На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности формирования конкуренции в России. Антимонопольное законодательство

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 20.4.2014. Сдан: 2013. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы рынка совершенной конкуренции 6
1.1. Конкуренция и её виды 6
1.2. Особенности рынка совершенной конкуренции 8
1.3. Особенности формирования рыночного равновесия в условиях совершенно конкурентного рынка 10
2. Особенности формирования конкуренции в России. Антимонопольное законодательство 17
2.1. Законодательные условия формирования конкуренции в России 17
2.2. Методы антимонопольной политики в сфере государственного управления РФ 24
Заключение 31
Литература 34


Введение

Рынок зародился в тот момент, когда обмен результатами деятельности отдельных экономических субъектов установился на постоянной основе при переходе от натурального к товарному хозяйству. Существование товарного производства и необходимость обмена товарами между специализированными, обособленными товаропроизводителями неизбежно вызывают необходимость существования рынка, как особой формы отношений обмена.
Рынок как экономическая категория выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи определённых видов товаров.
Рынок выполняет в экономике следующие функции:
- выступает посредником между продавцами и покупателями, это - посредническая функция;
- на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения определяется цена товара, это - ценообразующая функция. Цены показывают условия, при которых люди и фирмы добровольно обмениваются различными товарами;
- самая главная функция рынка - регулирующая. Именно цены служат сигналом для покупателей и продавцов. Если потребителю нужно больше какого-либо товара, цена возрастет, посылая сигнал производителю о том, что требуются большие поставки. [7, c. 96]
Главной особенностью рынка, как экономической категории является то, что он характеризуется наличием конкуренции, то есть на нём существует соперничество субъектов рынка за выгодное положение на нём. Конкуренция идет:
- между продавцами. Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются деньги покупателей. Каждый стремится продать свой товар, получив взамен его денежный эквивалент. Борьба особенно остра, когда предложение превышает спрос;
- между покупателями. Объектом борьбы между покупателями является товар. Каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве. Такая борьба особенно отчётливо себя проявляет при превышении спроса над предложением;
- между продавцами и покупателями. Объектом конкуренции между продавцами и покупателями является цена на соответствующий товар. Смысл борьбы понятен: продавец стремится продать подороже, а покупатель - купить подешевле. [2, c.76]
Конкуренция в настоящее время в теории экономики рассматривается как основа существования рыночных систем хозяйствования и потому задачей любого государства является формирование таких условий хозяйствования экономических субъектов, которые обеспечивали бы максимальное развитие конкурентных основ в определённой экономической системе.
Актуальность исследования проблемы формирования конкурентных рынков определена теми функциями, которые выполняет рынок и конкуренция в экономике страны. Именно конкурентный рынок способен формировать условия для наиболее эффективного функционирования всех экономических субъектов.
Актуальность исследования условий формирования конкурентных рынков определила тему исследования, его и задачи цель, а также границы исследования.
Объектом исследования является рынок как ключевая экономическая категория.
Предмет исследования - рынок совершенной конкуренции, как особая рыночная структура, характеризующая идеальное состояние рынка.
Цель исследования: рассмотреть особенности рынка совершенной конкуренции, определить условия его существования и развития, а также исследовать проблему формирования конкурентного рынка в России.
В соответствии с поставленной целью в рамках исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрена сущность конкуренции и определены её виды;
- определена сущность и выделены особенности рынка совершенной конкуренции;
- рассмотрены теоретико-методологические особенности формирования рыночного равновесия в условиях совершенно конкурентного рынка;
- рассмотрены особенности формирования конкуренции в Росси и ключевые принципы российского антимонопольного законодательства.
В рамках выполнения работы были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция а также другие общенаучные методы исследования.

1. Теоретические основы рынка совершенной конкуренции

1.1. Конкуренция и её виды

Термин «конкуренция» неразрывно связан с экономической стороной функционирования общества. Конкуренция является необходимым условием общего развития экономической системы. Конкуренция (от лат. concurrere - состязаться) представляет собой соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. [6, c.122] Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - основной закон рынка.
Конкуренция - многогранное понятие. Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: по масштабам развития; по своему характеру и по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
- индивидуальной (один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
- местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
- отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
- межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
- национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
- глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). [14, c.89]
По характеру развития конкуренция подразделяется:
- на свободную;
- регулируемую, прежде всего законодательством.
По методам ведения рыночное соперничество делится:
- на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен);
- неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и так далее). [14, c.90]
Для эффективной экономической деятельности страны роль конкуренции является определяющей. Экономический закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет в конечном счете к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров связана с правилами конкурентной «игры».
Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому, инновационному. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах. [11, c.233]
Таким образом, механизм конкуренции является основным стимулом развития экономики, результатом действия которого оказывается повышение экономической эффективности производства и распределения. Вместе с тем, конкуренция требует оптимального сочетания экономических, технологических и правовых предпосылок. Недооценка этого обстоятельства сдерживает развитие конкуренции, что ведет к застою в экономике, абсолютному и относительному снижению ее эффективности, снижению жизненного уровня населения.

