На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная работа Психокорекцйна робота з мовою

Информация:

Тип работы: Контрольная работа. Предмет: Психология. Добавлен: 20.4.2014. Сдан: 2013. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Введение
1. Причины ротацизма у подростков………………………………4
2. Взаимообусловленность отношения подростка к своему дефекту речи с эффективностью логопедической коррекции…….5
3. Особенности психологической и логопедической работы при коррекции ротацизма подростков………………………………….12
4. Речевой материал на закрепление звука [ р ] с использованием программы по литературе и русскому языку………….…….……..24
Заключение
Литература



ВВЕДЕНИЕ

В современной коррекционной педагогике достаточно много исследовательских и методических работ посвящено коррекции речи подростков но, к сожалению, в логопедии рассматривается только заикание (иногда нарушение темпа речи) у подростков. Проблема же нарушения звукопроизношения у подростков, как с точки зрения психологии, так и с точки зрения особенностей логопедического воздействия, является малоизученной.
За последние два столетия в логопедии разработано много способов и приемов по преодолению нарушений звукопроизношения. М.Е. Хватцев, М. Зееман, Ф.Ф. Рау, О.А. Токарева, Б.М. Гриншпун. Однако вышеназванные авторы не рассматривают особенности логопедического воздействия на формирование правильных звуков речи в зависимости от возраста пациента. М.Е. Хватцев рекомендует ряд приемов и моторных упражнений, которые можно применять логопеду при постановке звуков преимущественно для взрослых, или преимущественно для детей.
Но проблема психологической, одновременно с логопедической коррекцией нарушения звукопроизношения у подростков, привлекает к себе внимание своей сложностью и во многом нерешенностью. Данная проблема весьма актуальна, поскольку неверное произношение подростка влияет на формирование полноценной коммуникативной деятельности, успеваемости, социальному становлению личности, выбору будущей профессии.
Поскольку нарушение звукопроизношения у подростков могут быть различного генеза, то в данной работе не ставится цель рассмотреть все возможные нарушения, присущие как детям, так и взрослым, а рассматривается только артикуляторно-фонетическая дислалия (по классификации Б.М. Гриншпун) и конкретно наиболее распространенное нарушение звука [р] - ротацизм.
В данном методическом пособии рассматриваются пути педагогического сотрудничества логопеда и психолога в коррекционной работе по устранению ротацизма у подростков. Рассмотрены тесты и психологические методики, которые автор рекомендует использовать логопедам в психолого-коррекционной работе с подростками наряду с традиционным логопедическим воздействием. Предлагаемое пособие рассчитано также на психологов, поскольку содержит практические советы по психологическому сопровождению подростка в течении всех этапов логопедической коррекции. Даны конкретные педагогические рекомендации по преодолению нарушений звукопроизношения у подростков как логопедам, так и психологам.
Психологические особенности подростков, имеющих нарушения звукопроизношения, проиллюстрированы примерами педагогической работы с интересными пациентами.
На практике работа с подростками по закреплению поставленных звуков часто проводится по книгам, ориентированным на младший детский возраст. При всех очевидных достоинствах пособий такого рода предлагаемый в них материал для речевых упражнений не подходит по своему содержанию для вышеназванной возрастной категории. Особенность данного методического пособия состоит в том, что в нем представлен обширный речевой материал, основанный на программном материале по русскому языку и литературе в старших классах, который может быть использован в практической работе не только логопеда, но и учителей русского языка и литературы, а также учащимися старших классов, имеющих нарушения звукопроизношения.

