Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА .Делинквентное поведение у подростков.Подростковый возраст

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 16.4.2014. Сдан: 2013. Страниц: 101. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 1.1 Подростковый возраст 1.2 Делинквентное поведение у подростков 1.2.1 Побег из дома и бродяжничество 1.2.2 Злоупотребление спиртными напитками 1.2.3 Аутоагрессия подростков 1.2.4 Нанесение татуировок 1.2.5 Дисморфобия 1.2.6 Патологическое фантазирование и хобби 1.2.7 Расстройства аппетита 1.3 Взаимосвязь акцентуации характера с отклоняющимся поведением Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 2.1.Психологический анализ подростковой преступности 2.2. Социальные детерминанты преступного поведения в подростковой среде 2.3. Профилактика и предупреждение преступлений Глава 3. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 4.1 Интерпретация результатов ПДО 4.2 Проведение исследования и интерпретация полученных результатов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение
В курсовой работе мне бы хотелось рассмотреть такую проблему, как делинквентое поведение подростков. На мой взгляд, эта проблема очень актуальна на сегодняшний день. В этой работе я рассмотрю самые распространенные причины делинквентного поведения подростков, а также способы его психологической коррекции.

Цель исследования заключается - в изучении особенностей делинквентного поведения современных подростков.

Объектом исследования является - психология современного подростка.

В качестве предмета исследования выступают особенности проявления делинквентного поведения современных подростков.

Задачи:

- изучить теоретическое понимание проблемы;

- провести исследование в области этой проблемы;

- подтвердить или опровергнуть на основе своих собственных исследований выдвинутую гипотезу о том, что делинквентное поведение тесно взаимосвязано с акцентуацией характера.

- провести психокоррекцию.
В понимании хронологических границ подросткового возраста в психологической литературе нет единства. В нашей отечественной литературе наиболее распространено мнение, что подростковый возраст начинается достаточно рано, во многих случаях уже в 10 - 12 лет, и продолжается до 15 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются и оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления «Я», обретения новой социальной позиции. Вместе с тем это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.

Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самоуважения и самооценки, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.

Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации.

У многих подростков отмечаются акцентуации характера - определенное заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, алкоголизацию и наркоманизацию).

Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь, это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: реакция экспансии, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых (крайняя степень выраженности этой реакции - бродяжничество); реакция группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентацию на выработку групповых норм и ценностей, формирование собственной субкультуры; реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.
Актуальность

Проблема делинквентного поведения в подростковом возрасте остается малоизученной и весьма актуальной проблемой педагогической психологии. Причины и формы проявления отклоняющегося поведения исследовались, в основном, в клинике детской и возрастной психологии рассматривались в связи и пограничными психическими расстройствами довольно широко и подробно (В. В. Ковалев и М. И. Буянов, К. С. Лебединская, О. А. Трифонов, Н. И. Фелинская, Г. К. Ушаков).

Существенным научным подпорьем в разработке данной проблемы явились работы сотрудников Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, которые составляют исключение из психиатрических исследований своей обращенностью к характерологическим и психологическим особенностям личности и их взаимосвязям с отклоняющемся поведением.

Правда, в основном, это - исследования психодиагностического плана.

Глава 1. Психологическая характеристика подросткового возраста

1.1 Подростковый возраст

В отечественной литературе наиболее распространено мнение, что подростковый возраст начинается достаточно рано, во многих случаях уже в 10 - 12 лет и продолжается до 15 лет.

Подростковый возраст - возраст человека в пределах от 10 - 12 до 14 - 15 лет, являющийся в физическом (физиологическом) и психологическом планах переходным от детства к взрослости.

Подростком мы называем человека, чей физический возраст или психологический возраст соответствует подростковому возрасту. Для подростка характерно то, что в его психологии и поведении довольно противоречивым образом сочетаются детские и взрослые черты. Основные психологические особенности подростка следующие: достаточно высокая развитость познавательных процессов, потребность быть и казаться взрослым, стремление к интенсивному общению со сверстниками в замкнутых возрастных группировках за пределами школы и дома, наличие акцентуированных черт характера, появление интереса к сверстникам и взрослым людям противоположного пола, связанного с ускоренным половым созреванием.[1]
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины такие, как делинквентность и девиантность.

Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно - наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений.

