельзя отнести ни к категории физических, ни к категории юридических лиц. Поскольку оно является сложной организацией, выполняющей различные функции, являющейся носителем политической власти и суверенитета Гражданское право Украины, Учебник// Под ред. Пушкина В.В., Самойленко В.М., Харьков, 1996, стр. 37..

Поэтому в гражданском праве Украины государство традиционно не считается юридическим лицом, а относится к особому виду субъектов гражданского права.

Государство - это аппарат управления делами общества, обладающий монополией на власть, правом и возможностью подчинять волю людей, проживающих на определенной территории, устанавливать законы и добиваться их выполнения, собирать налоги, использовать силу для поддержания порядка в человеческом обществе Загальна теорія держави і права/ За ред. В.В. Копєйчикова. - К.: Юрінком Інтер, 1998, стр.24..

Каждое государство, как и всякая иная социальная структура, имеет определенную организацию, определенное построение.

Способ организации государственной власти представляет собой форму государственного правления.

Согласно ныне действующей Конституции власть в Украине принадлежит народу Украины. Народ осуществляет власть непосредственно и через систему государственных органов и органов местного самоуправления,

Государственная власть в Украине осуществляется на основе разделения власти на три независимые ветви - законодательная, исполнительная и судебная Загальна теорія держави і права/ За ред. В.В. Копєйчикова. - К.: Юрінком Інтер, 1998, стр.38..

Согласно данному разделению существует государственный аппарат, т.е. совокупность органов, выражающих государственную власть.

Соответственно в рамках этого аппарата происходит "разделение труда" по осуществлению государственных задач и функцию.

Рассмотрим последовательно органы государственной власти в Украине и их компетенцию в осуществлении государственных задач.

Законодательная власть осуществляется народом через референдум и парламент, избираемый на основе всеобщих демократических выборов, - Верховную Раду.

Исполнительная власть реализуется Президентом Украины через созданное им правительство - Кабинет Министров - и систему центральных и местных органов государственной исполнительной власти.

Судебная власть осуществляется системой судов общей юрисдикции, а также специализированных судов. Закон предусматривает также деятельность Конституционного Суда. Основной задачей Конституционного Суда является гарантирование верховенства Конституции Украины, защита конституционных прав и свобод граждан, обеспечение политической и экономической стабильности в Украине.

В Украине признается и гарантируется местное самоуправление, организованное по территориальному принципу. Территориальная организация общества - пространственная организация (территориальная структура) жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития Загальна теорія держави і права / За ред. В.В. Копєйчикова. - К.:,Юрінком Інтер, 1998, стр.41..

Местное самоуправление - это гарантированное государством право и реальная способность территориальной громады (общины), т.е. жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка, города, самостоятельно, под свою ответственность решать вопросы местного значения в рамках Конституции. Местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов.

Кроме того, государство регулирует бюджетные отношения, основой которых выступают денежные средства в виде налоговых поступлений и финансируются бюджетные учреждения (государственные учреждения и организации) и организации из Казначейства Украины Правознавство: Навч. посібник/ За ред. В.В. Копєйчикова. -- К.: Юрінком Інтер, 1998, стр.56..

Таким образом, государство обладает всеми признаками необходимыми для субъектов гражданского права. Организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяемых в Конституции Украины и в других нормативных актах. Обособление имущества проявляется в наличии права государственной собственности. В законодательстве предусмотрена, также, возможность государства выступать от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступления в суде.

Государство имеет свое обособленное имущество. Имеется в виду та часть государственного имущества, которая находится на праве полного хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за отдельными государственными юридическими лицами. Прежде всего, это имущество, входящее в состав государственной казны - Государственного бюджета. Кроме того, государство самостоятельно выступает в гражданском обороте через свои органы. Причем эти органы или вообще не имеют прав юридического лица, или, являясь вообще юридическими лицами, в данных правоотношениях не пользуются правами юридического лица. Действия этих органов считаются действиями самого государства. Например, таким образом, государство действует через Кабинет Министров Украины.

Характеризуя правосубъектность государства, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов Гражданское право Украины, Учебник// Под ред. Дзеры О.В., Кузнецовой Н.С., - К. Юринком Интер, 2004, стр.87..

Упоминание в законе о возможности применения норм, определяющих участие юридических лиц в гражданском обороте, к рассматриваемым отношениям не означает, что можно говорить о полной схожести гражданской правосубъектности государства с правосубъектностью юридических лиц.

Государство Украина и ее образования составляют самостоятельную категорию участников гражданских правоотношений. Они отличаются от других субъектов гражданского права тем, что обладают властными полномочиями. Государство в законодательном порядке устанавливает обязательные для всех (в том числе и для самого государства) правила, определяющие правосубъектность участников гражданского оборота, взаимоотношения по осуществлению права собственности и других вещных прав, а также обязательственных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и других гражданских прав.