1. ПРИЧИНЫ РОТАЦИЗМА У ПОДРОСТКОВ

Под ротацизмом понимают недостатки произношения звуков [р] и [р’], которые могут выражаться в их искажении, а при параротацизме - в заменах.
Для произнесения правильного звука [р] требуется тонкие и дифференцированные движения языка, четкие кинестетические ощущения. Звук [р] является одним из самых трудных звуков русского языка по своим артикуляторным параметрам. Вот почему он часто и очень легко подвергается разнообразным искажениям и замещениям. В генезе детской речи этот звук, как правило, появляется позднее всех звуков.
Если в детском возрасте (к 3-5 годам) не была сформирована моторная готовность органов артикуляции, кинестетические ощущения были не полноценными и не корректировались своевременно у специалиста, то ребенок, а затем и подросток вследствие моторной недостаточности вместо правильного звука закрепляет дефектное.
Недостатками произношения звуков [р] и [р’] у подростков чаще всего могут быть искажения. [р] и [р’].
Параротацизм в виде замен [р] на [л], характерный для детей дошкольного возраста, у подростков почти не встречается.
Наиболее характерными видами ротацизма у логопатов-подростков являются: увулярный и велярный. Реже звук [р] может заменяться на [h] в открытых слогах, на [?] в закрытых; реже за звук близкий к [ы], или на [ј]. Иногда звук может отсутствовать, как бы проглатываться.
Ротацизм может выступать в одних случаях в качестве единственного нарушения речи (функциональная дислалия), а в других - в качестве спутника более сложных речевых нарушений (механическая дислалия, ринолалия, дизартрия).
Так при остаточных явлениях алалии у подростков при общем низком уровне состояния речи: недоразвитии фонематического анализа, аграмматизмах в устной и письменной речи, дисграфии, может быть нарушено и произношение звуков [р] и [р’].
При псевдобульбарной и корковой дизартрии (ее стертой форме) обычно нарушено произношение группы свистящих и шипящих звуков, но, в зависимости от степени локализации нарушения иннервации IX, XII, VII пар черепно-мозговых нервов, часто встречается и искажение сонорных звуков [р] и [л]. Апекс в таких случаях не выражен, гиподинамичен. В целом речь смазанная маловыразительная.
При механической дислалии из-за несовершенств строения артикуляторного аппарата, при аномальном строении твердого неба, слишком большом, или наоборот, маленьком языке, анкилоглоссии, тонкие дифференцированные движения языка оказываются затрудненными, не формируется достаточная целенаправленная воздушная струя и, как следствие, - наличие нарушения произношения звуков и прежде всего, ротацизма. Следует заметить, что анкилоглоссия (врожденное укорочение уздечки языка в детей в последнее десятилетие встречается реже, поскольку помощь хирурга оказывается в самом раннем возрасте (2-3 месяца) или в 3-5 лет после осмотра логопеда и ортодонта.
При функциональной дислалии у подростка ротацизм может быть из-за постоянного общения с членами семьи, имеющими нарушение звукопроизношения. В таких случаях речь идет о подражании.
Если в речи окружающих ребенок слышит характерный вибрирующий звук, но не может воспроизвести точную вибрацию кончика языка, то вибрация переносится на другие артикуляторные органы, например, на увулу. Усвоенное искаженное произношение может закрепиться надолго и сохраниться к подростковому возрасту. А при слабости мышц артикуляторного аппарата, моторной недостаточности подростку-логопату без коррекции логопеда не обойтись.
Наиболее сложными речевыми дефектами, с трудом поддающимися коррекции как в детском, так и в подростковом возрасте, можно считать дефекты, обусловленные первыми тремя описанными причинами.
При логопедическом воздействии в этих случаях не всегда удается добиться положительного результата.
Гораздо легче устранить ротацизм у подростка, когда неверное произношение усвоено по подражанию, при функциональной дислалии.

2. ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА К СВОЕМУ ДЕФЕКТУ РЕЧИ С ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