1.2 Делинквентное поведение подростков

В. Ф. Матвеев выделяет следующие разновидности делинквентного поведения подростков и школьников: страхи навязчивости, двигательная расторможенность, заикание, побеги из дома и бродяжничество, расстройство аппетита, патологическое фантазирование, страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия) и патологические увлечения (хобби-реакции).

Также выделяют такие разновидности делинквентного поведения как злоупотребление спиртными напитками, аутоагрессивное поведение, нанесение татуировок.

Рассматривая делинквентное поведение подростков, мне хотелось бы осветить следующие основные проблемы: побеги подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, аутоагрессивное поведение, нанесение татуировок, дисморфобия, патологическое фантазирование и хобби, расстройства аппетита.

1.2.1 Побег из дома и бродяжничество

Проблема побега подростков из дома и бродяжничества была чрезвычайно острой в послереволюционные годы. Тысячи малолетних детей и подростков, лишенных во время гражданской войны своих семей, перемещались по огромной стране без какой - либо значительной цели, бродяжничали. В последующие годы эта проблема официально считалась решенной. Ею снова занялись в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Она вновь возникла в последнее десятилетие.

Если раньше толкнуть подростков к побегу из дома могли склонность к фантазии и стремление получить сильные впечатления, то в настоящее время дети и подростки чаще бегут по другой причине. Бегство у них - реакция на неблагополучную среду воспитания.

Дети до 7 лет, как правило, не уходят из дома. Впервые это явление констатируется в период с 7 до 9 лет, но редко. Это случается обычно из-за педагогической некомпетенции, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности.

Чаще всего побеги из дома совершают подростки в возрасте 10 - 13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам. Основными побудителями к бегству являются принадлежность к социально - неблагополучной семье, стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно ведущих себя с окружающими людьми и т. д.), а также незнание и неучет родителями трудностей их детей в школе. Последние обычно вызываются или отставанием подростка в учебе, или недостаточно уверенными, а порой и просто отрицательными оценками учителей способностей у школьника, или пренебрежительным отношением к нему товарищей. Выход из этого положения подросток обычно ищет в нарочито вызывающем и бесшабашном поведении в классе, что приводит к дисциплинарным взысканиям, испорченным отношениям с учителями и т. д. То есть происходит значительное ухудшение положения ученика в классе. Благоприятный выход из таких ситуаций во многом зависит от помощи подростку родителей. Их долг, увидев неблагополучие в поведении ребенка, глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объединениях во дворе дома и других местах). Если на лицо описанная ситуация, то родителям надо принять сторону ребенка и решительно поддержать его. Это выразится, во-первых, в ряде действий по отношению к подростку. Надо, чтобы ребенок почувствовал, что он не одинок, что родители его любят, понимают и одобряют, что они ему сочувствуют, готовы помочь и защитить. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без психологии очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд).

Побеги подростков из дома могут совершаться и под влиянием товарищей. Вообще для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установления связи с проживающими там бродягами и т. д. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье и ученическом коллективе.

Подростки могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля родителей. К этому подчас добавляется тяга к путешествиям. В таких случаях подростком предварительно выбирается маршрут побега, заготавливаются необходимые вещи и некоторое количество продовольствия, происходит поиск попутчиков. Подчас побег из дома совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывают негативные реакции со стороны взрослых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их бьющей изнутри активности и инициативы. Для предотвращения побегов таких подростков их надо вовлекать в интересную и напряженную полезную деятельность, в которой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку.

Дольше всего в побеге остаются отстающие в учебе подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дома обычно под влиянием более старших и опытных товарищей. Часто найти свое место в бродячей компании им бывает трудно. Особенно если нет покровителя. Тогда они возвращаются домой. Надо отметить также, что девочки - подростки убегают из дома реже, чем мальчики.

Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы).

Надо заметить, что побеги подростков связаны не с непониманием ими нецелесообразности таких действий, а с отрицательными эмоциональными реакциями на неблагоприятную для них обстановку. Поэтому следует помочь им не поддаваться возникающим чувствам, а искать путь согласия с окружающими.

В последние годы в России появилось заметное количество подростков - бомжей. Недавно стало известно, что они похищаются членами преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве.