1.2. Особенности рынка совершенной конкуренции

Каждая отрасль хозяйства может выступать в конкретной рыночной структуре. Она характеризует условия, в которых протекает конкуренция. Эти условия могут быть свободными, когда никто из участников рынка не может повлиять на его конъюнктуру, и, соответственно, несвободными. В последнем случае некоторые предприятия контролируют большую долю (часть) рынка производства и продажи определённого товара и поэтому могут диктовать ему свои условия. В соответствии с этим различают два типа рынков: рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Всё многообразие рынков и рыночных структур удобно показать в виде матрицы, в которой строки представляют разное количество покупателей, а колонки - разное количество продавцов (таблица 1).
Таблица 1
Типы и виды рынков с учётом соотношения между покупателями
и продавцами [15, c.241]
Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Билатеральная олигополия Ограниченная монополия
Один Монопсония Ограниченная монопсония Билатеральная монопсония

В рамках таблицы 1 видно, что совершенным можно считать только один вид рынка - полиполия - на котором присутствует много продавцов и покупателей, которые конкурируют друг с другом только ценой товара).
Все остальные рыночные структуры, представленные в таблице 1, характеризуют различные виды несовершенных рынков.
Совершенная конкуренция наблюдается на совершенном, идеальном рынке. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими основными признаками:
- неограниченное число независимых продавцов и покупателей товара конкурентной отрасли (несколько сотен или тысяч), причем каждый продавец имеет ограниченную долю рынка;
- абсолютная однородность продукции означает, что товары, предлагаемые к продаже, имеют одинаковые стандартные свойства в отношении качества, упаковки и внешнего вида;
- абсолютно свободный доступ на рынок новых предприятий и свободный выход из него существующих компаний;
- абсолютная мобильность, то есть свобода перемещения всех факторов производства, возможность освободиться от лишних ресурсов или привлечь дополнительные факторы;
- полный обзор (прозрачность) рынка означает, что продавцы и покупатели информированы о ценах, качестве товаров,........


Литература

1. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ) // Парламентская газета. - 2006. - 3 августа (№№ 126-127).
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие - 2е изд., перераб. и доп. / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2010. - 348 с.
3. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории / Е.Ф. Борисов. - М.: ЮРИСТЪ, 2011. - 566 с.
4. Краснов В.Н. Внутреннее противоречие концепции свободно конкурентного рынка (совершенной конкуренции) / В.Н. Краснов // Сегодня и завтра российской экономики. - 2011. № 48. - С. 31-37.
5. Кулешова Т.А. Рынок совершенной конкуренции: учеб. пособие / Т.А. Кулешова. Новосибирск: СибГУТИ. - 2011. - 44 с.
6. Курс экономики. учебник - 3-е изд., доп. /Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 480 с.
7. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь / Под общей редакцией Г. С. Вечканова. - СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 615 с.
8. Оруч Т.А. Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка / Т.А. Оруч, А.Т. Жданович // Экономика и управление: Новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 4. - С. 37-39.
9. Пиньковецкая Ю.С. Малое предпринимательство на рынках совершенной и монопольной конкуренции / Ю.С. Пиньковецкая // Современная конкуренция. - 2012. - № 2. - С. 3-12.
10. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой // Экономический журнал РГГУ. - 2011. - № 2. - С. 12-18.
11. Станковская И.К. Экономическая теория: учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. - М.: Эксмо, 2008. - 448 с.
12. Третьяк Н.А. Совершенствование методики оценки состояний конкуренции / Н.А. Третьяк // Весник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 26. - С. 47-53.
13. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с.
14. Экономическая теория: ключевые вопросы: учеб. пособие - 3-е изд./ Под ред. А.И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 210 с.
15. Экономическая теория: учебник / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.]; под ред. И.П. Николаевой. - М.: ТК Велби, 2012. - 576 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.