Только само государство обладает правом принимать и вводить в действие правила по которым осуществляется гражданский оборот Конституция (основной закон) Украины от 28.06.1996 // ВВР Украины, -1996, -№39, статья 5.. В соответствии со ст.5 Конституции Украины носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Последние не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться законом определенными властными полномочиями.

Раздел 2. Правовые формы участия государства в гражданских отношениях

На правовые формы участия государства в гражданских отношениях прямо указывает содержание гражданского Кодекса Украины Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003// Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, раздел 2 подраздел 3, глава 10..

В частности, глава 9 Гражданского Кодекса Украины носит название правовые формы участия государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад в гражданских отношениях.

Рассмотрим правовое содержание данных форм, представленных в статьях гражданского Кодекса Украины.

Статья 167 носит название правовые формы участия государства в гражданских отношениях и состоит из трех частей.

В частности данная статья содержит положения Там же , статья 167.:

- государство действует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений (1 часть статьи 167).

- государство может создавать юридические лица публичного права (государственные предприятия, учебные заведения и т.п.) в случаях и в порядке, установленных Конституцией Украины и законом (2 часть статьи 167).

- государство может создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.), принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не установлено законом (3 часть статьи 167).

Прокомментируем дополнительно правовые форму участия, указанную в данной статье.

В статье, наравне с государством в целом, указывается такая форма участия, как Автономная Республика Крым.

Следует заметить, что согласно Конституции Украины, Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению Конституция (основной закон) Украины от 28.06.1996 // ВВР Украины, -1996, - №39, раздел 10, статья 134..

Автономная Республика Крым осуществляет также полномочия, делегированные законами Украины в соответствии с Конституцией Украины.

Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым но вопросам, отнесенным к ее компетенции Конституция АРК от 23 декабря 1998 года, раздел 1 статья 2..

Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет представительные, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах своей компетенции.

Совет министров Автономной Республики Крым является исполнительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет исполнительные функции и полномочия ц пределах своей компетенции.

Организация и деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым основываются на разделении полномочий между ними; подконтрольности, подотчетности и ответственности перед Верховной Радой Автономной Республики Крым как представительным органом, избираемым непосредственно гражданами, органов, образуемых или формируемых ею, должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституция АРК от 23 декабря 1998 года, статья 1, пункт 4..

Правовой основой статуса и полномочий Автономной Республики Крым, Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым являются Конституция Украины, законы Украины, Конституция Автономной Республики Крым.

В случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и актов Совета министров Автономной Республики Крым Конституции Украины, законам Украины действуют положения Конституции Украины, законов Украины.

Статья 168 раскрывает правовые формы участия Автономной Республики Крым в гражданских отношениях, данная статья состоит из 3 частей, каждая из которых гласит, что Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003// Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, раздел 2, подраздел 3, статья 168.:

- Автономная Республика Крым действует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений (часть 1 статьи 168)

- Автономная Республика Крым может создавать юридические лица публичного права (учебные заведения и т.п.) в случаях и в порядке, установленных Конституцией Украины и законом (часть 2 статьи 168)

- Автономная Республика Крым может создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.), принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не установлено законом.

Третьим правосубьектным участником наряду с государством и Автономной республикой Крым, называется территориальная громада.

Местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов.

Статья 169 перечисляет правовые формы участия территориальных громад в гражданских отношениях, также как и в вышеперечисленных статьях главы 9 данная статья указывает, что территориальная громада наравне с государством и Автономной республикой Крым участвует в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений (часть 1 статьи 169).

При этом территориальные громады могут создавать юридические лица публичного права (коммунальные предприятия, учебные заведения и т.п.) и создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.), принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не установлено законом, в случаях и в порядке, установленных Конституцией Украины и законом (содержание частей 2 и 3 статьи 169).

Все субъекты гражданского права, олицетворяющие государственные интересы (государство, АРК, территориальные громады) для реализации своих гражданских правоотношений могут, согласно закону, создавать юридические лица публичного и частного права и действовать через них., таким образом участие государства в гражданских правоотношениях происходит через определенные правовые формы Гражданское право Украины, Учебник// Под ред. Дзеры О.В., Кузнецовой Н.С., - К. Юринком Интер, 2004, стр.83..

К числу таких форм в первую очередь следует отнести юридические лица частного и публичного права.

Юридические лица, в зависимости от порядка их создания, делятся на юридические лица частного права и юридические лица публичного права.

Юридическое лицо частного права создается на основании учредительных документов согласно статье 87 Гражданского Кодекса Украины.

Юридическое лицо публичного права создается распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления Гражданський Кодекс Украины от 16.01.2003 // Голос Украины, № 45-46 от 13.03.2003, статья 81..

На юридических лиц публичного права в гражданских отношениях распространяются положения Кодекса, если иное не установлено законом.

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному.

Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. С. 239. .

Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) - особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его органам, которые в таком случае считаются лишь представителями казны. Не применяется оно и к административно-территориаль и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.