1.2.2 Злоупотребление спиртными напитками

Следующая проблема - злоупотребление некоторыми подростками спиртными напитками. Большинство подростков испытывают при первом употреблении алкоголя отвращение или безразличие и лишь 24 процента получают удовольствие. После первого незначительного употребления алкоголя симптомов алкогольной интоксикации не наблюдается. Будет ли подросток пить в дальнейшем, во многом зависит от отношения к пьянству окружающих.

Развитию алкоголизма способствует целый комплекс социально-бытовых условий, и прежде всего - отношение к алкоголю родителей. В семьях, где алкоголизация родителей отсутствует, средний возраст знакомства со спиртными напитками - 12 - 15 лет, а в неблагополучных в этом отношении семьях - 9 - 12 лет. Чем выраженнее пристрастие к алкоголю, тем раньше знакомство ребенка со спиртным.

В возрасте до 13 лет такое явление отмечается в ряде случаев почти исключительно в связи с подражанием взрослым. Надо отметить, что по данным Ю. П. Лисицына и И. Я. Копыта (1983), 79,9 % взрослого населения употребляют алкоголь умеренно, а 18,8 % злоупотребляют спиртными напитками. Таким образом, интерес к алкоголю весьма широк. Важно отметить также, что устойчивое пристрастие к алкогольным напиткам обнаруживается в период между 20 и 29 годами у 18, 6 % людей, в 30 - 39 лет - у 40,2 %, в 40 - 49 лет - у 29,1 %, старше 50 лет - у 12,1 %. Эти цифры приведены для подтверждения вывода о том, что родители, наиболее часто употребляют алкоголь в период воспитания своего ребенка, давая подростку лишний раз повод для следования плохим примерам. Обстоятельства становятся еще более неблагоприятными для подростка, когда старшие в семье считают, что иногда, по праздникам, ребенок может немного попробовать некрепкого вина. Нежелательно распространять среди подростков мнение, что употребление спиртного в разумных пределах не вредно. Придерживающие этого взгляда взрослые люди не учитывают, во-первых, большого отрицательного влияния алкоголя именно на растущий организм и того, во-вторых, что молодежи свойственно легче преступать дозволенные границы, заблуждаться относительно своих возможностей. Поэтому усвоение подобных взглядов подростками и бывает крайне вредным для них, способствует в значительной мере усилению пьянства среди молодежи.1

В случае развития алкоголизма у одного из родителей подростка у него возможна повышенная переносимость алкоголя и выраженное влечение к повторному приему алкоголя, что свидетельствует о наличии определенных биологических факторов, обуславливающих формирование алкоголизма.

Однако подростки могут прийти к употреблению спиртных напитков и по собственному почину. Причин может быть несколько. Одна из них - любопытство. Для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением своего ребенка и разъяснения вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского. Другая причина - вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков. В основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений. Здесь также немало и неуверенных в себе, пассивных подростков. Для отвлечения таких подростков от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность коллектива сверстников, где они бы духовно развивались и самоутверждались.1

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых подростков в криминальные группы. Инициатором его являются молодые люди, для которых алкоголь - основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Он считается у них приобщением к миру взрослых. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это не из-за материальной нужды, а из чувства солидарности и конформности. Опьянение таким подросткам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека, «настоящего мужчины». Понятно, что этим подросткам важно раскрыть подлинно ценные качества современного мужчины и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в полезном деле.

Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.

Установлено, что подростка влечет не вкус напитка, а его действие - состояние опьянения. Степень достигаемого опьянения у 90 процентов легкая, с ощущением прилива сил, чувство довольства, комфорта, повышения настроения. У некоторых опьянение протекает с элементами дурашливости. При таком опьянении не бывает выраженной алкогольной интоксикации, потери самоконтроля, за небольшое отклонение в поведении никто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в милицию, медвытрезвитель. У него формируется убеждение, что это вполне естественное и закономерное явление в жизни, и он продолжает принимать алкоголь.

В подростковом возрасте отмечаются случаи хронического алкоголизма. Поэтому важно знать, что нашим обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Так, запрещены продажа им и распитие спиртных напитков. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же явление при служебной зависимости или при совершении преступления - к уголовному наказанию. Те же меры предусмотрены при систематическом спаивании подростка.