В дошкольном и младшем возрасте дети действительно «охвачены» логопедической помощью.
Что касается подростков, имеющих нарушение звукопроизношения, то выявляются основные проблемы:
1) Отсутствие информации в общем, у населения, куда обратиться, где найти логопеда, который будет заниматься с подростком или взрослым.
2) Бытует мнение (к сожалению, и у педагогов), что закрепившееся неверное произношение у подростка или взрослого уже невозможно исправить.
3) Существует и еще одна проблема, касающаяся самих логопедов: по возможности логопеды стараются отказаться от взрослого пациента, обратившегося по поводу ротацизма. Видимо, специфика работы со взрослым или подростком непривычна для логопеда: отсутствие практики психологической работы со взрослыми дислаликами, отсутствие речевого и практического материала для автоматизации звуков со взрослыми пациентами.
4) И, наконец, четвертая проблема: нужно ли вообще исправлять звукопроизношение у подростка или взрослого, является ли это проблемой для них самих и социального окружения, следует ли считать дефектом, в широком смысле этого слова, дефективным искажение звука [р] у подростка или взрослого многие годы говорящего [р] именно в таком искаженном звучании? Стоит или не стоит прибегать к логопедической помощи подростку или взрослому, речь которого грамотна, выразительна, но имеет индивидуальность: звук [р] звучит не так как у всех?
Чтобы яснее представить вышеизложенные нерешенные вопросы и проблемы, можно привести ряд примеров из опыта работы с подростками - логопатами.
Александр М. - 13 лет.
К логопеду обратились родители с просьбой позаниматься с их сыном по русскому языку и литературе (у Саши дисграфия) и исправить звукопроизношение звука [р].
Из беседы с родителями выяснилось, что с 4 лет Саша пребывал в логопедическом детском саду, затем в начальной школе занимался с логопедом, обучался же в общеобразовательном классе. С переходом в 5 класс обострились проблемы с речью, резко ухудшились оценки по русскому языку и гуманитарным предметам. Родители считают, что Саше необходима постоянная помощь логопеда, чтобы он мог выполнять все те требования, которые предъявляются ученику массовой школы.
Ds: Смешанная дисграфия аграмматического и артикуляторно-акустического характера. Псевдобульбарная дизартрия (стертая форма).
Ротацизм проявляется в искажении [р] на звук, близкий к [ы] в закрытых слогах; [тапоы] ? топор, [ноыка] ? норка и в отсутствии звука в открытых слогах [абота]? работа, [маоз] ? мороз.
В течение двух лет Саша регулярно занимался с логопедом русским языком, развитием речи, формирование правильного звука [р]. Все задания выполнял старательно, объективно оценивал свои неудачи и пытался их исправить. С логопедом был доброжелателен, но беседы не на какие темы, кроме учебы, не вел, о своих личных интересах (друзья, лыжная секция, родители и др.) не говорил.
После 6 месяцев безуспешных занятий по постановке звука [р] сам отказался от этого вида занятий, так как не считает свою речь дефективной, поскольку все окружающие его понимают, и у него никогда не было конфликтов по этому поводу с учителями и друзья относятся к нему хорошо, никогда не акцентируя внимания на его произношении.
По желанию Саши занятия по постановке звука были прекращены, но с логопедом мальчик продолжает еще заниматься русским языком и развитием речи.
Евгений Е. - 14 лет.
Мать мальчика обратилась к логопеду по поводу неуспеваемости сына по русскому языку, неумению писать изложения, жаловалась на внезапную потерю у сына интереса к учебе, рассеянность, немотивированную раздражительность, грубость. Причины в изменении поведения сына мать затрудняется объяснить. В процессе беседы с логопедом мать Жени обронила фразу: «К тому же он еще и картавит, но его речь меня вполне устраивает».
При логопедическом обследовании дисграфических ошибок не выявлено. Ошибки на письме обусловлены незнанием орфографических и пунктуационных правил, то есть запущенностью программного материала по русскому языку. Выявлено снижение процесса внимания (объем, концентрация, распределение). Звук [ р ] искажен на увулярный. Строение артикуляторного аппарата никаких дефектов не имеет. Отец, который давно не живет с семьей, также искажает звук [р] (со слов матери Жени). Ранее мать Жени к логопеду не обращалась.
Ds: Дислалия артикуляторно-фонетическая.
На дополнительных занятиях по русскому языку мать Жени все-таки настояла, кроме того, мальчик начал заниматься с репетиторами по математике и английскому.
На третьем занятии русского языка, имея уже более полное представление о характере мальчика и сложности дефекта произношения [р], логопед сама предложила попробовать в процессе выполнения заданий по русскому языку поставить правильный звук [р]. Подросток был очень удивлен, что ему в 14 лет предлагают научиться правильно выговаривать [р], так как был уверен, что, если в детстве этому не научился, то уже так и будет разговаривать всю жизнь (пример отца). Заниматься согласился с радостью, попросив при этом логопеда никому (даже матери) не говорить об этих занятиях, так как не был уверен в успехе.
На третьем же логопедическом занятии после показа уклада органов артикуляции звука [р] изолированный звук был получен, отчего подросток пришел в неописуемый восторг и долго сопоставлял новые кинестетические ощущения со старыми: «Я чувствую теперь, как дрожит кончике языка, а не горло!»
В течение 1,5 месяца был закреплен в речи на занятиях с логопедом, а через 2-3 месяца от начала занятий увулярное произношение [р] полностью исчезло из речи как в официальной обстановке (на уроке), так и в разговорно-бытовой (друзья, близкие).
К немалому удивлению матери Жени к этому же времени необходимость в репетиторах отпала, так как наладилась успеваемость в школе, психо-эмоциональное состояние выровнялось, у Жени появилось много друзей.
Впоследствии, из беседы с классным руководителем Жени и самим мальчиком выяснилось, что в младших классах подросток не придавал никакого значения своему произношению. Но в 8 классе девочка, дружбой с которой Женя очень дорожил, стала негативно отзываться по поводу его речи. Ребята в классе также временами отпускали шутки в его адрес, когда приходилось отвечать у доски. Постепенно мальчик замкнулся в себе, отдалился от друзей. Когда его просили ответить на уроке, то он не мог ответить сразу, а долго стоял и молчал, подбирая в уме синонимы к словам, в которых был звук [р], пытаясь заменить их на слова без этого звука. Так как быстро ему это сделать не удавалось, к тому же подобранные им синонимы были часто неадекватными, то такое странное поведение вызывало только насмешки у одноклассников и раздражительность учителей. В конце концов подросток совсем перестал отвечать на уроках, а причину своего странного поведения не хотел никому объяснять, так как до проведенной успешной коррекции звукопроизношения, был уверен, что всегда будет изгоем в обществе, потому что у него «детская речь».
Мария М. - 17 лет.
К логопеду обратилась вместе с матерью. Мать объяснила, что Маша хотела бы поступить в на журналистский факультет, но успешному поступлению может препятствовать неверное произношение звука [р].
При логопедическом обследовании выяснилось, что артикуляторные органы не имеют дефектов, но имеется незначительная моторная неловкость органов артикуляции: статические упражнения выполняются правильно, а динамические движения замедлены, малая амплитуда движений. В целом слышна нечеткая артикуляция всех звуков, хотя........

ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произведение. М. 1984.
2. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль. 1997.
3. Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. М. 1959.
4. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. М. 2002.
5. Буденая Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб. 1999.
6. Буянов М.И. Беседы о детской психологии. М. 1992.
7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство, здоровье. СПб. 1994.
8. Гриншпун Б.М. Дислалия. М. 1989.
9. Гуткина Н.И. Психологическая проблема общения учителя с подростком. // Вопросы психологии. 1984, № 2.
10. Давыденков С.Н. Неврозы. Л. 1963.
11. Досужков Ф.Н. Невроз болезненной застенчивости (скоптофобия). // Журнал невропатологии и психиатрии. М. 1963.
12. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М. 1996.
13. Жинкин Н.И. Мышление и речь. М. 1958.
14. Захаров А.И. Психотерапия у детей и подростков. Л. 1982.
15. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М. 1962.
16. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. // Вопросы психологии. 1997, № 3.
17. Королевская Т.К. Коррекция устной речи с помощью компьютерного тренажера «Дельфа - 130». М. 1994.
18. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М. 1997.
19. Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1997.
20. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подростков. М. 1999.
21. Новиков Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. // Общее формирование личности школьника. М. 1987.
22. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов на Дону. 2001.
23. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб. 2001.
24. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. В кн.: основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М. 1968.
25. Савкова З.И. Как сделать голос сценичным. М. 1968.
26. Совиль М., Маркович П. Психофизические характеристики детей с синдромом межзубного сигматизма. // Дефектология. 1991, №4.
27. Современный русский язык. В 3-х книгах. / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. М. 1981.
28. Токарева О.А. Функциональные дислалии. В кн.: Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. М. 1969.
29. Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся. // Дефектология. 1997, № 4.
30. Хватцев М.Е. Логопедия. М. 1959.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.