Существует мнение, что более раннее, систематическое употребление спиртных напитков почти всегда сопряжено с более быстрым формированием и злокачественностью алкоголизма (П. Н. Литвинов), поэтому в условиях акселерации вопросы противоалкогольной работы с подростками приобретают особую актуальность. Систематическое употребление спиртных напитков следует относить к наиболее вредным привычкам подростков, так как оно ведет не только к различным нарушениям поведения, но и развитию алкоголизма, болезненного состояния, которое правильнее называть алкогольной наркоманией. В отличие от эпизодических приемов алкоголизм или алкогольная наркомания - заболевание, при котором у больных возникает болезненное (наркоманическое) влечение к алкоголю и тесно связанная с этим потеря чувства меры и контроля за количеством выпитого спиртного. У больных, вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками, появляются психические и соматические расстройства внутренних органов различной интенсивности, вначале обратимые, но постепенно переходящие в необратимые.

Одним из первых признаков алкоголизма является наркоманическая зависимость. Она бывает психической (потребность с помощью алкоголя изменить свое психическое состояние) и физической (состояние дискомфорта со стороны внутренних органов при отсутствии алкоголя). Основным симптомом алкоголизма на самых ранних стадиях является патологическое влечение к алкоголю.

У лиц, страдающих алкоголизмом, спиртное становится необходимым компонентом обменных процессов организма. В результате при воздержании от приема спиртного у них развивается похмельный синдром, или синдром воздержания. Похмельный синдром проявляется в виде общего недомогания, головных болей, нарушение сна, деятельности сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем, пониженного настроения на фоне выраженного стремления к алкоголю. Все эти явления проходят после приема алкоголя. У подростков похмельный синдром формируется спустя 1- 3 года после начала систематического пьянства. Алкоголизм у подростков развивается следующим образом:

1 этап - начальная адаптация к алкоголю;

2 этап - усвоение стереотипов алкогольного поведения;

3 этап - психическая зависимость от алкоголя;

4 этап - физическая зависимость от алкоголя.[2]

В любых случаях при борьбе со злоупотреблением подростками спиртных напитков бывает недостаточно порицания или запрета, устранения вредных влияний со стороны, но и нужна большая работа по развитию нравственности подростков, привитию им разнообразных и широких интересов.
1.2.3 Аутоагрессия подростков

Делинквентность поведения некоторых подростков может выражаться в аутоагрессии, т. е. в покушении на целостность своего организма. Обычно это происходит у подростков однажды в жизни и чаще выражается в самоповреждении. Большей частью это не опасные повреждения, а поверхностные раны в безопасных местах. У лиц женского пола самоповреждения редки. Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта, т. е. сильного и кратковременного эмоционального взрыва. Чаще всего он бывает вызван чрезвычайными отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной эмоциональной неустойчивостью личности. Поводы к аутоагрессии могут быть самыми разнообразными: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей и т. д. Аутоагрессия нередко связана с незрелостью оценок подростка сложившейся вокруг него обстановки.

1.2.4 Нанесение татуировок

Теперь рассмотрим татуировки у подростков. В основном их наносят подростки в возрасте от 11 до 13 лет. Среди них чаще всего встречаются лица, стремящиеся выйти в лидеры и недостаточно интеллектуально развитые, трудно утверждающиеся в группе сверстников подростки. Причины различные: желание выделиться среди товарищей, показать свою самостоятельность, подражание взрослым, ложный романтизм. Татуировки обычно наносят на кисти рук и предплечья. Наиболее распространенные изображения: якорь, крылья (интерес к героическим профессиям), первая буква имени, цифра, крестик (показ самостоятельности).1

1.2.5 Дисморфобия

Под этим понимается необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек.

Нередко подросток находит дефекты в лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, наличие прыщей и т. п.). Иногда это недостатки в фигуре (небольшой или слишком высокий рост, полные бедра, узкие плечи и т. д.).

Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют весь стереотип его поведения. Подросток начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. В школе старается сидеть на задней парте, быть ближе к стене, очень неохотно выходит отвечать к доске, на переменах также стремится уединиться.

Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят подростка к врачу-косметологу с просьбой устранить физический дефект. Такие подростки должны быть проконсультированы у психиатра.
1.2.6 Патологическое фантазирование и хобби

Фантазии встречаются у всех детей всех возрастов. В некоторых случаях фантазии бывают садистского, мазахистского или эротического характера. В пубертатном возрасте наблюдаются фантазии по типу самооговоров и оговоров, связанные с повышенными извращенными влечениями. Например, мальчик рассказывает о мнимом участии в ограблении, воровстве, угоне автомашины, принадлежности к различным бандам. У девочек-подростков оговоры носят характер ложных обвинений в изнасиловании.

Увлечение (хобби) характерно для подросткового и юношеского возраста. Патологическое увлечение характеризуется крайней одержимостью или чрезмерно интенсивным характером, необычностью и вычурностью, когда все остальное (Учеба, развлечения, встречи с друзьями) отодвигаются на задний план. Подросток все свое время уделяет хобби.

1.2.7 Расстройства аппетита

Расстройства аппетита или нарушение «пищевого поведения» у детей и подростков возникает по различным причинам. Это может быть стремление обратить на себя внимание и добиться желаемой цели или реакция на ссору, разлуку с родными и близкими, тяжелые переживания.

Причиной ограничения в еде или отказа от пищи является также желание похудеть, исправить фигуру.

Нарушение «пищевого поведения» начинается с исключения из рациона калорийных продуктов (масла, хлеба, сладкого, углеводных продуктов). В начале перестают есть по утрам или ужинам. Затем принимают пищу один раз в день в довольно ограниченном количестве.

В начале чувство голода значительно подавляется, затем, при длительном ограничении в еде, снижается возбудимость пищевого центра, в результате чего аппетит резко снижается и даже совсем пропадает. Наступает истощение и прогрессирующее падение веса тела. Уговоры и угрозы близких с целью заставить принимать достаточное количество пищи не приносят желаемого результата.

Несмотря на прогрессирующее истощение, подростки продолжают старательно учиться в школе, участвуют в общественной жизни коллектива, помогают родным по хозяйству.

Однако постепенно при развитии истощения активность и успехи в школе начинают снижаться.

Болезненное расстройство аппетита может принимать затяжное течение - до нескольких месяцев, даже лет. Иногда отказ от пищи сменяется нормализацией «пищевого поведения», однако в дальнейшем при незначительных и не всегда уловимых неприятных переживаниях вновь может возникнуть расстройство аппетита. Полная нормализация состояния обычно наступает к 17 - 19 годам.
1.3 Взаимосвязь акцентуаций характера с отклоняющимся поведением подростков

Подростковый возраст характеризуется заострениями и противоречиями характера, подчас трудно объяснимыми поведенческими реакциями подростков, у которых в этот период особенно обостряется самоанализ и самооценка, тягой к социальному и личному самоопределению (Л. И. Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик).

В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются особенности (акцентуации) характера. По существу акцентуации - это крайние варианты нормального характера. Лишь в отдельных случаях эти особенности напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера.

В то же время акцентуации могут быть предрасполагающим фактором для развития невротических реакций, неврозов, патохарактерологических особенностей и т. д. В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации характера - явная и скрытая.

Явная акцентуация характеризуется наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность тех или иных черт характера не мешает в целом удовлетворенной социальной адаптацию. В трудных ситуациях могут наступать временные нарушения адаптации и отклонения в поведении подростков.

Скрытая акцентуация может быть отнесена к обычным вариантам нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать порою неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций. Проявление тех или иных черт акцентуации не приводят к заметной социальной дезадаптации.

В зависимости от акцентуации психиатры выделяют следующие характеры: циклоидный, лабильный, гипертимный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шиз........

Криминология. Учебник для вузов/ под общей редакцией Дотовой А.И., М., 2001
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975
Миньковский Г.М. Преступления несовершеннолетних и молодежи / Криминология. М., 1968
Общая психология / под ред. А.В.Петровского. - М., 1975
Основы социальной работы: / Учебник / отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА - М., 1999 - 368 с.
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.-СПб.: Речь, 2002.- 694 с.:ил.
Психогимнастика в тренинге/под ред. Н.Ю.Хрящевой.-СПб.:Речь, Институт Тренинга, 2004. - 256 с.
Социология молодежи: Учебник / под ред. В.Т.Лиговского. - СПб., 1996
Социологические проблемы образования и воспитания. Сборник. / под ред. Р.Г.Гуровой, М., Педагогика, 1973
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Изд-е 4-е.,доп. И перераб. Ростов н/Д: из-во "Феникс", 2003. - 704 с.
.Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1998
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991 - 288 с.
Филипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы: Минскк, 1998 - 108 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.